Примечание.
При применении документа следует учитывать, что следующие нормативные акты, на которые ссылается данный документ, утратили силу: — Приказы Минздрава РФ от 23.08.1999 N 328 и Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 257 — в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110, утвердившим новый порядок назначения и выписывания лекарственных средств для льготных категорий граждан, а также новые формы рецептов для их назначения. — Приказы Минздравсоцразвития России от 24.12.2004 N 321 и от 02.12.2004 N 296 — в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2005 N 601. С 1 ноября 2006 года применяется Перечень, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2005 г. N 26-МЗ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
(с изм., внесенными письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2005 N 975-ВС)
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях реализации статьи 6.1., статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее — отдельные категории граждан) дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе бесплатного лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения, рекомендует:
I. По вопросам организации медицинской помощи отдельным категориям граждан.
Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с целью своевременного и полного охвата медицинским обеспечением отдельных категорий граждан необходимо: 1. Составить перечень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), включая ведомственные учреждения здравоохранения, участвующих в медицинском обеспечении отдельных категорий граждан. 2. Составить поименный список врачей и фельдшеров (с указанием их кода), которым предоставлено право выписки рецептов для отдельных категорий граждан. Присвоение кода врачу (фельдшеру) необходимо для внесения в медицинскую документацию и осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 3. Обязать ЛПУ вести медицинскую документацию, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255, которая на отдельных категорий граждан должна маркироваться литерой «Л» и храниться в соответствии с порядком хранения медицинской документации в ЛПУ. Срок хранения медицинской карты амбулаторного больного в ЛПУ — 25 лет. Утвержденная настоящим приказом учетная документация вводится для отдельных категорий граждан с 01.01.2005. Обеспечение бланками медицинской документации должно осуществляться субъектом Российской Федерации. 4. Обеспечить ведение врачами ведомственных ЛПУ, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь отдельным категориям граждан, «Паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» (учетная форма N 030-П/у). В случае диспансерного наблюдения пациента (из отдельных категорий граждан) у нескольких специалистов поликлиники сведения о выписанных лекарственных средствах, серия и номер рецепта вписываются каждым специалистом в медицинскую карту амбулаторного больного (историю развития ребенка), на основании которых участковым врачом заполняется соответствующая графа в «Паспорте врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» (учетная форма N 030-П/у). 5. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут назначаться по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом ЛПУ, иные лекарственные средства в соответствии с «Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», дополненным приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2004 N 321 разделом XXXII «Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения». При назначении других лекарственных средств, не включенных в этот перечень, оплата за счет средств Федерального бюджета не производится. 6. В целях оптимизации работы по выписке и учету рецептов на лекарственные средства отдельным категориям граждан организовать централизованную систему оформления бланков рецептов в ЛПУ с введением в штаты ЛПУ 2-3 должностей средних медицинских работников. При невозможности организации централизованной системы оформления рецептурных бланков обеспечить оснащение рабочего места врача вычислительной техникой и программным продуктом по оформлению рецептурного бланка и ведению системы учета и отчетности. 7. В связи с увеличением нагрузки на врача: — увеличить норматив времени на прием одного больного до 20 минут при первичном посещении и до 18 минут при повторном посещении врача отдельными категориями граждан с соответствующим увеличением тарифа на одно посещение. В тарифных соглашениях предусмотреть дифференциацию стоимости посещений по их видам с последующим перераспределением финансовых средств. Ввести коэффициент удорожания стоимости первичного посещения до 1,6, а повторного до 1,3 от установленного территориального норматива стоимости посещения в рамках территориальных программ государственных гарантий; — использовать в ЛПУ методы материального стимулирования работников здравоохранения, осуществляющих медицинское обеспечение отдельных категорий граждан, с установлением надбавок за напряженность и сложность труда в соответствии с законодательством Российской Федерации; — организовать проведение разъяснительной работы с населением субъекта Российской Федерации и обучение медицинских работников по вопросам предоставления отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи.
II. По вопросам дополнительного лекарственного обеспечения.
С целью своевременного и полного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами с учетом ограниченных сроков подготовки товарных запасов в регионах необходимо использовать основной и временный порядки отпуска лекарственных средств отдельным категориям граждан. 1. Основной порядок. При поступлении в аптечные организации лекарственных средств от фармацевтических организаций, имеющих цены, зарегистрированные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития во исполнение статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 N 769 (далее зарегистрированные цены), указанные лекарственные средства ставятся на учет и отпускаются гражданам согласно действующему порядку дополнительного лекарственного обеспечения. Оплата отпущенных лекарственных средств производится (с учетом НДС) в размере зарегистрированной цены и утвержденной торговой надбавки.
Примечание.
О дефектуре лекарственных средств в аптечных организациях, участвующих в системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг, см. Методические рекомендации, утв. Минздравсоцразвития РФ 07.06.2005, и письмо Минздравсоцразвития РФ от 03.06.2005 N 2591-ВС.
Временный порядок, установленный пунктами 2 и 3 данного раздела должен был прекратить свое действие с 1 марта 2005 года. Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2005 N 975-ВС действие Временного порядка продлено до особого распоряжения.
2. Временный порядок. В случае отсутствия в аптеке (пункте отпуска) на момент обращения пациента требуемого лекарственного средства, поступившего согласно основному порядку, аптека (пункт отпуска) должна сформировать соответствующую заявку и представить в письменной форме в фармацевтическую организацию, осуществляющую деятельность в регионе. В том случае, если в течение 10 суток со времени поступления заявки в фармацевтическую организацию требуемое лекарственное средство не поступило, после получения соответствующей информации аптека (пункт отпуска) вправе отпустить из собственного товарного запаса требуемое лекарственное средство соответствующее «Перечню лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2004 N 296, с дополнениями и изменениями, внесенными в него приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2004 N 321. При наличии выбора аптеки (пункты отпуска) обязаны в первую очередь отпустить пациенту наименее дорогостоящее синонимическое лекарственное средство российского производства. В этом случае оплата отпущенных лекарственных средств (с учетом НДС) производится по договоренности с фармацевтической организацией, работающей в данном субъекте Российской Федерации, в размере фактической отпускной цены аптеки (пункта отпуска) следующим образом: товарным замещением; денежными средствами; иным образом, не противоречащим действующему законодательству.
Временный порядок, установленный пунктами 2 и 3 данного раздела должен был прекратить свое действие с 1 марта 2005 года. Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2005 N 975-ВС действие Временного порядка продлено до особого распоряжения.
3. При отсутствии рецептурных бланков формы 148-1/у-04(л), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257, разрешается использование имеющихся в наличии форм рецептурных бланков, оформленных надлежащим образом и содержащих запись СНИЛС отдельных категорий граждан. 4. По фактам отпуска лекарственных средств из собственного товарного запаса, а также по фактам отпуска по имеющимся в наличии формам рецептурных бланков, аптеки (пункты отпуска) и фармацевтические организации должны подписывать двухсторонние акты. Данные акты будут служить основанием для оплаты отпущенных таким образом лекарственных средств в адрес фармацевтической организации для последующего возмещения аптеке (пункту отпуска). Аптека (пункт отпуска) несет имущественную ответственность за соблюдение указанного порядка в соответствии с действующим законодательством.
Срок действия Временного порядка, установленного пунктами 2 и 3, продлен письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.03.2005 N 975-ВС до особого распоряжения.
Временный порядок, установленный п. 2., п. 3 раздела II настоящего письма, прекращает свое действие 1 марта 2005 г. 5. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 23.08 1999 N 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)», лекарственное средство выписывается по международному непатентованному наименованию (МНН) в соответствии с «Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (Перечень), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 02.12.2004 N 296 с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2004 N 321. Выписка синонимических препаратов по торговым наименованиям производится при наличии их на региональном складе фармацевтической организации. Организовывается система ежедневного оперативного информирования ЛПУ о наличии лекарств в соответствии с Перечнем в аптеках (пунктах отпуска). В случае индивидуальной непереносимости лекарственного препарата по решению врачебной комиссии ЛПУ, утвержденному главным врачом ЛПУ, разрешается выписка его по торговому наименованию в соответствии с Перечнем торговых наименований лекарственных средств, утвержденных приказом от 27.12.2004 N 702-ПР/04 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. При отсутствии лекарственного препарата в аптеке (пункте отпуска) необходимо в течение суток поставить в известность фармацевтическую организацию.
Примечание.
Приказ Росздравнадзора от 27.12.2004 N 702-Пр/04 утратил силу с 1 июня 2005 года в связи с изданием Приказа Росздравнадзора от 26.05.2005 N 1136-Пр/05, утвердившего новые реестры зарегистрированных цен на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
6. Расчет потребности аптек (пунктов отпуска) в лекарственных средствах, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, производится в МНН. Обеспечение заявок аптечных организаций производится фармацевтическими организациями исключительно по МНН в соответствии с Перечнем. Выбор синонимических лекарств по торговым наименованиям и производителям осуществляет фармацевтическая организация в соответствии с Перечнем торговых наименований лекарственных средств, утвержденных приказом от 27.12.2004 N 702-ПР/04 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 7. Рецептурные бланки выписываются в 2-х экземплярах (под копирку). Первые экземпляры рецептурных бланков формы 148-1/у-04(л) по которым отпущены лекарственные препараты из аптек (пунктов отпуска) передаются в фармацевтические организации, являющиеся собственниками этих медикаментов, где хранятся в течение 5 лет. Фармацевтическая организация несет ответственность за их сохранность и предоставление отчетности. По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению в установленном порядке. Второй экземпляр рецептурного бланка формы 148-1/у-04(л) остается в ЛПУ для предъявления при контроле выписки лекарственных средств, в связи с обращением граждан и для заполнения форм государственного статистического наблюдения, введенных Постановлением Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 28.12.2004 N 154. Срок хранения рецептурных бланков 5 лет. В левом верхнем углу рецептурного бланка проставляется код ЛПУ по ОГРН. С целью оптимизации времени заполнения рецептурного бланка рекомендуется изготовить клише с указанием данного реквизита. Код категорий граждан в рецептурном бланке формы 148-1/у-04(л) проставляется в соответствии с перечнем категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 28.12.2004 N 154 и приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257 (т.е. по 9 категориям граждан, получателей набора социальных услуг, в беззаявительном порядке, и одной категории граждан в заявительном порядке). В случае выписки лекарственных средств фельдшером на рецептурном бланке допускается наличие только треугольной печати. 8. Наркотические лекарственные средства выписываются в соответствии с требованиями, установленными приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)». При выписке данного лекарственного средства отдельным категориям граждан дополнительно оформляется рецептурный бланк формы 148-1/у-04(л).
III. По вопросам обеспечения отдельных категорий граждан изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», а также пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется обеспечение отдельных категорий граждан изделиями медицинского назначения и др. (лечебное питание, тест-полоски, катетеры, калоприемники и пр.).
Примечание.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
IV. О врачебной комиссии ЛПУ.
Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: термин «врачебная комиссия» содержится в статье 49, а не в статье 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Абзац 2 пункта 6 приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» содержит термин «врачебная комиссия» на основании статьи 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», который следует использовать в действующей практике. Термин «клинико-экспертная комиссия» включен в приказ Минздрава России от 13.01.1995 N 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», который отменен приказом Минздрава России от 10.12.2002 N 373. В настоящее время во всех нормативных актах Минздравсоцразвития России производится изъятие термина «клинико-экспертная комиссия».
Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ
Форма и рекомендации, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 мая 2005 года (пункт 2 данного документа).
Примечание.
О мерах по совершенствованию организации токсикологической помощи населению Российской Федерации см. также Приказ Минздрава РФ от 08.01.2002 N 9. Текст документа
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2005 г. N 6427
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 февраля 2005 г. N 152
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898), в целях совершенствования информационно-консультативной токсикологической помощи, решения медицинских аспектов химической безопасности населения Российской Федерации, внедрения научных достижений в области информационных технологий, повышения эффективности оказания специализированной медицинской помощи токсикологическим больным при острых отравлениях приказываю: 1. Утвердить:
1.1. Форму N 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии» согласно приложению N 1. 1.2. Рекомендации по заполнению формы N 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии» согласно приложению N 2. 1.3. Рекомендации по ведению консультации больного с острым отравлением химической этиологии согласно приложению N 3. 2. Форму N 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии», Рекомендации по ведению консультации больного с острым отравлением химической этиологии и Рекомендации по заполнению формы N 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии» ввести в действие с 1 мая 2005 г. 3. Государственному учреждению «Информационно-консультативному токсикологическому центру Минздрава России» (далее — ГУ ИКТЦ) (Ю.Н.Остапенко): 3.1. Оказывать методическую помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации информационно-консультативных токсикологических подразделений. 3.2. Осуществлять организационно-методическое руководство деятельностью вновь организованных информационно-консультативных токсикологических подразделений. 3.3. Разработать компьютерную программу по учету и анализу токсикологических консультаций до 1 апреля 2005 г. 4. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (В.А.Прохорову) рассмотреть вопрос о возможности выделения ГУ ИКТЦ средств для разработки и сертификации компьютерной программы по учету и анализу токсикологических консультаций. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.И.Стародубова.
Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 21 февраля 2005 г. N 152
Министерство здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Медицинская документация - Форма N 163/у-04 <*> утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от "__" _______ 2005 г. N __
(наименование организации)
КАРТА ЗАПИСИ КОНСУЛЬТАЦИИ БОЛЬНОГО С ОСТРЫМ ОТРАВЛЕНИЕМ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ N _____ 1. ДАННЫЕ ОБ АБОНЕНТЕ
1.1. Дата обращения «__» ________ 200_ г. 1.2. Время __ час. __ мин. 1.3. ФИО консультанта _____________
1.4. Вид обращения: 1.4.1. по телефону 1.4.2. письменное 1.4.3. персональное 1.4.4. прочее
1.5. Повод для обращения: 1.5.1. случай с пациентом 1.5.2. запрос информации 1.5.3. прочее
1.6. ФИО абонента ______________________ 1.7. Абонент: 1.7.1. частное лицо 1.7.2. должностное лицо:
1.7.2.1. фельдшер СМП 1.7.2.2. врач СМП 1.7.2.3. врач анестезиолог- 1.7.2.4. врач- реаниматолог токсиколог
1.7.2.5. врач пр. 1.7.2.6. научный сотрудник 1.7.2.7. организатор 1.7.2.8. пр. ___ специальн. здравоохранения
1.8. Организация:
1.8.1. станция СМП 1.8.2. 1.8.3. городская 1.8.4. 1.8.5. областная, 1.8.6.
N п/с _____ N бр _____ поликлиника, больница N ___ ЦРБ краевая, республиканская центр/ здравпункт больница отделение острых отравлений
1.8.7. медсан- 1.8.8. 1.8.9. инфекционная 1.8.10. 1.8.11. 1.8.12. медицинский
часть госпиталь больница психиатрическая медицинский вытрезвитель больница институт или НИИ
1.8.13. 1.8.14. 1.8.15. мед. 1.8.16. ОВД 1.8.17. ветлечебница 1.8.18. прочее
Роспотребнадзор бюро СМЭ часть СИЗО
1.9. Субъект РФ __________________ 1.10. Населенный пункт _____________________________________ ул. _____________________ дом ________ корп. ____________ кв. ________ 1.11 Тел/факс _________________ 2. ДАННЫЕ О БОЛЬНОМ
2.1. Человек 2.1.1. пол: 2.1.1.1. женский 2.1.1.2. мужской
2.2. Животное: 2.2.1. кошка 2.2.2. собака 2.2.3. прочее (указать) _________________
2.1.2. ФИО пострадавшего _____________________________________________ 2.1.3. возраст ______________________ 2.1.4. N страхового полиса _________________________ 2.1.5. вес ____________ кг _____
<*> Бланк формата А3.
3. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ
3.1. Жалобы больного _______________________________________________________________________________________
3.2. Краткие сведения об анамнезе заболевания ______________________________________________________________
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИЧНОГО ВЕЩЕСТВА И ЭТИОЛОГИЯ ОТРАВЛЕНИЯ
4.1. Токсикант (разборчиво) 4.1.1. код по МКБ 10 ______
4.2.1. таблетки капсулы драже кристаллы порошок гранулы
4.2. Агрегатное твердое состояние
4.2.2. мазь гель паста линимент свечи пластырь
мягкое
4.2.3. раствор настой сус- эмульсия пен- жидкость зия
4.2.4. газ аэро- пар дым неизвестно золь газообразное
4.3. Доза: _______ мг/кг веса
4.3.1. _____ штук 4.3.2. _____ грамм 4.3.3. _____ кг 4.3.4. _____ мл 4.3.5. неизвестно
4.4. Экспозиция:
4.4.1. _____ минут 4.4.2. _____ часов 4.4.3. _____ суток 4.4.4. _____ месяцев 4.3.5. неизвестно
4.5. Характер отравления
4.5.1. индивидуальное 4.5.2. семейное 4.5.3. групповое 4.5.4. массовое
Количество пострадавших _____
4.6. Тип отравления
4.6.1. острое 4.6.2. острое повторное 4.6.3. хроническое 4.6.4. неизвестно
4.7. Обстоятельства отравления
4.7.1. 4.7.1.1. 4.7.1.2. 4.7.1.3. 4.7.1.4. 4.7.1.5. 4.7.1.6. прерывание
преднаме- суицидальное криминальное наркотичес- одурманивание алкогольное беременности
ренное кое опьяне- опьянение ние
4.7.2.1. 4.7.2.2. 4.7.2.3. 4.7.2.4. медицинская 4.7.2.5. побочное
ошибочный прием самолечение производственное ошибка действие 4.7.2.
случайное 4.7.2.6. контакт 4.7.2.7. контакт 4.7.2.8. пищевое, 4.7.2.9. другое _________
с ядовитым животным с ядовитым растением немикробной этиологии _____________________________
4.7.3. неизвестно
5. СОСТОЯНИЕ (STATUS PRAESENS) БОЛЬНОГО НА МОМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИИ
5.1. удовлетворительное 5.2. средней тяжести 5.3. тяжелое 5.4. крайне тяжелое
5.5. агональное 5.6. клиническая смерть 5.7. биологическая 5.8. объективно смерть не определено
6. ПРОВЕДЕННЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
6.1. Температура тела — __ град. С. 6.2. PS — __ уд. в мин. 6.3. ЧСС — __ уд. в мин. 6.4. АД — __/__ мм. рт.ст.
6.5. ЧДД — __ в мин.
6.5.1. спонтанное дыхание 6.5.1.1. адекватное 6.5.1.2. неадекватное
6.5.2. ИВЛ — 6.5.2.1. 6.5.2.2. с интубацией
без интубации трахеи трахеи
6.6. Анализ крови: 6.6.1. НВ ______ 6.6.2. Эр _______ 6.6.3. Ht _______ 6.6.4. Le _______ 6.6.5. СОЭ _______
6.6.6. свободный НВ _______ 6.6.7. СОНВ ________ 6.6.8. МtНВ ________ 6.6.9. АХЭ ________ 6.6.10. сахар _____ 6.6.11. креатинин ______ 6.6.12. мочевина _____ 6.6.13. амилаза _____ 6.6.14. КОС _________ 6.6.15. pH ________ 6.6.16. ВЕ ________ 6.6.17. другие ____________
6.7. Эндоскопическое исследование __________________________________________________________________________
6.8. Рентгенологическое исследование _______________________________________________________________________
6.9. Люмбальная пункция (описание ликвора) _________________________________________________________________
6.10. Другие исследования: _________________________________________________________________________________
7. ВЫЯВЛЕННЫЕ СИМПТОМЫ
7.1. Кожные покровы 7.2.4. 7.3. Дыхательная 7.4.5. 7.6. Мочевыдели- 7.7. По лабораторным система тельная система данным психомоторное гипотензия возбуждение 7.4.6. 7.1.1. сухость 7.2.5. 7.3.1. 7.6.1. анурия 7.7.1. алкалоз внутрижелудоч- галлюциноз тахипное ковая блокада
7.1.2. 7.2.6. 7.3.2. 7.4.7. AV 7.6.2. 7.7.2. ацидоз
влажность миоз брадипное блокада олигоурия
7.1.3. 7.2.7. 7.3.3. апноэ 7.4.8. 7.6.3. 7.7.3. гемолиз
бледность мидриаз экстрасистолия полиурия
7.5. Желудоч- 7.1.4. 7.2.8. 7.3.4. но-кишечный 7.6.4. дизурия 7.7.4. анемия тракт гиперемия анизокория аспирация
7.1.5. цианоз 7.2.9. 7.3.5. 7.6.5. цвет 7.7.5.
арефлексия бронхорея мочи гипергликемия ___________________ 7.1.6. желтуха 7.2.10. 7.3.6. 7.5.1. гипертонус асфиксия тошнота, рвота 7.8. Другие данные 7.1.7. 7.2.11. 7.3.7. 7.5.2. (вписать) 7.7.6. мраморность судороги одышка боль при гипогликемия глотании
7.1.8. 7.2.12. 7.3.8. 7.5.3. ________ тризм бронхоспазм метал вкус 7.2. Психоневроло- 7.4. Сердечно- гический статус 7.2.13. сосудистая сис- 7.5.4. 7.7.7. тема гиперкинез сухость гепатопатия слизист.
7.2.14. 7.5.5.
тремор гиперсаливация
7.2.1. ясное 7.2.15. 7.4.1. 7.5.6. 7.7.8.
сознание миофибриляции брадикардия желуд. нефропатия кровотеч.
7.4.2. 7.5.7.
тахикардия тенезмы
7.2.2. сопор 7.2.16. 7.4.3. 7.5.8. 7.7.9.
парестезия аритмия патологические гипоксемия примеси в кале
7.2.3. кома 7.2.17. 7.4.4. 7.5.9.
_____________ гипертензия диарея
8. ЛЕЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ ДО КОНСУЛЬТАЦИИ
8.1. Антидоты (наименование и доза) __________________________________________________________________
8.2. Промывание желудка 8.3. Гастроэнтеросорбция 8.4. Форсированный 8.5. Кишечный
диурез лаваж
8.6. Гемосорбция 8.7. Гемодиализ 8.8. Перитонеальный 8.9. Замещение 8.10. Физио-,
диализ крови химио-, гемотерапия
8.11. Др. методы 8.12. Фармакологическая 8.13. Симптоматическое 8.14. Прочее _____________
детоксикации _______ стимуляция кишечника лечение ______________________________
8.15. Количественные характеристики ________________________________________________________________________
8.16. Эффект лечения 8.15.1. положительный 8.15.2. эффекта нет 8.15.3. лечение
не проводилось
9. ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТА КОНСУЛЬТАНТА
9.1. Цель консультации 9.1.1. 9.1.2. 9.1.3. 9.1.4. 9.1.5. выезд
выбор тактики помощь необходимость необходимость токсиколога лечения в диагностике госпитализации вызова "03"
9.1.6. 9.1.7. 9.1.8. проведение 9.1.9. перевод в центр 9.1.10. прочее _________
определение запрос сведений токсикологических ис- острых отравлений места госпи- о яде следований тализации
9.2. Содержание ответа 9.2.3. рекомендована 9.2.5. рекомендована консуль- 9.2.6. химико-токсикологи- консультанта госпитализация в тация ческое (ХТ) исследование
9.2.1. диагноз «Отравление» 9.2.3.1. центр 9.2.5.1. токсиколога 9.2.6.1. целесообразно
острых отравлений
9.2.1.1. 9.2.3.2. отд. общей 9.2.5.2. психиатра, 9.2.6.2. нецелесообразно
установлен реанимации нарколога
9.2.1.2. 9.2.3.3. 9.2.5.3. инфекциониста 9.2.6.3. разрешено
подтвержден соматическое отделение
9.2.1.3. 9.2.3.4. 9.2.5.4. аллерголога 9.2.6.4. не разрешено
не исключен соматопсихиатрическое отделение 9.2.7. ХТ исследованием 9.2.1.4. риск 9.2.5.5. невропатолога определен:
отравления минимален
9.2.3.5. 9.2.5.6. нейрохирурга 9.2.1.5. исключен наркологическое отделение 9.2.5.7. травматолога 9.2.7.1. конкретный яд
9.2.2. степень тяжести
9.2.3.6. 9.2.5.8. хирурга 9.2.7.2. группа ядов
инфекционное отделение
9.2.2.1. легкая 9.2.3.7. прочее 9.2.5.9. терапевта, 9.2.7.3. токсикант: ____
нефролога ____________________________
9.2.2.2. средняя 9.2.4. 9.2.5.10. эпидемиолога
в госпитализации не нуждается 9.2.7.4. яд не определен 9.2.2.3. тяжелая 9.2.5.11. др. специалистов
9.2.8. выезд токсиколога 9.2.8.1. рекомендован 9.2.8.2. нецелесообразен на консультацию
9.2.9. вызов «03» 9.2.9.1. рекомендован 9.2.9.2. не рекомендован
9.2.10. вызов участкового врача 9.2.10.1. рекомендован 9.2.10.2. не рекомендован
9.2.11. рекомендована 9.2.11.1. клинико- 9.2.11.1. функцио- 9.2.11.1. инстру- дополнительная диагностика
лабораторная нальная ментальная
9.3. Решение: 9.3.1. в лечении не нуждается 9.3.2. в лечении 9.3.3. в лечении нуждается
токсиколога не нуждается
9.4. Рекомендованная тактика лечения:
9.4.1. антидоты 9.4.2. промывание 9.4.3. гастроэнтеро- 9.4.4. форсиро- 9.4.5. кишечный
желудка сорбция ванный диурез лаваж
9.4.6. 9.4.7. гемодиализ 9.4.8. перитонеальный 9.4.9. замещение 9.4.10. физио-,
гемосорбция диализ крови химио-, гемотерапия
9.4.11. др. методы 9.4.12. фармакологическая 9.4.13. симптоматичес- 9.4.14. прочее ________
детоксикации _________ стимуляция кишечника кое лечение ___________________________
9.4.15. количественные характеристики ______________________________________________________________________
9.5. Дана общая информация о яде
9.6. Повторная консультация 9.6.1. рекомендована, 9.6.2. проведена 9.6.3. не
дата ____________________ рекомендована
9.6.2.1. дополнительная информация (при повторной консультации) дата _________ время ________
10. ПРИМЕЧАНИЯ
11. РЕЗУЛЬТАТ КОНСУЛЬТАЦИИ 11.1. положительный 11.2. отрицательный 11.3. неизвестный
Подпись консультанта __________________
12. ОТМЕТКА ОПЕРАТОРА О ВНЕСЕНИИ ДАННЫХ В КОМПЬЮТЕР ______________ Подпись __________________
13. ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
14. ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ (заполняется должностным или проверяющим лицом)
(Должность и ФИО)
Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 21 февраля 2005 г. N 152
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ N 163/У-04
«КАРТА ЗАПИСИ КОНСУЛЬТАЦИИ БОЛЬНОГО
С ОСТРЫМ ОТРАВЛЕНИЕМ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ»
Форма N 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии» (далее — Карта) предназначена для формализованного учета консультаций с последующим анализом деятельности информационно-консультативного токсикологического подразделения по количеству консультаций, видам, этиологии отравлений и другим вопросам, касающимся острой химической патологии. Карта заполняется в случаях проведения консультаций, касающихся химического воздействия и подозрения на химическое воздействие, с осмотром больного, по телефону или с использованием других средств связи, а также по письменным обращениям медицинских работников, частных лиц, представителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, других организаций. Карта заполняется врачом-токсикологом, осуществляющим консультацию (далее — консультант). Допускается заполнение отдельных разделов («1. Данные об абоненте», «2. Данные о больном», «4. Характеристика токсичного вещества и этиология отравления») средним медицинским работником (медицинская сестра, медицинский статистик) под контролем консультанта. Карта является формализованным документом, в связи с этим основная часть данных отмечается «галочкой» или «крестиком», вносимыми в соответствующие квадраты. В каждом разделе Карты имеются свободные поля, предназначенные для текстовой информации. Номер Карты (соответственно — консультации) указывается нарастающим итогом в течение года. В разделе 1 «Данные об абоненте»:
— в п. 1.1. указывается дата обращения, в п. 1.2. «Время» — час и минуты, когда обратились за консультацией, в п. 1.3. — фамилия, имя, отчество консультанта; — в п. 1.4. указывается вид обращения за консультацией: по телефону, письменные запросы и персональные (очные) консультации в случае непосредственного осмотра больного, прочее (пп. 1.4.4.) — при обращениях по электронной почте, Интернету и т.п.; — п. 1.5. «Повод для обращения» включает: пп. 1.5.1. «случай с пациентом» — заполняемый в случаях, касающихся реального или предполагаемого контакта определенного человека (или животного) с химическим веществом, который привел или может привести к отравлению, а также в случаях, когда в результате проведенной консультации выясняется, что отравление исключено либо заболевание не связано с отравлением; пп. 1.5.2. «запрос информации» — заполняется в случаях поступления запросов, касающихся вопросов токсикологии, в т.ч. организационно-методической работы, например, токсических свойств того или иного вещества, методов лечения, организации помощи при острых отравлениях, приобретения антидотов, образования в области токсикологии и т.д.; пп. 1.5.3. «прочее» — заполняется в остальных случаях, касающихся возможного острого токсического воздействия, не включенных в предыдущие пункты, например, при поступлении информации о появлении в помещении задымления, подозрительного запаха в питьевой воде, аварии в организациях или на транспорте с поступлением в окружающую среду химического вещества и пр.; — в п. 1.6. указывается фамилия, имя, отчество абонента — лица, обратившегося за консультацией; — в п. 1.7. «Абонент» уточняется, кто обращается за консультацией — частное или должностное лицо. К частным лицам (пп. 1.7.1.) относятся абоненты, обращения которых по поводу острых химических воздействий не вызваны выполнением ими служебных или производственных обязанностей (сами больные, их родственники, другие очевидцы воздействия токсиканта и т.д.). К должностным лицам (пп. 1.7.2.) относятся абоненты, для которых получение информации по поводу острых химических воздействий вызвано выполнением ими служебных или производственных обязанностей (медицинские работники, руководители органов управления здравоохранением, органов внутренних дел, органов исполнительной власти и др.). Если абонент является должностным лицом, дополнительно заполняется один из квадратов, указывающих его должность (пп. 1.7.2.1.-1.7.2.8.) и организацию (пп. 1.8.1.-1.8.18.), в которой он работает, и где, как правило, находится пациент. В разделы Карты, касающиеся характеристики лица и организации, обратившихся за консультацией, включены должности медицинского персонала, а также медицинские и прочие организации, которые наиболее часто пользуются услугами информационно-консультативной токсикологической службы. Сокращения наименований организации, приведенные в этих пунктах, расшифровываются следующим образом: ЦРБ — центральная районная больница, СМЭ — судебно-медицинская экспертиза, СИЗО — следственный изолятор, ОВД — отделение внутренних дел. Имеется возможность пополнения этого перечня свободным текстом в пп. 1.7.2.8. и 1.8.18. В п. 1.9.-1.11. указывается наименование субъекта Российской Федерации, откуда обратились за консультацией, населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса и квартиры, а также номер телефона/факса — для обратной связи, получения и передачи дополнительных сведений и информации, уточнения результатов консультации и лечения. Раздел 2 «Данные о больном» заполняется в случаях, когда поводом для обращения является «случай с пациентом» и заполнен пп. 1.5.1., при этом паспортные данные больного, включая обращения частных лиц, вносятся в Карту обязательно в связи с тем, что она является первичным медицинским документом. В случаях обращений, когда пациентом является человек, ставится отметка в п. 2.1. В соответствующих подпунктах (2.1.1.-2.1.5.) указываются его пол, фамилия, имя, отчество, возраст, N страхового полиса и вес в кг. Врачи токсикологи могут давать консультации при обращениях, касающихся отравлений домашних, сельскохозяйственных и других животных. В случаях таких обращений ставится отметка в п. 2.2. Предусмотрена возможность ввода таких данных в формализованном виде для кошек (пп. 2.2.1.), собак (пп. 2.2.2.) и в форме свободного поля для других животных (пп. 2.2.3.). Раздел 3 «Анамнез заболевания» заполняется, когда поводом для обращения является «случай с пациентом» и заполнен пп. 1.5.1. В разделе свободным текстом вносятся основные данные о жалобах больного (п. 3.1.) и краткие сведения об анамнезе заболевания (п. 3.2.). Раздел 4 «Характеристика токсичного вещества и этиология отравления» заполняется только в случае, когда в результате проведенной консультации выясняется причинно-следственная связь между токсичным веществом и поводом к обращению за консультативной помощью; — в п. 4.1. «Токсикант» вносится название вещества, явившегося причиной обращения. Эта строка в виде свободного текста заполняется в большинстве случаев при завершении консультации, когда определена связь случая с химическим веществом и анамнестически, клинически или лабораторно установлен его вид (название, группа). Обязательно указание кода вещества (пп. 4.1.1.) в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, Всемирной организации здравоохранения 10-го пересмотра (МКБ-10). Для токсичных веществ в МКБ-10 выделены следующие блоки и коды: Т36-Т50 «Отравления лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами» и Т51-Т65 «Токсическое воздействие веществ, преимущественно немедицинского назначения». В каждом блоке имеются рубрики и подрубрики, в которых сгруппированы токсичные вещества в соответствии с их химическим составом, особенностями воздействия на организм человека, назначением для применения. В случае, когда есть клинические данные острого отравления, но нет возможности определить токсичное вещество лабораторным путем, допускается предположительное указание кода токсичного вещества. Если причинно-следственная связь заболевания с химическим веществом, относящегося к определенной рубрике, не вызывает сомнения, но не представляется возможным определить название вещества, то при кодировке указывается код соответствующей подрубрики с третьим знаком 9. Если же причинно-следственная связь заболевания с химическим веществом не вызывает сомнения, а отнести токсичное вещество к определенной рубрике невозможно, следует применить код Т65.9 — токсическое действие неутонченного вещества; — в п. 4.2. «Агрегатное состояние» перечисляются все известные формы токсичных веществ (пп. 4.2.1.-4.2.4.), что важно не только для более точной характеристики случая, но и для анализа токсикологической опасности яда в том или ином агрегатном состоянии; — в п. 4.3. «Доза» определяется доза токсичного вещества в мг на 1 кг веса больного. Для подсчета этого показателя общая доза токсиканта, указанного в пп. 4.3.1.-4.3.4., уточняется в миллиграммах и делится на вес больного (пп. 2.1.5.). Если нет данных о принятой дозе, заполняется п. 4.3.5. «неизвестно»; — в п. 4.4. «Экспозиция» вносится время, прошедшее после приема токсиканта до проведения консультации. При острых повторных отравлениях (пп. 4.6.2.) фиксируется время от момента последнего контакта с токсичным веществом; — в п. 4.5. «Характер отравления» выделяются в процессе сбора анамнеза следующие варианты отравления: пп. 4.5.1. «индивидуальное», когда имеется не более одного пострадавшего, пп. 4.5.2. «семейное», когда больные являются членами одной семьи, пп. 4.5.3. «групповое» и пп. 4.5.4. «массовое», отличающиеся количеством пострадавших (до 3-х — при групповом отравлении, более 3-х — при массовом отравлении), при этом необходимо указать количество пострадавших. В случаях, когда по каждому из больных в группе (семье) даются отдельные рекомендации в зависимости от возраста, степени тяжести, особенностей течения заболевания, необходимо на каждого больного заводить отдельную Карту; — в п. 4.6. «Тип отравления» заполняется один из квадратов: «острое» (пп. 4.6.1.), «острое повторное» (пп. 4.6.2.), когда еще в токсикогенной фазе после однократного воздействия токсичного вещества происходит повторный контакт с ним (это может быть при чрезвычайных ситуациях, катастрофах, суицидальных попытках и пр.), «хроническое» (пп. 4.6.3.), когда в течение длительного времени осуществляется контакт с токсичным веществом в небольших дозах, «неизвестно» (пп. 4.6.4.); — в п. 4.7. «Обстоятельства отравления» заполняется один из квадратов: «преднамеренное» (пп. 4.7.1.), «случайное» (пп. 4.7.2.) и «неизвестно» (пп. 4.7.3.): в группу «преднамеренных» отравлений, помимо суицидальных (пп. 4.7.1.1.) и криминальных (пп. 4.7.1.2.), включены ситуации, когда отравление возникло при желании больного получить наркотическое опьянение (пп. 4.7.1.3. — касается только веществ, отнесенных к наркотикам), одурманивание (пп. 4.7.1.4. — включает все вещества медицинского и немедицинского применения, обладающие эффектом одурманивания) и алкогольное опьянение (пп. 4.7.1.5.), а также с целью прерывания беременности (пп. 4.7.1.6.); в группу «случайных» отравлений объединены отравления, возникшие без ведома больного, в том числе: «ошибочный прием» (пп. 4.7.2.1.), когда больной принял токсикант вместо воды, другого напитка или медикамента и т.д.; «самолечение» (пп. 4.7.2.2.), когда больной принимал медицинские препараты без назначения врача либо в дозах, превышающих рекомендованные; «производственное» (пп. 4.7.2.3.) — отравление, возникшее при выполнении служебных обязанностей на производстве; «медицинская ошибка» (пп. 4.7.2.4.), когда отравление наступило в результате ошибки, допущенной медицинским персоналом; «побочная реакция» (пп. 4.7.2.5.), развившаяся при приеме терапевтических доз лекарственных препаратов; пп. 4.7.2.6. «контакт с ядовитым животным» и пп. 4.7.2.7. «контакт с ядовитым растением» заполняются при токсическом воздействии ядов животного и растительного происхождения вне зависимости от способа контакта (прием внутрь растительных отваров и настоек, разжевывание и проглатывание ядовитого растения, укусы или ужаления через кожу и слизистые оболочки и пр.); пп. 4.7.2.8. «пищевое немикробной этиологии» заполняется в случаях, когда отравление обусловлено токсическими свойствами пищевого продукта растительного или животного происхождения (рыба фугу, ядовитые моллюски, спорынья, ядовитые грибы и пр.). Если отравление вызвано приемом пищевого продукта, загрязненного химическим(и) веществом(ами) (например, обработка пестицидами, хранение или транспортировка в таре из-под химических веществ и т.п.), случай следует отнести к отравлению данным загрязнителем. Если в процессе консультации выясняется, что ситуация не относится к токсикологической, например, у больного имеет место соматическое, инфекционное или другое заболевание, не связанное с токсичным веществом, раздел 4 остается незаполненным. Раздел 5 «Состояние больного на момент консультации» заполняется консультантом после оценки состояния здоровья больного на основании жалоб, анамнеза, симптомов (п. 5.1.-5.7.). В случае обращения частного лица или медицинского работника, не владеющего достаточной информацией о больном, определить тяжесть состояния больного, как правило, не представляется возможным. В таких случаях заполняется п. 5.8. «объективно не определено». Раздел 6 «Проведенные диагностические исследования и их результаты» состоит из описательной части (п. 6.1.-6.10.), куда вносятся результаты проведенных исследований. Данные, подлежащие количественной оценке, вписываются в соответствующие пункты, например: температура тела (п. 6.1.), артериальное давление (АД) (п. 6.4.), частота пульса (п. 6.2.), дыхания (п. 6.5.) и пр. Заполнение остальных пунктов, касающихся результатов проведенного обследования, производится путем отметки в соответствующем квадрате. Раздел 7 «Выявленные симптомы» является резюмирующим, в котором консультант систематизирует полученную информацию и вносит отметки в соответствующие квадраты. Раздел 8 «Лечебные мероприятия, проведенные до консультации» включает основные лечебные мероприятия, проводимые при острых химических отравлениях. В случаях применения антидота его наименование и дозы вносятся в свободное поле п. 8.1. «Антидот (наименование и доза)». Далее в соответствующих квадратах (п. 8.2.-п. 8.10.) отмечаются проведенные до консультации основные лечебные мероприятия; другие методы детоксикации (п. 8.11.) и виды лечения (п. 8.12.-8.14.) при необходимости записываются дополнительно свободным текстом. Обязательно указываются количественные характеристики (п. 8.15.) проведенных мероприятий (объем введенной и выделенной жидкости при форсированном диурезе, длительность гемодиализа и пр.). Раздел 9 «Цель консультации и содержание ответа консультанта» содержит пункты, позволяющие консультанту сформулировать рекомендации абоненту, в частности: — в п. 9.1. «Цель консультации» перечислены причины, по которым чаще всего обращаются за консультациями (пп. 9.1.1.-9.1.9.), при этом в ряде случаев одна консультация может включать несколько конкретных вопросов абонента, соответственно делается одна или несколько отметок. Если абонент затрудняется сформулировать цель обращения, делается отметка в пп. 9.1.10. «прочее»; — п. 9.2. «Содержание ответа консультанта» включает подпункты, касающиеся установления диагноза и рекомендации консультанта; в пп. 9.2.1. «диагноз «Отравление» предлагаются следующие варианты: пп. 9.2.1.1. «установлен» — если он установлен консультантом; пп. 9.2.1.2. «подтвержден» — когда консультант согласен с диагнозом, поставленным абонентом; пп. 9.2.1.3. «не исключен» — когда имеющиеся анамнестические и клинико-лабораторные данные недостаточны для решения вопроса о наличии или отсутствии отравления. В таких случаях, как правило, рекомендуются дополнительные исследования и консультации; пп. 9.2.1.4. «риск отравления минимален» заполняется в случаях, когда имел место реальный контакт с химическим веществом, послуживший поводом для обращения за консультацией, однако вследствие малой токсичности или малого количества токсиканта, а также особенностей контакта с ним отравление не развилось, например, прием внутрь человеком гормональных стимуляторов роста растений (брассиностероидов) или металлической ртути из нескольких градусников. Данный пункт имеет особое значение для определения риска развития острого химического отравления и формирования базы данных по реальной опасности химических веществ; пп. 9.2.1.5. «исключен» — когда заболевание не связано с отравлением или консультируемый не имеет признаков, характерных для отравления; пп. 9.2.2. «степень тяжести» заполняется, если диагноз отравления установлен; пп. 9.2.3. «рекомендована госпитализация в» — касающийся выбора места госпитализации, выделены подпункты с указанием профиля лечебного учреждения, куда рекомендуется госпитализировать больного (пп. 9.2.3.1.-9.2.3.7.); пп. 9.2.4. «в госпитализации не нуждается» заполняется при отсутствии показаний к госпитализации; пп. 9.2.5., 9.2.6., 9.2.7. и 9.2.11., касающиеся проведения дополнительных консультаций и диагностики, заполняются с указанием специальности консультанта, видов обследования, в т.ч. химико-токсикологических исследований с указанием наименования конкретного яда в случае его определения; пп. 9.2.8. «выезд токсиколога на консультацию» касается целесообразности выезда токсиколога в стационары для очной консультации больного, при этом делается отметка в соответствующем квадрате (пп. 9.2.8.1.-9.2.8.2.); пп. 9.2.9. «вызов «03» и пп. 9.2.10. «вызов участкового врача» заполняются при проведении консультации частных лиц; — п. 9.3. «Решение» заполняется в соответствии с принятым консультантом решением о необходимости проведения лечения. В случае заполнения пп. 9.3.3. «в лечении нуждается», заполняется п. 9.4. «Рекомендованная тактика лечения»; — п. 9.4. «Рекомендованная тактика лечения» — делается отметка в квадратах, соответствующих выбранным методам лечения (пп. 9.4.1.-9.4.14.). При этом, при необходимости, в свободное поле после п. 9.4.14. вносятся текстовые указания, конкретизирующие дозы лекарственного препарата (например, антидота), последовательность проведения лечебных мероприятий и пр.; — п. 9.5. «Дана общая информация о яде» — записывается информация о яде, переданная консультантом абоненту устно, или указываются исходящие реквизиты посланного письменного сообщения; — п. 9.6. «Повторная консультация» заполняется при необходимости повторной консультации, при этом в пп. 9.6.1. указывается дата назначенной повторной консультации, а при ее проведении данные фиксируются в пп. 9.6.2.1. с указанием даты и времени проведения. Раздел 10 «Примечания» — выделено место для свободного текста с целью конкретизации рекомендаций, информации о токсичном веществе, а в ряде случаев — для записи реакции абонента на результат консультации, например, отказ выполнения рекомендаций (назвать фамилию или телефон абонента или пациента, вызвать бригаду скорой помощи и пр.). В случае, когда консультант не смог найти сведения о токсичном веществе в имеющихся в его распоряжении информационных источниках, необходимо сделать соответствующую запись в Карте для последующего поиска информации. Раздел 11 «Результат консультации» результатом может быть полное разрешение ситуации, и тогда повторная консультация не требуется; либо повторная консультация после дополнительного обследования, о чем делается отметка в Карте с дополнительной записью в Примечаниях (где также отражаются изменения состояния больного, результаты лечения). Отметка ставится в соответствующей строке: — пп. 11.1. «положительный» — если уточнен диагноз, даны исчерпывающие рекомендации или больной переведен в токсикологический центр; — пп. 11.2. «отрицательный» — если рекомендация привела к ухудшению состояния больного или был поставлен ошибочный диагноз; — пп. 11.3. «неизвестен» — если не проводилось активное уточнение результата или не удалось связаться с абонентом. Раздел 12 заполняется оператором после внесения данных в компьютерную программу по учету и обработке токсикологических консультаций, здесь же ставится его подпись. Раздел 13 «Отдаленные результаты» заполняется по усмотрению руководителя (заведующего) центра (отделения) острых отравлений в случаях, относящихся к категории редких, казуистических отравлений. Кроме того, в случаях смертельных исходов при окончательно не установленном и не отвергнутом прижизненно диагнозе «отравление» и массовых острых заболеваний, когда окончательный диагноз устанавливается в результате судебно-медицинского, санитарно-эпидемиологического, химико-токсикологического исследования. Раздел 14 «Замечания по проведению консультации» заполняется лицом, осуществляющим проверку проведенных консультаций, в связи с выполнением должностных обязанностей (заведующим отделением, руководителем центра острых отравлений, главным врачом и т.д.) или по поручению органов управления здравоохранением. Карта хранится в течение пяти лет после отчетного года.
Приложение N 3
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 21 февраля 2005 г. N 152
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ БОЛЬНОГО С ОСТРЫМ ОТРАВЛЕНИЕМ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ
- Консультация больного с установленным диагнозом или с подозрением на острое отравление химической этиологии проводится врачами-токсикологами (в дальнейшем — консультант) информационно-консультативного токсикологического отделения или центра (отделения) острых отравлений.
- Настоящие Рекомендации устанавливают определенный порядок действий консультанта, позволяющий получить максимально полную информацию о больном и дать по возможности полноценные рекомендации.
- При проведении консультации заполняется форма 163/у-04 «Карта записи консультации больного с острым отравлением химической этиологии» (далее — Карта).
- Выделяются две группы лиц, обращающихся за консультацией (далее — абоненты): а) должностные лица — медицинский персонал, оказывающий помощь больным с острыми химическими отравлениями, или представители других организаций, в том числе немедицинских, органов исполнительной власти и пр., обращение которых за консультацией связано с выполнением ими должностных обязанностей; б) частные лица — лица, подвергшиеся воздействию химических веществ, или их родственники и близкие, а также лица, интересующиеся вопросами, касающимися острого химического воздействия с точки зрения его предотвращения.
- Консультант должен учитывать, что консультации, проводимые для специалистов различных групп организаций и частных лиц, имеют свою специфику: а) при обращении должностного лица консультация начинается со сбора сведений о должности, специальности абонента и организации, в которой находится больной. Консультант обязан выяснить возможности этой организации в отношении объема оказания медицинской помощи для определения соответствующего алгоритма консультации и характера рекомендаций;
Примечание. Текст пп. «б» п. 5 приведен в соответствие с публикацией в «Российской газете», N 64, 31.03.2005.
б) при обращении частного лица консультант собирает сведения для оформления Карты, в том числе уточняется номер телефона, для осуществления обратной связи с целью выяснения результатов консультации, выполнения рекомендаций. При наличии психоэмоциональной реакции абонента по поводу настуго или предполагаемого отравления прежде всего выдаются рекомендации по оказанию неотложной помощи, а затем задаются вопросы, касающиеся фамилии, адреса, телефона, с объяснением, для чего это необходимо.
- Консультант уточняет наименования химического вещества(в), воздействию которого(ых) подвергся больной, а также дозы и экспозиции. Для проведения диагностики или дифференциальной диагностики уточняются следующие сведения: а) у врача (фельдшера) бригады скорой медицинской помощи — повод к вызову, основание для утверждения или предположения наличия отравления; б) у врача стационара — диагноз направившей организации, с которым пациент доставлен в стационар, а также дополнительные данные анамнеза (если таковые получены); в) у частного лица — является ли абонент или его близкие непосредственными свидетелями контакта пострадавшего (заболевшего) с химическим веществом или это предполагаемая версия и чем она обоснована.
- В связи с тем, что в зависимости от обстоятельств и осведомленности абонента сведения о токсичном веществе могут быть представлены более или менее подробно, содержание ответа и рекомендации консультанта определяются следующим образом: а) название веществ(а), доза и путь поступления в организм известны достоверно и сомнений не вызывают — содержание ответа консультанта обусловливается состоянием больного, видом токсиканта и возможностями абонента с точки зрения диагностики и лечения; б) контакт больного с токсичным веществом известен, но точное название абонент затрудняется сообщить — в этом случае следует выяснить целевое назначение токсиканта, что позволит отнести его к определенной группе химических веществ (медикаментов, средств бытовой, сельскохозяйственной химии и пр.) и определить дальнейшее содержание консультации с учетом имеющейся клинической картины заболевания и возможностей абонента; в) название вещества известно, однако факт поступления его в организм лишь предполагается — содержание ответа консультанта обусловливается состоянием больного, имеющейся клинической картиной заболевания и возможностями абонента; г) по телефону не представляется возможным понять точное название вещества, особенно если надпись сделана на иностранном языке — в таком случае следует идентифицировать название по специальному каталогу — Российскому регистру потенциально опасных химических и биологических веществ — РПОХВ (отечественный) или Chemical Abstract Service — CAS (международный), — и далее продолжать консультацию по одному из вышеперечисленных вариантов; д) название вещества и факт приема токсиканта не установлены, а лишь предполагаются абонентом — рекомендации будут зависеть от позиции абонента: частному лицу — вызов скорой медицинской помощи, бригаде скорой медицинской помощи и врачам стационара — действия в соответствии с общими принципами лечения острых отравлений химической этиологии.
- Консультант, собирая анамнестические данные, уточняя причины, обстоятельства и условия отравления, определяет: а) характер отравления: «индивидуальное», «групповое» и «массовое», в т.ч. «семейное». В случаях массового отравления консультант дает рекомендации по оповещению соответствующих инстанций (регионального центра медицины катастроф, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов управления здравоохранением и др.); б) тип отравления: «острое», «острое повторное» и «хроническое». В рекомендациях консультанта, наряду с тактикой лечения, определяются профилактические меры по устранению причин повторных и хронических отравлений; в) обстоятельства отравления: «преднамеренное» и «случайное». Данная информация может явиться основанием рекомендовать абоненту информировать о факте отравления органы исполнительной власти, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы управления здравоохранением, внутренних дел; а также для обязательной госпитализации и консультации психиатра (при суицидальном отравлении) и т.д. Следует учитывать, что родственники больного часто пытаются скрыть такие истинные причины отравления, как суицидальная попытка, наркотическое или лекарственное опьянение. В подобных ситуациях необходимо пояснить, что выяснение причин проводится с целью диагностики и принятия правильного решения о необходимости и месте госпитализации больного, а полученная информация будет иметь конфиденциальный характер.
- Консультант должен получить максимально подробную информацию о состоянии больного, систематизировать симптомы и синдромы, определить по возможности наличие отравления, степень его тяжести и дать рекомендации по тактике лечения. Состояние больного на момент консультации может быть определено достаточно объективно только медицинским работником, в связи с чем опрос абонента необходимо проводить дифференцировано: а) при разговоре с медицинским работником необходимо выяснить состояние жизненно важных функций систем организма больного, обратить внимание на определенные симптомы, характерные для того или иного отравления, в зависимости от предполагаемого или известного вида токсичного вещества, имеющиеся на момент консультации, а также изменяющиеся в динамике. Консультация будет наиболее продуктивной с точки зрения получения необходимой информации и выполнения рекомендаций лишь в случае, когда абонент сам непосредственно оказывает помощь больному. В связи с тем, что уровень знаний абонента в области клинической токсикологии, как правило, недостаточный, выявление характерных симптомов должно быть активным со стороны консультанта с объяснением методики определения того или иного симптома (или синдрома) острого отравления химической этиологии; б) при консультации частного лица уточняются симптомы, которые может определить человек без медицинского образования, такие, как наличие или отсутствие сознания, например, «отвечает ли на вопросы, реагирует ли на болевые раздражения, открывает самостоятельно глаза или нет», наличие дыхательных движений грудной клетки, возможность самостоятельно передвигаться и др. Если абонент имеет навыки пальпации и подсчета пульса, можно поручить ему определить наличие и частоту пульса.
- Консультант анализирует результаты проведенных диагностических исследований и лечения, уточняет наименование введенного антидота и его дозу, дает оценку эффективности проведенного лечения.
- При наличии симптомов, не характерных для острого химического отравления, следует сделать на этом акцент, уточнив время их появления, стойкость на фоне проводимого лечения, поскольку это может иметь решающее значение для дифференциального диагноза.
- В ответе консультанта должны быть четко сформулированы следующие позиции: а) установлен (подтвержден) или нет диагноз отравления, а в случае, когда имеющаяся информация не достаточна и не исключается возможность отравления, консультант назначает дополнительные исследования и консультации других специалистов; б) степень тяжести отравления, которая определяется как легкая, средняя и тяжелая в соответствии с классификацией, принятой для того или иного вида отравлений рекомендациями Международной программы по химической безопасности Всемирной организации здравоохранения; в) необходимость и место госпитализации, рекомендуемая с указанием профиля лечебного учреждения (подразделения); г) необходимость дополнительных консультаций и исследований, рекомендуемых с определением перечня врачей-специалистов и исследований (клинико-лабораторных, функциональных, инструментальных), в том числе целесообразности выезда в стационар токсиколога для очной консультации; вызова бригады скорой медицинской помощи или участкового врача (для частных лиц); д) рекомендации по лечению, при необходимости, определяются консультантом на основании полученных сведений о пациенте, состоянии его здоровья, характере, типе и обстоятельствах отравления в соответствии с применяемыми при данном заболевании лечебными технологиями, а также с уровнем подготовки и материально-техническими возможностями абонента (наличие соответствующей лечебной аппаратуры, медикаментов и пр.); е) необходимость проведения повторной консультации для уточнения диагноза, результатов лечения, особенно при обращении медицинского персонала стационаров, где возможно проведение дополнительного обследования больного и консультаций врачей-специалистов.
- Консультация считается незавершенной и передается следующему по смене дежурному консультанту с внесением соответствующей отметки в Карте в графе «Примечания» при следующих обстоятельствах: а) при назначении дополнительного обследования; б) при отсутствии в имеющихся источниках информации сведений о токсиканте (о новых лекарственных препаратах, ядохимикатах, средствах ветеринарии и пр.) следует с целью выяснения необходимых сведений получить у абонента максимально исчерпывающую информацию о производителе или дистрибьюторе токсиканта. Целесообразно обращаться также в соответствующие государственные учреждения (РПОХВ, НИИ дезинфектологии, Федеральный центр гигиены им. Эрисмана и др.) или связаться с головным учреждением — Информационно-консультативным токсикологическим центром Минздрава России для уточнения необходимых данных. Полученные дополнительные сведения необходимо передать абоненту, если они необходимы для лечения больного.
- Консультация может считаться завершенной, если все вопросы, поставленные абонентом, решены и не требуют дальнейшего уточнения.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПИСЬМО
8 февраля 2005 г.
N 41-18-59
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В 2005 ГОДУ
Департамент здравоохранения доводит до вашего сведения, что Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 г. N 34 утверждена месячная форма N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». При составлении отчета следует руководствоваться Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 г. N 50. Сведения по форме N П-4 представляются ежемесячно в финансово-экономическое управление Департамента (комн. 506) не позднее 15 числа после отчетного периода. Приложение к письму:
Инструкция о Порядке заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, Бланки месячной формы N П-4. <>
<> Не приводится.
Заместитель руководителя
Департамента здравоохранения
города Москвы
В.А.СОБОЛЕВ