«Московские аптеки», 2007, N 2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕРКАМ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОВЕРКИ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
Продолжение. Начало в МА N 05-12/06
Настоящая статья является продолжением серии статей, опубликованных в предыдущих номерах, посвященных правовым основам проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций. В данной статье рассмотрены особенности проведения камеральных и встречных проверок налоговыми инспекциями. Отметим, что налоговые проверки не подпадают под юрисдикцию Закона от 08.08.01 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а регулируется особым образом. Общие принципы проведения налоговых проверок установлены главой 14 Налогового кодекса РФ. Помимо Налогового кодекса РФ, проведение проверок налоговыми органами также регулируется: — Законом РФ N 943-1 от 21.03.1991 г. «О налоговых органах в РФ»; — Приказом МНС РФ N АП-3-16/318 от 08.10.99 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок»; — Приказом МНС РФ N АП-3-16/138 от 10.04.2000 «Об утверждении инструкции МНС РФ N 60 от 10.04.2000 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»; — Приказом Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.99 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». Статья 87 Налогового кодекса РФ предусматривает проведение таких видов проверок, как камеральная и выездная. Каждому виду проверки присущи свои особенности. Так, согласно п. 1 ст. 88 НК РФ, основой для проведения камеральной проверки являются налоговые декларации и документы, предоставляемые налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы, например, информация контрагентов налогоплательщика, полученная в ходе встречных проверок, информация правоохранительных органов. Документы для проведения камеральной проверки могут быть предоставлены налогоплательщиком лично или через своего представителя, посредством почтового отправления с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Проводятся такие проверки по месту нахождения налогового органа, в котором состоит на учете проверяемая организация, как правило, при сдаче налогоплательщиком отчетности с периодичностью установленных законодательно сроков сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам. Для проведения проверки уполномоченным должностным лицам налогового органа не требуется специальное разрешение его руководителя. Камеральная проверка, согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, может осуществляться в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком необходимых документов, в течение которых налоговый орган проводит: — анализ сопоставимости показателей отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода; — сопоставление данных декларации с другими формами отчетности; — оценку достоверности отраженной в отчетности информации на основе информации налогового органа о деятельности налогоплательщика; — анализ динамики показателей отчетности с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других ресурсов; — сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков; — «встречные проверки» в целях получения информации о проверяемом лице. Необходимо отметить, что под термином «встречные проверки», который, как таковой, отсутствует в Налоговом кодексе и прочих нормативных документах, а сложился в профессиональной лексике из смысла проводимых мероприятий, понимают предусмотренную Кодексом процедуру, в ходе которой налоговые органы подтверждают и удостоверяются в предоставленной налогоплательщиком информации через его контрагентов. Порядок проведения этих проверок будет рассмотрен несколько позже. В случае обнаружения ошибок (противоречий) в заполненной декларации (расчете по налогу), налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику об обнаруженных ошибках (противоречиях) с предложением внести необходимые пояснения в течение 5 рабочих дней или внести исправления в представленную отчетность в установленный инспекцией срок (в противном случае результаты проверки могут быть признаны недействительными). Статья 93 НК РФ предоставляет инспекторам право истребования у налогоплательщика документов, необходимых для проведения проверки. При этом важным нововведением (вступившим в силу с 01.01.2007) в Налоговый кодекс, существенно облегчающим проверяемому лицу сбор необходимых документов, является увеличение срока для подачи запрашиваемых документов с 5 дней до 10 рабочих дней. Кроме того, в целях увеличения этого срока, по обновленному НК РФ проверяемая организация может воспользоваться правом отсрочки предоставления запрашиваемых бумаг, для чего в инспекцию подается письменное уведомление с указанием причин невозможности предоставить истребуемые документы в срок, а также сроков, в течение которых предоставление их будет возможно (в течение двух дней со дня получения уведомления руководитель налогового органа выносит решение о продлении или отказе в продлении сроков). Отказ проверяемого от предоставления запрашиваемых документов или непредоставление их в установленный срок влечет ответственность по статье 126 НК РФ. При получении требования о предоставлении документов, обратите внимание на то, что оно должно содержать вид и наименование истребуемых документов, срок их предоставления, причем документы, не имеющие отношения к обнаруженным ошибкам в отчетности, не могут включаться в указанное требование. Кроме того, требование должно быть непременно подписано проверяющим должностным лицом и вручено проверяемой организации под расписку с указанием даты вручения. Направление налоговым органом налогоплательщику какого-либо документа о благополучно прошедшей (без нарушений налогового законодательства) камеральной проверке законодательством не предусмотрено. А вот если по итогам проверки выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства, налоговый орган, в связи с изменениями в НК РФ, вступившими в силу с 01.01.2007, обязан теперь оформлять и направлять проверяемой организации акт проверки в течение 10 дней после окончания камеральной проверки (ранее обязанность налогового органа составлять акт проверки устанавливалась НК РФ только для выездных проверок). Акт проверки, согласно ст. 100 НК РФ, должен отражать основные сведения о проведенной проверке и выявленных нарушениях. Нужно заметить, что акт должен подписываться обеими сторонами, причем, в случае отказа проверяемого подписать указанный документ, в нем делается соответствующая отметка. Если вы не согласны с изложенным в акте, то можете подать возражения по нему (с приложением по вашему желанию документов, подтверждающих ваши возражения) в течение 15 дней с момента получения акта проверки. Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ, даже в отсутствие письменных возражений вы вправе давать свои пояснения в процессе рассмотрения материалов проверки, о месте и времени которого вас обязан известить руководитель налогового органа или его заместитель. Следует иметь в виду, что подобное извещение может быть направлено вам одновременно с актом проверки. Заметим, что уклонение от получения акта проверки и извещения о месте и времени рассмотрения материалов проверки является наихудшим вариантом действия, поскольку уменьшает срок, отведенный вам на подачу возражений по акту, включая сбор необходимых доказательств, и возможность отстоять свои права, ввиду установленного п. 5 ст. 100 НК РФ правила о том, что по истечении 6 рабочих дней со дня отправки документов заказным письмом, они считаются полученными адресатом независимо от факта получения. Порядок производства по делу о налоговом правонарушении достаточно полно изложен в статье 101 Налогового кодекса. По общему правилу, мотивированное решение по рассмотренным материалам дела должно быть принято руководителем налогового органа (его заместителем) в течение 10 дней с момента окончания 15-дневного срока, предоставленного для подачи возражений по акту. Однако срок этот может быть продлен налоговой инспекцией на один месяц, причем основания такого продления Кодексом не установлены. Кроме того, налоговый орган обладает также правом проведения в месячный срок дополнительных мероприятий по контролю для получения дополнительных доказательств по делу в пользу того или иного решения. Таким образом, вместо установленных по общему правилу 10 дней, отведенных на вынесение решения (в случае проведения налоговой инспекцией дополнительных мероприятий по контролю, а также, если она воспользуется правом продления срока на один месяц), срок вынесения решения может составить 2 месяца и 10 дней. По результатам камеральной проверки налоговый орган может вынести решение: — о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого вынесено, если не будет обжаловано в апелляционном порядке: в этом случае решение вступит в силу со дня утверждения его вышестоящим налоговым органом или судом. Формально, действующее законодательство не содержит, как указывалось выше, понятие так называемых «встречных проверок», однако ввиду закрепления НК РФ подразумеваемой под ним процедуры истребования информации и документов у контрагентов проверяемого лица, мы будем использовать этот термин для удобства изложения. Так, встречные проверки могут проводиться в рамках камеральных или выездных налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля, когда возникает необходимость проверки некоторых данных, предоставленных проверяемым лицом, или получения дополнительной информации по операциям проверяемого. В указанных случаях налоговый орган вправе истребовать у контрагентов проверяемого лица и иных располагающих ими лиц как документы, так и информацию. Кроме того, п. 2 ст. 93.1. предусматривает проведение встречных проверок и вне рамок камеральной или выездной проверок: в случае наличия обоснованной необходимости получения информации относительно конкретной сделки — у ее участников или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Необходимо заметить, что в данном случае истребоваться может только информация, которая представляет собой, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления», что означает формальную возможность предоставления запрошенной информации в любой удобной для вас форме, включая устную. Важным моментом является и то, что документы или информацию, не относящуюся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица или не относящуюся к конкретной сделке (если истребование проводится вне рамок налоговых проверок), инспекторы запрашивать не вправе (несоблюдение этого правила, согласно арбитражной практике, зачастую влечет признание результатов проверки недействительными). Следует обратить внимание, что встречная проверка проводится непосредственно той инспекцией, на учете в которой состоит ваша организация, а не организация, сведения о которой у вас запрашивают. Для истребования необходимой информации или документов, инспекция, на учете в которой состоит ваша организация, направляет вам требование (специальная форма для него отсутствует) о предоставлении документов (информации), к которому должна приложить копию поручения об истребовании необходимых документов (информации), направленного инспекцией, проводящей мероприятия налогового контроля. Ваша организация, в свою очередь, обязана в пятидневный срок (срок может быть продлен налоговой инспекцией по ходатайству налогоплательщика) представить необходимые документы (информацию) или сообщить о том, что не располагает ими, в противном случае организацию ожидает штраф (ст. 126 НК РФ): — за несвоевременную передачу в налоговую инспекцию документов (иных сведений) — 50 рублей за каждый непредоставленный документ; — за непредоставление документов (иных сведений) — 5000 рублей. Кроме того, штрафу может быть подвергнут и руководитель организации, в соответствии с ч. 1 ст. 15.6. Кодекса об административных правонарушениях, в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда. Однако иная ответственность для организации и должностных лиц в рамках «встречных проверок» законодательством не предусмотрена.
Продолжение в МА N 03/07
Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Е.М.БОРОДИНА
Подписано в печать
26.02.2007