Примечание.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 23.05.2016 N 149-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 23.05.2016). Текст документа
18 июня 2001 года N 77-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
24 мая 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
6 июня 2001 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 02.05.2015 N 124-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 30-П, Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: туберкулез — инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза; активная форма туберкулеза — туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований; заразная форма туберкулеза — активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза; больной туберкулезом — больной активной формой туберкулеза; противотуберкулезная помощь — совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) профилактика туберкулеза — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) медицинские противотуберкулезные организации — медицинские организации, оказывающие противотуберкулезную помощь и осуществляющие профилактику туберкулеза. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации
- Законодательство в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулеза и гарантии получения противотуберкулезной помощи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им противотуберкулезной помощи и применяется в отношении юридических и физических лиц, оказывающих противотуберкулезную помощь на территории Российской Федерации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулезную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации (далее — предупреждение распространения туберкулеза) относятся: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза; определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Российской Федерации; абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ; осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулеза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулеза; формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулеза; разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи федеральными специализированными медицинскими учреждениями; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) обеспечение государственного надзора за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза полномочий.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют предупреждение распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
Статья 6. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 6.1. Полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области предупреждения распространения туберкулеза относятся реализация мероприятий по профилактике туберкулеза и формированию здорового образа жизни, информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения туберкулеза на территории муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Статья 6.2. Государственный надзор в области предупреждения распространения туберкулеза
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Государственный надзор в области предупреждения распространения туберкулеза осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Глава III. ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ПОМОЩЬ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи
- Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, — при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами. (п. 3 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи
- Больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
- Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.
- Вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
- В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
- Руководители медицинских организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны направлять в медицинские противотуберкулезные организации, подведомственные исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулезом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулезом. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Своевременное выявление больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулеза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Реализация продукции, произведенной в неблагополучных в отношении туберкулеза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулеза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.
Статья 9. Диспансерное наблюдение
- Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
- Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
- Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом
- В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.
- Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Примечание. Об особенностях производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке см. Главу 31 КАС РФ.
Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.
- Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.
- Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.
Статья 11. Ведение государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулеза
- Медицинские противотуберкулезные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулеза в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
- Сведения о выявлении больных туберкулезом медицинские противотуберкулезные организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны сообщать в территориальные медицинские противотуберкулезные организации и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ,
НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДИСПАНСЕРНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ В СВЯЗИ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ, И БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Статья 12. Права лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют право на: уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи; получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения; сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и проведением противоэпидемических мероприятий; диагностику и лечение в медицинских противотуберкулезных организациях; санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями; оказание противотуберкулезной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; пребывание в медицинских противотуберкулезных организациях, оказывающих противотуберкулезную помощь в стационарных условиях, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
- Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право: получать у руководителей медицинских противотуберкулезных организаций информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких организаций и о соблюдении установленных настоящим Федеральным законом прав; встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине; исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья; продолжать образование в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом при оказании им противотуберкулезной помощи кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи прав имеют другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Статья 13. Обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны: проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.
Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДИСПАНСЕРНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ В СВЯЗИ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Утратил силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 23.07.2008 N 160-ФЗ.
- За гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации.
- За время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулезом больным туберкулезом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
- Больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. (п. 5 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 124-ФЗ)
Статья 15. Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 203-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, определяется Правительством Российской Федерации.
Примечание. В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в абзаце третьем пункта 1 статьи 15 слова «федеральных органов исполнительной власти, в которых законом» будут заменены словами «федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации».
Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Примечание. В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в абзаце четвертом пункта 1 статьи 15 слова «федеральных органов исполнительной власти, в которых законом» будут заменены словами «федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации».
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 203-ФЗ)
- Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, подлежат: абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ; обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
Статья 16. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза
Нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 17. Обжалование действий и решений медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи
- Нарушающие права граждан при оказании им противотуберкулезной помощи действия и решения медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, могут быть обжалованы в соответствующие органы исполнительной власти в области здравоохранения или соответствующим должностным лицам медицинских противотуберкулезных организаций. Те же действия и решения органов исполнительной власти в области здравоохранения или должностных лиц медицинских противотуберкулезных организаций могут быть обжалованы в суд.
- Жалоба может быть подана гражданином, права и законные интересы которого нарушены, его законным представителем, а также организацией, которой федеральным законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан.
- Жалобы рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Обжалование решений суда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Возмещение вреда, причиненного при оказании противотуберкулезной помощи
Вред, причиненный жизни или здоровью граждан при оказании противотуберкулезной помощи, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Заключительные положения
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
18 июня 2001 года
N 77-ФЗ
Примечание.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 23.05.2016 N 149-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 23.05.2016). Текст документа
30 марта 1995 года N 38-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)
Принят
Государственной Думой
24 февраля 1995 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 N 112-ФЗ, от 09.01.1997 N 8-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 30.12.2015 N 438-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.03.2015 N 4-П)
Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) приобретает массовое распространение во всем мире, абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия: ВИЧ-инфекция — хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции
- Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
- Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.
Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 4. Гарантии государства
- Государством гарантируются: регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее — медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ; социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их трудоустройство; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции; бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
- Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
- ВИЧ-инфицированные — граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.
Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) 1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 1.2. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями муниципальной системы здравоохранения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований. (п. 1.2 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
- Финансовое обеспечение деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава II. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ
Статья 7. Медицинское освидетельствование
- Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.
- Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
- Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, — при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования. (п. 5 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
- В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование
- Медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя лица, указанного в пункте 5 статьи 7 настоящего Федерального закона. (п. 1 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.
Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование
- Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
- Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
- Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
- Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
- Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
- Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей. (в ред. Федерального закона от 12.08.1996 N 112-ФЗ)
- Требования к указанному сертификату устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции
- Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
- В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), указанных в пункте 3 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 438-ФЗ)
- В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) — граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции: не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренные статьей 26 и частью первой статьи 27 указанного Федерального закона; не распространяются положения подпункта 1 пункта 5 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7 и подпункта 13 пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона в части наличия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). (п. 3 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 438-ФЗ)
Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование
Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в той же медицинской организации, а также в иной медицинской организации по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования
- Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником медицинской организации, проводившей медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетнего в возрасте до восемнадцати лет, а также у лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, работник медицинской организации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, уведомляет об этом одного из родителей или иного законного представителя таких лиц. (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
- Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции
Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных
Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних
- Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних имеют право на: совместное пребывание с ребенком в возрасте до 18 лет в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях с выплатой за это время пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ) абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного — несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж; абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
- Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными — несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками
Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей медицинскими работниками медицинских организаций производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Глава IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ РИСКУ ЗАРАЖЕНИЯ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СВОИХ ТРУДОВЫХ (ДОЛЖНОСТНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
Статья 21. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 203-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации.
Примечание. В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года абзац третий пункта 1 статьи 22 после слов «федеральных органов исполнительной власти» будет дополнен словами «и федеральных государственных органов».
Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
Примечание. В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года абзац четвертый пункта 1 статьи 22 после слов «федеральных органов исполнительной власти» будет дополнен словами «и федеральных государственных органов».
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда. (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ) (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 203-ФЗ)
- Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат: (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 203-ФЗ) абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ; обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Государственный надзор в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Государственный надзор в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Статья 25. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 1995 года.
Статья 26. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
30 марта 1995 года
N 38-ФЗ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
ПРИКАЗ
от 19 мая 2016 г. N 88
О ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2016 ГОДА НА ОБЪЕКТАХ И ТЕРРИТОРИЯХ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ФМБА РОССИИ
В летнюю оздоровительную кампанию 2015 года на территориях, обслуживаемых ФМБА России функционировало 401 летнее оздоровительное учреждение, из них: — 354 оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей; — 47 загородных оздоровительных учреждений. Всего в оздоровительных учреждениях отдохнуло 71656 детей. На морских побережьях отдохнуло 3199 ребенка. 4675 детей из социально незащищенных семей отправлены Управлениями социальной защиты населения в летние оздоровительные учреждения. Летние оздоровительные учреждения функционировали в основном в 3-4 смены. Продолжительность смен в загородных и большинстве учреждений с дневным пребыванием детей, составила 21 день. Превышения вместимости городских оздоровительных лагерей на базе школьных и внешкольных учреждений не отмечено. Случаев приема в летние оздоровительные учреждения без справки об отсутствии контактов с инфекционными больными и без прививок против кори не зарегистрировано. Все летние оздоровительные учреждения были укомплектованы кадрами, в том числе медицинскими. Медицинское обслуживание детей в лагерях дневного пребывания осуществлялось медицинским персоналом школ. Из травм регистрировались ушибы, переломы, растяжение связок. Администрацией летних оздоровительных учреждений было организовано ежедневное информирование территориальных органов ФМБА России о состоянии заболеваемости детей и обслуживающего персонала. Все оздоровительные учреждения оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения и канализацией. Аварийных ситуаций на водоносных и канализационных сетях не зарегистрировано. В городских оздоровительных учреждениях было организовано 2-х разовое питание (завтрак, обед), в загородных учреждениях 5-ти разовое питание. В рацион питания ежедневно включались свежие овощи порционно, ежедневно присутствовали в меню мясные блюда, молочные и кисломолочные продукты. Во всех летних оздоровительных учреждениях проводилась искусственная «С» — витаминизация пищи, из микронутриентов в питании детей использовалась йодированная соль. Питьевой режим в летних оздоровительных учреждениях организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, кипяченая водопроводная вода и вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная). В оздоровительных учреждениях зарегистрировано 2 групповых заболевания по типу ОКИ с количеством заболевших — 36 человек. Всего в летний период 2015 года специалистами территориальных органов и центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России было проведено 464 обследования летних оздоровительных учреждений перед началом и во время проведения летней оздоровительной кампании (в 2014 году — 377 обследований), из них 106 внеплановых. При 87 плановых и 18 внеплановых проверках были обнаружены нарушения санитарных правил и приняты соответствующие меры административного воздействия. В период проведения летней оздоровительной кампании 2015 года составлено 102 протокола об административном нарушении, вынесено 97 постановлений о назначении административного наказания, общая сумма наложенных административных штрафов составила 517800 руб. Жалоб в адрес территориальных органов ФМБА России, связанных с эксплуатацией оздоровительных учреждений, не зарегистрировано. За период проведения летней оздоровительной кампании 2015 года выраженный оздоровительный эффект — 72% детей, слабый оздоровительный эффект — 23% детей, отсутствие оздоровительного эффекта — 5% детей. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в летних оздоровительных учреждениях, эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России в летний период 2016 года, реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 «Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 гг. «. Приказываю:
1. Руководителям территориальных органов, начальникам ЦМСЧ/МСЧ, главным врачам клинических больниц, директорам медицинских центров ФМБА России рекомендовать руководителям органов местного самоуправления и руководителям организаций, на балансе которых находятся летние оздоровительные учреждения, обратить особое внимание администрации оздоровительных учреждений на: 1.1. Открытие детских оздоровительных учреждений только при условии соответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям. 1.2. Проведение ремонтно-восстановительных работ на пищеблоках, водопроводных и канализационных сетях и сооружениях. 1.3. Текущую работу пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения. Дополнительно рассмотреть вопрос о порядке использования кулеров при организации отдыха детей. 1.4. Не допущение детей в детские оздоровительные учреждения без наличия у них справок об отсутствии контакта с инфекционных больными. 1.5. Обеспечение горячим питанием детей при нахождении в пути более 1 суток; согласование набора пищевых продуктов («сухой паек») с учетом рекомендуемого набора пищевых продуктов для питания организованных групп детей при перевозке любым видом транспорта и обеспечение питания детей в пути следования в соответствии с согласованным набором продуктов. 1.6. Проведение качественной расчистки, благоустройства территории, дератизационных мероприятий и акарицидных обработок перед началом оздоровительного сезона. Акарицидные обработки на территории летнего оздоровительного отдыха детей в зонах высокого риска заражения клещевым вирусным энцефалитом проводить каждые 30-45 дней. Организовывать энтомологическое обследование территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после обработки. Заезд детей осуществлять не ранее чем, через 3-5 дней после проведения акарицидной обработки. 2. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ, главным врачам клинических больниц, директорам медицинских центров обеспечить: 2.1. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до выезда. 2.2. Медицинских работников детских оздоровительных учреждений средствами забора материала и транспортными средами для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. 3. Руководителям территориальных органов: 3.1. Обеспечить надзор за детскими и подростковыми оздоровительными учреждениями в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 3.2. Обеспечить представление информации в ФГБУЗ «Головной центр гигиены и эпидемиологии ФМБА России» в срок: — до 1 июня — отчет о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании; — по окончании каждой смены — информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями; — до 5 сентября — информацию об итогах летней оздоровительной кампании; — о каждом случае присасывания клещей и укусов животными в детских оздоровительных учреждениях. 3.3. Обеспечить представление в ФГБУ ФЦИТЭП ФМБА России в электронном виде сведений статистического наблюдения за 2016 год по форме N 21 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений» до 5 сентября 2016 г. 3.4. Обеспечить размещение на официальных сайтах, вверенных Вам Управлений, информации о готовности детских оздоровительных учреждений к приему детей, с краткой характеристикой состояния их материально-технической базы и о результатах гигиенического обучения и аттестации сотрудников. 4. Руководителям территориальных органов, начальникам ЦМСЧ/МСЧ, главным врачам клинических больниц, директорам медицинских центров обеспечить: 4.1. По обращениям учредителей (собственников), руководителей учреждений детского отдыха участие специалистов в работе городских комиссий по организации летней оздоровительной кампании.
Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ФМБА России N 783 издан 13.11.2010, а не 13.12.2010.
4.2. В соответствии с приказом ФМБА России от 13.12.2010 N 783 «О порядке предоставления в ФМБА внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях» в течение летнего сезона направлять донесения о чрезвычайных ситуациях, случаях групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости, пищевых отравлений, появления массовых заболеваний. 5. Директору ФГБУ ФЦИТЭП ФМБА России С.А. Мамонову: 5.1. Обеспечить представление в Управление надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ФМБА России обобщенных результатов сведений статистического наблюдения по форме N 21 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций отдыха детей и их оздоровления» (утверждена приказом Росстата от 20.11.2014 N 673 — годовая) — до 10 сентября 2016 г. 5.2. Оказывать консультативно-техническую помощь в размещении на официальных сайтах территориальных органов ФМБА России информации о готовности детских оздоровительных учреждений к приему детей. 6. Главному врачу ФГБУЗ «Головной центр гигиены и эпидемиологии ФМБА России» С.А.Богдану обеспечить анализ сведений из территориальных органов ФМБА России и представление обобщенных материалов в Управление контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ФМБА России: 6.1. До 3 июня 2016 г. — о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании; 6.2. По окончании каждой смены — информацию о ходе санитарно-эпидемиологического надзора за летними оздоровительными учреждениями; 6.3. До 10 сентября 2016 года — об итогах летней оздоровительной кампании. 7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя ФМБА России В.В.Романова.
Руководитель
В.В.УЙБА