«Фармацевтический вестник», 2015, N 15
ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН. ЖДИТЕ ОТВЕТА
Фармбизнес опасается новых законодательных инициатив
По какому принципу представители профильных министерств выбирают площадки для общения с бизнес-сообществом, знают немногие. И, видимо, конференция по правовым вопросам фармацевтической отрасли, организованная 21 апреля газетой The Moscow Times, в этот принцип не укладывалась. Плохо сработал организатор или же заявленные в программе эксперты из Минпромторга, Минздрава, ФАС, ФСТ были заняты, теперь не так уж и важно. Участники ждали чиновников с нетерпением. Но в итоге пришлось обсуждать вопросы между собой. Наверное, именно поэтому мероприятие прошло в весьма пессимистичной тональности: жесткой критике подверглись практически все последние инициативы министерств. Ответить ведь было некому.
Аффтор жжот
Учитывая тот факт, что представители власти присутствовали весьма скромным составом (от Роспатента в мероприятии принял участие Владимир Семенов, заведующий отделом фармацевтики ФИПС, от Минэкономразвития — Алексей Шестоперов, зам. директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции), название первой сессии: «Взаимодействие государства и индустрии» своей заявленной цели не оправдало. Вопросы, на которые фармотрасли так хотелось получить ответы из первых рук, были озвучены в этом зале с неким оттенком безнадежности. Но зато в критике спикеры решили себя не ограничивать. Тон разговору задала руководитель отдела по обеспечению доступа препаратов на рынок компании Merck Татьяна Нор. Последнее публичное выступление президента страны, видимо, весьма впечатлило спикера: первый и последний слайд ее презентации сопровождался цитатами и портретами Владимира Путина. Татьяна Нор представила свое видение влияния государственного антикризисного плана правительства на развитие фармацевтического бизнеса и тщательным образом проанализировала последние инициативы профильных ведомств. Самыми «душещипательными», по ее мнению, являются проект «Третий лишний» и тенденция слияния перечней ЛС. Но самой страшной частью «марлезонского балета» представитель Merck считает методику ценообразования, которая, по ее словам, больно ударит по иностранным производителям. «Перерегистрировать цены иностранному производителю с учетом уровня инфляции позволено, но только в том случае, если минимальная цена в референтной стране не выше цены заявки. Вы себе хорошо представляете эту цену, которая в России ниже, чем, допустим, на Украине? — адресовала вопрос залу Татьяна Нор. — Очень хочется сказать — дайте автора, дайте посмотреть в глаза этому человеку, мы хотим его видеть!»
Приближение бандерлогов
Назвав наказанием для импортеров 15% преференции, которые Минпромторг предоставляет отечественным производителям при госторгах, а также высказав сомнение в том, что долгосрочные контракты являются тем «пряником», которого так ждут от государства иностранные производители, Татьяна Нор перешла к обсуждению 44-ФЗ «О контрактной системе». «Закон рассматривает закупки не только ЛП, там есть статьи о способах осуществления закупок, критерии и процедуры оценки заявки. При этом цена контракта отнюдь не является единственным критерием оценки заявок. Но как только дело доходит до ЛП, действует единственная оценка заявки — цена. Почему?» — задала еще один риторический вопрос Татьяна Нор. А закончила свое выступление спикер фразой президента «С детства люблю Киплинга, так и хочется к этому добавить: ближе ко мне, бандерлоги, ближе». Видимо, именно такими персонажами иностранные производители ощущают себя в данный момент на российском рынке.
Таможне дают добро
Сетовал на отсутствие взаимопонимания в вопросах, связанных с процедурами патентования ЛС, и представитель Роспатента Владимир Семенов. По его словам, взаимодействие между организацией, которую он представляет, и Минздравом, кануло в Лету. Поэтому он не отважился назвать существующие на сегодняшний день процедуры патентования самостоятельными и независимыми. Но, пожалуй, самой «горячей» темой обсуждения стала инициатива ФАС о введении параллельного импорта. О том, как стремительно инициатива превратилась в первоочередную задачу, рассказал руководитель группы Практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп» Юрий Яхин. Он напомнил, что в октябре 2014 г. в проекте ФАС существовало два списка товаров, для которых может быть введен параллельный импорт: первоочередной и стратегический. ЛС и медизделия находились во втором, но буквально через три месяца, в январе 2015 г., они перекочевали в первый. «Но уже в феврале были опубликованы данные, по которым ЛС и медизделия остались единственными товарами первоочередного списка. Остальное — парфюмерия, косметика, автозапчасти — было отложено. Честно говоря, такой подход вызывает недоумение», — отметил Юрий Яхин, при этом подчеркнув, что, исходя из положений проекта, введение параллельного импорта не окажет значительного влияния на патентованные ЛС. «Проект окажет влияние на дженерики, которые защищены торговым знаком и в маркетинг которых компании вложили значительные средства. Подразумевается, что на и так конкурентном рынке дженериков произойдет увеличение конкуренции», — заявил Юрий Яхин. При этом, по его мнению, разработчики документа вообще упустили из виду отраслевое законодательство. Главный вопрос — хватит ли резервов у таможенной службы, которые приобретут главенствующую роль в осуществлении параллельного импорта и должны будут отвечать за качество ввозимой продукции, остается открытым.
Условно-досрочное
По словам Юрия Яхина, при введении параллельного импорта предполагается создание отдельных таможенных постов с лабораториями, которые будут проверять ввозимые на территорию страны препараты. «Как будет проверяться, ясности нет. Они получили указание создать один экспериментальный пост. Сколько всего их будет, неизвестно», — сказал Яхин. Он подтвердил информацию о переносе сроков введения параллельного импорта: если ранее говорили о 2020 г., то сейчас речь идет о 1 января 2016 г. «По сути, предполагается, что таможня будет контролировать вопросы соответствия. У нас сейчас Росздравнадзор не справляется с контролем, элементарно не хватает лабораторных мощностей. Фальсификаты выявляются, потому что повезло. При этом тормозится оборот всей серии. И вот тут у добросовестных дистрибьюторов могут возникнуть проблемы», — добавил руководитель группы «Медицина и здравоохранение» «Пепеляев Групп» Сергей Клименко. В ходе обсуждения этой проблемы юристы сошлись на том, что начинать эксперимент по введению параллельного импорта на ЛС и медизделия, по меньшей мере, рискованно. Исследования, проведенные западными экспертами, показали, что ценовой эффект параллельного импорта при системе государственного регулирования цен на ЛС минимален или вовсе не обнаружен.
На хвосте принес
«Прошелся» по последним министерским инициативам и генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. Его выступление было более ценным для бизнеса, потому что эксперт смог дать хоть какие-либо ответы на вопросы, волнующие бизнес. По информации Виктора Дмитриева, проект постановления, носящий название «Третий лишний», был подготовлен и отправлен на рассмотрение в аппарат правительства. Там он благополучно и застрял. Поэтому однозначно говорить о его судьбе пока слишком рано. Введение параллельного импорта глава АРФП назвал темой весьма неожиданной, причем как для бизнеса, так и для регуляторов. По его словам, он общался с представителями Минпромторга, спрашивал их позицию, но ответ звучал примерно так: «Жизнь покажет». И, наконец, по словам Виктора Дмитриева, профильные министерства решительно настроены закрыть все вопросы, связанные с GMP. «Минпромторг обсуждает регламент по инспектированию площадок — как будет проводиться, сколько стоить. Позиция Минпрома такова — основной акцент сегодня будет сделан на инспектировании зарубежных площадок», — поделился г-н Дмитриев. Вопросы, которые звучали в ходе конференции, темы, затронутые в режиме их обсуждения, показывают: бизнес не совсем четко представляет свое будущее. Конечно же, всем бы хотелось стабильности, преференций, доступных и логично составленных инвестиционных контрактов. Но, судя по настроению, царившему в зале, большинство почему-то не верит в благие намерения государства, пытаясь найти в каждой инициативе «подводные камни». Хотя, возможно, они просто обиделись на несоответствие заявленных в программе персон с присутствующими в зале.
О.БАРАНОВА
Подписано в печать
23.04.2015