Вопрос: При проверке наркоконтролем было сделано замечание по форме журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ. В нашем журнале имеется графа «номер п/п». В форме журнала в Постановлении Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 этой графы нет, но в п. 11 данного Постановление есть требование о нумерации каждой операции. Какой должна быть форма журнала? Является ли это грубым нарушением? Каковы наказания за это?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. от 29.12.2016) юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению N 1 к указанным Правилам. При этом согласно пункту 11 Правил нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. В то же время в приведенной в Приложении N 1 к Правилам Форме «Журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» место (графа) для нумерации записей не предусмотрено. В связи с этим следует отметить, что с формальной точки зрения особенно придирчивые крючкотворы из числа проверяющих чиновников могут посчитать любое малозначительное отступление от «буквы» Правил нарушением порядка учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, за которое частью 1 статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой. Анализ судебной практики показывает, что в таком случае у организации имеются достаточно серьезные шансы избежать привлечения к ответственности за такого рода нарушения в связи с его малозначительностью. Так, Верховный суд Республики Карелия своим Решением от 14.06.2011 N 12-48/2011 признал правомерным решения нижестоящих судов отклонивших в виду малозначительности претензии проверяющих чиновников, пытавшихся привлечь к ответственности медицинскую организацию за нарушения порядка ведения журнала регистрации операций с наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, которые, по мнению чиновников прокуратуры, заключались во внесении в некоторые графы журнала дополнительных сведений, не предусмотренных «Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций…» При этом Верховный суд РК особо подчеркнул, что указанные проверяющими формальные нарушения не повлекли искажения данных, в том числе данных по расходу препарата, а также не свидетельствуют об отсутствии контроля за операциями, осуществляемыми учреждением с препаратами. Кроме того, следует указать, что согласно пункту 5 «т» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 «Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (в ред. от 04.07.2017) одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является соблюдение лицензиатом, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 644. При этом согласно пункту 6 «Положения о лицензировании…» невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных указанным пунктом признается грубым нарушением, если оно повлекло за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Очевидно, что включение в форму «Журнала регистрации операций…» дополнительной графы «N п/п» исключительно для соблюдения нормы пункта 11 указанных выше Правил не может повлечь за собой указанные выше последствия и, следовательно, не может считаться грубым нарушением лицензионных требований.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
19.10.2017