«Фармацевтическое обозрение», 2006, N 6
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД: КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?
Информирование покупателя — вопрос, к которому контролирующие органы подходят очень серьезно. Основная информация о работе аптеки, как правило, располагается на специальном информационном стенде в торговом зале. Что там должно быть обязательно, а что только рекомендуется размещать?
Требования к правильному информированию покупателей предъявляют Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.98 N 1222, от 02.10.99 N 1104, от 06.02.2002 N 81) и Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (в ред. Закона РФ от 02.06.93 N 5076-1 и Федеральных Законов РФ от 9 января 1996 года N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ); причем последний документ определяет меру ответственности продавца за непредоставление покупателю необходимой информации, а также за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге): «Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации» (ст. 12, п. 2). В соответствии со статьей 14.15. Кодекса об административных правонарушениях за нарушение этих правил торговая инспекция вправе оштрафовать: фирму — на сумму от 10000 до 30000 рублей; руководителя — от 1000 до 3000 рублей.
Статья 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение иных прав потребителей: «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда «.
Здесь же устанавливается, какая именно информация должна доводиться до сведения потребителя. Кроме информации о товарах и услугах, а также о самом продавце, до сведения потребителя должен быть доведен режим работы продавца (и он должен соответствовать установленному). Обратим внимание на то, что фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы продавец должен размещать на вывеске (ст. 9). Здесь же идет речь о том, что: «Изготовитель (исполнитель, продавец)… должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию». С юридической точки зрения эта формулировка означает, что клиенту в любой момент должен быть предоставлен оригинал лицензии. Каким образом должна быть предъявлена потребителю информация, какая информация должна присутствовать на вывеске, а какая — на информационном стенде, Федеральный закон не указывает. Для Москвы правила оформления информационного стенда внутри аптеки определены четче. Приказ N 46 Комитета Фармации Правительства Москвы от 15 апреля 1997 г. «Об организации информационной работы в аптеках» определяет, что внутреннее оформление аптеки должно включать в себя информационный стенд, где указываются следующие данные (п. 3.2.): — название вышестоящей организации с указанием адреса и телефона; — специализация и профиль ближайших аптек с указанием адреса и телефона; — выписки из приказов, регламентирующие сроки хранения лекарственных форм, изготовленных в аптеках, сроки действия рецептов; — указатели расположения отделов;
— цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; — фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; — фамилия, имя, отчество руководителя аптечного предприятия; — о внеочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ) и участников, приравненных к инвалидам ВОВ; — в случае отсутствия препарата — обращаться к дежурному администратору; — фамилия, имя и отчество дежурного администратора или заменяющего его лица; — номера аптек и телефоны всех справочно-информационных отделов в аптеках города; — телефон бесплатной городской справочной службы о наличии медикаментов в аптеках; — текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данный список был дополнен в Распоряжении Комитета фармации N 46 от 18 апреля 1997 г. «Об информации для населения»: на информационном стенде должны быть предусмотрены сообщения: — о всех дежурных аптеках административного округа с указанием адресов и телефонов; — об аптеках с измененным графиком работы согласно приказу Комитета фармации от 07.04.97 N 44 «Об организации работы аптечных предприятий, осуществляющих лекарственное обеспечение населения в ночное время, воскресные и праздничные дни». Данные документы также не содержат требований к тому, чтобы именно на информационном стенде присутствовали свидетельство о регистрации, лицензия, свидетельство о постановке на учет. Из этого следует, что присутствие оригинала или копии лицензии на информационном стенде не обязательно. Достаточно указать на стенде, что с лицензией покупатель по первому требованию может ознакомиться у заведующего аптекой. Правда, наличие лицензии на стенде удобно тем, что покупатель может ознакомиться с ней в любой момент; если по техническим причинам (например, заведующий отлучился) вы не сможете своевременно предоставить потребителю лицензию, вам могут предъявить обвинение в нарушении закона. При внимательном изучении приказа N 46 и распоряжения N 46 возникают и другие вопросы. Например: нереальным представляется размещение на стенде цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Такие списки на сотни наименований пришлось бы обновлять еженедельно. Юристы полагают, что в данном случае достаточно информации, расположенной на ценниках; она рассматривается как оферта (предложение для покупателя), покупатель с юридической точки зрения информирован о ценах и наименованиях. Следующий пункт в списке информации, обязательной для информационного стенда: «фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках», — по всей видимости, вообще не относится к информационному стенду; путаницу вносит неточная формулировка требования. Книга отзывов и предложений, которая, согласно ФЗ «О защите прав потребителя», должна предъявляться по первому требованию, также не упоминается в данных списках. Конкретных требований к информированию покупателей о ее наличии закон не предъявляет, лишь указывает, чтобы она была выдана покупателю по первому требованию. Однако многие аптеки либо определяют ее место на стенде; либо оставляют там информацию, что книгу можно потребовать у заведующего аптекой. Контролирующие органы, например, торговая инспекция, порой квалифицируют как нарушение отсутствие на вывеске адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек, мотивируя это тем, что даже если эта информация есть на информационном стенде, потребители не могут с ней ознакомиться, когда аптека закрыта. Это справедливое требование в отношении аптек Москвы, прописанное в приказе Комитета Фармации Правительства Москвы N 46 (п. 3. Информирование населения о работе данного аптечного предприятия и всей системы лекарственного обеспечения в целом).
Данные требования, исходящие от Правительства одного региона (Московского), недействительны в других регионах. В каждом из субъектов Федерации должен присутствовать такой же документ, регламентирующий данный вопрос, принятый соответствующим органом здравоохранения или иного органа исполнительной власти субъекта).
В завершение следует сказать, что в письме Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 предприятиям розничной торговли рекомендуется сообщать о себе следующую информацию: указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров; фамилию и инициалы работников торгового зала (на их рабочих местах или нагрудных знаках); перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; порядок обмена товаров. Помимо этого в доступном месте рекомендуется повесить выписку из правил розничной торговли отдельными товарами и телефоны организаций, контролирующих работу данного магазина. Это рекомендация, а вот требование: «В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией». Вопрос о достаточном информировании потребителя непростой; в этом случае «лучше перекланяться, чем недокланяться»: выполнять все рекомендации Роскомторга, как если бы они были обязательными требованиями и, даже если опасаетесь выставлять на всеобщее обозрение лицензию, оставить информацию на стенде относительно ее наличия в аптеке.
Редакционный материал