ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 28 января 2016 г. N 01/870-16-32
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТОРАМИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе информационно-методическое письмо «Законодательное и методическое обеспечению лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга». Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации при формировании государственного задания для ФБУЗ ЦГиЭ в субъектах Российской Федерации в части планирования санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга необходимо учесть требования, изложенные в данном информационно-методическом письме. Исследования, проводимые лабораториями, аккредитованными в установленном порядке, в рамках надзора и производственного контроля по атмосферному воздуху, воде, почве, контаминации пищевых продуктов и продовольственного сырья, по показателям радиационной безопасности и другим факторам среды обитания должны быть включены в базы данных региональных информационных фондов социально-гигиенического мониторинга. При согласовании программ производственного контроля обращать особое внимание на необходимость включения исследований приоритетных веществ в объектах окружающей среды.
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТОРАМИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» установлен порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с п. 4 данного постановления Правительства РФ мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на региональном уровне утвержден приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 «О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими». Все собираемые данные передаются в федеральный информационный фонд данных СГМ. Приказом Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 368 «Об утверждении нормативных документов по проведению социально-гигиенического мониторинга» утверждено Положение о федеральном информационном фонде данных социально-гигиенического мониторинга. Положение устанавливает порядок формирования федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее — ФИФ СГМ) представляет собой базу данных о состоянии среды обитания человека и здоровья населения, сформированную на основе многолетних динамических наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов регламентирующих ведение анализа, прогноза и выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека, других материалов общего назначения и специальной информации в области гигиенической диагностики влияния факторов среды обитания на здоровье населения и оценки риска для здоровья. Техническое обслуживание, пополнение данными и обеспечение информационной безопасности федерального информационного фонда, информирование пользователей о составе документов ФИФ СГМ производится Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 30.01.2006 N 810 «О перечне показателей и данных для формирования федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга» для мониторинга определены химические, биологические и социальные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. К показателям, характеризующим факторы среды обитания, отнесены: — качество атмосферного воздуха населенных мест; — санитарно-эпидемиологическая безопасность питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения; — контаминация продовольственного сырья и продуктов питания химическими веществами; — санитарно-эпидемиологическая безопасность почвы населенных мест; — радиационная безопасность объектов окружающей среды и среды обитания людей. Для СГМ и оценки риска здоровью населения источниками информации могут служить сведения: — мониторинга факторов среды обитания, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; — государственного санитарно-эпидемиологического надзора; — производственного контроля, осуществляемого аккредитованными в соответствующих областях измерений лабораториями; — санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований; — сертификационных и иных измерений, выполненных аккредитованными в соответствующих областях измерений лабораториями. — арбитража и др.
Количество мониторинговых точек и их расположение определяется с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации. Организация и проведение мониторинга за качеством атмосферного воздуха населенных мест регламентируется: — Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; — Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Для осуществления контроля качества атмосферного воздуха установлено три категории постов наблюдения: стационарный, маршрутный, передвижной (подфакельный). Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижного оборудования. Передвижной (подфакельный) пост предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявлений зоны влияния данного источника. Разовые пробы, отобранные не по программе исследований не пригодны для СГМ. Указанные данные могут быть использованы для оценок при проведении надзорных мероприятий. Количество стационарных и маршрутных постов наблюдения за атмосферой на территории определяется в соответствии РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов», ГОСТ 17.2.1.03-84 «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения». Имеющаяся информация об уровнях загрязнения атмосферного воздуха, получаемая как на постах Росгидромета, Роспотребнадзора, так и на постах наблюдений объектов надзора может использоваться для ранжирования территорий с выделением наиболее загрязненных и определение приоритетов для дальнейшего наблюдения и изучения. Количество мониторинговых точек и их расположение, определяется с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации. Для оценки влияния качества атмосферного воздуха на здоровье населения приемлемы данные стационарных и маршрутных постов Росгидромета с числом исследований не менее 200 среднесуточных проб в год по полной программе наблюдений. Обязательные показатели (загрязнители) для мониторинга атмосферы определены ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов». Приоритетные (специфические) загрязнители атмосферного воздуха для мониторинга определяются для каждой территории в зависимости от выбросов с применением методологии оценки риска здоровью населения. Организация и проведение мониторинга загрязнения почв селитебных территорий регламентируется: — СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; — СанПиН 2.1.7.2197-07 Изменение N 1 к СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; — СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; — СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»; — МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест». Методы контроля и гигиенические нормативы приняты в соответствии с ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»; ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве»; ГН 1.2.3111-13 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)». При организации мониторинга за качеством почв следует учитывать класс опасности химических веществ и возможное его влияние на здоровье населения. В соответствии с МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест» мониторинговые точки для контроля загрязнения почвы необходимо размещать на территориях детских образовательных организаций, игровых, спортивных, детских площадок селитебной территории, в зонах рекреаций, на территориях лечебно-профилактических учреждений. Для оценки влияния качества почв на здоровье населения в каждой мониторинговой точке должно быть не менее 6 исследований в год на химические, бактериологические, паразитологические показатели и охватывать все сезоны года (кроме зимнего сезона для территорий с минусовыми температурами). Химические показатели определяются в зависимости от степени техногенной нагрузки и уровней фонового загрязнения почв территорий. В соответствии с МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест» оценка эпидемической безопасности почв проводятся по бактериологическим показателям (БГКП, индекс энтерококков, энтеробактерии, энтеровирусы, сальмонеллы, другие) и по паразитологическим показателям (аскариды, власоглавов, токсакар, др. гельминты, онкосферы эхинококка, онкосферы тениид, цисты (ооцисты) кишечных патогенных простейших). Организация и проведение мониторинга за качеством воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения регламентируется: — Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; — Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; — постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой, горячей воды»; — СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; — ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества»; — приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 «О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных и обмена ими». В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. В соответствии с п. 4.8 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения Роспотребнадзора в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям. В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды (п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01). Показатели для оценки воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (пункты 3.3, 3.4, 3.4.2, 3.6). Приоритетные (специфические) загрязнители воды для мониторинга определяются для каждой территории в зависимости от природного содержания, обработки воды (методов очистки), условий транспортировки, степени загрязнения источника и др. В качестве критериев выбора ведущих показателей загрязнения рекомендуется учитывать: 1. Токсичность и опасность вещества (вещества 1, 2 класса, обладающие способностью вызывать отдаленные эффекты, канцерогенные, мутагенные соединения, влияющие на репродуктивную функцию). 2. Степень превышения ПДК.
3. Способность вещества задерживаться на водопроводных очистных сооружениях. 4. Стабильность и способность веществ к трансформации. Необходимо учитывать, что при трансформации вещества могут образовываться более токсичные продукты, которые и должны быть использованы в качестве ведущих показателей. В соответствии ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества» количество точек для отбора проб воды и места их расположения на водозаборе, в резервуарах чистой воды и в напорных водоводах, перед поступлением в распределительную сеть устанавливают собственники водопроводных систем (наружных и внутренних) по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора и (или) ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора. При проведении производственного контроля, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» количество проб воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения должно быть не менее 12 в год (ежемесячно). Территориальный орган Роспотребнадзора вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии: а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля; б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей; в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком; г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды (п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой, горячей воды»). Для оценки влияния на здоровье населения количество проб воды в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения должно быть не менее 12 в год (ежемесячно) в каждой точке контроля, независимо от типа источника водоснабжения (поверхностный, подземный), включая результаты производственного контроля и надзора. Роспотребнадзор осуществляет выборочный контроль за качеством питьевой воды, при этом места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор (письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»). Организация и проведение мониторинга качества пищевых продуктов, как при проведении мероприятий по контролю, так и при производственном контроле осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза: — ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», — ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», — ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», — ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», — ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», — ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», — ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», — ГН 1.2.3111-13 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)», а также в ряде случаев — Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299. При проведении мониторинга химической загрязненности пищевых продуктов определяется содержание в них тяжелых металлов, нитратов, пестицидов, микотоксинов, нитрозаминов и других контаминантов химической природы. Отбор проб пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Перечнем стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 N 880) и других технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции, в том числе с использованием Унифицированных правил отбора проб сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и объектов окружающей среды для определения микроколичеств пестицидов от 21 августа 1979 N 2051-79. Кроме того, следует учитывать положения Методических указаний МУ 2.3.7.2519-09 «Определение экспозиции и оценка риска воздействия химических контаминантов пищевых продуктов на население» в части рекомендаций относительно количества отбираемых образцов при проведении специальных исследований индивидуальной структуры питания населения региона. При проведении специальных исследований рекомендуемое количество исследуемых проб составляет при потреблении продукта: — более 50 кг/год — не менее 30 проб;
— 10 — 49 кг/год — не менее 20 проб;
— 10 кг/год — не менее 10 проб.
Организация мониторинга показателей радиационной безопасности регламентирована: — СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности (НРБ-99); — СП 2.6.1.799-99 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99); — СП 2.6.1.1292-03 Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения; — Методические указания «Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга» МУ 2.6.1.1868-04. Требования к минимальному объему контроля, выбору контрольных точек, расчету массы отбираемых проб и периодичности контроля изложены в методических указаниях «Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга» МУ 2.6.1.1868-04. Число контрольных точек на территории субъекта Российской Федерации должно обеспечивать представительность наблюдаемых радиационных параметров и достаточным для пространственной характеристики уровней содержания радиоактивных веществ (табл. 1).
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Фактор
Количество точек
Контролируемые показатели
Почва
1
137Cs, 90Sr, 226Ra, 232Th, 40К
Атмосферный воздух
3
5
Суммарная b-активность, 137Cs, 90Sr, Гамма-излучения Жилые и общественные здания
20
Изотопы радона, гамма-излучения
Вода
3
Суммарная a-активность, Суммарная b-активность, 137Cs, 90Sr, 226Ra, 238U, 234U Пищевые продукты:
Молоко, мясо, рыба, хлеб, картофель, грибы, ягоды лесные 3
цезий-137 и стронций-90
В каждой контрольной точке должно проводиться не менее 1 исследования в год. Контролируемые показатели представлены в таблице 1. Мониторинг показателей и данных о качестве воды в источниках централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения и зонах рекреации осуществляется в рамках формирования государственного водного реестра. Показатели и данные ежегодно передаются в Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 «О ведении государственного водного реестра», приказов Минприроды России от 21.08.2007 N 214 «Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр», от 27.11.2007 N 308 «Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, для внесения в государственный водный реестр», приказов Роспотребнадзора от 21.07.2008 N 248 «Об утверждении состава сведений для внесения в государственный реестр», от 05.01.2013 N 812 «О сборе сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах за отчетный год».