«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2007, N 9
Вопрос: Должна ли аптечная розничная сеть, имеющая в своей структуре аптеки и аптечные пункты платить за негативное воздействие на окружающую среду, собственного транспорта не имеет. Должна ли каждая розничная точка иметь паспорта образования отходов и лимиты по вывозу мусора?
Ответ: Платить за негативное воздействие на окружающую среду должны предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, деятельность которых на территории РФ сопровождается вредным воздействием на окружающую среду. Об этом говорится в п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 12.02.2003) «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: — выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; — сбросы загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; — загрязнение недр, почв;
— размещение отходов производства и потребления; — загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; — иные негативные воздействия на окружающую среду. Согласно ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена плата, при этом ее формы определяются федеральными законами. Даже если хозяйственная деятельность не связана с размещением вредных отходов производства или сбросами загрязняющих веществ в водоемы, осуществлять «экологические» платежи все же необходимо, поскольку деятельность любой организации связана с выбросом бытового мусора. Важно только определить, кто является плательщиком сбора — организация, производящая отходы, либо предприятие, в соответствии с договором утилизирующее отходы. В Письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснено, кто является плательщиком сбора при размещении бытовых отходов. Плата, в соответствии с Постановлением N 632, взимается за размещение отходов производства и потребления с юридического лица, осуществляющего данное размещение. Следовательно, для установления плательщика необходимо определить лицо, осуществляющее размещение отходов. Им может выступать собственник отходов или лицо, которое размещает их по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого размещаются отходы, регулируются ГК РФ. Таким образом, если Ваше предприятие размещает отходы на полигоне от своего имени, в том числе через посредника, то оно должно платит за загрязнение окружающей среды. Если передает отходы по договору другой организации или отдает на переработку (например, люминесцентные лампы и пр.), то оно свободно от платы за загрязнение. Во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуется в договорах на вывоз мусора прямо оговаривать комплекс обязанностей перевозчика: вывозить отходы; размещать их; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В принципе, достаточно оговорить переход к перевозчику права собственности на отходы организации, которая их произвела. В этом случае, обязанность по внесению платы за размещение отходов возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Плательщик сбора осуществляет разработку проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов и разработку паспортов опасного отхода, которые необходимы для расчета платы за загрязнение окружающей среды.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
15.05.2007