В начале июня Bayer подала два иска: в Арбитражный суд Московской области к «Нативе» на 400,4 млн рублей и в Арбитражный суд Москвы о взыскании 19,7 млн рублей с «Фармасинтез-Норд» (входит в ГК «Фармасинтез») и компании «Ремедиум». Оба иска приняты к производству.
В немецкой компании рассказали, что оба иска связаны с защитой и пресечением нарушения прав на интеллектуальную собственность. В «Нативе» отказались комментировать иск. В «Фармасинтезе» заявили, что не успели ознакомиться с деталями искового заявления.
Bayer с 2018 года судится с «Нативой», зарегистрировавшей летом 2017 года свой аналог препарата Нексавар. Немецкая компания пытается запретить ввод в оборот дженерика, ссылаясь на нарушения патентов на действующее вещество. Однако это не мешает «Нативе» продавать свой препарат на гостендерах. По данным Headway Company, за 2021 год компания поставила госзаказчикам лекарства на 777,6 млн рублей.
«Фармасинтез» зарегистрировал дженерик Нексавара в 2018 году. Компания ввела его в гражданский оборот осенью 2021 года. Компания «Ремедиум» в январе-мае 2022 года продала дженерик от «Фармасинтеза» на гостендерах на 54,8 млн рублей.
У Bayer в России действуют два патента на разные модификации сорафениба: один истекает 1 июня 2022 года, второй действует до февраля 2026 года.
В марте 2022 года Bayer ограничила свою деятельность в России, однако поставки лекарств в страну компания продолжает. В этом же месяце премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, снимающее необходимость в компенсации потерь от принудительного лицензирования препаратов, патенты на которые принадлежат компаниям из «недружественных» стран. С момента, когда постановление вступило в силу, размер такой выплаты стал составлять 0% от выручки от продажи препарата в России, до выхода документа патентообладателям из «недружественных» стран выплачивалось 0,5% выручки от продажи их изобретения на российском рынке.