К лечению аутоиммунных заболеваний непосредственно применим основополагающий принцип Primum noli nocere. Хотя некоторые стратегии могут быть довольно успешны, их побочные эффекты неприятны и подчас опасны. Многие разработки так и не доходят до стадии клинических исследований.
Историю многих поражений и одной удачи можно прочитать в обзоре Development of therapies for autoimmune disease at Stanford: a tale of multiple shots and one goal Лоуренса Стейнмэна (Lawrence Steinman). Автор рассказывает о множестве стратегий лечения аутоиммунных заболеваний, не увенчавшихся полным успехом, и о создании гуманизированного моноклонального антитела натализумаба. Этот препарат сейчас применяется для лечения рассеянного склероза и болезни Крона.
Несмотря на препоны на пути к безопасной и простой терапии, с развитием науки и технологий появляются новые и более эффективные методы лечения. Остается надеяться, что уже в самое ближайшее время можно будет назвать множество аутоиммунных болезней, подвергающихся полному вылечиванию.
Современное лечение
Одно из направлений традиционного лечения – возмещение того, чего организму не хватает из-за болезни. В эту категорию входят, к примеру, гормоны щитовидной железы при тиреоидите Хашимото, витамин В12 при аутоиммунном гастрите или инсулин при сахарном диабете первого типа. Такая терапия облегчает симптомы аутоиммунной болезни. Помимо этого, могут проводиться переливание крови, если заболевание затронуло кроветворную систему, и физиотерапия при затруднении передвижения и проблемах с суставами, костями, мышцами.
Главное лечение направлено, конечно, на саму иммунную систему. В первую очередь, это иммунодепрессанты – вещества, подавляющие активность иммунной системы. Иногда это ведет к серьезному иммунодефициту, из-за которого пациент может даже подхватить инфекции, угрожающие жизни. Кроме того, их применение носит очень продолжительный или даже хронический характер. В некоторых случаях прописывают и противовоспалительные препараты. Кроме того, используют и другие активные вещества, например, блокаторы ФНО-α (TNF-α) или дифференцировки Т-лимфоцитов.
Разработки сдвигаются от лекарств общей иммуносупрессии к иммуномодуляции путем введения цитокинов, к примеру, интерферона и глатирамера ацетата. В случае рассеянного склероза эти препараты уже работают.
Антиген-специфическая терапия
Одной из самых безопасных опций считают избирательное воздействие на те иммунные клетки, которые непосредственно управляют аутореактивным иммунным ответом. Их удаление или модификация может привести даже к выздоровлению. Такой подход используется в антиген-специфической терапии. Этот метод давно применяется при терапии аллергии. Он позволяет избирательно влиять на некоторые CD4+ Т-лимфоциты, поскольку нацелен на их поверхностный рецептор – TCR, опознающий собственные антигены или аллергены.
Антиген-специфическая терапия уже показала свою успешность в исследованиях на животных и сейчас изучается в работах с участием людей. Например, оральная антиген-специфическая терапия при ревматоидном артрите позволяет модулировать Т-клеточный ответ: пациентам вводят пептид из DnaJ, белка теплового шока, который схож с «общим эпитопом», и это сдвигает продукцию цитокинов с провоспалительного ответа на регулярную.
Вакцины
Многие стратегии лечения все еще находится в разработке, но результаты уже обнадеживающие. Создаются специальные «вакцины», которые могли бы уменьшить симптомы или даже вылечить некоторые аутоиммунные заболевания.
В 2014 году исследователи из школы медицины Перельмана (Perelman School of Medicine) университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) разработали быстро действующую «вакцину», которая обращает вспять миастению гравис у крыс. Болезнь может возникнуть из-за выработки аутоантител на рецептор ацетилхолина (AChR), играющего ключевую роль в нервно-мышечной передаче.
В июне этого года FDA одобрило проведение II фазы клинических испытаний вакцины Кальметта-Герена (БЦЖ) для лечения сахарного диабета 1 типа. Обычно БЦЖ используется для предупреждения туберкулеза, сейчас к этому добавился рак мочевого пузыря. Ранее в I фазе исследований удалось получить статистически значимый ответ на БЦЖ. Как говорят ученые, на этот раз их цель – получить стойкий длительный ответ на вакцину, а в будущем – вылечивать многолетних диабетиков. Испытания проводились на базе Центральной Массачусетской больницы (Massachusetts General Hospital) при поддержке фонда Якокка (The Iacocca Foundation). «Говорить о лечении людей, а не мышей, невероятно захватывающе, – говорит Ли Якокка (Lee Iacocca), основатель фонда. – Я обещал покойной жене найти лекарство от диабета 1 типа. Теперь моя семья и я с нетерпением ждем дальнейших успехов и гордимся шансом поддержать эти разработки, приближающие нас к цели».
Генетика
Генетическая и эпигенетическая компонента тоже вносят вклад в развитие аутоиммунных заболеваний.
Например, в Университете Данди (University of Dundee), Шотландия, активно изучается сигнальный путь белка MyD88, связанный с воспалительными и аутоиммунными заболеваниями. MyD88 – часть врожденной иммунной системы организма, он задействован в борьбе с инфекциями. К болезням иммунной системы ведет нарушение взаимодействия белков в этой сигнальной сети и неконтролируемый синтез провоспалительных молекул.
Исследователи считают, что при обогащении копилки знаний о болезнях станет возможным применять для некоторых заболеваний уже известные вещества и методы. Среди них – препараты, влияющие на эпигенетику, например, ингибиторы гистондеацителаз HDAC и ДНК-метилтрансфераз DNMT. Эти молекулы меняют плотность упаковки хроматина и тем самым регулируют экспрессию генов. Их изучают на животных моделях и даже в клинических исследованиях.
Ученые из университета Южной Каролины (University of South Carolina) для воздействия на эпигенетику прибегли к использованию марихуаны. Оказывается, ее главный активный компонент тетрагидроканнабинол может подавлять воспаление через влияние на гистоны, белки, участвующие в упаковке ДНК. Ученые предполагают, что марихуана может быть эффективна при лечении тех аутоиммунных заболеваний, в которых хроническое воспаление играет центральную роль: артрит, системная красная волчанка, рассеянный склероз и другие.
Марихуана сейчас успешно используется для облегчения побочных симптомов химиотерапии, хронических сильных болей и кахексии у пациентов со СПИДом.
Из-за распространения ежедневных гигиенических процедур в развитых странах удалось справиться с частым заражением паразитическими червями – гельминтами. С другой стороны, в этих же странах наступила эпидемия болезней, опосредованных иммунитетом. Существуют данные, которые связывают эти два факта: люди с гельминами менее подвержены иммунным заболеваниям. «Многие считают, что в западных странах есть связь между учащением аутоиммунных заболеваний и концентрацией внимания на чистоте, – комментирует профессор Рэй Нортон (Ray Norton) из Института фармацевтических наук Монаш (Monash Institute of Pharmaceutical Sciences). – Потому что иммунная система больше не подвергается атакам настолько широкого круга инфекций, как у предыдущих поколений».
Существует более 80 типов аутоиммунных заболеваний — болезней, при которых иммунная система бунтует против собственного организма и атакует его клетки. Ими страдают как минимум 5% населения. Однако еще не так давно считалось, что подобные состояния — «аутотоксический ужас», по выражению Пауля Эрлиха — невозможны.
В экспериментах мыши, зараженные паразитическими червями, были защищены от болезни в моделях колита, энцефалита, диабета первого типа и астмы. Действительно, оказалось, что колонизация тела гельминтами моделирует иммунные реакции и нормализует дисрегуляцию воспаления. Клинические испытания показали, что наличие гельминтов у пациентов снижает развитие язвенного колита и болезни Крона.
Сейчас считают, что заражение гельминтами может эффективно лечить многие болезни, в том числе рассеянный склероз, псориаз, ревматоидный артрит и волчанку. Эта информация побудила некоторых больных аутоиммунными расстройствами срочно заселить себя паразитическими червями.
К счастью, ученые готовы предложить альтернативу столь неоднозначному решению. Они обнаружили в организме гельминтов молекулу с иммуномодулирующими свойствами. которая может пролить свет на эффективность лечения червями-«врачами». Это пептид ACK1 — он гасит ответ иммунной системы путем ингибирования калиевого канала. Исследователи показали, что ACK1 схож с другим пептидом SHK, присутствующим в организме актинии. SHK сейчас испытывается в клинических исследованиях по поводу лечения рассеянного склероза.
Доктор Сандип Чхабра (Sandeep Chhabrа) из Института фармацевтических наук Монаш (Monash Institute of Pharmaceutical Sciences) говорит, что команда собирается преобразовать результаты лечения в таблетку – это гораздо безопаснее, чем самостоятельно глотать паразитических червей.