«Фармацевтический вестник», 2003, N 24
КРУГЛОСУТОЧНАЯ АПТЕКА: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как и многие другие аспекты фармацевтической деятельности вопросы круглосуточной работы аптечных учреждений законодательно урегулированы недостаточно четко. Такое состояние дел порождает различные мнения и суждения, зачастую необоснованные, по вопросу функционирования круглосуточных аптек.
На Интернет-сайте ассоциации «Союзфарма» размещено информационное письмо для руководителей аптек, в котором говорится о существовании как круглосуточных, так и дежурных аптек. При этом указываются различия между круглосуточной и дежурной аптекой, а руководителей аптечных учреждений призывают к переходу на круглосуточный режим работы, суля при этом увеличение товарооборота на 10-30%. Оставляя за рамками этой статьи вопросы экономической выгоды, рассмотрим правовые аспекты круглосуточной деятельности аптечных предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность аптечных учреждений, такие как Федеральный закон РФ N 86-ФЗ от 22.06.98 «О лекарственных средствах» (ред. от 30.06.2003), «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ N 489 от 1.07.2002 (ред. от 4.02.2003), и «Отраслевой стандарт. Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденный Приказом Минздрава РФ N 80 от 4.03.2003, явным образом не устанавливают режим работы аптечных организаций. В то же время, Закон РФ N 2300-1 от 7.02.92 «О защите прав потребителей» определяет общие правила установления режима работы организаций торговли, к которым, к сожаленью, до сих пор относятся аптечные учреждения (подробнее об этой проблеме см. М.И.Милушин. Номенклатурный вопрос. Московские аптеки. 2001 г., N 10, с. 1-2.). Согласно статье 11 этого закона режим работы государственных и муниципальных организаций торговли устанавливается по решению, соответственно, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Режим работы организаций торговли других форм собственности устанавливается ими самостоятельно. В качестве примера приведем Приказ Комитета фармации Москвы N 104 от 5.11.96, устанавливающий режим работы муниципальных аптечных предприятий г. Москвы. Казалось бы, отсюда следует вывод о том, что аптечные организации частных форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО и индивидуальные предприниматели) могут самостоятельно устанавливать любой удобный для них режим работы, в том числе и круглосуточный. Однако, в соответствии с п. 4 статьи 32 Закона РФ «О лекарственных средствах» правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, т.е. Минздравом РФ. При этом существует никем не отмененный Приказ Минздрава СССР N 617 от 12.06.79, утвердивший «Инструкцию о порядке лекарственного обеспечения населения в ночное время», согласно которой «порядок и виды лекарственного обеспечения населения в ночное время определяются аптечными управлениями совместно с органами здравоохранения и исполкомами Совета народных депутатов на местах». При этом «количество, дислокация и часы работы аптек, обслуживающих население в ночное время (дежурных), определяются аптечным управлением по согласованию с местными советскими органами и органами здравоохранения в зависимости от количества населения, проживающего в районе, близости специализированных ЛПУ, вокзалов, аэропортов и состояния организации скорой и неотложной медицинской помощи, но не менее одной дежурной аптеки в районе». Инструкция также определяет общий порядок организации работы аптеки в ночное время и устанавливает примерный перечень товаров, отпускаемых дежурной аптекой в ночное время. Для справки отметим, что под ночным временем законодательство понимает время с 22 часов до 6 часов (ст. 96 Трудового кодекса РФ и статья 5 Уголовного кодекса РФ). Очевидно, что авторы указанной выше инструкции руководствовались, в первую очередь, соображениями бесперебойного обеспечения населения в ночное время медицинскими товарами первой необходимости, отнюдь не предполагая вводить ограничения на осуществление работы аптек в ночное время. В то время это было просто не нужно, вряд ли тогда нашлась бы аптека, изъявившая добровольное желание работать в дежурном режиме. Однако из этого приказа можно понять, что для работы в ночное время аптечным учреждениям, не уполномоченным специальными распоряжениями органов исполнительной власти, требуется, по крайней мере, согласование режима работы и порядка отпуска лекарственных средств и иных товаров с органами управления здравоохранением на местах. В противном случае, такие аптеки могут быть, в принципе, обвинены в нарушении лицензионных требований. Положение для аптек, желающих перейти на круглосуточный режим работы, усугубляется в некоторых субъектах РФ, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, где по этому вопросу изданы специальные приказы органов управления здравоохранением, в которых подробнейшим образом регламентирован порядок лекарственного обеспечения населения в ночное время, включая ассортиментный перечень (Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 9.03.2000 г. N 95 (ред. от 18.06.2001 г.) и Приказ Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга N 10 от 15.01.97 (ред. от 5.03.99). И хотя в свете статьи 32 п. 4 Закона РФ «О лекарственных средствах» в указанных приказах органы управления здравоохранением субъектов РФ превышают свои полномочия, тем не менее, учитывая существование Приказа Минздрава СССР N 617, положения этих приказов оспорить будет достаточно сложно. Таким образом, можно сделать вывод: если руководство аптечного учреждения желает распространить часы работы на ночное время, пусть даже и не в круглосуточном режиме, во избежание конфликтной ситуации с лицензирующими органами лучше письменно согласовать этот вопрос с органами управления здравоохранением или хотя бы письменно уведомить их о своих намерениях. Это подтверждается, в частности, позицией Управления фармации Комитета здравоохранения Москвы, изложенной в информационном письме N 1-05/170 от 28.01.2002, требующем согласования с Управлением любых изменений режима работы предприятий. Еще раз отметим, что подобная позиция в отношении аптечных учреждений частных форм собственности противоречит действующему законодательству и может быть оспорена в суде. Не менее «скользким» является вопрос о порядке работы аптечного учреждения и об ассортименте отпускаемых в ночное время товаров. Например, упоминавшийся Приказ Минздрава СССР N 617 устанавливает, что дежурная аптека (а под этим понятием приказ подразумевает любые аптеки, обслуживающие население в ночное время) осуществляет отпуск лекарств и изделий медицинского назначения в экстренных случаях. Эта же норма дублируется, например, в Приказе Комитета здравоохранения Москвы N 95 и частично в Приказе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга N 10. Отсюда возникают неясности. Так, можно ли считать экстренным случай, если зашедший в аптеку ночью покупатель просит отпустить ему презервативы, и не будет ли в этом случае нарушения порядка отпуска товаров медицинского назначения? То же касается ассортимента отпускаемых ночью товаров. Например, Приказ Комитета здравоохранения Москвы N 95 требует установить ассортиментный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, осуществляющих круглосуточное обслуживание населения. При этом не ясно, будет ли нарушением отпуск в ночное время лекарственных средств, не включенных в ассортиментный перечень. Далее Приказом Комитета здравоохранения Москвы N 95 устанавливается, что отпуск лекарств с 20 часов и до 8 часов производится дежурантом. Приказ Минздрава СССР N 617 устанавливает, что для работы в ночное время выделяется работник (т.е. один человек) из числа фармацевтического персонала и санитарка-мойщица. Эта же норма дублируется в Приказе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. Означает ли это, что круглосуточная аптека не может ночью работать в обычном режиме, также остается не ясным. Из изложенного выше следует, что регламентация работы круглосуточных аптек с учетом сложившихся в последнее время жизненных реалий требует, как минимум, уточнения. Совершенно непонятно, чем диктуются вытекающие из рассмотренных нормативных документов ограничения на работу аптечных учреждений в ночное время. Может быть только тем, что снятие ограничений потребует выделения дежурантов в контролирующих органах? Остановимся на некоторых вопросах трудового законодательства при функционировании аптечных учреждений в круглосуточном режиме. Никаких особенностей в отношении аптечных учреждений по сравнению с обычной работой в ночное время (статьи 96, 135, 149, 154 Трудового кодекса РФ) законодательством не установлено, за исключением того, что Приказом Минздрава СССР N 617 оговорено право дежурных работников на сон в ночные часы, однако, количество часов для сна при этом не оговаривается. В соответствии с Трудовым кодексом РФ продолжительность работы в ночное время сокращается на один час. Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором. Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 96 ТК РФ). К работе в ночное время не допускаются беременные женщины и работники, не достигшие возраста восемнадцати лет. Женщины, имеющие детей до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ). Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации (ст. 135 ТК РФ). Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным и трудовым договором (ст. 154 ТК РФ). Заметим, что для работников аптечных учреждений размеры повышенной оплаты труда в ночное время действующим законодательством не установлены. Применение норм «Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ», утвержденного Приказом Минздрава РФ N 377 от 15.10.99 (ред. от 17.11.2000), к аптечным учреждениям неправомерно, поскольку, как уже отмечалось выше, за исключением аптек ЛПУ, они не относятся к учреждениям здравоохранения. Таким образом, доплата за ночные часы работы в аптечных учреждениях устанавливается в каждой конкретной организации работодателем, коллективным или трудовым договором.
Директор юридической компании «Юнико-94» кандидат юридических наук
М.И.МИЛУШИН