Многие из нас слышали советы вроде «Улыбнись — и грусть пройдёт». В том смысле, что депрессию можно устранить простым движением лицевых мышц. Кто-то мог прочесть это на плакате с социальной рекламой, кто-то — услышать от какого-нибудь оптимистичного религиозного активиста, но, так или иначе, у нормальных людей реакция на этот совет однозначная — как на обычную благодушную глупость.
Но вот результаты экспериментов Эрика Финци из Косметического центра Чеви-Чейз (США) и Нормана Розенталя (Norman Rosenthal) из Медицинской школы Джорджтаунского университета (США) в данном случае говорят не в пользу нормальных людей.
Исследователи работали с 74 пациентами с глубокой депрессией, введя им в кожу лба ботокс (или просто солевой раствор в качестве плацебо). Ботокс, или ботулиновый токсин, как известно, подавляет передачу сигнала в нейронах и мышечных клетках, ввиду чего мышца расслабляется, а морщина, вызванная её напряжением, разглаживается. Плохое настроение, депрессия, негативные эмоции вообще сопровождаются характерными мимическими реакциями, среди которых и постоянно нахмуренный лоб. Понятно, что учёные хотели проверить, можно ли ослабить депрессию, разгладив лоб вот таким искусственным способом.
Через полтора месяца испытуемые возвращались в лабораторию и снова проходили психологический тест. И оказалось, что у 52% из тех, кому вкалывали ботокс, депрессия заметно ослабла. Среди получивших солевой раствор это произошло только у 15%. Конечно, это можно списать на то, что человек мог сам определить, ботокс ему ввели или что-то ещё. Однако, по словам авторов работы, осведомлённость о том, что именно кололи, не сказывалась на эффекте.
В действительности это не первая работа, в которой исследуется влияние ботокса на настроение. Похожие эксперименты ставили в Кардиффском университете (Великобритания), вводя ботокс в кожу над глазами, — и люди начинали чувствовать себя лучше. Аналогичный опыт с похожим результатом был проведён и в Базельском университете (Швейцария). Причём ботокс влиял как на пациентов с депрессией, так и на обычных людей.
На первый взгляд, всё это противоречит привычной причинно-следственной связи, по которой эмоции идут от мозга к лицу, а не наоборот: мы смеёмся, потому что нам весело, а не нам весело, потому что мы смеёмся. Однако на самом деле между мозгом и мимическими мышцами может существовать обратная связь, то есть наша мимика способна влиять на какие-то нервные реакции. Кстати говоря, первым, кто это предположил, был Чарльз Дарвин; за ним эту мысль подхватил философ и психолог Уильям Джемс, который напрямую утверждал, что эмоции в сознании возникают следом за физической реакцией тела на раздражитель: «Нам страшно, потому что мы дрожим».
Взаимодействие тела и высших психических функций — проблема сложная, но, вероятно, не стоит тут говорить только об однонаправленном движении, в какую бы то ни было сторону. Как мозг влияет на внешнее проявление эмоций, так и телесные сигналы «снаружи» могут воздействовать на эмоциональные центры. В конце концов, известно, что с помощью светотерапии можно лечить депрессию, и такой же антидепрессантный эффект есть у электрической стимуляции блуждающего нерва. Ну и не будем забывать, что от сильного возбуждения помогает холодный компресс — процедура, настолько глубоко вошедшая в массовое подсознание, что вряд ли кто-то всерьёз задумывается над тем, что за физиология тут, собственно говоря, работает.
Станет или нет ботокс антидепрессантом, покажет время и дополнительные исследования. Пока же можно посоветовать тем, у кого плохое настроение, чаще улыбаться: как бы глупо ни звучало, но это, возможно, и впрямь помогает.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Psychiatric Research.
Подготовлено по материалам New York Times. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.