Сегодня проводится много исследований, результаты которых подтверждают, что населяющие нас микроорганизмы определяют здоровье, интеллект и даже характер человека. Но еще совсем недавно мы не знали даже слова «микробиота».
— Действительно, современная медицина отводит все более значимую роль живущей в нашем кишечнике микробиоте. Сейчас ее считают особым органом, в основном выстилающим нас и изнутри, и снаружи и представляющим собой биопленку со своими, не удивляйтесь, биосоциальными законам. Но ученые знали об этой роли гораздо раньше. Родоначальником современного учения о состоянии микробиоты человека считается Илья Ильич Мечников – первый отечественный нобелевский лауреат.Будучи биологом и зоологом по образованию, он пришел к идее фагоцитоза (уничтожения попавших в организм чужеродных веществ клетками крови), занимаясь изучением внутриклеточного пищеварения у одноклеточных.
Позже, уже будучи директором Института Пастера в Париже, он поддержал идеи молодого болгарского ученого Стамена Григорова, который открыл лактобациллу в йогурте, так называемую «болгарскую палочку», и своего сотрудника, французского педиатраАнри Тиссье, обнаружившего бифидобактерию в женском молоке. Мечников первым установил, что от жизнедеятельности населяющих кишечник микроорганизмов и работы кишечника зависит продолжительность жизни. Его закон звучит примерно так: длинная кишка и редкие дефекации – короткая жизнь. Короткая кишка и регулярная дефекации – длинная жизнь.
И все же не преувеличено ли значение микробиома?
— Скорее недооценено. Вся деятельность макроорганизма зависит от функционирования микроорганизмов, которые живут внутри нас. В целом и мы, и наша микробиота представляют собой так называемый «надорганизм», настолько сложны наши взаимоотношения. Вес микробиоты составляет около 1.5–2.0 кг (мозг!), ее и называют «кишечным мозгом». Количество микроорганизмов, ее составляющих 1014, тогда как количество клеток человеческого тела на порядок меньше – 1013. А разнообразие поражает воображение: более 1000 видов – бактерии, археи, грибы, вирусы, простейшие. Микробиота, перерабатывая пищу, выделяет в организм активные биологические вещества, которые и определяют состояние нашего тела и мозга, обуславливая возникающие в течение жизни болезни, иммунитет, интеллектуальную и физическую активность.
О том, что наш иммунитет, исключительно зависит от состояния кишечника, знают многие. А сегодня уже известно, что атеросклероз – это болезнь кишечной микрофлоры и печени. И для того чтобы снизить холестерин, необходимо нормализовать состояние кишечника. Для многих это еще в новинку, но в кишке вырабатываются, в том числе, и вещества, которые определяют нашу интеллектуальную деятельность, быстроту эмоциональных реакций, нередко даже особенности психики.
? Когда надо начинать беспокоиться о балансе кишечной микрофлоры?
— С внутриутробного периода. Ребенокполучает свою микробиоту от мамы, и если она не страдает избыточным весом, запорами и не лечится антибиотиками, тогда и микробиота плода биологически корректна. Если мы говорим об увеличении продолжительности жизни, то начинать нужно со здоровья молодых женщин, которые станут матерями. Здоровая мать – здоровое поколение, здоровое поколение – здоровая страна.
Собственная микробиота начинает формироваться при продвижении ребенка по родовым путям, во время которого он колонизируется маминой микробиотой. И, конечно же, малыш получает здоровую микробиоту вместе с грудным молоком, содержащим, в том числе, бифидобактерии. Поэтому дети, вскормленные грудным молоком, растут более здоровыми, чем «искусственники», иммунитет у которых более слабый. Состав микробиоты формируется до трехлетнего возраста, и малыш ее получает уже из внешней среды. Какова микробиота внешней среды, такова и микробиота маленького человека. Ведь весь наш земной шар – это планета микроорганизмов.
Своя уникальная для каждого микробиота устанавливается у человека до трех лет. К этому возрасту он уже имеет ту микробиоту, которая будет сопровождать его до старости и во многом определит продолжительность жизни, потому что первой в человеческом организме начинает погибать микробиота.
Если от дисбаланса кишечной микрофлоры зависит так много, почему же сейчас многие «медийные» медики называют дисбактериоз несуществующий диагнозом, который ставится только в России?
— Тем, кто утверждает, что такого диагноза нет, можно напомнить, что, во-первых, понятие дисбактериоз официально утверждено еще в 1976 году Минздравом Советского Союза, а во-вторых, оно так же официально существует во всем мире. Недаром весь мир активно изучает микробиоту, проводится масса посвященных этому научных форумов. За этим будущее медицины – изучая микробиоту, мы будем получать новые препараты, основанные на вырабатываемых ею биологических веществах, и эти препараты уже получены. Они называются метабиотиками, основой их являются продукты жизнедеятельности микробиоты или компоненты этих микроорганизмов.
А насколько информативен анализ на дисбактериоз?
— А вот это, действительно, малоинформативный анализ, который толком ничего не показывает. При этом анализе проверяются только выведенные из организма отбросы. Это все равно, что изучать интеллектуальную жизнь общества по выбрасываемому им мусору – сделать это можно очень условно.
Чтобы анализировать состав микробиоты, нужно получить слизь со стенки кишки, или исследовать, так называемые, продукты жизнедеятельности микробиоты – выделяемые ею короткоцепочные жирные кислоты, нейротрансмиттеры и тому подобное. То есть, определять те компоненты микробиоты, которые воздействуют на организм, а не только отходы и шлаки, которые он из себя выбрасывает. Но, тем не менее, этим исследованием пока широко пользуются.
И как же тогда подбирается лечение при дисбактериозе?
— Преобладание того или иного микроорганизма можно установить по клинике, какие процессы преобладают – бродильные или гнилостные. Есть старые минздравовские рекомендации и ГОСТ, есть «Рекомендации Всемирной гастроэнтерологической организации по пре и пробиотикам». Есть «Рекомендации Научного общества гастроэнтерологов по применению пробиотиков», но в практике этот опыт представляется эмпирическим.
На рынке имеется огромное количество БАДов – биологически активных добавок – пребиотиков (компоненты, питающие живущие в нас микроорганизмы), пробиотиков (живые микроорганизмы), сим- и синбиотков (различные их комбинации). Но к их употреблению в виде самолечения нужно относиться чрезвычайно осторожно: во-первых, надпись на этикетке далеко не всегда соответствует содержанию, во-вторых, не известно, нужен ли вашему организму именно этот (эти!) штамм, в-третьих, не ясно, как он будет взаимодействовать с вашими родными штаммами.
Прежде всего, человеку нужно нормализовать диету, и он сам прекрасно знает, что переносит, а что нет. Ни в одном пробиотическом препарате не будет полным состав именно тех микроорганизмов, которые свойственны конкретному человеку. Микробиота каждого из нас сугубо индивидуальна – это как отпечаток пальца. И несвойственные ему микроорганизмы просто не приживаются.
А как жить в ладу со своей микробиотой?
— Ее нужно правильно кормить. Есть очень простая истина, пришедшая к нам еще от Гиппократа: мы представляем из себя то, что мы едим. Все, что мы принимаем внутрь, перерабатывается в полезные или вредные вещества именно органами пищеварения, поэтому и первопричины многих болезней связаны с нарушениями желудочно-кишечного тракта. Аесли мы едим качественную пищу в достаточном количестве, значит, наша микробиота здорова, и мы тоже.
Под качественной следует понимать еду без так называемых ксенобиотиков, то есть, тех веществ, которые являются для организма чужеродными. Это всевозможные пищевые добавки, красители, поллютанты (загрязнители), гормоны, антибиотики. Существует поговорка: «Современная пищевая промышленность представляет собой не кухню, а химическую лабораторию» Кстати, антибиотики – это тоже ксенобиотики, и поэтому применять их следует с осторожностью.
Большой вред наносит организму фастфуд. Результатом регулярного питания в подобных заведениях является быстрое насыщение, но за этим следует изменение состава микробиоты под влиянием пищевых продуктов, подвергшихся особой переработке. Всему миру известно патологическое ожирение населения бедных районов американских городов. Весь сегодняшний мир переживает эпидемию метаболического синдрома, основным компонентом которого является избыточная масса тела. Беда еще и в том, что эта ставшая патологической микробиота (так называемый патобионт) передается по наследству молодому поколению.
Если же выбирать из качественной пищи, тонадоидти навстречу потребностям организма, прислушиваться к тому, что нам подсказывает наша микробиота – пищевые привычки определяются именно ею.Ну а дальше, смотрите, как вы себя чувствуете после любимой пищи. Конечно, надо быть разумным и не злоупотреблять излишне сладкими, калорийными, острыми, солеными и пережаренными компонентами питания, да и переедание вредно.
Но самое главное в правильном питании – это обязательные 600-800 граммов фруктов и овощей в день. Микробиота обожает клетчатку и витамины, а это – свежие овощи и фрукты.
Есть еще правила приема пищи
— Да. И эти правила довольно просты. Во-первых, перед едой полезно сделать несколько глотков чистой минеральной воды, это стимулирует выработку слюны, запускает перистальтику. А, во-вторых, очень важно не заглатывать на бегу, а хорошо пережевывать любую пищу. Принимать пищу нужно не спеша и с удовольствием. Недаром моя добрая знакомая, великолепный специалист по микробиоте профессор Мария Дмитриевна Ардатская шутит: «Давайте поразвлекаем свою микробиоту». Обработка пищи ферментами и микробиотой начинается еще во рту. Даже если вы едите кашу, перед тем как проглотить ее, сделайте не менее 30 жевательных движений, а после еды полезно немного походить. Кстати говоря, микробиота спортсменов отлична от микробиоты других людей.
И еще один важнейший компонент здоровья. Почаще вспоминайте Илью Ильича Мечникова, освобождайте свой организм от токсинов – ежедневный утренний стул является показателем его хорошего состояния.