Методические рекомендации, направленные данным документом, введены в действие с 1 марта 2009 года. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
17 марта 2009 г.
N 01/3324-9-32
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для использования в работе методические рекомендации от 19.02.2009 г. N 01/2177-9-26 «Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению». С вводом данных методических рекомендаций отменяются рекомендации от 22.03.2007 г. N 0100/2872-07-34. В новых методических рекомендациях приведены формы ведения банка данных регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению. Внедрение указанных рекомендаций с унифицированными формами регистрации позволит ввести программное обеспечение работ и создание единого банка данных. Дополнительно сообщаем, что методические рекомендации в электронном виде и программное обеспечение расположены на сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В.Рамзаева www.niirg.ru.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
19 февраля 2009 г. N 01/2177-9-26
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ОБЛУЧЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации определяют порядок организации работ по регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов. В методических рекомендациях даны определения категорий лиц, подлежащих регистрации, порядок их регистрации в организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы ведения банка данных. Приведены инструкции по их заполнению и ведению с использованием компьютерных программ «Региональный банк данных лиц, пострадавших от радиационного воздействия» (РБД-ЛПРВ). 2. Методические рекомендации разработаны: д.м.н., профессором Романовичем И.К., к.м.н. Вишняковой Н.М., к.т.н. Барышковым Н.К., Кравцовой О.С., Громовым А.В. (ФГУН НИИРГ), к.м.н. Перминовой Г.С., Липатовой О.В., (Роспотребнадзор), к.м.н. Тутельян О.Е. (ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии»). 3. Введены в действие с 1 марта 2009 г. 4. Введены взамен МР «Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению» от 22.03.2007 N 0100/2872-07-34.
- Общие положения
1.1. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004 N 28, ст. 2899) и приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 08.08.2006 N 233 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Регистрационный N 8262 от 14 сентября 2006 г.). 1.2. Регистрацию осуществляют ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 1.3. Для осуществления регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, на базе Федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации созданы приказами главных врачей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по согласованию с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и функционируют иональные банки данных (далее — РБД ЛПРВ), являющиеся иональной составляющей единого Федерального банка данных. 1.4. В ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» приказом главного врача создан и функционирует Федеральный уровень банка данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (далее — ФБД ЛПРВ). ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ составляют единый банк данных, работают по единому методическому и программному обеспечению и включают в себя данные в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Деятельность ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ координируется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Научное, методическое и программное сопровождение обеспечивает ФГУН Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора.
2. Критерии регистрации лиц
2.1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Нормами радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99 (ст. 3.1.) на территории Российской Федерации установлены следующие допустимые пределы доз облучения в результате использования источников ионизирующего излучения: 2.1.1. Для населения годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 1 мЗв, но не более 5 мЗв в год, или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 70 мЗв, эквивалентная доза за год в хрусталике глаза — 15 мЗв, коже — 50 мЗв, кистях и стопах — 50 мЗв. 2.1.2. Для работников (персонал группы А) годовая эффективная доза в среднем за любые последовательные 5 лет равна 20 мЗв, но не более 50 мЗв в год или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1000 мЗв, эквивалентная доза за год в хрусталике глаза — 150 мЗв, коже — 500 мЗв, кистях и стопах — 500 мЗв. 2.1.3. Для работников (персонал группы Б) основные пределы доз равны 1/4 значений для персонала группы А. 2.1.4. Превышения указанных нормативов являются критериями для регистрации. Лица, получившие дозы облучения выше установленных нормативов, относятся к категории «облученные». Лица, которым установлена связь заболеваний с радиационным воздействием в установленном порядке, относятся к категории «пострадавшие».
3. Категории граждан, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
3.1. Регистрации в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ подлежат все вновь выявленные лица, начиная с 1 июля 2004 года: 3.1.1. Лица, пострадавшие от радиационного воздействия, у которых в результате радиационной аварии возникли детерминированные или другие эффекты, в отношении которых экспертными советами или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально установлена связь с радиационным воздействием (далее — пострадавшие), в том числе при отсутствии данных о полученной дозе облучения (в результате прошлых аварий). 3.1.2. Лица из населения, подвергшиеся аварийному облучению (раздел 2.1.1.) в: — эффективной дозе более 1 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет; — эффективной дозе более 5 мЗв/год;
— эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 15 мЗв/год; — эквивалентной дозе в коже, кистях и стопах более 50 мЗв/год; — накопленной за период жизни дозе более 70 мЗв (далее — облученные). 3.1.3. Лица из числа персонала, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационной аварии или планируемого повышенного облучения в годовой эффективной дозе или дозе, накопленной за трудовую деятельность более установленных основных пределов доз:
персонал группы А (раздел 2.1.2.):
- эффективной дозе более 20 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет;
- эффективной дозе более 50 мЗв/год;
- эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 150 мЗв/год;
- эквивалентной доз в коже, кистях и стопах более 500 мЗв/год;
- имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу более 1000 мЗв;
персонал группы Б (раздел 2.1.3.):
- эффективной дозе более 5 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет;
- эффективной дозе более 12,5 мЗв/год;
- эквивалентной дозе в хрусталике глаза более 37,5 мЗв/год;
- эквивалентной дозе в коже, кистях и стопах более 125 мЗв/год;
- имеющие за трудовую деятельность (50 лет) эффективную дозу боле 250 мЗв (далее — облученные). 3.2. Для составления списка лиц Российской Федерации, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов до 2004 года, необходимо восстановить в течение 2009-2010 гг. и внести в базу данных (по прилагаемым к настоящим методическим рекомендациям формам) сведения:
- о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий;
- о лицах из населения, подвергшихся аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных федеральными законами пределов доз;
- о лицах с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием. Основанием для включения лица в банк данных являются документы установленного в Российской Федерации образца, определяющие статус гражданина, или официально полученный документ из органов (организации) Российской Федерации, в обязанность которых входит учет или регистрация указанных лиц (органы здравоохранения, социальной защиты).4. Информация, включаемая в ФБД ЛПРВ и РБД ЛПРВ
4.1. Для унификации хранения полученных сведений на региональном и федеральном уровнях единого банка, их доступности для получения необходимых данных, аналитической работы по контролю за дозами облучения, в том числе накопленными, информация должна храниться по установленным настоящими методическими рекомендациями формам ведения банка Р1-Р4 (Приложение NN 1-4). Форма ведения банка данных Р-1 «Ликвидаторы» — «Сведения о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий, произошедших до 2004 г.» (Приложение N 1). По данной форме заполняется и хранится персональная база данных на лиц: — участвовавших в ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС; — участвовавших в ликвидации последствий радиационной аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; — ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Форма ведения банка данных Р-2 «Население» — «Сведения о лицах из населения, подвергшегося аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных Федеральными законами РФ пределов доз» (Приложение N 2). По данной форме заполняется и хранится персональная база данных на лиц, проживающих в субъекте Российской федерации, у которых доза облучения за все время проживания на радиоактивно загрязненной территории или за счет другого аварийного облучения превысила установленные пределы доз. Форма ведения банка данных Р-3 «Причинная связь» — «Сведения о лицах с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием» (Приложение N 3). По данной форме заполняется и хранится база данных на всех лиц, которым экспертными советами или иными уполномоченными организациями диагностирована и официально установлена связь заболеваний, инвалидности или смерти с радиационным воздействием. После создания персональных баз данных по формам Р-1, Р-2, Р-3 ежегодно производится уточнение сведений о движении названных выше категорий лиц. Форма ведения банка данных Р-4 «Аварии с 2004» — «Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов, произошедших с 2004 г.» (Приложение N 4). По данной форме заполняется и хранится информация на лиц из персонала и населения, подвергшихся облучению сверх установленных допустимых пределов доз облучения (раздел 2). 4.2. На региональном уровне сведения также собираются на бумажных носителях и хранятся вместе с актами расследования радиационных аварий.
5. Основные цели и задачи ФБД ЛПРВ
5.1. Основной целью работы ФБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на Федеральном уровне. 5.2. Основными задачами ФБД ЛПРВ являются: — регистрация облученных и пострадавших лиц; — контроль за накопленными дозами профессионального и аварийного облучения; — профилактика превышения основных дозовых пределов при работах с использованием источников ионизирующего излучения и детерминированных эффектов у лиц из персонала и населения, пострадавших при радиационных авариях и инцидентах. 5.3. Обеспечение единых методов обработки и автоматизированного учета пострадавших и облученных лиц, анализ и хранение информации.
6. Функции Федерального уровня банка данных на пострадавших и облученных лиц
6.1. Ведение Федерального банка на пострадавших и облученных лиц. 6.2. Сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы данных ФБД ЛПРВ. 6.3. Ежегодное обобщение и анализ доз облучения отдельно по субъектам и в целом по Российской Федерации. 6.4. Ежегодное в срок до 1 июня после отчетного года, а также по запросам представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информации о зарегистрированных лицах: ликвидаторах, пострадавших и облученных. 6.5. Конфиденциальность информации, поступающей и хранящейся в ФБД ЛПРВ.
7. Основные цели и задачи РБД ЛПРВ
7.1. Основной целью работы РБД ЛПРВ является регистрация пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации по установленным формам. 7.2. Получение оперативной информации о превышении основных дозовых пределов облучения персонала и аварийного облучения населения. 7.3. Профилактика случаев превышения основных пределов доз. 7.4. Выделение лиц с «критическими» (приближающимися к гигиеническому нормативу) дозами облучения, формирование «контингента наблюдения» и динамическое наблюдение за дозами облучения этих лиц в течение 5 лет (в соответствии с требованиями НРБ-99). 7.5. Получение и хранение информации об аварийных ситуациях, лицах, пострадавших в аварийных и радиационных инцидентах, и дозах их облучения. 7.6. Связь с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся облучению выше установленных пределов доз, а также о лицах, у которых установлена связь заболевания, инвалидности, смерти с радиационным воздействием. 7.7. Хранение информации о расследовании аварий и инцидентов. 7.8. Подготовка информации для Федерального банка данных. 7.9. Взаимосвязь с региональными и федеральным банками данных (на базе ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора) по формам N 1-ДОЗ «Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения» и N 2-ДОЗ «Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышенного облучения, а также лиц из населения, подвергшихся аварийному облучению».
8. Порядок работы по регистрации пострадавших и облученных лиц на уровне субъекта Российской Федерации
8.1. Основанием для регистрации определенного (конкретного) лица в Федеральный банк является установление факта отнесения его к одной из категорий лиц, критерии которых определены в разделе 2 настоящих методических рекомендаций. 8.2. Для рассмотрения и принятия решения о необходимости регистрации конкретного лица в Федеральном банке на региональном или на федеральном уровне по форме Р-4 следует: 8.2.1. Получить информацию о дозах облучения конкретного лица, полученную в результате аварии или инцидента по формам 2-ДОЗ. 8.2.2. Запросить и получить в официальном виде (заверенную руководителем организации) информацию о дозах облучения указанного лица за предыдущие 5 лет. 8.2.3. Получить официальную информацию о дозах облучения конкретного лица из банка данных по форме N 1-ДОЗ. 8.2.4. Оценить полученные дозы на соответствие основным дозовым пределам и критериям, определенным в п. 3.2. настоящего документа (достоверность и сопоставимость данных, полученных из 2-х источников, а также при надзоре за данным учреждением). 8.2.5. Получить материалы о расследовании случая превышения гигиенического норматива. 8.2.6. На основании оценки полученных данных решить вопрос о необходимости передачи информации о конкретном облученном лице на федеральный уровень или включить его в «контингент наблюдения». В любом случае на уровне субъекта Российской Федерации осуществлять динамическое наблюдение за накопленной дозой облучения зарегистрированных лиц в течение 5 последующих лет. 8.2.7. В «Контингент наблюдения» включаются лица, годовая доза облучения которых в текущем году превысила годовую дозу в 20 мЗв у персонала группы А, 5 мЗв у персонала группы Б, или 1 мЗв у лиц из населения. 8.3. Регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия (по форме Р-3), как на региональном, так и на федеральном уровнях производится по официальным данным органов управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, экспертных советов или иных организаций, уполномоченных устанавливать связь заболеваний с радиационным воздействием. 8.4. После принятия решения о передаче информации о пострадавших и облученных в ФБД ЛПРВ подготовить и передать информацию в электронном виде в формате единого программного обеспечения в ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (Москва, Варшавское шоссе, 18).
9. Обеспечение работы регионального уровня банка данных на пострадавших и облученных лиц
9.1. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации: 9.1.1. Проводят, в том числе при осуществлении надзорных мероприятий, выявление лиц, подвергшихся воздействию радиационной аварии, и оценку индивидуальных доз облучения. 9.1.2. Организуют и контролируют работу по регистрации пострадавших и облученных лиц. 9.1.3. Координируют работу по обеспечению ведения регионального банка данных (РБД ЛПРВ) и хранению информации на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по восстановлению информации с 1 июля 2004 года. 9.1.4. Обеспечивают конфиденциальность информации РБД ЛПРВ. 9.1.5. Организуют ежегодно передачу информации в ФБД ЛПРВ в электронном виде в формате единого программного обеспечения в срок до 1 мая после отчетного года. 9.2. Федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центры гигиены и эпидемиологии» по субъекту Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 9.2.1. На основании материалов по расследованию радиационной аварии составляют регистрационную форму. 9.2.2. Обеспечивают ведение РБД ЛПРВ в соответствии с «Руководством пользователя компьютерной программы «РБД-ЛПРВ». 9.2.3. Осуществляют сбор и хранение информации в электронном виде в формате базы РБД ЛПРВ и передачу ее в ФБД ЛПРВ. 9.2.4. Проводят ежегодное обобщение и анализ состояния банка данных на пострадавших и облученных лиц по субъекту Российской Федерации. Организуют взаимодействие с региональным банком данных по формам N 1-ДОЗ и 2-ДОЗ с целью выявления лиц, подлежащих регистрации в ФБД ЛПРВ на региональном и федеральном уровнях. 9.2.5. Представляют ежегодно в срок до 1 апреля после отчетного года, а также по запросам в управление Федеральной службы по субъекту Российской Федерации информацию о зарегистрированных пострадавших и облученных лицах и итогах динамического наблюдения за лицами, включенными в «категорию наблюдения». 9.2.6. Обеспечивают конфиденциальность информации, передаваемой, поступающей и хранящейся в РБД ЛПРВ.
Приложение N 1
Форма Р-1 «Ликвидаторы»
Сведения о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий, произошедших до 2004 г.
Отчетный год 2007
Наименование организации, ОКАТО ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Почтовый адрес 197121, Санкт-Петербург,
Сведения о лицах Облучение
N Ф.И.О. Дата Пол Категория Год Статус Доза п/п рождения (м, ж) <> участия <*> внешнего облучения, мЗв 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Ветров Николай 03.03.1958 м 1 1986 1 250.00 Кузьмич 2. Жук Петр 19.12.1967 м 1 1987 1 150.00 Степанович 3. Сидоров Иван 01.01.1935 м 4 1957 4 152.00 Матвеевич
<> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 — участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 4 — участники ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 9 — лица из подразделений особого риска (ПОР). <*> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 — прожил в Регионе весь отчетный год; 2 — убыл из Региона в отчетном году; 3 — прибыл в Регион в отчетном году; 4 — умер в отчетном году.
Иванов Максим Иванович Руководитель организации _________________________ ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное за
составление формы _______________ _______________ _______________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (812)-245-56-71 _____________________________ "__" ________________ 20___ год (номер контактного телефона) (дата составления документа)
Приложение N 2
Форма Р-2 «Население»
Сведения о лицах из населения, подвергшегося аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных законом пределов доз
Отчетный год 2007
Наименование организации, ОКАТО ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Почтовый адрес 197123, Санкт-Петербург,
Примечание.
Нумерация граф таблицы дана в соответствии с официальным текстом документа.
N Ф.И.О. Дата Пол Кате- Накопленная Статус Примечание п/п рождения (м, ж) гория доза, мЗв <**> <*> 1 2 3 4 5 7 8 9 1. Викторова 01.01.1949 ж 7 75.50 1 Примечание 1 Нина Сергеевна 2. Цой Марина 06.12.1945 м 2 125.5 2 Примечание 2 Леонидовна
<> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 2 — вследствие аварии на ЧАЭС; 5 — вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 7 — в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг. <*> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 — прожил в Регионе весь отчетный год; 2 — убыл из Региона в отчетном году; 3 — прибыл в Регион в отчетном году; 4 — умер в отчетном году.
Руководитель организации _________________________ ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное за
составление формы _______________ _______________ ______________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (812)-245-56-72 ____________________________ "___" ________________ 20___ год (номер контактного телефона) (дата составления документа)
Приложение N 3
Форма Р-3 «Причинная связь»
Сведения о лицах, с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти
Отчетный год 2007
Наименование организации, ОКАТО ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Почтовый адрес 197124, Санкт-Петербург,
N Ф.И.О. Дата Пол Кате- Дата Наименование Фактор Приме- Статус п/п рождения (м, ж) гория эксперт- организации, <2> чание <4> <1> ного установившей <3> совета причинную связь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Васин Сергей 02.02.1966 м 3 02.02.1995 Северо-Западный 2 20.00 3 Иванович эксп. совет 4. Зуева 02.03.1942 ж 2 03.03.1999 Северо-Западный 1 45.25 1 Антонина эксп. совет Федоровна 3. Трубина 01.01.1951 ж 7 03.03.1999 Северо-Западный 1 50.00 2 Эльвира эксп. совет Семеновна
<1> Категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 — участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; 2 — граждане, проживающие (работающие), эвакуированные или переселенные (переселяемые), в том числе добровольно, с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС; 3 — потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС; 4 — участники ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 5 — граждане, проживающие, эвакуированные или переселенные (переселяемые), в том числе добровольно, с территорий, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 6 — потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 7 — граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг.; 8 — потомки 1 и 2 поколения граждан, которые подверглись радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 гг.; 9 — лица из подразделений особого риска (ПОР); 10 — другие. <2> Фактор установления причинной связи с воздействием радиации: 1 — заболевание, 2 — инвалидность, 3 — смерть. <3> Примечание — может быть указана доза облучения, мЗв (при наличии официальных данных). <4> Статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию: 1 — прожил в Регионе весь отчетный год; 2 — убыл из Региона в отчетном году; 3 — прибыл в Регион в отчетном году; 4 — умер в отчетном году.
Руководитель организации Лебедев Иван Фомич
(Ф.И.О.) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное за
составление формы _____________________ _____________ ____________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (812)-245-56-73 _____________________ "___" _________ 22__ год (номер контактного (дата составления телефона) документа)
Приложение N 4
Форма Р-4 «Аварии с 2004»
Сведения о лицах, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных аварий и инцидентов, произошедших с 2004 г.
Отчетный год 2007
Наименование организации, ОКАТО ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Почтовый адрес 197125, Санкт-Петербург,
Сведения о лицах Сведения об облучении
N Идентификаторы п/п
Цифровые Прочие Эффективная доза, Эквивалент- мЗв ная доза, мЗв Ф.И.О. Дата Статус Дата Профессия Пол Вид Доза Доза Часть Доза рождения <1> инцидента <4> (м, ИИ от от тела ж) <2> внеш- внут- <3> него рен- облу- него чения облу- чения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
- Манов Илья 02.02.1942 1 02.03.2005 Дозиметрист м 2 125.25 Григорьевич
- Семенова 02.02.1966 6 04.05.2006 Население ж 2 6.00 Ольга Павловна
<1> Статус работника: 1 — работал весь отчетный год; 2 — прикомандирован в отчетном году (дозы указываются за все время прикомандирования); 3 — уволился (дозы указываются с начала года до увольнения); 4 — вышел на пенсию; 5 — умер, 6 — население. <2> Вид ионизирующего излучения (ИИ): 1 — рентгеновское; 2 — альфа; 3 — бета; 4 — гамма-излучение; 5 — нейтронное, 6 — другое; 7 — поступление радионуклидов в организм. <3> Часть тела: 1 — хрусталик; 2 — кожа, 3 — кисти, стопы. <4> Указывается профессия в соответствии с утвержденным перечнем, для граждан пострадавших вне производства производится запись «население».
Савельев Иван Иванович Руководитель организации _________________________ ______________
(Ф.И.О.) (подпись)
Должностное лицо,
ответственное за
составление формы _______________ _______________ _______________ (должность) (Ф.И.О.) (подпись) (812)-245-56-74 _____________________________ "____" ________________ 20___ год (номер контактного телефона) (дата составления документа)
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 марта 2009 г.
N 1
ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА КЛЕЩЕВЫМ ВИРУСНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ, БОЛЕЗНЬЮ ЛАЙМА И МЕРАХ ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Я, Главный государственный санитарный врач по Московской области О.Л.Гавриленко, отмечаю, что за всю историю эпидемиологического наблюдения на территории Московской области не установлено ни одного факта трансмиссивного заражения людей клещевым вирусным энцефалитом (КВЭ), регистрируются лишь единичные завозные случаи, последний — в 2007 г. Вместе с тем в связи с напряженной эпидемической обстановкой по КВЭ в Российской Федерации, расширением ареала его распространения, близостью эндемичных по данному заболеванию Тверской и Ярославской областей, ростом численности и высокой активностью переносчиков в Московской области и неоднократными случаями выявления в них возбудителя клещевого вирусного энцефалита, Управлением Роспотребнадзора по Московской области к эндемичным по КВЭ территориям с низким риском заражения отнесены Дмитровский и Талдомский районы. Запланировано дальнейшее углубленное изучение циркуляции вируса клещевого вирусного энцефалита и определение природных очагов болезни на территории области. Ежегодно увеличивается число обратившихся в лечебно-профилактические учреждения по поводу укусов клещей. В 2008 г. зарегистрировано 7419 случаев присасывания клещей, в том числе 2051 — у детей, что на 165% больше, чем в 2007 г. При этом число пострадавших детей увеличилось на 170%. Нападение клещей происходит не только при посещении населением природных биотопов и освоении садово-огородных участков, но и в городских скверах и парках, а также во время отдыха в летних оздоровительных учреждениях. В 2006 г. специалистами Института полиомиелита и вирусных, энцефалитов им. М.П.Чумакова были отмечены единичные случаи выявления вируса клещевого энцефалита в клещах, снятых с домашних животных в Наро-Фоминском и Луховицком районах. В 2007 г. при исследовании высокоспецифичным методом ОТ-ПЦР 274 клещей, 36 из которых были сняты с людей, была сделана первая находка вируса клещевого энцефалита в клеще, присосавшемся к ребенку в Талдомском районе (село Бельское). В ходе проведенных в 2008 г. исследований (методом ОТ-ПЦР) 348 клещей, собранных в 20 административных территориях области, вирус не был обнаружен. Однако при исследовании (методом ИФА) 636 клещей, напавших на людей в 39 административных территориях области, вирус был обнаружен 23 раза: 5 раз — в Наро-Фоминском, 4 раза — в Можайском, 2 раза — в Серпуховском и по одному разу — в Волоколамском, Дмитровском, Истринском, Ногинском, Одинцовском, Подольском, Пушкинском, Раменском, Рузском, Солнечногорском и Чеховском муниципальных районах. Находка в Дмитровском районе была подтверждена методом ОТ-ПЦР. Следует также учитывать, что в связи с низким уровнем диагностики это заболевание может проходить под другими клиническими диагнозами. Развитие эпизоотии клещевого вирусного энцефалита сопровождается активизацией природных очагов клещевых боррелиозов (болезни Лайма). За 2 года инфицированность клещей возбудителями болезни Лайма в Московской области возросла с 8,9% в 2006 г. до 32% в 2008 г. Число заразившихся при их укусах в 2008 г. достигло 287, что в 2,3 раза больше, чем в 2007 г. Расширение ареала распространения КВЭ происходит на фоне крайне низких объемов охвата населения прививками и экстренной профилактикой иммуноглобулином. В 2008 г. получили вакцинацию 572 и ревакцинацию 322 человека (выезжающие в эндемичные по КВЭ территории и относящиеся к профессиональным группам риска). По данным мониторинга, из числа лиц, покусанных клещами, заблаговременно никто не был привит, и лишь 76 человек или 1% от числа обратившихся получили экстренную иммунопрофилактику. Одной из причин сложившейся ситуации является резкий рост численности грызунов и клещей — резервуаров и переносчиков возбудителей КВЭ, болезни Лайма и других природно-очаговых заболеваний, — происходящий из-за серьезных упущений в организации расчистки и благоустройства территорий, акарицидных и дератизационных обработок лесопарковых зон, кладбищ, зон массового отдыха, коллективных садов, закрытых оздоровительных учреждений. Так, за 2008 г. уровень заселенности природных биотопов иксодовыми клещами увеличился на 7,7% и достиг 32,1%. По сравнению с 2007 г. общая площадь противоклещевых обработок в 2008 г. уменьшилась на 19,84 га и составила 910,74 га, в том числе в летних оздоровительных учреждениях — 235,5 га. Площадь открытых территорий, обработанных от грызунов в 2008 г., уменьшилась в 1,8 раза и составила 271,7 га. Повсеместно ослаб контроль за эффективностью проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий. В большинстве муниципальных образований Московской области обработки проводятся только на территориях детских оздоровительных учреждений, не уделяется должного внимания акарицидным обработкам животных, территорий лесопарковых зон, кладбищ, зон массового отдыха, коллективных садов. Появление в последние годы новых, более чувствительных методов экспресс-индикации вируса КВЭ и его антигенов расширило возможность быстрого обнаружения возбудителя в клещах и в крови людей, а также диагностики риска инфицирования людей при контактах с переносчиками для своевременного назначения адекватной специфической терапии. Во многих муниципальных образованиях не уделяется должного внимания санитарно-просветительной работе, направленной на профилактику данных инфекций. В целях предупреждения распространения заболеваний клещевым вирусным энцефалитом и болезни Лайма на территории Московской области и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), а также постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 19 о введении в действие с 1 июля 2008 г. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого энцефалита», постановляю: 1. Главам Дмитровского муниципального района Гаврилову В.И. и Талдомского муниципального района Белову А.И. рекомендовать: 1.1. Рассмотреть на заседаниях СПЭК вопрос о готовности к проведению мероприятий по профилактике клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма в 2009 г. 1.2. Внести в действующую программу «Вакцинопрофилактика» коррективы по объемам вакцинации населения против клещевого вирусного энцефалита с учетом эпидемиологической обстановки. 1.3. Принять районные целевые программы «Предупреждение возникновения и распространения на территории районов природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний на 2009-2013 годы». 1.4. Изыскать возможность выделения дополнительных финансовых средств для закупки вакцины против клещевого вирусного энцефалита, противоклещевого иммуноглобулина, препаратов для лечения и диагностики клещевого вирусного энцефалита, а также для оборудования кабинетов экстренной профилактики клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма у лиц, пострадавших от укусов клещей. 1.5. Главам муниципальных образований Московской области рекомендовать: 1.5.1. Определить объемы и обеспечить своевременное проведение грызуноистребительных мероприятий и акарицидных обработок в зонах высокого риска нападения клещей — на территориях летнего оздоровительного отдыха детей и взрослых, парковых зон, садоводческих кооперативов, а также акарицидных обработок сельскохозяйственных животных. 1.5.2. Обеспечить закупку акарицидных препаратов, в том числе для обработки сельскохозяйственных животных. 1.5.3. Ужесточить контроль за несанкционированной торговлей молоком и молочными продуктами. 1.6. Оказать поддержку лечебно-профилактическим учреждениям и территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по Московской области в организации активной разъяснительной работы среди населения о мерах личной профилактики болезни Лайма и клещевого вирусного энцефалита в средствах массовой информации, тиражировании информационных материалов. 2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Московской области (Семенов В.Ю.): 2.1. Внести в Правительство Московской области предложение о разработке и принятии нормативно-правовых актов о проведении вакцинации населения против клещевого вирусного энцефалита и изыскании ассигнований на закупку вакцины против клещевого вирусного энцефалита с привлечением средств местных бюджетов, фондов обязательного медицинского страхования, страховых организаций, индивидуальных предпринимателей и иных организаций. 2.2. Организовать внедрение санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого энцефалита» в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях и лабораториях Московской области. 2.3. Откорректировать планы профилактической иммунизации населения против клещевого вирусного энцефалита, обратив особое внимание на вакцинацию детей и социально незащищенных слоев населения, определить потребность в вакцине и обеспечить выполнение планов прививок, прежде всего, в эндемичных районах. 2.4. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Московской области организовать до начала сезона активности клещей проведение семинаров со специалистами лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники, диагностики и профилактики клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма. 2.5. Обеспечить лечебно-профилактические учреждения лекарственными препаратами для лечения больных клещевым вирусным энцефалитом и болезнью Лайма, диагностическими препаратами и медицинскими иммунобиологическими препаратами для профилактики клещевого вирусного энцефалита. 2.6. Развернуть до начала сезона активности клещей кабинеты экстренной профилактики клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма, обеспечив их работу в выходные дни, и наладить взаимодействие с лабораториями, которые проводят экспресс-исследования инфицированности клещей в целях своевременного назначения специфической профилактики. 2.7. Организовать ведение ежемесячной (с 1 апреля в течение эпидсезона — еженедельной) отчетности о проведенной иммунизации против клещевого вирусного энцефалита, создать информационную базу данных о профилактических прививках, обеспечить выдачу населению прививочных сертификатов. 3. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела надзора в г.о. Долгопрудный, Лобня, Мытищинском муниципальном районе (Старостина Т.С.), начальнику отдела надзора за особо опасными инфекциями и ВИЧ/СПИД (Предтеченский А.Б.) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом и болезни Лайма. 3.2. Обеспечить эпизоотологический надзор за природными очагами клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма. 3.3. Повысить требовательность к руководителям организаций и учреждений по обеспечению мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости клещевым вирусным энцефалитом и болезнью Лайма. 3.4. Наладить учет предприятий, имеющих профессиональные группы риска по клещевому вирусному энцефалиту, привлекать к административной ответственности должностных лиц за допуск к работе сотрудников, которые не вакцинированны против клещевого вирусного энцефалита. 3.5. При выявлении нарушений санитарного законодательства, невыполнении предписаний органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний населения клещевым вирусным энцефалитом шире использовать меры административного воздействия. 3.6. При проведении плановых мероприятий по надзору в отношении организаций, представляющих услуги, связанные с отдыхом и оздоровлением (санатории, дома отдыха, пансионаты, летние оздоровительные учреждения и т.п.), обратить особое внимание на вопросы профилактики клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма. 3.7. При наличии фактов несоблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и причинения вреда здоровью (жизни) находящихся на отдыхе людей, такого рода факты квалифицировать не только по нормам санитарного законодательства, но и законодательства о защите прав потребителей. 3.8. Установить строгий контроль за условиями доставки, хранения и использованием иммунобиологических препаратов для профилактики клещевого вирусного энцефалита в учреждениях здравоохранения в соответствии с СП 3.3.2.2329-08 «Изменения и дополнения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов СП 3.3.2.1248-03″. 3.9. Активизировать работу по гигиеническому воспитанию населения, шире пропагандировать в средствах массовой информации, общеобразовательных учреждениях, местах отдыха населения меры специфической и неспецифической профилактики клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма. 4. Рекомендовать ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» (Савинкин В.А.): 4.1. Развернуть до начала сезона активности клещей, лаборатории для проведения одновременных экспресс-исследований инфицированности клещей возбудителями клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма, обеспечив их работу в выходные дни. 4.2. Разработать и направить в СМИ памятку с указанием адреса, контактных телефонов и времени работы лабораторий для проведения одновременных экспресс-исследований инфицированности клещей возбудителями клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма. 4.2. Продолжить совместные с Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова и (или) другими научно-исследовательскими институтами исследования по оценке зараженности клещей возбудителями клещевого вирусного энцефалита и болезни Лайма на территории Московской области. 4.3. Провести совместно с Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова и (или) другими научно-исследовательскими институтами эпидемиологическое обследование населения на эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях (методами опроса и серологического обследования) и проанализировать его иммунную структуру. 5. Предложить руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим хозяйственную деятельность организовать и провести комплекс профилактических мероприятий, включающий: 5.1. Качественную расчистку и благоустройство территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров. 5.2. Противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров, мест массового отдыха и пребывания населения и лиц, относящихся к профессиональным группам риска. 5.3. Дератизационные мероприятия против диких грызунов на расчищенных территориях осенью и весной (в обязательном порядке по периметру оздоровительных организаций и баз отдыха). 5.4. Организацию энтомологического обследования территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после (в т.ч. на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха). 5.5. Обеспечение профессиональных групп риска средствами индивидуальной защиты и репеллентами. 5.6. Ежегодное составление списков профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита, и обеспечение явки работающих для ее проведения в лечебно-профилактические организации. Лишение персонала, входящего в группы риска, допуска к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита без предварительной вакцинации. 5.7. Обучение работников, информирование их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей; разъяснение значения и эффективности вакцинации и ревакцинации против КВЭ, а также важности соблюдения сроков прививок и значения экстренной профилактики. 6. Рекомендовать ФГУП «Московский областной центр дезинфекции» (Галкина М.А.) активизировать работу со средствами массовой информации по информированию населения о новых методах и средствах борьбы с клещами.
Главный государственный
санитарный врач
по Московской области
О.Л.ГАВРИЛЕНКО