Публикуем текст обращения, адресованного главе Минздрава:
“Уважаемая Вероника Игоревна!
Мы, жители Магаданской области, пациенты и работники сферы здравоохранения Магаданской области, выражаем крайнюю озабоченность ситуацией, складывающейся в нашем регионе.
Вы как врач-практик (человек государственного масштаба и организатор) хорошо знаете, что каждая территория нашей страны имеет свою специфику, которая зачастую (или во многом) определяет успешность работы региональной системы оказания медицинской помощи.
Так, ключевыми особенностями Колымы являются географическая отдаленность территории, ее транспортная оторванность от крупных медицинских центров, короткий световой день, ограничивающий авиационные возможности внутри самого субъекта, где районные центры находятся на расстоянии пятисот – семисот километров от областного центра и друг от друга. Понимая, что в таких «островных» условиях спасение человеческой жизни зависит исключительно от местных медиков, власти региона традиционно стремились развивать лечебные учреждения как на районном, так и на областном уровне.
Особое внимание уделялось больницам областного центра – Магадана. Областной сосудистый центр с отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения, ортопедическое отделение, где проводят высокотехнологичные операции по замене суставов, собственное отделение гемодиализа, освоение иных видов ВМП — все это дало заметный эффект. Магаданская область много лет удерживала высокие позиции в регистре статистических показателей. Здесь не только оказывали своевременную и эффективную экстренную и плановую помощь пациентам, но и задавали самые высокие региональные стандарты развития здравоохранения. И лишь часть пациентов направлялась в ведущие клиники страны для уточнения сложных диагнозов и лечения редких заболеваний.
Дальновидное решение кадрового вопроса, принятое около десяти лет назад, также начало приносить свои плоды: студенты–целевики ежегодно возвращались в область с дипломами из дальневосточных вузов.
Однако сегодня судьба всех этих достижений, равно как и судьба тысяч пациентов-северян и специалистов-медиков, поставлена под вопрос.
Новый министр здравоохранения, пришедший в составе новой губернаторской команды из другого региона, ломает отлаженную систему здравоохранения.
1) Так, губернатор продавил принятие областного бюджета на 2019 г., где цифры на здравоохранение сокращены вдвое: с 6,6 млрд. рублей до 3,1 млрд. рублей.
Исходя из этих цифр, строится и политика по отношению к сохранности здоровья колымчан, ориентированная исключительно на тотальную экономию средств и сокращение специалистов. Но при этом до сих пор не предложена ни одна четкая структурированная модель реконструкции действующей системы, которая позволила бы говорить о новой прогрессивной стратегии развития этого важнейшего социального направления. Во главу угла поставлена экономия средств.
2) Министр регионального здравоохранения С.Чеканов публично заявил о планах по сокращению полутора тысяч медиков, работающих в лечебных учреждениях Колымы, которые уже претворяются в жизнь.
Центральным аргументом С. Чеканова стало наличие свободных, вакантных ставок в учреждениях здравоохранения. Действительно, руководители больниц и поликлиник стремятся сохранить вакантные ставки, поскольку их распределение между работающими специалистами позволяет сохранить сотрудника в коллективе. Так как средняя заработная плата, например, медицинской сестры, работающей на одну ставку, по факту не превышает 30 тысяч рублей. Такая зарплата для нашей северной территории ставит человека в условия экстремального выживания. Ее сведение до минимума мгновенно обескровит медицинские коллективы. Более того, медики будут вынуждены либо кардинально менять сферу деятельности, либо покидать нашу территорию, а судьба тех, у кого нет средств на переезд, обречена на драматичный сценарий.
Новый министр и его команда говорят о раздутых штатах в райбольницах. Как известно, норма рассчитывается, исходя из численности населения. В районных центрах Колымы – а их у нас восемь – численность населения колеблется от 2 до 8 тысяч человек. Сложно представить, что специалист согласится приехать в такой поселок и работать там на полставки. Также невозможно обойтись в районных центрах и одним, например, хирургом. Ведь болезнь, отпуск или отсутствие по какой-либо причине единственного специалиста делает невозможным оказание экстренной медпомощи. Еще раз подчеркнем, что в условиях отдаленности, круглогодичных сложных погодных условий, ограниченности светового дня даже для полетов вертолетов санавиации ставит под прямую угрозу жизнь людей.
Например, сообщение с национальным Северо-Эвенским районом возможно только авиатранспортом. Полет вертолета занимает, как правило, 3 часа. Если суммировать полетное время туда и обратно, подготовку к вылету и прочее, то с момента вызова помощи до госпитализации пациента в областной стационар пройдет, как минимум, 8 часов. При этом полет возможен только в пределах видимости пяти километров и при хороших погодных условиях.
Таким образом, содержание двух специалистов, способных оказать экстренную медицинскую помощь, является жизненной необходимостью.
3) Обманывая общественность, С. Чеканов приступил к увольнению физических лиц в медицинских учреждениях.
Так, под эгидой модернизации ведется сокращение всех служб, обеспечивающих работу лечебный учреждений. В частности, в единственном централизованном стационаре региона – в Магаданской областной больнице уже с 15 декабря 2019 года полностью увольняется штат кадровиков, расчетчиков, экономистов, так как этим специалистам в объединенном отделе, который будет обслуживать все (!) учреждения здравоохранения области, предложены крайне низкие зарплаты с условием существенного увеличения объема работы.
Полагаем, что вследствие данной «оптимизации» в декабре медики — а это 1200 человек персонала областной больницы – не получат заработную плату. Кто и как будет далее обеспечивать работу такого крупного учреждения – не известно.
Вызывает протест и интонационное оформление нововведений, когда людям прямо и грубо заявляют, что они не нужны региону. Не нужен их опыт, знания, обесценены их достижения и инициатива. Тогда как сегодня все понимают, что наличие штата АУП продиктовано необходимостью и штатным нормативом, загруженностью кадровиков и бухгалтеров, число которых также рассчитано из норм положенности и во многом определяется современными требованиями к ведению бухгалтерского учета, закупок по 44-ФЗ и проч.
Отныне обескровленный таким образом коллектив врачей будет вынужден взять на себя нелепые функции по материально-хозяйственному обеспечению.
4) Тревожит нас и ситуация с объявленным недавно губернаторским мораторием на прием на работу специалистов в учреждения областного подчинения.
Его суть состоит в том, чтобы не принимать людей на работу. Как разъяснил министр, оформление на работу любого специалиста должно быть согласовано с ним лично.
Наша область невелика. Здесь традиционно рынок труда ограничен и регулируется самостоятельно за счет отъезжающих на «материк» пенсионеров. Еще более сдержанная ситуация в районных центрах и в отдаленных колымских поселках.
Подобный кадровый подход — сокращение специалистов, помноженное на мораторий, — в лучшем случае означает принудительное выдавливание части специалистов из региона. Но ведь речь идет о бюджетниках, чьи заработки не позволяют приобретать жилье в других субъектах страны. Что делать этим людям? Где искать работу, если до ближайшего соседнего райцентра, как минимум, полтысячи километров, да и там ситуация не лучше?
5) Безусловно, снижение качества оказания медицинских услуг вызывает протест у общественности региона. Пациенты начали массово жаловаться. Чтобы приостановить нарастание протеста, Министр Чеканов С.А. издал приказ, запрещающий медикам самостоятельно общаться со СМИ. Что прямо противоречит Конституции РФ и ряду законов, в частности, закону о Средствах массой информации. Согласно его приказу, каждое слово, выступление, мнение, реплика должны быть предварительно согласованы с Минздравом.
6) Вызывает недоумение и тот факт, что местным министерством здравоохранения выделено 100 миллионов рублей на оказание ВМП жителям Колымы в уральских медицинских центрах. Мы видим в этом наглое лоббирование интересов той территории, откуда приехала к нам новая губернаторская команда.
В частности, речь идет об эндопротезировании суставов. Вместе с тем в Магаданской областной больнице много лет с успехом проводят такие операции, так как еще в восьмидесятые годы тесные контакты с американскими врачами позволили колымским специалистам одними из первых в стране начать освоение этого вида протезирования.
Таким образом, средства выделены не собственной больнице, а «утекают» в другой регион. При этом не учтены интересы пациентов, которых обрекают на долгий и болезненный перелет до операции и после нее, на отсутствие родственной поддержки, столь важной для ранней реабилитации прооперированного.
Помимо вопроса экономической целесообразности, встает вопрос о невостребованности собственных ортопедов-хирургов, которые прошли специальное обучение, в том числе в ведущих зарубежных клиниках. Двое вернулись в Магадан, отучившись по целевому направлению. Совершенно очевидно, что эти специалисты, лишенные возможности практиковать, в скором времени покинут область.
7) Нам известно, что С. Чекановым негласно дано указание сократить число госпитализаций пациентов в стационары. И это при том, что у нас отсутствует альтернатива: частная медицина носит, по большей части, консультативный характер. Наши земляки попросту обречены на страдания и на гибель, но только вне пределов больничной статистики, чтобы не портить картину успехов новой управленческой команды.
8) Новый министр С. Чеканов позволяет себе беспрецедентно бестактное отношение к местным медицинским работникам.
Человек весьма сомнительного общекультурного уровня и слабый, неопытный организатор, он действует методами, которые идут вразрез с той президентской политикой на Дальнем Востоке, центральным элементом которой определено береженое отношение к человеческому капиталу. Так, оскорбления, приказы, отдаваемые в грубой форме, зачастую с применением ненормативной лексики, нечетко сформулированные распоряжения все чаще становятся поводом для увольнения и высвобождения наиболее привлекательных мест для своих нижнетагильских и екатеринбургских друзей. Причем их квалификация и профессионализм все чаще становятся поводом для насмешек и возмущения.
Так, С. Чеканов потребовал расторгнуть до конца 2018 года контракты по строительству и капремонту ряда лечебных учреждений. А в начале 2019 года использовал свое же распоряжение как повод для увольнения главных врачей областной больницы и городской стоматологии – людей, которые посвятили колымскому здравоохранению не просто годы работы, а всю свою судьбу, по крупицам собирая коллективы, новшества, идеи.
За год в Магаданской областной больнице сменилось три главных врача. После того как было оказано грубое давление на главного врача Полярную И.В. – Заслуженного врача РФ, которая более 30 лет отработала в больнице, которая смогла сохранить северный коллектив в страшные 90-е годы и вывести его на уровень современного многопрофильного стационара.
Из больницы стали увольняться как опытные врачи, так и молодые специалисты, целевики, которых область выучила за свой счет. Так, за последние полгода отсюда уехал прекрасный молодой врач-офтальмохирург, подающий надежды врач-кардиолог. Сильные, умные специалисты отказываются работать на должностях, в полномочиях которых соприкосновение с Минздравом.
Позиции областной больницы стремительно падают. Существенно страдает лечебный процесс. В связи с «экономией» средств стали все чаще выходить из строя оборудование: КТ, МРТ (0,3 тесла) и даже ангиограф, от бесперебойной работы которого зависит человеческая жизнь. В течение месяца новый неповоротливый Минздрав не мог найти выход из положения, изучал вопрос и выставлял на торги приобретение запчасти. Вопрос решился исключительно благодаря находчивости специалистов больницы, взявших запчасть в аренду. Но трое пациентов в больнице погибли именно по причине того, что сотрудники ОРХМДЛ не смогли провести операции.
Напомним, что наша территория находится в 8 часах авиаперелета от Москвы, в 3 – от Хабаровска. Спасать экстренных пациентов здесь некому, кроме нас.
Уважаемая Вероника Игоревна! Просим вас экстренно вмешаться в ситуацию и не допустить окончательного развала сферы здравоохранения на Колыме. Без медицинской помощи людям здесь нечего делать. Кто сможет, тот уедет, остальные досрочно «сбегут» на кладбища – единственное, что продолжает у нас расти и расширяться”.
После подписания магаданскими врачами данного письма в адрес федерального министра здравоохранения Вероники Скворцовой, наделавшего много шума в чиновничьих кабинетах Москвы и Магадана, в Магаданскую областную больницу срочно был направлен Жапов Булат Балданжапович, заместитель министра здравоохранения и демографической политики Магаданской области. Товарищ с неоднозначной репутацией: по информации представителей магаданского ОНФ, озвученной на круглом столе Общественной палаты города Магадана на прошлой неделе, он имеет судимость по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», сообщает “Говорит Магадан”. И, судя по отзывам от врачей МОБ, не разбираться в реальной кризисной ситуации в главной больнице Колымы приезжал высокопоставленный чиновник.
Рассказывают, что на медиков жестко давили с целью слива авторов письма.