Телефонный опрос проводился 17 мая 2025 года, в нем участвовали россияне в возрасте от 18 лет. Хорошо знают о возможности онлайн-консультации с врачом только 18% респондентов (в 2020 году – 14%). Что-то слышали о возможностях телемедицины, но не знают подробности, 41% опрошенных – в 2020 году показатель был на уровне 48%.
Чаще всего о хорошей осведомленности по вопросу телемедицины заявляли представители поколения «младших миллениалов», которые родились с 1992 по 2000 годы, – так ответили 25% респондентов. В указанной категории впервые услышали об онлайн-консультациях с медиками 38%.
Среди сельских жителей о телемедицине слышали лишь 16% опрошенных, а ничего не знают о таких консультациях 43%. В городах-миллионниках соотношение иное – 20 и 38% соответственно.
Из тех, кто впервые услышал о возможности онлайн-консультации с врачом, 56% являются активными телезрителями, 38% активно используют интернет. При этом 56% респондентов сообщили, что не пользуются ни интернетом, ни телевидением.
В 2025 году телемедицинские консультации получали по телефону 15% опрошенных, через интернет – 10%. При этом 78% заявили, что никогда не использовали такую возможность. В 2020 году по телефону консультации получали 6%, через интернет – 2%, совсем не получали 92%.
Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что охват пользователей услугой среди «знающей» аудитории увеличился за рассматриваемый период почти втрое: дистанционные консультации с врачами «посещал» примерно каждый пятый. Так, среди «младших миллениалов» 23% получали консультации по телефону, а 24% – через интернет.
«Согласно полученным данным, именно уязвимые категории граждан реже знакомы с возможностью получить медицинскую консультацию онлайн, а те, кто о ней все-таки знает, относится к ней с осторожностью. В результате без расширения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и повышения уровня цифровой грамотности есть риск превратить телемедицину в привилегию, усиливающую поколенческий и территориальный разрыв», – отмечают аналитики ВЦИОМ.
Минэкономразвития РФ в конце апреля 2025 года представило доклад о результатах экспериментального правового режима (ЭПР) по телемедицинским консультациям, назвав его успешным: услугами за 2023-2024 годы воспользовались более 51 тысячи граждан (в 2024 году – 28 тысяч). ЭПР действует с августа 2023 года и расширяет функционал врачей на телеконсультациях – если специалист не является лечащим врачом пациента, он все равно может в онлайн-режиме скорректировать или назначить лечение по поставленному очно диагнозу. Участниками ЭПР являются 17 клиник и медицинских сервисов (33 юрлица).
В середине мая Правительство РФ утвердило новую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на период до 2036 года. Среди прочего, особое внимание в документе уделено развитию телемедицинских технологий. Концепция начнет действовать с 1 января 2026 года.
Телефонный опрос проводился 17 мая 2025 года, в нем участвовали россияне в возрасте от 18 лет. Хорошо знают о возможности онлайн-консультации с врачом только 18% респондентов (в 2020 году – 14%). Что-то слышали о возможностях телемедицины, но не знают подробности, 41% опрошенных – в 2020 году показатель был на уровне 48%.
Чаще всего о хорошей осведомленности по вопросу телемедицины заявляли представители поколения «младших миллениалов», которые родились с 1992 по 2000 годы, – так ответили 25% респондентов. В указанной категории впервые услышали об онлайн-консультациях с медиками 38%.
Среди сельских жителей о телемедицине слышали лишь 16% опрошенных, а ничего не знают о таких консультациях 43%. В городах-миллионниках соотношение иное – 20 и 38% соответственно.
Из тех, кто впервые услышал о возможности онлайн-консультации с врачом, 56% являются активными телезрителями, 38% активно используют интернет. При этом 56% респондентов сообщили, что не пользуются ни интернетом, ни телевидением.
В 2025 году телемедицинские консультации получали по телефону 15% опрошенных, через интернет – 10%. При этом 78% заявили, что никогда не использовали такую возможность. В 2020 году по телефону консультации получали 6%, через интернет – 2%, совсем не получали 92%.
Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что охват пользователей услугой среди «знающей» аудитории увеличился за рассматриваемый период почти втрое: дистанционные консультации с врачами «посещал» примерно каждый пятый. Так, среди «младших миллениалов» 23% получали консультации по телефону, а 24% – через интернет.
«Согласно полученным данным, именно уязвимые категории граждан реже знакомы с возможностью получить медицинскую консультацию онлайн, а те, кто о ней все-таки знает, относится к ней с осторожностью. В результате без расширения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и повышения уровня цифровой грамотности есть риск превратить телемедицину в привилегию, усиливающую поколенческий и территориальный разрыв», – отмечают аналитики ВЦИОМ.
Минэкономразвития РФ в конце апреля 2025 года представило доклад о результатах экспериментального правового режима (ЭПР) по телемедицинским консультациям, назвав его успешным: услугами за 2023-2024 годы воспользовались более 51 тысячи граждан (в 2024 году – 28 тысяч). ЭПР действует с августа 2023 года и расширяет функционал врачей на телеконсультациях – если специалист не является лечащим врачом пациента, он все равно может в онлайн-режиме скорректировать или назначить лечение по поставленному очно диагнозу. Участниками ЭПР являются 17 клиник и медицинских сервисов (33 юрлица).
В середине мая Правительство РФ утвердило новую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на период до 2036 года. Среди прочего, особое внимание в документе уделено развитию телемедицинских технологий. Концепция начнет действовать с 1 января 2026 года.