Инициированный прокуратурой Самарской области судебный процесс в отношении инвестора громкого регионального проекта «Клиника сердца» компании «Современные медицинские технологии» (СМТ) и правительства региона, заключивших, по мнению истца, некорректный инвестиционный меморандум, может завершиться мировым соглашением. Такой исход дела стороны обсудили в понедельник, 20 ноября, в арбитражном суде. Следующее заседание назначено на 20 декабря 2017 года.
Самарский бизнесмен, владелец компании-поставщика медоборудования СМТ Сергей Шатило и на тот момент губернатор региона Николай Меркушкин в 2014 году заключили инвестиционный меморандум. Согласно ему, инвестор обязался построить медцентр, вложив в него 3 млрд рублей, по соседству с Самарским областным кардиодиспансером, а правительство региона гарантировать загрузку нового объекта кардиохирургическим госзаказом. А в случае, если госзадания будет недостаточно для окупаемости инвестиций, регион возместит инвестору «недополученный доход». Эти обязательства были прописаны в пунктах 6.2.4 и 10.2 соглашения соответственно.
К 2016 году клиника была фактически достроена, но срок ее сдачи неоднократно откладывался. Весной 2016 года в отношении инвестора Сергея Шатило было возбуждено уголовное дело. Его, а также заместителя гендиректора СМТ Алексея Санкеева и бывшего замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна заподозрили в сговоре на госторгах по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования. Им были предъявлены обвинения по п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) соответственно.
В конце августа 2017 года прокуратура заинтересовалась и «Клиникой сердца». Первый заместитель прокурора Самарской области направил в арбитраж иск о признании пунктов 6.2.4 и 10.2 недействительными. В прокуратуре сочли, что обеспечение конкретной коммерческой организации заказом на оказание медицинской помощи за счет бюджета и средств ОМС не относится к компетенции правительства области, делать это вправе только Комиссия по разработке территориальной программы ОМС, а право оказывать медпомощь за счет средств бюджета должно предоставляться по итогам торгов, тогда как инвестиционное соглашение фактически гарантировало победу «Клинике сердца»: «Других правовых механизмов доведения до компании бюджетных средств на указанные цели с момента заключения меморандума по настоящее время не существует. Инвестиционное соглашение по своему содержанию разработано в интересах СМТ и препятствует развитию добросовестной конкуренции на территории области»
В понедельник, 20 ноября, должно было пройти заседание по этому делу, но оно было отложено, так как не все стороны успели ознакомиться с отзывами УФАС и регионального министерства финансов. Судья Денис Бунеев предложил сторонам обсудить возможность мирового соглашения. Представители прокуратуры, УФАС и правительства Самарской области поддержали перспективу обсуждения мирового соглашения, которое позволит разработать новый, устраивающий всех меморандум. «Мировое соглашение возможно в том случае, если мы найдем те формулировки и редакции пунктов, которые с одной стороны будут не так сильно волновать прокуратуру, а с другой не сильно повлияют на условия выполнения проекта», — пояснил Vademecum руководитель проекта «Клиника сердца» Яков Трахт.
При этом он считает, что оспариваемые прокуратурой пункты инвестсоглашения вполне корректны. «Прокуратура считает, что правительство не обладает компетенцией гарантировать госзаказ. Мы же говорим о том, что в его обязанности входит развитие здравоохранения. А как это делать, не планируя работу с конкретными учреждениями? Во-вторых, есть довод о том, что распределение средств из фонда ОМС должно проходить по конкурсу. Это не соответствует действительности, так как у нас за это отвечает территориальная комиссия при ТФОМСе, – утверждает Трахт. – В-третьих, ФАС и прокуратура говорит о том, что условия меморандума лишают рынок конкуренции, но, по факту, в Самарской области нет конкурентного рынка кардиохирургических услуг. Есть разве что кардиодиспансер, который получает более 90% заказов. О какой конкуренции можно говорить сейчас? Она появится как раз после открытия «Клиники сердца».
Если опираться на данные регионального ТФОМС, потенциальные конкуренты у «Клиники сердца» в регионе все же имеются. В 2017 году высокотехнологичную медпомощь по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия», погруженную в базовую программу госгарантий, оказывают Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина, Самарский областной клинический кардиологический диспансер, клиники СамГМУ и тольяттинская Городская больница №2 им. В.В. Баныкина. По плану, в этом году они должны выполнить 3,3 тысячи вмешательств на общую сумму 597 млн рублей. В общей сложности, по оценкам авторов «Клиники сердца», в Самарской области необходимо проводить не менее 11,5 тысячи кардиохирургических операций в год.
Инициированный прокуратурой Самарской области судебный процесс в отношении инвестора громкого регионального проекта «Клиника сердца» компании «Современные медицинские технологии» (СМТ) и правительства региона, заключивших, по мнению истца, некорректный инвестиционный меморандум, может завершиться мировым соглашением. Такой исход дела стороны обсудили в понедельник, 20 ноября, в арбитражном суде. Следующее заседание назначено на 20 декабря 2017 года.
Самарский бизнесмен, владелец компании-поставщика медоборудования СМТ Сергей Шатило и на тот момент губернатор региона Николай Меркушкин в 2014 году заключили инвестиционный меморандум. Согласно ему, инвестор обязался построить медцентр, вложив в него 3 млрд рублей, по соседству с Самарским областным кардиодиспансером, а правительство региона гарантировать загрузку нового объекта кардиохирургическим госзаказом. А в случае, если госзадания будет недостаточно для окупаемости инвестиций, регион возместит инвестору «недополученный доход». Эти обязательства были прописаны в пунктах 6.2.4 и 10.2 соглашения соответственно.
К 2016 году клиника была фактически достроена, но срок ее сдачи неоднократно откладывался. Весной 2016 года в отношении инвестора Сергея Шатило было возбуждено уголовное дело. Его, а также заместителя гендиректора СМТ Алексея Санкеева и бывшего замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна заподозрили в сговоре на госторгах по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования. Им были предъявлены обвинения по п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) соответственно.
В конце августа 2017 года прокуратура заинтересовалась и «Клиникой сердца». Первый заместитель прокурора Самарской области направил в арбитраж иск о признании пунктов 6.2.4 и 10.2 недействительными. В прокуратуре сочли, что обеспечение конкретной коммерческой организации заказом на оказание медицинской помощи за счет бюджета и средств ОМС не относится к компетенции правительства области, делать это вправе только Комиссия по разработке территориальной программы ОМС, а право оказывать медпомощь за счет средств бюджета должно предоставляться по итогам торгов, тогда как инвестиционное соглашение фактически гарантировало победу «Клинике сердца»: «Других правовых механизмов доведения до компании бюджетных средств на указанные цели с момента заключения меморандума по настоящее время не существует. Инвестиционное соглашение по своему содержанию разработано в интересах СМТ и препятствует развитию добросовестной конкуренции на территории области»
В понедельник, 20 ноября, должно было пройти заседание по этому делу, но оно было отложено, так как не все стороны успели ознакомиться с отзывами УФАС и регионального министерства финансов. Судья Денис Бунеев предложил сторонам обсудить возможность мирового соглашения. Представители прокуратуры, УФАС и правительства Самарской области поддержали перспективу обсуждения мирового соглашения, которое позволит разработать новый, устраивающий всех меморандум. «Мировое соглашение возможно в том случае, если мы найдем те формулировки и редакции пунктов, которые с одной стороны будут не так сильно волновать прокуратуру, а с другой не сильно повлияют на условия выполнения проекта», — пояснил Vademecum руководитель проекта «Клиника сердца» Яков Трахт.
При этом он считает, что оспариваемые прокуратурой пункты инвестсоглашения вполне корректны. «Прокуратура считает, что правительство не обладает компетенцией гарантировать госзаказ. Мы же говорим о том, что в его обязанности входит развитие здравоохранения. А как это делать, не планируя работу с конкретными учреждениями? Во-вторых, есть довод о том, что распределение средств из фонда ОМС должно проходить по конкурсу. Это не соответствует действительности, так как у нас за это отвечает территориальная комиссия при ТФОМСе, – утверждает Трахт. – В-третьих, ФАС и прокуратура говорит о том, что условия меморандума лишают рынок конкуренции, но, по факту, в Самарской области нет конкурентного рынка кардиохирургических услуг. Есть разве что кардиодиспансер, который получает более 90% заказов. О какой конкуренции можно говорить сейчас? Она появится как раз после открытия «Клиники сердца».
Если опираться на данные регионального ТФОМС, потенциальные конкуренты у «Клиники сердца» в регионе все же имеются. В 2017 году высокотехнологичную медпомощь по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия», погруженную в базовую программу госгарантий, оказывают Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина, Самарский областной клинический кардиологический диспансер, клиники СамГМУ и тольяттинская Городская больница №2 им. В.В. Баныкина. По плану, в этом году они должны выполнить 3,3 тысячи вмешательств на общую сумму 597 млн рублей. В общей сложности, по оценкам авторов «Клиники сердца», в Самарской области необходимо проводить не менее 11,5 тысячи кардиохирургических операций в год.