Сталкиваясь с людьми, обладающими чрезвычайными математическими талантами, мы склонны относить такие способности на счёт неких врождённых аномалий, которые обуславливают особую «математическую» настройку мозга. Однако, как полагают исследователи из Сассекского университета (Великобритания), умственные сверхспособности — по крайней мере те, что относятся к числовым областям математики, — явление не столько врождённое, сколько приобретённое.
Людовико Минати и Наташа Сигала работали с кубино-американским математиком Юсниером Виерой, который среди прочего является мировым рекордсменом по устному календарному исчислению: менее чем за секунду он может назвать день недели для любой даты за последние 400 лет. Такие способности часто встречаются у больных аутизмом и его разновидностями, но Виера аутизмом не страдает, он может вполне чётко описать свой метод и даже обучить ему другого.
С помощью фМРТ исследователи показали, что у Виеры активно работают области мозга, отвечающие за долговременную память, — гиппокамп и прилегающая к нему кора. Эти зоны включаются тогда, когда мы выполняем какие-то знакомые вещи, в которых считаем себя «экспертами»: информация из долговременной памяти помогает нам выполнить задание максимально быстро и эффективно.
Когда Виера решал какую-то математическую задачу, то у него, как и у всех, активировалась левая часть мозга. Если задача была незнакомой, мозг использовал также области префронтальной коры, отвечающие за принятие решений, которые начинали интенсивно общаться с центрами памяти. Это, по словам учёных, соответствовало тому, как сам Виера описывает свой метод: превратить незнакомую задачу в знакомую. Такая операция сказывалась на скорости и точности ответа: незнакомую задачу математик решал чуть медленнее, и точность ответа не превышала 80% (против 90% при знакомой).
Деятельный обмен информацией между центром принятия решений и центрами долговременной памяти можно наблюдать и у больных аутизмом. Однако у аутистов такая активность может слишком сильно варьироваться, а сами они далеко не всегда способны объяснить, как им удаются математические «фокусы».
В случае с Виерой у учёных на руках оказались и нейрофизиологические данные, и объяснение самого математика. Эту мозговую активность можно наблюдать и у других людей, без признаков аутизма и сверхспособностей; это говорит о том, что сверхспособности, очевидно, можно просто развить долгим и упорным трудом (разумеется, с соответствующей мотивацией).
Впрочем, быть может, мозг Виеры от рождения приспособлен к тому, чтобы следовать придуманному им методу. И, как теперь стало ясно, чтобы следовать ему, аутистом становиться вовсе не обязательно.
Результаты исследования опубликованы в веб-журнале PLoS ONE.
Подготовлено по материалам Сассекского университета. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.