Для работы над союзной программой, полное название которой "Разработка и внедрение технологий нового поколения по производству радионуклидов и радиофармпрепаратов для диагностики и терапии онкологических заболеваний", российские и белорусские ученые объединились в прошлом году. Совместными усилиями им предстоит решить проблему дефицита важнейших диагностических и терапевтических радионуклидов. Со временем в двух наших странах планируется создать региональные центры по производству радиофармационных препаратов, пока еще весьма дорогостоящих.
Суть научных изысканий состоит в следующем. В ядерной медицине сейчас широко используется технеций-99м. Этим элементом маркируют ряд химических соединений, обладающих избирательной способностью накапливаться в клетках разных органов и тканей: мозга, печени, щитовидной железы, селезенки, слизистой желудка или в патологических очагах скелета. Известно около 30 медицинских препаратов, пометив которые можно проводить клинические исследования. Введенный в организм пациента препарат через некоторое время накапливается в здоровых тканях или пораженных участках, и гамма-камера это фиксирует. По сравнению с рентгеном лучевая нагрузка на организм и на обследуемый орган в данном случае значительно ниже. Равноценной замены такому методу пока не существует.
Однако прежде чем в распоряжении врачей окажется технеций-99м, его требуется извлечь химическим путем из другого радионуклидного материала — молибдена в специальном аппарате — генераторе. Цирконий-молибденовый гель облучают и помещают в генератор, где из молибдена вымывается нужный препарат. Над усовершенствованием химической технологии получения, очистки и последующего облучения геля, клинической базой для опробации которого является НИИ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова в Боровлянах, работают сотрудники российского научного центра "Курчатовский институт". Рассчитана программа "Нуклид" на 4 года. А разрабатываться в Беларуси она начала еще в 1986 году по предложению Бориса Шитикова, тогда заместителя директора Научно-исследовательского института онкологии и медицинской радиологии, члена республиканской комиссии "Использование атомной энергии в мирных целях". Выполняли это задание и в Институте проблем энергетики Академии наук БССР.
— Мы ориентировались на строившуюся тогда в Руденске атомную электростанцию, — рассказывает Б. Шитиков, ныне главный специалист Института онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова. — Но после аварии на Чернобыльской АЭС ее строительство прекратили.
На голом энтузиазме ученые продолжали работать над проектом, будучи уверенными, что ставить крест на идее нельзя. И действительно, с распадом Советского Союза проблема стала очевидной. В 1991-1993 годах нужный препарат мы получали на опытном, созданном нами генераторе (приобрести его за границей тогда не было возможности), а гель облучали в Киеве или Игналине. За пару лет было обследовано более тысячи больных.
Выяснилось, что специально ездить и облучать цирконий-молибденовый гель выходит недешевле, чем покупать генераторы. Да и сам аппарат нужно обслуживать, а это не слишком удобно и достаточно накладно. С производством собственных генераторов процесс мог бы стать доступнее в несколько раз — одного хватило бы, чтобы обеспечить препаратом лаборатории большого города и области.
— В год на базе лаборатории нашего института проходят изотопные исследования около 10 тысяч больных, причем некоторые из них — по несколько раз, — продолжает Б. Шитиков. — Стоит один генератор около полутора тысяч долларов. В месяц каждое медицинское учреждение нуждается в четырех заново заряженных аппаратах, в год их нужно 48. У нас в стране 20 лабораторий, а в России — более трехсот.
Предпосылкой для сотрудничества в рамках Союзного государства послужило то, что в последние годы белорусские ученые ездили в Обнинск, работали на реакторе научно-исследовательского института, нынче объединенного с рядом других под эгидой "Курчатовского института". Планируется, что именно это крупное научное учреждение и станет основным центром по облучению геля.
Преимуществ у разработанной в Институте онкологии и медицинской радиологии модели генератора несколько. Во-первых, технология — безотходная: радиоактивный молибден распадается до технеция, переходя в стабильное и нерадиоактивное соединение. Во-вторых, получением и фасовкой препарата оператор управляет дистанционно, не подвергаясь облучению. Похожая технология используется и в Санкт-Петербурге, где с помощью одного генератора обслуживают целый город и Ленинградскую область.
Планируется, что на первом этапе исследования будут проводить сотрудники "Курчатовского института" и Объединенного института энергетических и ядерных исследований — "Сосны" НАН Беларуси. А затем, в период лабораторных и клинических испытаний, к ним присоединятся специалисты из НИИ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова в Боровлянах. Кстати, для разработки усовершенствованного образца служит тот самый опытный генератор из белорусского НИИ. Когда технология будет налажена, появится возможность тиражировать изобретение в промышленном масштабе.
Впрочем, это только одна из разработок, предусмотренных программой "Нуклид". Ее выполнение откроет много возможностей для получения радиоизотопов медицинского назначения.