В Госдуму внесены поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором авторы предлагают расширить круг лиц, принимающих решение об оказании неотложной медицинской помощи. Соответствующий законопроект подготовили председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов и член комитета Юрий Кобзев.
Действующее законодательство предполагает, что добровольное согласие пациента необходимо на любое действие врача по отношению к нему (опрос, осмотр,манипуляция,инъекция). Исключением является состояние, угрожающее жизни человека, однако механизм определения подобного случая не описан. Отсутствие медицинской помощи в критических ситуациях, в свою очередь, влечет за собой уголовную ответственность – ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному).
Для того чтобы устранить эти противоречия и обеспечить своевременную медицинскую помощь пациенту, который не всегда может оценить, что нужно для его здоровья, авторы документа предлагают наделить решающим голосом старшего медицинского работника выездной бригады скорой помощи. Пока законодательно не закреплено, кто из работников, прибывших на место вызова, должен принимать решение о медицинском вмешательстве.
Иной порядок принятия решения осуществляется непосредственно в медицинских учреждениях. Например, проведение операции пациенту в связи с его неспособностью выразить волю обсуждается консилиумом врачей. В случае невозможности собрать группу медиков решение принимается непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента. Операции несовершеннолетним проводятся с письменного согласия родителя или законного представителя пациента.
В июле 2019 года Минздрав РФ анонсировал изменения в перечень вмешательств, требующих информированного добровольного согласия пациента при выборе врача и медорганизации для получения первичной медико-санитарной помощи. Поправки коснутся проведения телемедицинских консультаций.