Вопрос: Может ли аптека заключать маркетинговые договора с поставщиками продукции на услуги по маркетинговому исследованию, наличие полного ассортимента, определенную выкладку в витринах и размещение рекламы в торговом зале, предоставление отчетов о закупках и продажах. За это аптеке выплачивается вознаграждение, в том числе за реализацию определенных объемом препаратов и продукции. Не может ли быть признан такой договор нарушением, в частности, правоприменительно к статьям 74 и 75 ФЗ 323, в том числе в части конфликта интересов в отношении других производителей и другой продукции и ПП N 1152 от 12.11.2012 года?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 74 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013) фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе 1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании; 2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению; 3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий. По нашему мнению, норма пункта 1 части 2 статьи 74 Закона не относится к заключению аптечной организацией соглашений с оптовыми организациями, представителями фармкомпаний о предоставлении бонусов за выполнение определенных условий договора поставки в части выполнения объемов по закупке товаров и не означает запрета на получение аптечными организациями денежных средств от таких организаций. Формальное толкование указанной нормы Закона приводит к выводу, что эта норма запрещает принимать подарки и денежные средства от перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 74 Закона N 323-ФЗ лиц конкретно фармацевтическим работникам и руководителям аптечных организаций, т.е. физическим лицам. Запрета на проведение в интересах поставщиков маркетинговых исследований, предоставление им отчетов о закупках и продажах указанные выше нормы Закона также не содержат. Условие о наличии в ассортименте аптеки полной линейки продукции той или иной компании также, по нашему мнению, не может считаться нарушением норм статьи 74 Закона N 323-ФЗ. Следовательно, аптечные организации вправе получать денежные средства от перечисленных выше организаций за определенные оказываемые этим организациям услуги, например, бонусы за выполнение условий закупки товаров, оплату за сбор аналитической информации и т.д. В то же время согласно пункту 3 части 2 обсуждаемой статьи Закона руководители аптечных организаций не вправе заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий. По нашему мнению, заключение аптечной организацией договора с фармацевтической компанией о конкретных условиях выкладки определенных медицинских товаров может быть истолковано как соглашение о предложении населению указанных товаров, т.е. как нарушение данной нормы Закона. То же самое можно сказать и про соглашение с поставщиком о размещении в аптеке рекламы конкретных товаров конкретной компании. Что касается утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 «Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», то это Положение конкретизирует порядок проведения проверок соблюдения фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но не устанавливает никаких дополнительных ограничений.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
17.01.2014