В новых регионах – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях – законодательно устанавливается, что терфонды ОМС будут работать и в качестве страховых медорганизаций (СМО). В полномочия ТФОМС на этих территориях войдет оформление, переоформление, выдача полиса ОМС, ведение учета застрахованных лиц, оплата медпомощи, оказанной клиниками, и ведение учета.
Также в ФЗ добавляется новая статья об особенностях финансового обеспечения медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, в новых регионах.
С 2024 года медпомощь в новых регионах оплачивается частично из федерального бюджета, частично – прямыми межбюджетными трансфертами из бюджета ФФОМС. Так, в 2024 году бюджет ОМС данных регионов составил 39 млрд рублей, в 2025 году он вырос до 58,1 млрд рублей. Минздрав предложил уточнить в ФЗ, что средства ОМС из этого источника получат только определенные медорганизации из списка, которые определит Правительство РФ совместно с министерством.
Поправки вносят некоторые технические детали для оплаты медпомощи в 2026 году. Так, коэффициент дифференциации при определении тарифа страхового взноса в 2026 году на ОМС неработающего населения для новых регионов будет приниматься следующим образом: ДНР, ЛНР – 0,3340, Запорожская и Херсонская области – 0,3333. Численность застрахованных лиц будет определяться ФФОМС совместно с ТФОМС на основе данных персонифицированного учета. Согласно последним данным, совокупная цифра по четырем субъектам составляет 3,2 млн человек.
Что касается регулирования работы СМО в остальных субъектах РФ, то, как и отмечалось после второго чтения законопроекта, положение о наделении глав регионов правом принимать решение об осуществлении терфондами полномочий «страховщиков» исключено. В документе остался добавленный пункт, что при осуществлении терфондами ОМС полномочий СМО Федеральный фонд ОМС должен оказывать методическую и консультативную помощь при получении соответствующего обращения терфонда, а также специальный мониторинг.
Также теперь увеличивается минимальный страховой стаж (количество лет, в течение которых работодатель уплачивает взносы) некоторых категорий иностранных граждан для получения полиса ОМС – с 3 до 5 лет. Возможность стать полноценными застрахованными по ОМС данным специалистам и их семьям ввели в 2023 году. Теоретически первые иностранцы из этой когорты могли бы получить полисы ОМС уже в 2026 году, однако теперь дедлайн смещается до 2028 года.
Кроме того, закон дополняется нормой, согласно которой работники ФФОМС могут получить единовременную субсидию на приобретение жилья. Порядок и условия будет устанавливать Правительство РФ. Соцгарантии будут финансироваться за счет бюджета ФФОМС, предназначенного на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда. По итогам 2024 года объем данной статьи бюджета фонда составил 1,9 млрд рублей.
Также уточняются условия целевого расходования средств ОМС. По общим правилам, всем медорганизациям, которые работают по ОМС, разрешается по завершении финансового года и выполнении всех условий по договору ОМС расходовать средства на то, что обычно считается нецелевыми расходами. Теперь документом формально разделяются региональные, частные клиники и федеральные медорганизации. Условия и направления расходования средств, по сравнению с действующей версией закона, не меняются.
В новых регионах – ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях – законодательно устанавливается, что терфонды ОМС будут работать и в качестве страховых медорганизаций (СМО). В полномочия ТФОМС на этих территориях войдет оформление, переоформление, выдача полиса ОМС, ведение учета застрахованных лиц, оплата медпомощи, оказанной клиниками, и ведение учета.
Также в ФЗ добавляется новая статья об особенностях финансового обеспечения медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, в новых регионах.
С 2024 года медпомощь в новых регионах оплачивается частично из федерального бюджета, частично – прямыми межбюджетными трансфертами из бюджета ФФОМС. Так, в 2024 году бюджет ОМС данных регионов составил 39 млрд рублей, в 2025 году он вырос до 58,1 млрд рублей. Минздрав предложил уточнить в ФЗ, что средства ОМС из этого источника получат только определенные медорганизации из списка, которые определит Правительство РФ совместно с министерством.
Поправки вносят некоторые технические детали для оплаты медпомощи в 2026 году. Так, коэффициент дифференциации при определении тарифа страхового взноса в 2026 году на ОМС неработающего населения для новых регионов будет приниматься следующим образом: ДНР, ЛНР – 0,3340, Запорожская и Херсонская области – 0,3333. Численность застрахованных лиц будет определяться ФФОМС совместно с ТФОМС на основе данных персонифицированного учета. Согласно последним данным, совокупная цифра по четырем субъектам составляет 3,2 млн человек.
Что касается регулирования работы СМО в остальных субъектах РФ, то, как и отмечалось после второго чтения законопроекта, положение о наделении глав регионов правом принимать решение об осуществлении терфондами полномочий «страховщиков» исключено. В документе остался добавленный пункт, что при осуществлении терфондами ОМС полномочий СМО Федеральный фонд ОМС должен оказывать методическую и консультативную помощь при получении соответствующего обращения терфонда, а также специальный мониторинг.
Также теперь увеличивается минимальный страховой стаж (количество лет, в течение которых работодатель уплачивает взносы) некоторых категорий иностранных граждан для получения полиса ОМС – с 3 до 5 лет. Возможность стать полноценными застрахованными по ОМС данным специалистам и их семьям ввели в 2023 году. Теоретически первые иностранцы из этой когорты могли бы получить полисы ОМС уже в 2026 году, однако теперь дедлайн смещается до 2028 года.
Кроме того, закон дополняется нормой, согласно которой работники ФФОМС могут получить единовременную субсидию на приобретение жилья. Порядок и условия будет устанавливать Правительство РФ. Соцгарантии будут финансироваться за счет бюджета ФФОМС, предназначенного на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда. По итогам 2024 года объем данной статьи бюджета фонда составил 1,9 млрд рублей.
Также уточняются условия целевого расходования средств ОМС. По общим правилам, всем медорганизациям, которые работают по ОМС, разрешается по завершении финансового года и выполнении всех условий по договору ОМС расходовать средства на то, что обычно считается нецелевыми расходами. Теперь документом формально разделяются региональные, частные клиники и федеральные медорганизации. Условия и направления расходования средств, по сравнению с действующей версией закона, не меняются.



