«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2003, N 6
КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАКОНУ О КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ
Скоро привычную аббревиатуру ККМ (контрольно-кассовая машина) сменит ККТ (контрольно-кассовая техника). 22 мая Президент РФ подписал новый закон, регламентирующий порядок применения кассовых аппаратов. Новый закон заменяет известный многим предпринимателям и организациям Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — закон о ККМ). Он называется: Федеральный закон от 22.05.03 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ).
Закон вступит в силу в июне
Сначала о самом важном вопросе: с какого числа будут применяться новые правила. Ответ на этот вопрос содержится в статье 10 закона о ККТ, согласно которой закон вводится в действие по истечении одного месяца со дня его опубликования. Если учесть, что официально этот закон был опубликован 27 мая, то «час икс» наступит 28 июня 2003 года. Так что времени на изучение новых требований и на подготовку осталось совсем немного. В этот же день прекратится действие старого закона о ККМ (ст. 8 закона о ККТ). Соответственно с 28 июня фактически перестанут действовать и все подзаконные акты, принятые на основании этого закона. В частности, утратит силу перечень организаций, имеющих право реализовывать товары населению без применения контрольно-кассовых машин. Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин <>. Такая же судьба ожидает и акты органов власти субъектов Федерации, которыми корректировался этот перечень.
<> Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.93 N 745).
Вместе с тем хотим обратить ваше внимание на то, что с 28 июня 2003 года вступят в силу не все положения нового закона о ККТ. Нормы, касающиеся требований к фискальной памяти контрольно-кассовой техники, начнут действовать только с 28 декабря 2003 года.
Особенности применения ККТ
Ну а теперь непосредственно о самих нововведениях. Как и раньше, применять ККТ при осуществлении наличных расчетов обязаны организации и индивидуальные предприниматели. Однако теперь, как видно из названия самого закона, контрольно-кассовая техника должна применяться не только при денежных расчетах, но и при расчетах с использованием платежных карт. Но это еще не главный «сюрприз» для налогоплательщиков. Так, согласно статье 2 закона о ККТ, с 28 июня выдавать кассовый чек надо будет при любых расчетах наличными, а не только при расчетах с населением. Проще говоря, даже если наличными расплачивается юридическое лицо, то сторона, принимающая деньги, должна провести их через контрольно-кассовую машину и выдать организации чек. Таким образом, новый закон поставил точку в многолетних спорах по поводу необходимости выдачи чека предпринимателям, оплачивающим товары (работы или услуги) наличными деньгами. Теперь ответ на этот вопрос очевиден: независимо от статуса покупателя (обычное физическое лицо, предприниматель или юридическое лицо) при расчетах наличными деньгами (или карточками) ему надо выдать чек.
Бланки строгой отчетности
Так же, как и сейчас, закон о ККТ предусматривает и альтернативные варианты оформления наличных денежных отношений. Так, согласно статье 2 закона о ККТ, организации и предприниматели, принимающие в оплату товаров, работ, услуг наличные деньги или платежные карты, могут выдавать покупателю не чек, а бланк строгой отчетности. Порядок применения таких бланков, а также порядок утверждения их формы, учета, хранения и уничтожения должно будет установить правительство России. Однако, скорее всего, за оставшееся до 28 июня время правительство не успеет утвердить такие документы. Вопрос же о возможности применения после этой даты бланков строгой отчетности, действующих сегодня, закон оставляет открытым. С одной стороны, вроде бы эти бланки должны утратить силу одновременно с введением закона о ККТ. Ведь они утверждены в порядке, предусмотренном законом, который после 28 июня не будет действовать. С другой — юридически эти документы сохраняют свою силу вплоть до их официальной отмены или замены. Поэтому, на наш взгляд, если эти бланки не будут официально отменены, налогоплательщики могут их применять до того момента, как правительство утвердит все необходимые документы.
Кому можно не применять ККТ?
С перечнем видов деятельности, при осуществлении которых организации и предприниматели могут не применять ККТ, все гораздо проще, чем с бланками строгой отчетности. Такой перечень в отличие от пока действующего порядка содержится непосредственно в законе. Так, согласно статье 2 закона о ККТ, без выдачи чека можно обойтись при торговле газетами, журналами и сопутствующими товарами (если доля этих товаров в товарообороте больше 50 процентов). Также можно не применять контрольно-кассовую технику при торговле непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рынков. Продавцы мороженого и кваса в розлив также могут не применять ККТ при условии, что торговля ведется в киосках. Освобождены от обязанности применять контрольно-кассовую технику и организации (предприниматели), реализующие за наличный расчет ценные бумаги, лотерейные билеты, а также проездные билеты и талоны для проезда в городском общественном транспорте. А вот при торговле в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках и т.п., расположенных на рынках, ярмарках или выставках, выдача чека обязательна. При этом органы власти субъектов РФ с того момента, как закон о ККТ вступит в силу, больше не смогут влиять на этот перечень. Им дано только право закреплять перечни отдаленных и труднодоступных местностей, в которых организации имеют право вообще не применять ККТ (ст. 2 закона о ККТ).
Требования к технике
Есть в новом законе о ККТ и положительные моменты. В частности, в нем четко прописаны требования к контрольно-кассовой технике, используемой при наличных расчетах. Закон выдвигает к каждой единице этой техники следующие требования. Во-первых, она должна быть исправна и опломбирована. Во-вторых, технику надо обязательно зарегистрировать в налоговых органах. При этом четко указывается, что регистрировать ее надо в налоговых органах по месту учета организации или предпринимателя в качестве налогоплательщика. Это означает, что ККТ нужно зарегистрировать только один раз. Кроме того, это также означает, что если организация состоит на учете в нескольких налоговых органах (например, по местонахождению самой организации и ее обособленного подразделения), то выбирать место регистрации ККТ она может самостоятельно. И, наконец, третье требование к ККТ — она должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Но напомним, что третье требование вступает в силу только 28 декабря 2003 года.
Обязанностей больше
Содержит закон о ККТ и обязанности организаций и предпринимателей, применяющих такую технику. Как и сейчас, статья 5 закона о ККТ вменяет им в обязанность выдавать покупателям или клиентам, расплачивающимся наличными деньгами или по карточкам, чек. Причем чек надо выдать в момент оплаты. Кроме того, организации и предприниматели обязаны вести и хранить документацию, связанную с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники. У пользователей ККТ есть также обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ должностных лиц налоговых органов к такой документации. И, на наш взгляд, раз такая обязанность установлена на законодательном уровне, за ее невыполнение можно привлечь к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ. По ней должностное лицо организации могут наказать штрафом до 20 МРОТ (2000 рублей).
Эксперт «ЭВФ»
И.Л.РОМАНЦЕВ