Примечание.
О порядке применения документов по обязательному подтверждению соответствия продукции со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и до вступления в силу соответствующих технических регламентов при проведении в Системе сертификации ГОСТ Р обязательного подтверждения соответствия продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, см. Информационное письмо Госстандарта РФ от 27.06.2003 N ГЭ-1100-28/2308. Текст документа
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 октября 1997 г. N 1394
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 1997 г. N 1
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРЕПАРАТОВ
Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, постановляет: Ввести в действие для применения в Российской Федерации разработанные Всероссийским государственным научно-исследовательским институтом контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов Минсельхозпрода России и Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации Госстандарта России с учетом вновь принятых законов и иных правовых актов Российской Федерации Правила проведения сертификации ветеринарных препаратов.
Председатель
Госстандарта России
С.Ф.БЕЗВЕРХИЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Госстандарта России
от 22 января 1997 г. N 1
ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ ПРЕПАРАТОВ
I. Область применения
Примечание.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Настоящий документ разработан в соответствии с Законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (от 10.06.93 N 5153-1), «О ветеринарии» (от 14.05.93 N 4979-1), «Об охране окружающей природной среды» (от 19.12.91 N 2060-1), а также «Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 21.09.94 N 15, зарегистрированным Минюстом России 05.04.95 N 826 (далее — «Порядок проведения сертификации»). Документ конкретизирует порядок сертификации продукции применительно к ветеринарным препаратам и средствам по уходу за животными и устанавливает с учетом специфики объекта сертификации принципы, порядок и процедуры обязательной сертификации ветеринарных препаратов. Настоящие Правила могут быть использованы как для обязательной, так и для добровольной сертификации ветеринарных препаратов.
Примечание.
Постановление Госстандарта РФ от 16.02.1994 N 3 утратило силу в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26, утвердившего новые Правила по проведению сертификации в Российской Федерации.
Используемые в документе понятия соответствуют «Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 16.02.94 N 3, зарегистрированным Минюстом России 21.03.94 N 521 (далее — «Правила по проведению сертификации»).
II. Общие положения
2.1. Объектом сертификации в соответствии с настоящими Правилами являются ветеринарные препараты и средства по уходу за животными. 2.2. Сертификация проводится на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества людей, для животных и окружающей среды, а также биологическую эффективность действия препаратов на животных в соответствии с их назначением. 2.3. Обязательной сертификации подлежат ветеринарные препараты и средства по уходу за животными (далее продукция) серийного производства или их партии, предназначенные для реализации на территории Российской Федерации. Требования, подтверждаемые при сертификации, установлены в ГОСТах или в иных нормативных документах по стандартизации. Возможность сертификации на соответствие другим документам устанавливает орган по сертификации. Добровольная сертификация продукции, в том числе для экспорта, проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, согласованных между заявителем и органом по сертификации. 2.4. Условием проведения обязательной сертификации на безопасность серийно выпускаемой продукции, а также партий является наличие у заявителя документов, удостоверяющих регистрацию объекта сертификации Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России согласно «Положению о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденному Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 16.11.93 N 1162, и других документов, подтверждающих обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и животных, охраны окружающей среды, а также биологической эффективности действия препаратов на животных в соответствии с их назначением. 2.5. Центральным органом по сертификации ветеринарных препаратов является Всероссийский государственный научно-исследовательский институт контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов — ВГНКИ.
Примечание.
Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
2.6. Оплата работ по обязательной сертификации ветеринарных препаратов производится заявителем в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
III. Порядок сертификации
3.1. Сертификация продукции осуществляется в соответствии с «Порядком проведения сертификации» и с Изменением N 1 «Порядка проведения сертификации в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 N 15 и зарегистрированным в Минюсте России 01.08.96 N 1139 (далее — Изменение N 1), кроме схем 1, 6, 8, 9. Применяемые схемы сертификации приведены в Приложении А. 3.2. Схемы сертификации 2-5, 9а-10а применяются при сертификации ветеринарных препаратов, выпускаемых серийно. Схема 7 применяется для сертификации партий продукции. 3.3. Схему 2 рекомендуется применять для отечественной и импортируемой продукции при наличии долгосрочных договоров (контрактов) или регулярных поставках серийной продукции по отдельным договорам. Схема 2а применяется для отечественных и импортных ветеринарных препаратов, когда инспекционным контролем необходимо определить соответствие продукции, непосредственно поступающей к потребителю, требованиям нормативных документов. Схему 3 рекомендуется применять для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения. Схема 3а является наиболее предпочтительной для сертификации продукции отечественных и зарубежных средних и крупных организаций-изготовителей. Схемы 4 и 4а рекомендуется применять для необходимости всестороннего инспекционного контроля продукции серийного производства. Схему 5 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой: — реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции; — технологические процессы недостаточно стабильны; — установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции. Схема 7 применяется для сертификации партий (серий), в том числе опытных, изготовленной продукции. При сертификации по 7-ой схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (размер партии, показатели ее идентификации, маркировка или номер, дата выработки и т.д.). Схему 9а рекомендуется применять при сертификации продукции отечественных изготовителей, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля. Схемы 10 и 10а применяются при продолжительном производстве отечественной и импортной продукции в небольших объемах. 3.4. Заявку на сертификацию заявитель направляет по своему выбору в любой орган по сертификации, имеющий соответствующую область аккредитации. К заявке прилагается необходимая нормативная документация на продукцию и документ, удостоверяющий государственную регистрацию объекта сертификации, выданный Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России. В нормативной документации должны быть изложены основные характеристики продукции и другие специальные требования к ней. Изготовителю продукции необходимо также представить технологическую схему производственного процесса. 3.5. По результатам рассмотрения заявки и прилагаемых документов орган по сертификации принимает решение о возможности (невозможности) сертификации и условиях ее проведения. 3.6. Решение по заявке, как положительное, так и отрицательное, направляется заявителю в срок не более 10 дней со дня получения заявки. 3.7. Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляют эксперты органа по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория, или другая компетентная организация, представляющая третью сторону по отношению к изготовителю и потребителю продукции. 3.8. Образцы отбираются для проведения идентификации и испытаний, а также для хранения их в качестве контрольных образцов на случай возникновения спорных вопросов, требующих повторных испытаний и идентификации. Срок хранения контрольных образцов, согласно документу ПР 50.3.002-95 «Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции», утвержденному зам. председателя Госстандарта России 08.02.96, зарегистрированному в Минюсте России 01.03.96 N 1041 (далее — «Общий порядок обращения с образцами»), как правило, должен соответствовать сроку годности продукции. 3.9. Отбор образцов (проб) проводится в соответствии с нормативными документами на конкретную продукцию. Для импортируемой продукции допускается проведение сертификации поставляемой продукции до ее прибытия на территорию Российской Федерации, основанное на изучении информации о продукции и ее изготовителях, проведении оценки образцов продукции, анализе состояния производства. 3.10. Результаты отбора образцов оформляют актом по форме, приведенной в «Общем порядке обращения с образцами». Акт отбора образцов подписывают представители организации, проводящей отбор, и заявителя. 3.11. Идентификация продукции проводится по отобранным образцам путем определения физико-химических, биологических свойств препаратов и сличения полученных данных с представленной технической документацией. При идентификации проверяется правильность отнесения продукции к определенному классу, группе, простановки кодов ОКП и возможность использования для сертификации предусмотренных нормативных документов. 3.12. Испытания образцов (проб) проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по методам, установленным в нормативных документах. Результаты испытаний оформляются протоколом. Порядок возврата или списания контрольных образцов по п. 10 «Общего порядка обращения с образцами» устанавливается совместно заявителем и органом по сертификации. 3.13. Анализ состояния производства (схемы сертификации 2а, 3а, 4а, 9а, 10а) проводит орган по сертификации с привлечением при необходимости экспертов по сертификации систем качества (производства). При этом осуществляются проверки: — соответствия сырья, использованного для изготовления продукции, требованиям нормативных документов, рецептур; — процедур входного контроля сырья и вспомогательных материалов; — выполнения технологического процесса в соответствии с действующей технологической документацией; — стабильности характеристик продукции по результатам производственного контроля; — системы учета претензий и рекламаций потребителей; — процедур приемочного контроля изготовленной продукции; — условий хранения продукции на складах организации-изготовителя. По результатам анализа состояния производства составляется акт. Орган по сертификации продукции принимает решение о выдаче сертификата на продукцию с учетом сертификата на систему качества (производства) и акта комиссии, проводящей такую сертификацию. 3.14. Орган по сертификации анализирует результаты проведенных работ по испытаниям, анализу состояния производства или сертификации систем качества (производства) и принимает решение о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия. 3.15. При положительных результатах анализа по п. 3.14. орган по сертификации оформляет сертификат соответствия. В сертификате в обязательном порядке указываются документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в т.ч. протоколы испытаний, выданные аккредитованными испытательными лабораториями, и т.д.
Примечание.
Постановление Госстандарта РФ от 16.02.1994 N 3 утратило силу в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26, утвердившего новые Правила по проведению сертификации в Российской Федерации.
3.16. Сертификат вступает в действие с момента его регистрации в Государственном реестре в соответствии с п. 4.8. «Правил по проведению сертификации». Срок действия сертификата определяется по пункту 3.6.2. Изменения N 1.
Примечание.
В официальном тексте документа, по видимому, допущена опечатка. Срок действия сертификата определяется по пункту 3.5.3. Изменения N 1.
3.17. На основании сертификата согласно «Порядку проведения сертификации» и «Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.07.96 N 14, зарегистрированным Минюстом России 01.08.96 N 1138 (далее — «Правила применения знака соответствия»), орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия.
Примечание.
Постановлением Госстандарта РФ от 11.07.2002 N 60 были внесены изменения в Постановление Госстандарта РФ от 21.09.1994 N 15, в соответствии с которыми положение о выдаче лицензии на применение знака соответствия исключено.
3.18. Знак соответствия проставляется на каждую единицу продукции разового применения, при невозможности нанесения знака соответствия на каждую единицу продукции или дополнительно он наносится на каждую упаковочную единицу, кроме этого знак соответствия проставляется на сопроводительную техническую документацию, предоставляемую потребителю. При невозможности нанесения знака соответствия на каждую единицу продукции и каждую упаковочную единицу, он проставляется только на сопроводительную техническую документацию, предоставляемую потребителю. Место нанесения знака определяется согласно п. 7.3. «Правил применения знака соответствия» при выдаче лицензии на применение знака соответствия.
IV. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
4.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией производится при всех схемах сертификации по п. 3.2., кроме 7 и 9а схем. 4.2. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме систематического анализа информации о сертифицированной продукции и инспекционных проверок на месте. Периодичность инспекционного контроля устанавливается органом по сертификации при проведении сертификации в каждом конкретном случае. 4.3. Инспекционный контроль в зависимости от схемы сертификации может включать: — отбор образцов и их испытания,
— оценку производства в форме анализа состояния производства (схемы 2а, 3а, 4а, 10а) в соответствии с п. 3.13. или контроля за системой качества (производством) в схеме 5. 4.4. При инспекционном контроле испытания, предусмотренные схемами сертификации, проводят, как правило, в полном объеме сертификационных испытаний. Объем испытаний может быть сокращен в 5-ой схеме по результатам контроля системы качества (производства). Испытания проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. 4.5. Инспекционный контроль включает также проверку правильности маркирования продукции знаком соответствия. 4.6. По результатам инспекционного контроля составляют акт, в котором даются оценки по всем проверяемым вопросам и по соответствию продукции требованиям нормативных документов в целом; при необходимости приводятся рекомендации о характере и сроках проведения корректирующих мероприятий. 4.7. На основании акта инспекционной проверки орган по сертификации оформляет решение, в котором в зависимости от результатов проверки содержится три варианта решений: — считать сертификат подтвержденным, или переоформить сертификат (в случае изменения реквизитов продукции, реквизитов заявителя и т.д.); — приостановить действие сертификата;
— отменить действие сертификата.
4.8. Действие сертификата после его приостановления может быть восстановлено или отменено в зависимости от результатов выполнения заявителем корректирующих мероприятий. 4.9. Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Центрального органа по сертификации ветеринарных препаратов, Госстандарта России и других заинтересованных организаций, любым доступным для органа по сертификации способом (факс, телефон, телеграф, и т.д.). Срок доведения этой информации согласно п. 3.7.7. «Порядка проведения сертификации» не должен превышать 10 дней со дня принятия решения о приостановлении действия или отмене действия сертификата.
Приложение А
к Правилам проведения
сертификации ветеринарных
препаратов, утвержденным
Постановлением Госстандарта
России от 22.01.97 N 1
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
СОСТАВ СХЕМ СЕРТИФИКАЦИИ
Но- Испытания в аккреди- Проверка Инспек. контроль серти- мер тованных испытатель- производства фициров. продукции
схе- ных лабораториях и (системы (системы качества, мы др. способы доказа- качества) производства) тельства соответствия 1 2 3 4 2 Испытания типа <> Испытания образцов, взятых у продавца 2а Испытания типа Анализ Испытания образцов, состояния взятых у продавца. производства Анализ состояния производства 3 Испытания типа Испытания образцов, взятых у изготовителя 3а Испытания типа Анализ Испытания образцов, состояния взятых у изготовителя. производства Анализ состояния производства 4 Испытания типа Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя 4а Испытания типа Анализ Испытания образцов, состояния взятых у продавца производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства 5 Испытания типа Сертификация Контроль производства сертифицированной или системы качества сертификация (производства). системы Испытания образцов, качества взятых у продавца и (или) у изготовителя <*> 7 Испытания партии - - 9а Рассмотрение Анализ - декларации о состояния соответствии с производства прилагаемыми документами 10 Рассмотрение - Испытания образцов, декларации о взятых у изготовителя соответствии с или у продавца прилагаемыми документами 10а Рассмотрение Анализ Испытания образцов, декларации о состояния взятых у изготовителя соответствии с производства или у продавца. прилагаемыми Анализ состояния документами производства
<> Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. <*> Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).
Примечания. 1. Схемы 1-8 приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, 3а и 4а — дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1, 2, 3 и 4. 2. Схемы 9а-10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятом в ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. 3. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Департамента
ветеринарии Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации — Главный
государственный ветеринарный
инспектор Российской Федерации
В.М.АВИЛОВ
от 18 июня 1996 г. N 23
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Председателя
Госкомсанэпиднадзора России —
Заместитель Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ
от 31 мая 1996 г. N 11
Дата введения —
с момента опубликования
3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЗАРАЗНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ, ОБЩИМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СП 3.1.084-96
ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА
ВП 13.3.4.1100-96
- Разработаны: Центральным научно — исследовательским институтом эпидемиологии (Черкасский Б.Л.); Всероссийским научно — исследовательским институтом ветеринарной вирусологии и микробиологии (Бакулов И.А.); Всероссийским научно — исследовательским институтом экспериментальной ветеринарии (Коромыслов Г.Ф., Ведерников В.А.); Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России (Авилов В.М.).
- Утверждены и введены в действие Первым заместителем Председателя Госкомсанэпиднадзора России от 31 мая 1996 г. N 11 и начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России от 18 июня 1996 г. N 23.
- Ведены впервые.
Закон РСФСР
«О санитарно — эпидемиологическом
благополучии населения»
«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3). «Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил… Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).
Закон РФ
«О ветеринарии»
«Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: … контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, … иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации» (статья 1). «Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных» (статья 2). «Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской федерации» (статья 23).
- Область применения
1.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами. 1.2. Санитарные правила содержат основные требования к комплексу профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий, своевременное и полное проведение которых должно обеспечить предупреждение и ликвидацию заразных болезней, общих для человека и животных. 1.3. Государственный контроль за соблюдением требований настоящих Правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации и органами и учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с действующими законами. 1.4. Органы и учреждения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Государственного санитарно — эпидемиологического надзора Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие в области защиты населения от заразных болезней, общих для человека и животных. Конкретные мероприятия по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для животных и человека, проведение которых осуществляется должностными лицами органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы России и должностными лицами органов и учреждений Государственной ветеринарной службы России, изложены в прилагаемых к данным Правилам нормативных документах.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
2.2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. 2.3. Закон Российской Федерации «О ветеринарии». 2.4. Государственная система санитарно — эпидемиологического нормирования Российской Федерации. 2.5. Государственная система ветеринарного нормирования Российской Федерации.
3. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от заразных болезней, общих для человека и животных
3.1. Граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную среду обитания (окружающая природная среда, условия труда, быта, питание, продукция животноводства), препятствующую возникновению и распространению заразных болезней, общих для человека и животных. 3.2. Граждане Российской Федерации имеют право на своевременное и полное возмещение ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушения санитарных правил, повлекших за собой возникновение заразных болезней, общих для человека и животных, отравлений людей, а также профессиональных заболеваний. 3.3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение полных и достоверных сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпизоотической и эпидемиологической обстановке, действующих санитарных и ветеринарных правилах, о принимаемых мерах по защите населения от заразных болезней, общих для человека и животных, защите от пищевых отравлений, на получение сведений о качестве выпускаемой продукции животноводства. 3.4. Граждане Российской Федерации обязаны: — соблюдать действующие санитарно — эпидемиологические и ветеринарно — санитарные правила и нормы; — проводить и принимать участие в проведении гигиенических, профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий; — выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц Государственной санитарно — эпидемиологической службы России и Государственной ветеринарной службы России. 3.5. Для предупреждения заболеваний заразными болезнями, общими для человека и животных, граждан подвергают профилактическим прививкам. Порядок, сроки проведения и группы населения, подлежащие прививкам, определяют Минздравмедпром РФ и Государственный комитет санитарно — эпидемиологического надзора РФ. В случае необходимости по решению органов управления санитарно — эпидемиологического надзора и здравоохранения на местах могут быть введены дополнительные показания к проведению прививок. 3.6. Работники предприятий и организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и периодически впоследствии. Перечень работ, при которых проводятся такие осмотры, и порядок их проведения определяют Государственный комитет санитарно — эпидемиологического надзора РФ и Минздравмедпром РФ. В случае необходимости по представлению органов Государственного санитарно — эпидемиологического надзора и здравоохранения и решению органов исполнительной власти на местах в отдельных организациях и на предприятиях могут быть введены дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров.
4. Права и обязанности предприятий и организаций в области защиты населения от заразных болезней, общих для человека и животных, и охраны окружающей среды от загрязнения патогенными микроорганизмами
4.1. Предприятия и организации имеют право: — принимать участие в разработке органами государственной власти и управления решений и программ защиты населения от заразных болезней, общих для человека и животных, и охраны окружающей среды от загрязнения патогенными микроорганизмами; — получать от органов государственной власти и управления на договорной основе информацию о заболеваемости людей и животных общими для них заразными болезнями, состоянии окружающей среды, действующих санитарно — эпидемиологических и ветеринарно — санитарных правил и норм. 4.2. Предприятия и организации обязаны: — обеспечить соблюдение настоящих Правил и осуществлять производственный контроль за их выполнением; — разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных; — выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ и Государственной ветеринарной службы РФ; — своевременно информировать органы и учреждения Государственной ветеринарной службы РФ и Государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, непредвиденных остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих опасность возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных; — осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на профилактику заразных болезней, общих для человека и животных; — возмещать ущерб от вреда, причиненного здоровью граждан в результате нарушения настоящих Правил, повлекшего за собой возникновение случаев заразных болезней, общих для человека и животных, а также профессиональных заболеваний.
5. Требования к планировке, строительству, реконструкции, модернизации объектов сельскохозяйственного назначения
5.1. При планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству, переработке и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан (далее — объекты сельскохозяйственного назначения) должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, производства продуктов животноводства и предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных. 5.2. Предоставление земельного участка под строительство, утверждение документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения допускаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственного санитарно — эпидемиологического надзора РФ и Государственного ветеринарного надзора РФ о соответствии проектной документации действующим санитарным и ветеринарным нормам и правилам. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, в случае нарушения санитарных и ветеринарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя, главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
6. Требования к продукции животноводства
6.1. Продукция животноводства (включая продовольственное сырье, пищевые продукты, материалы и изделия) должна: — происходить из территории, благополучной по болезням животных, опасным для человека; — по результатам ветеринарно — санитарной экспертизы соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения; — отвечать действующим санитарным правилам. 6.2. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно — санитарной экспертизе. 6.3. Закупаемая за рубежом продукция животноводства должна соответствовать санитарно — эпидемиологическим и ветеринарным требованиям и нормам, а также международным требованиям безопасности и безвредности для человека и животных. 6.4. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение договоров, поставку и реализацию в Российской Федерации такой продукции, обязаны обеспечивать выполнение указанных правил и требований. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства на территории РФ, должны обеспечить соблюдение действующих ветеринарных и санитарных норм и правил и в случае несоответствия животноводческих продуктов этим требованиям обязаны приостановить их заготовку, производство и (или) реализацию по постановлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя, Главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
7. Обязанности органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов и учреждений Государственного санитарно — эпидемиологического надзора, органов и учреждений Государственного ветеринарного надзора, владельцев животных, производителей продуктов животноводства и граждан в случаях возникновения очагов заразных болезней, общих для человека и животных
7.1. В случаях возникновения очагов заразных болезней, общих для человека и животных, на отдельных территориях и в населенных пунктах по представлению соответствующих органов и учреждений Государственной ветеринарной службы и Государственного санитарно — эпидемиологического надзора Совет Министров — Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти на местах или органы местного самоуправления могут налагать карантин, принимать решения об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства или вводить другие особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию очагов указанных болезней. 7.2. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней, общих для человека и животных, Совет Министров — Правительство РФ, органы исполнительной власти национально — государственных и административно — территориальных образований могут в установленном порядке создавать Чрезвычайные противоэпизоотические и противоэпидемические комиссии. 7.3. Должностные лица и специалисты Государственной ветеринарной службы РФ и Государственной санитарно — эпидемиологической службы РФ обеспечивают осуществление всех предусмотренных прилагаемыми к настоящим Правилам нормативными документами специальных мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями, общими для человека и животных. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей они несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 7.4. Владельцы животных, производители продуктов животноводства и производители кормов обязаны: — осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение болезней животных и безопасность (в ветеринарно — санитарном отношении) продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, хранилища кормов, помещения для переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения внешней среды отходами животноводства и отходами переработки продукции; — обеспечивать животных кормами и водой, соответствующими ветеринарным правилам и нормам; — соблюдать установленные ветеринарно — санитарные правила перевозки, перегона и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; — своевременно представлять ветеринарным специалистам по их требованию животных для осмотра и обязательных профилактических мероприятий (иммунизация, исследования); — представлять принадлежащие им территории, животноводческие и производственные помещения специалистам ветеринарной службы и службы санитарно — эпидемиологического надзора для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации и других специальных работ, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней, опасных для человека и животных, представлять образцы (пробы) необходимых материалов (веществ, изделий, пищевых продуктов, почвы, воды и т.д.) для проведения лабораторных исследований; — обеспечивать производство кормов и кормовых добавок, соответствующих действующим ветеринарно — санитарным требованиям и нормам по качеству и безвредности; корма и кормовые добавки, не соответствующие этим требованиям, по решению Главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя снимаются с производства или изымаются из реализации; — немедленно извещать ветеринарных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; — до прибытия ветеринарных специалистов принимать меры по изоляции животных, подозрительных по заболеванию; — выполнять указания ветеринарных специалистов и специалистов службы санитарно — эпидемиологического надзора о проведении мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных. 7.5. Граждане, больные общими для человека и животных болезнями или с подозрениями на такие заболевания, а также подвергшиеся риску заражения, проходят лабораторное обследование и медицинское наблюдение, а при необходимости направляются на лечение, проходят курс вакцинопрофилактики, подвергаются госпитализации и изоляции (карантинированию). 7.6. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, общих для человека и животных, проходят курс лечения. Эти граждане, если они в связи с особенностями производства, в котором заняты, или с выполняемой работой могут быть источником распространения возбудителей таких болезней, временно (до выздоровления) переводятся на другую работу, а при невозможности перевода — временно (до выздоровления) отстраняются от работы.
8. Санитарно — просветительская работа
8.1. Санитарно — просветительская работа среди населения в отношении профилактики заразных болезней, общих для человека и животных, осуществляется по программам, разработанным Госкомсанэпиднадзором РФ и территориальными ЦГСЭН. 8.2. Санитарно — просветительская работа осуществляется сотрудниками органов и учреждений Госкомсанэпиднадзора РФ, Минсельхозпрода РФ, Минздравмедпрома РФ или лицами, ими уполномоченными. 8.3. Для проведении санитарного просвещения используются все доступные каналы информации. 8.4. Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно — методическими документами.
9. Ответственность за нарушение Правил
9.1. Нарушение Правил влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9.2. Основаниями для применения мер ответственности являются: — отказ от проведения обязательных профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий (исследования, иммунизация, дезинфекция, дератизация и другие) и нарушения сроков их проведения; — нарушения правил карантина;
— нарушения действующих санитарно — эпидемиологических и ветеринарных правил, направленных на обеспечение безопасности продуктов животноводства для людей; — несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных, опасных для человека; — невыполнение санитарно — эпидемиологических и ветеринарных правил по охране территории Российской Федерации от заноса возбудителей заразных болезней животных, опасных для человека, из иностранных государств; — нарушения санитарно — эпидемиологических и ветеринарных правил при осуществлении международных (экспортных, импортных, транзитных) и внутренних перевозок животных и продуктов животноводства всеми видами транспорта; — реализация и использование продуктов животноводства, не подвергнутых санитарной и ветеринарно — санитарной экспертизе; — несоблюдение санитарно — эпидемиологических и ветеринарных правил при размещении строительства и вводе в эксплуатацию объектов, предназначенных для содержания животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; — несоблюдение санитарно — эпидемиологических и ветеринарных правил при переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения, выпуск животноводческой продукции, кормов и кормовых добавок, не отвечающих санитарно — эпидемиологическим и ветеринарно — санитарным требованиям. 9.3. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении настоящих Правил, могут подвергаться дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством РФ, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения решением руководства предприятия, учреждения, организации по представлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя, Главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя. 9.4. За нарушение настоящих Правил административные взыскания применяются в виде предупреждения или штрафа. Предупреждение выносится Главным государственным санитарным врачом или его заместителем в письменном виде. Штраф налагается на должностных лиц и граждан постановлением Главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере, определенном Законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и (или) Главным государственным ветеринарным инспектором в размере, определяемом Законом «О ветеринарии».
Примечание.
Закон РСФСР от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
9.5. Предприятия, организации и граждане, допустившие загрязнение окружающей природной среды возбудителями болезней, общих для животных и человека, выпуск и (или) реализацию продукции, потребление (использование) которой привело к возникновению заразных болезней животных и (или) людей, несут экономическую ответственность и по постановлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: — возместить дополнительные расходы лечебно — профилактических и санитарно — профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий; — своевременно и в полном объеме возместить гражданам ущерб от вреда, принесенного их здоровью в результате нарушения настоящих Правил, повлекшего за собой возникновение заразных болезней и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний. В случае отказа от добровольного возмещения расходов, ущерба и оплаты штрафов спор решается в судебном или арбитражном порядке. 9.6. За нарушение настоящих Правил должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.