Общественная палата в скором времени направит в Государственную Думу свои замечания к законопроекту «Об обращении лекарственных средств». Проект заключения представили 25 февраля на заседании члены Комиссии по охране здоровья и экологии, сообщили в пресс-службе Общественной палаты.
«Закон очень важный и приведет к улучшению лекарственного обеспечения страны», — считает руководитель рабочей группы по экспертизе законопроекта Лилия Кичикова. В целом оценивая положительно проект нормативно-правового акта, она отметила ряд моментов в законодательстве, на которые нужно обратить внимание.
«Во-первых, необходимо исключить возможность завышения цен производителем, при этом важна объективность методики цен. Во-вторых, необходимо исключить возможность завышения цен на лекарственные препараты, не вошедшие в перечень ЖНВЛС», — сказала она. Л. Кичикова также считает, что необходим четкий порядок осуществления мониторинга качества препаратов с обязательным подключением профильных специалистов. «В связи с этим Общественная палата Российской Федерации считает крайне важным предусмотреть систему подготовки экспертов и клинических исследователей на государственном уровне», — говорится в заключении.
Члены Общественной Палаты предложили постепенно вводить государственное регулирование цен на все лекарства, а не только на препараты, входящих в перечень жизненно важных и необходимых. «Сверхприбыль, которую зарабатывают на продаже лекарств, получается за счет здоровья наших стариков и инвалидов», — говорит член ОП Николай Дайхес, — и эту практику нужно прекратить».
Общественники также настаивают на запрете рекламы лекарственных средств в неспециализированных СМИ.
«Я как практикующий врач постоянно сталкиваюсь с последствиями рекламы, которая чревата самолечением, — рассказал председатель Комиссии общественной палаты РФ по охране здоровья и экологии, профессор медицинской академии им. Сеченова Евгений Ачкасов. — Привозят пациента с перитонитом. Спрашиваем — где же вы были три дня назад, когда боли в животе только начались? Отвечают: а мы дома сами лечились. Теми таблетками, что рекламируют. Или мажут „известным“ всем телезрителям гелем больную спину — когда у них поврежден позвоночник и срочно надо к врачу»!
«По радио и телеканалам сейчас рекламируют противогрибковое средство под видом обычного крема для женщин, — поддержал генеральный директор национального альянса дерматологов и косметологов Николай Потекаев. — Такое, конечно, недопустимо».
Известный врач Леонид Рошаль отметил, что хорошо бы запретить и рекламу БАДов по телевизору и радио. Биодобавки не являются лекарствами — а их выставляют чуть ли ни панацеями. Но поскольку БАДы не являются лекарствами, под этот законопроект они не подпадают. При этом запрет рекламы настоящих лекарств производителям сомнительных добавок будет только на руку. Важная инициатива при этом, по мнению общественников, может превратиться в такую же эпопею, которая была при запрете рекламы пива.