ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
ПИСЬМО
от 20 октября 2015 г. N 31-22-522
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» направляет «Правовое обоснование выдачи личных медицинских книжек исключительно организациями здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Рекомендую при заключении договоров с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями на проведение медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий с целью раннего выявления инфекционных заболеваний, профилактических прививок, гигиенического обучения и аттестации, оформления и выдачи личных медицинских книжек руководствоваться указанными материалами.
Главный врач
А.В.ИВАНЕНКО
Приложение
к письму ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве»
от 20 октября 2015 г. N 31-22-522
ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВЫДАЧИ ЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КНИЖЕК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Опыт работы учреждений, подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (федеральные бюджетные учреждения здравоохранения Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, на транспорте) по выдаче, оформлению и учету личных медицинских книжек показал, что данная работа может выполняться исключительно только указанными организациями на основании следующего: 1. Организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ N 323). Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя органы и учреждения, в которую, наряду с остальными, входят федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения указанного надзора: ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — ФЗ N 52), Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 г. N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признания утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». Государственную систему здравоохранения составляют, наряду с другими, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ч. 3 ст. 29 ФЗ N 323). К организациям здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относятся исключительно Федеральные государственные бюджетные учреждения — центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сфере здравоохранения (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — ФЗ N 7). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ, ст. 4, 14 ФЗ N 7 деятельность бюджетных учреждений ограничены специальной (целевой) правоспособностью, т.е. способностью юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности на конкретных территориях и конкретных объектах. В соответствии с ч. 4 ст. 50 ГК РФ и ст. 9.4 ФЗ N 7 бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность определена в его учредительных документах. Таким образом, работа по выдаче, оформлению и учету личных медицинских книжек может быть организована только организациями здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по территориальному признаку. 2. В соответствии со ст. 4, 12, 24 ФЗ N 323 определен главный принцип охраны здоровья — приоритет профилактики. Приоритетным направлением профилактики является осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе социально-значимых заболеваний, и борьбе с ними путем проведения обязательных профилактических и иных медицинских осмотров и профилактических прививок в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (далее — работники эпидемиологически значимых профессий) проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В целях охраны здоровья, выявления ранних форм заболеваний, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в случаях, предусмотренных законодательством РФ, работники эпидемиологически значимых профессий проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 ФЗ N 323). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки в соответствии с п. 5 ст. 34 ФЗ N 52, п. 33 Приложения 3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными) условиями труда», Инструкцией Минздрава РФ от 17.05.2000 N 11-7/101-09 «О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов», а также рядом других нормативных документов. Результаты медицинских осмотров подлежат учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Таким образом, медицинские организации частной формы собственности не наделены полномочиями на проведение учета результатов медицинских осмотров, в т.ч. с целью раннего выявления инфекционных заболеваний. Все случаи инфекционных заболеваний подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний и государственному учету и ведению отчетности по ним органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) по территориальному принципу (ст. 33 ФЗ N 52). В соответствии с государственным заданием, ведение отчетности возложено на организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 3. В соответствии со ст. 29 ФЗ N 52 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включающие в себя в т.ч. проведение медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Расследование очагов инфекционных заболеваний является одной из функций организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые они осуществляют в рамках государственного задания. В соответствии с поступающей информацией о случаях инфекционных заболеваний оперативно проводится санитарно-эпидемиологическое расследование очагов инфекционных заболеваний с целью установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (ст. 42 ФЗ N 52). Расследование очагов инфекционных заболеваний включает в себя определение границ очага среди сотрудников трудового коллектива, учет предыдущих результатов медицинских осмотров на инфекционные заболевания, сведений о проведенных профилактических прививках и результатов надзорных мероприятий. Четкая организация взаимосвязи проведения медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий, учет их результатов, своевременная организация проведения расследований очагов инфекционных заболеваний, с ранним проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение профилактических прививок, профессиональное гигиеническое обучение и воспитание работников приводит к выявлению больных на ранней стадии заболевания, более эффективному лечению, снижению затрат на лечение и стоимости на 1 случай инфекционного заболевания, снижению количества осложнений, тяжелых форм, быстрому и полному выздоровлению, сохранению качества и продолжительности жизни, снижению бремени социальных последствий. 4. Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии с законодательством РФ проводятся профилактические прививки в соответствии со ст. 35 ФЗ N 52. Правовые основы в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ установлены Федеральным законом от 17.09.98 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Государственный надзор в области иммунопрофилактики инфекционных болезней осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету. В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 14.10.2013 г. N 743 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ)» обязанность по проведению статистического наблюдения, в т.ч. ведению Формы Федерального статистического наблюдения N 5 «Сведения о профилактических прививках» возложена на организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5. С учетом эпидемиологической значимости работников отдельных профессий профилактика инфекционных заболеваний среди этого контингента осуществляется одновременно как путем раннего выявления возможных источников инфекции, проведения профилактических прививок, так и посредством обучения требованиям санитарного законодательства и формирования соответствующих гигиенических навыков при профессиональной гигиенической подготовке. Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников отдельных профессий определен Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций». Аттестация должностных лиц проводится Центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку. 6. Бланк личной медицинской книжки утвержден приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Верховным судом РФ 24.03.2015 г. отказано в удовлетворении иска об оспаривании приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте». Апелляционная жалоба 08.10.2015 г. так же отклонена. Указанный приказ является ведомственным приказом Роспотребнадзора, утверждает форму бланка личной медицинской книжки и право ее выдачи центрами гигиены и эпидемиологии подведомственными исключительно Роспотребнадзору. Порядок выдачи бланков личных медицинских книжек утвержден Инструкцией Минздрава РФ от 17.05.2000 г. N 11-7/101-09 «О порядке выдачи и ведения личной медицинской книжки и санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов». Указанной Инструкцией установлен порядок выдачи и учета личных медицинских книжек, ведения Реестра, профессиональной гигиенической подготовки (обучения) и аттестации, с внесением результатов после прохождения медицинских осмотров. Указанной Инструкцией установлен территориальный принцип выдачи личных медицинских книжек в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте. Таким образом, личная медицинская книжка является итоговым документом, содержащим сведения об отсутствии инфекционных заболеваний, являющихся противопоказанием для осуществления трудовой деятельности, проведенных профилактических прививках и о достаточном уровне санитарно-гигиенических знаний и должна оформляться в организациях здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или по их поручению на базе медицинских организаций, имеющих соответствующие лицензии на проведение медицинских осмотров, гигиенического воспитания работников. 7. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей является Роспотребнадзор. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются федеральным законом от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Указанный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) безопасных для жизни, здоровья потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. Безопасность товара (работы, услуги) — это безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). В соответствии со ст. 1 ФЗ N 52 обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами. Качество и безопасность товаров (работ, услуг) обеспечиваются, в том числе, посредством проведения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, к которым относятся, в том числе медицинские осмотры и профессиональная гигиеническая подготовка. Таким образом, обеспечение безопасности товаров, работ и услуг для потребителей неразрывно связано с проведением медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий в целях раннего выявления инфекционных заболеваний, профилактических прививок и гигиенического обучения. 8. В целях перехода на электронный документооборот, Роспотребнадзор разработал проект ведения личной медицинской книжки в электронном виде. Электронная личная медицинская книжка позволит: — обеспечить в режиме реального времени в сети Интернет доступ работодателям, контролирующим, правоохранительным органам к электронной базе данных о выданных личных медицинских книжках, допуске к работе по результатам медицинских осмотров, результатам гигиенической аттестации; — выявлять и не допускать к работе лиц, имеющих недостоверные или фальсифицированные данные о прохождении медицинских осмотров, результатах гигиенической аттестации. что обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. — исключить дублирование прохождения медицинских осмотров, гигиенической подготовки и аттестации при переезде работника из одного субъекта РФ в другой, что снизит административные издержки предпринимательского сообщества. «Пилотный проект» внедрения электронной личной медицинской книжки будет осуществляться на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». Для внедрения электронной личной медицинской книжки необходимо наличие электронного реестра результатов медицинских осмотров с целью раннего выявления инфекционных заболеваний работников эпидемиологически значимых профессий, сведений о проведенных профилактических прививках и результатов их профессиональной гигиенической подготовки. Выводы:
1. Деятельность организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по оформлению и выдаче личных медицинских книжек, проведению гигиенического обучения и аттестации служит достижению их основных целей — обеспечение надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека. 2. Результаты медицинских осмотров подлежат учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. Медицинские организации частной формы собственности не наделены полномочиями на проведение учета результатов медицинских осмотров. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор обязаны учитывать все результаты медицинских осмотров (вне зависимости от организационно-правовой формы медицинской организации, их проводивших). Организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входят в единую централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 2 ст. 46 ФЗ N 52, Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 г. N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ») и наделены полномочиями по проведению социально-гигиенического мониторинга и статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках которых осуществляется учет. 3. В соответствии со ст. 33 ФЗ N 52 (п. 2) лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляют государственный учет и расследование очагов инфекционных заболеваний. Поэтому лица — больные или носители инфекционных заболеваний не смогут получить личную медицинскую книжку в этих организациях. Вместе с тем, органы исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинские организации независимо от формы собственности (в том числе и государственные), осуществляющие проведение медицинских осмотров не наделены данными полномочиями и не обладают полной информацией, в связи с чем, указанными организациями возможна выдача личных медицинских книжек лицам с подозрением на них. 4. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ, медицинские организации, осуществляющие проведение медицинских осмотров не наделены полномочиями по проведению расследования очагов инфекционных заболеваний. Расследование очагов инфекционных заболеваний осуществляемое Центрами гигиены и эпидемиологии, подведомственными Роспотребнадзору, включает в себя определение границ очага среди сотрудников трудового коллектива, учет предыдущих результатов медицинских осмотров на инфекционные заболевания, сведений о проведенных профилактических прививками результатов надзорных мероприятий. 5. Гигиеническая аттестация работников эпидемиологически значимых профессий проводится организациями здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека только после прохождения медицинских осмотров с целью раннего выявления инфекционных заболеваний. Фактически внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку является допуском к работе по итогам проведения 3-х профилактических мер: отсутствие инфекционных заболеваний, проведение профилактических прививок и достаточный уровень санитарно-гигиенических знаний. Следовательно, итоговое оформление личных медицинских книжек должно осуществляться организациями здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом данных государственного учета инфекционных заболеваний.
Главный врач
А.В.ИВАНЕНКО