«Фармацевтический вестник», 2015, N 1
СОМНЕНИЯ В ОГРАНИЧЕНИЯХ
Производители медизделий ждут более четких разъяснений
В январе текущего года введен запрет на розничную продажу медицинских изделий вне стационарных мест торговли. Пропагандируемая цель соответствующего правительственного постановления — защита потребителей от мошенников, продающих «приборы для здоровья» под видом медизделий. Однако юристы и отдельные эксперты обнаружили в документе недочет, который может угрожать бизнесу добросовестных продавцов. В свою очередь шарлатанов запрет вовсе не коснется: речь ведь идет только о лицензионной продукции.
Можно или нельзя?
Постановлением Правительства РФ N 6 от 05.01.2015 «О внесении изменений в правила продажи отдельных видов товаров» в перечень товаров, розничная продажа которых не допускается вне стационарных мест торговли (на дому, в офисах, учебных заведениях, транспорте и т.д.), включены медицинские изделия. Как известно, необходимость принятия этого документа давно обсуждалась профсообществом и регуляторами. И одно из главных возражений к проекту документа было связано с формулировкой «разносная торговля»: эксперты высказывали свои опасения, что в случае особо пристрастной проверки дистанционная продажа медизделий, например через интернет-магазины с оплатой курьеру на месте, может быть расценена как «разносная торговля» и попасть под этот запрет. При общественном обсуждении эти претензии не были учтены. В кратком изложении целей регулирования разработчики заявили, что «не накладываются ограничения на дистанционный способ продажи товара». Однако сомнения юристов развеять не удалось. По словам директора по вопросам правового регулирования Ассоциации IMEDA Михаила Потапова, в действующей редакции правил четкого указания на это нет. К тому же существует и другой документ, регулирующий розничную торговлю, и в нем содержатся совершенно иные нормы. «Письмо Роспотребнадзора от 8 апреля 2005 г. N 0100/2569-05-32 еще никто не отменял. В нем указано, что субъекты, осуществляющие розничную торговлю дистанционным способом, должны соблюдать ограничения, предусмотренные абзацем вторым п. 4 правил продажи отдельных видов товаров. Как следствие, нет четкого понимания, как будет трактоваться новый документ. С одной стороны, разработчик, включив в нормативный акт медизделия, в пояснениях к нему указал, что эти изменения не накладывают ограничения на дистанционный способ продажи, но не ввел эту норму в сам текст. С другой стороны, есть Роспотребнадзор, который может наложить запрет на торговлю медизделиями через интернет-магазины. Поэтому мы считаем, на сегодняшний день есть риск того, что формулировки этого положения могут позволить ограничить дистанционную торговлю медизделиями», — пояснил Михаил Потапов. Следуя логике юриста, в данный момент нельзя спрогнозировать действия Роспотребнадзора, который занимается контролем за деятельностью, в т.ч. интернет-магазинов, продающих медизделия. Как именно ведомство будет интерпретировать и применять эту норму, пока не ясно. Юридическая служба IMEDA собирается задать эти вопросы разработчикам документа и контролирующим органам.
Повышенная туманность
Достигнет ли правовой акт главной цели, а именно — уберет ли с рынка обращения медизделий шарлатанов и мошенников, пока также остается предметом спора между экспертами. Член общества специалистов доказательной медицины Сергей Сошников считает, что документ нужен профсообществу: «Постановление уменьшит число распространителей псевдомедицинской техники, которые ходят по квартирам пенсионеров и, представляясь социальными работниками, продают приборы, не имеющие никакого отношения к медицине». В Ассоциации IMEDA, напротив, убеждены, что в разносной торговле присутствует минимальный процент лицензионных медизделий. Для борьбы с шарлатанами существует масса других нормативных актов, например Уголовный кодекс РФ.
Механизм реализации постановления не вполне ясен. Ведь, скорее всего, недобросовестные продавцы, распространяющие чудо-приборы, даже не узнают о существовании запрета, так как касается он исключительно лицензионных товаров. И как продавали в электричках пластыри, лечащие 35 болезней одновременно, так и будут это делать. А вот интернет-продавцам реальных медизделий придется дождаться дополнительных разъяснений юридических тонкостей правового акта или выяснить законность своей деятельности в ходе очередной проверки Роспотребнадзора.
TOP5 ТН в сегменте медицинской техники и диагностических приборов по доле продаж в коммерческом розничном секторе российского фармрынка, 11 месяцев 2014 г. (руб.), % Рейтинг
Торговые наименования
Доля розничных продаж
11 месяцев 2014
2013
1
Тест-полоски для глюкометра ACCU-CHEK ACTIVE 9,33
9,07
2
Тест-полоски для глюкометра ONE TOUCH SELECT 7,13
6,32
3
Тест-полоски для глюкометра ONE TOUCH ULTRA 6,91
7,22
4
Тест-полоски для глюкометра ACCU-CHEK PERFORMA 3,57
2,94
5
Тонометр AND UA-777
2,97
3,83
Источник: DSM Group
Таблица
О.БАРАНОВА
Подписано в печать
15.01.2015