Грустные размышления… Арест врача реаниматолога-неонатолога в Калининграде до окончательного решения суда, обвинения в убийстве младенца.
Я в детской хирургии тридцать лет, большую часть – в хирургии новорожденных, много лет – внештатным судебным экспертом по детской хирургии. В нашей клинике наказом учителей звучал девиз – «Относись к любому ребёнку, как к своему!». Знаю, так говорили во многих, если не во всех, клиниках… Детская медицина другой не бывает, и врачи другие в ней не работают! Осложнения, а тем более смерть ребёнка – тяжелейшие переживания любого из нас и всего коллектива, искренние глубокие соболезнования родным. Это не сравнить ни с чем…
Но такие грозные публичные обвинения детскому врачу, и опять наотмашь…
Очень надеюсь, что следствие будет объективным, а экспертиза – профессиональной. Важнейшей для неё является – установление причинно-следственной связи между исходом заболевания и действиями конкретного специалиста. И здесь опять не все очевидно.
Как нам рассказывают, глубоконедоношенный и незрелый малыш находился в отделении реанимации, получая необходимую терапию, а не вне медицинского учреждения. Понятно, что врач-консультант принимал решения именно в этих условиях, отвечая на первейший вопрос – показана ли транспортировка, возможна ли она, не ухудшит ли она состояния ребёнка? Такие решения – не полномочия одного специалиста, они всегда согласуются с другими врачами, руководством обоих стационаров. Тут надо быть максимально корректными в формулировках и обвинениях, понимать глубину и высочайшие риски профессии реаниматологов. Очень важно провести вдумчивую экспертизу, прислушавшись к профессиональному сообществу. Российские неонатологи уже обратились к гражданам за поддержкой.
Коллеги, дорогие доктора, эта ситуация ещё раз подчеркнула необходимость укрепления наших Профессиональных Ассоциаций, четкой подготовки кадров и аккредитации специалистов, создания юридических служб, медиации, выбора лечебно-диагностической тактики исключительно в рамках Клинических рекомендаций и протоколов в соответствии с принятым недавно законом!
Причины неудач в лечении, суть ошибок, должны определять медицинские сообщества, как во всем мире. Спасение жизни – тончайшая грань, которую чувствуют только настоящие врачи. Сегодня очень нужно согласие и понимание всего общества, врачевание – в зоне риска.