МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
30 ноября 2001 г.
N 2510/12169-01-32
О СОБЛЮДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
Министерство здравоохранения Российской Федерации отмечает, что осуществление государственного санитарно — эпидемиологического надзора предусматривает строгое и неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства. Анализ информации о деятельности центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора свидетельствует, что отдельными учреждениями и специалистами допускаются нарушения законодательства — как в сфере обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения, так и в других областях. Не редки случаи нарушения сроков рассмотрения жалоб и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, подготовки санитарно — эпидемиологических заключений, ответов на запросы организаций. Отмечаются нарушения, связанные с превышением компетенции центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора, когда выдаются предписания об устранении недостатков, не предусмотренных действующими санитарными правилами. Имеются случаи, когда постановлениями, письмами главных государственных санитарных врачей вводятся не предусмотренные санитарными правилами санитарно — эпидемиологические требования, гигиенические и иные нормативы. Практически постоянно выявляются нарушения при осуществлении работ по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Имеются случаи произвольного расширения перечня платных медицинских услуг, которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации (приказ Минздрава России от 31 декабря 1999 г. N 474), нарушения при формировании цен на эти работы, нерациональное расходование внебюджетных средств, когда существенная их часть направляется не на поддержание и расширение материально — технической базы учреждения, а на выплаты сотрудникам. В ряде учреждений размеры заработной платы руководителей и их заместителей, с учетом выплат из внебюджетных источников, необоснованно завышены и превышают установленную на основании Единой тарифной сетки в несколько раз.
Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 31.12.1999 N 474 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 18.03.2002 N 85, которым утвержден Перечень платных медицинских услуг, которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, предпринимателями и юридическими лицами.
Допускаются нарушения трудового законодательства, особенно часто при осуществлении реорганизации учреждений, связанной с увольнением, перемещением сотрудников. Имеющиеся в деятельности центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора нарушения законодательства, обстановка бесконтрольности и вседозволенности создают благоприятную почву и для более тяжких нарушений, вплоть до преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. На основании изложенного, и с целью обеспечения безусловного соблюдения законности при осуществлении государственного санитарно — эпидемиологического надзора предлагаю до 1 февраля 2002 года: 1) провести проверки соблюдения законодательства в подчиненных учреждениях, результаты обсудить на специальных совещаниях в марте 2002 года. При необходимости привлечь к проверке специалистов правоохранительных органов, других ведомств; 2) проанализировать изданные в 1999-2001 гг. постановления, письма с целью исключения из них положений, содержащих санитарно — эпидемиологические требования, гигиенические и иные нормативы, не предусмотренные государственными санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами; 3) проверить и проанализировать материалы, касающиеся осуществления работ по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, обратив особое внимание на правильность применения перечня платных медицинских услуг, которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации, ценообразования, учета и расходования внебюджетных средств. По результатам принять необходимые меры; 4) проанализировать практику формирования заработной платы руководителям и специалистам центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора, установления дополнительных выплат сотрудникам из внебюджетных источников. Рассмотреть целесообразность разработки и утверждения на заседании совета главных государственных санитарных врачей рекомендаций по формированию заработной платы руководителям и специалистам центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора, исходя из того, что заработная плата сотрудника учреждения должна соответствовать его реальному вкладу в выполнение поставленных перед учреждением задач, а разница между заработной платой руководителя и его заместителя, как правило, не должна превышать 20 процентов, заместителя руководителя учреждения и руководителя структурного подразделения — 15 процентов; 5) проанализировать и при необходимости упорядочить практику ведения приема посетителей. Издать приказы о порядке работы с жалобами и заявлениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в центрах государственного санитарно — эпидемиологического надзора. Установить систематический контроль за соблюдением сроков и полнотой рассмотрения жалоб и заявлений. Обязать каждое учреждение вести журнал приема граждан, должностных лиц, исключить практику единоличного приема посетителей; 6) установить оперативное взаимодействие с правоохранительными органами, практиковать участие руководителей, сотрудников правоохранительных органов в совещаниях с главными врачами и специалистами центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора; 7) ввести в практику проведение встреч, круглых столов с общественными, профессиональными объединениями предпринимателей для обсуждения текущих вопросов взаимодействия, разъяснения нормативных правовых актов, принятых Минздравом России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России; 8) по всем фактам нарушения законодательства руководителями и специалистами центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора принимать самые строгие меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности, передачи материалов в правоохранительные органы. О проведенной работе доложить до 1 апреля 2002 г. и далее — с отчетом о деятельности за год.
Первый заместитель Министра
Г.Г.ОНИЩЕНКО