«Московские аптеки», 2017, N 9, N 10
В СООТВЕТСТВИИ С ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТЬЮ
О роли профессиональных стандартов в совершенствовании системы надлежащей аптечной практики в рамках вебинара, организованного компанией «Катрен-Стиль», рассказал Александр Гришин, д.фарм.н., проф., академик РАЕН, ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия».
До недавнего времени вопросы, связанные с квалификационными требованиями, были определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Наряду со справочником недавно появились новые документы — профессиональные стандарты. В перспективе, как пояснило Министерство труда и социального развития РФ, справочники в будущем будут отменены. В справочнике и профессиональных стандартах есть некоторые разночтения. Профессиональные стандарты — это новые документы, с которыми многие фармацевты встречаются впервые. Что с ними делать? Как адаптировать под них деятельность аптеки? Профессиональный стандарт решает три основные задачи: — раскрывает необходимые трудовые функции, знания и умения, необходимые работнику для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности; — регламентирует процесс постоянного совершенствования профессионального уровня работника; — регулирует планку современных требований и ориентиров для координации кадровой политики на всех уровнях, начиная с федерального. Теперь требования к вузам и сузам общие. Образовательные стандарты этих образовательных учреждений должны строго соответствовать профессиональному стандарту. Он эталон для подготовки специалистов. Многие вузы это еще, к сожалению, не осознали. Важная роль профессиональному стандарту отведена и в трудовом законодательстве. В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: — трудовая(ые) функция(и). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положением профессиональных стандартов. Работодатель обязан предусмотреть в трудовом договоре трудовые функции работника, а работник — проверить, правильно ли они занесены в контракт. Напомню о существующих нормативных документах, регулирующих квалификационные требования к фармацевтическим специалистам: — приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 N 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»; — приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 N 427н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик»; — приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 N 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». На подходе приказ о профессиональном стандарте в отношении фармацевта. Реестр профессиональных стандартов можно найти по ссылке http://profstandart.rosmintrud.ru Профессиональные стандарты — это основной координирующий документ профессионального образования и всей профдеятельности. Он становится ядром вопроса, регулирующего квалификацию фармацевтических работников. Это не очередная бумага, а ключевой документ, определяющий систему требований к специалисту. Основные требования новых профессиональных стандартов к фармацевтическим работникам аптечных организаций следующие: I. Стандарт провизора
Документ содержит описание трудовых функций, характеристику трудовых функций (обобщенная функция, т.е., какая задача стоит перед провизором, и трудовые функции, т.е., что он должен уметь делать). У провизора 5 трудовых функций. — Оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных товаров и др. товаров аптечного ассортимента. — Проведение приемочного контроля поступающих в аптечную организацию ЛС и др. товаров аптечного ассортимента. — Обеспечение хранения ЛС и др. товаров аптечного ассортимента. — Информирование населения и медицинских работников о ЛС и товарах аптечного ассортимента. — Изготовление ЛС в условиях аптечной организации. Кто может занимать должность провизора в соответствии с этим стандартом? Специалист, имеющий сертификат по фармацевтической технологии, и который имеет свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация», выпускник вуза в 2016 г. и в будущем специалист, имеющий аккредитацию по специальности «Фармацевтическая технология». Все. Альтернатив нет. Профессиональные стандарты теперь дают возможность предъявить конкретные требования к уровню знаний и умений, подготовленности к профессиональной деятельности. К слову, руководитель не может заниматься всем, а только тем, что определено профессиональным стандартом. II. Стандарт провизора-аналитика
Основная цель вида профессиональной деятельности — удовлетворение потребителя в качественных, безопасных и эффективных лекарствах. У него одна обобщенная трудовая функция — контроль качества лекарственных средств. Три трудовые функции — мониторинг систем обеспечения качества ЛС в аптечных организациях, обеспечение наличия запасов реактивов в аптечных организациях и проведение внутриаптечного контроля качества ЛС, изготовленных в аптечных организациях, и фармсубстанций. Участвовать в розничной реализации ЛС провизор-аналитик теперь не имеет права. Сейчас готовится проект профессионального стандарта фармацевта. Для фармацевта две обобщенные задачи (реализация и отпуск ЛС и др. товаров аптечного ассортимента, приемка, хранение товара, изготовление ЛС в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптек) и изобилие трудовых функций. Среди них и подготовка торгового зала, и консультирование, и оформление документов. Фармацевт как специалист со средним образованием может заниматься всем. Мы должны осознать тот факт, что для регулирования отношений между работодателем и работником у нас появился новый очень важный документ, который четко выстраивает отношения между ними. Что должен, обязан уметь и знать специалист, чтобы его аттестовать в рамках системы аттестации. Все теперь детально прописано. На практике это реализуется с помощью должностной инструкции (она используется издавна). Это прикладной инструмент регулирования трудовых отношений между работодателем и работником.
«Должностные инструкции» работников аптеки Порядок формирования должностных инструкций работников аптеки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и надлежащей аптечной практики. Если взять за основу наше трудовое законодательство, а именно ТК РФ, то в нем термина «должностная инструкция» нет. Российское трудовое законодательство вообще не предусматривает этот документ. Но работодателю разрешено самому этот документ формировать. Можно было бы об этом документе забыть, но с 1 марта 2017 г. вступили Правила надлежащей аптечной практики (НАП), утвержденные приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н. — В пункте 5 Правил указано, что документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций, реализуемых субъектом розничной торговли, включают: … г) должностные инструкции с отметкой об ознакомлении работников, занимающих соответствующие должности; — пункт 13. Работник, выполняющий работу, оказывающую влияние на качество продукции, должен иметь необходимую квалификацию и опыт работы для соблюдения требований, установленных настоящими Правилами. То есть два пункта Правил заставляют руководителя правильно составлять должностную инструкцию. Поэтому ссылаться на Трудовой кодекс РФ смысла нет. С 14 июля 2017 г. вступила в силу новая редакция Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. В пункте 5 указаны новые требования по выполнению Правил НАП. Невыполнение их относится к грубым нарушениям лицензионных требований. И сразу в силу вступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 14.1. 4. «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»): — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как правильно составить должностную инструкцию? Как увязать должностную инструкцию с трудовым договором? На выбор предлагаются три варианта. 1. Инструкцию можно оформить как неотъемлемое приложение к трудовому договору, указав на его наличие в тексте договора. В этом случае должностная инструкция становится обязательной с момента подписания трудового договора. 2. Трудовой договор может содержать ссылку на должностную инструкцию как самостоятельный документ. В таком случае обязательно ознакомление с инструкцией под подпись работника. 3. Трудовой договор может не содержать упоминания о должностной инструкции. В таком случае должностная инструкция вводится в организации отдельным приказом либо распоряжением руководителя. При соблюдении процедуры ознакомления и отсутствии изменений в трудовой функции работника по сравнению с указанной в трудовом договоре она становится обязательной для работника. Все три варианта равноценны.
Должностная инструкция должна состоять, по моему мнению, из 5 разделов. 1. Общие положения (для всех специальностей). Раздел «Общие положения» должностной инструкции должен содержать: — точное наименование должности работника в соответствии с приказами Минздрава России от 07.10.15 N 700н (в ред. от 11.10.16 N 771н) и от 10.02.16 N 83н, уровень оплаты труда работника, замещающего должность, условия премирования, а также порядок решения вопросов социального обеспечения; — подчиненность работника. В соответствии с принципами управления у работника должен быть только один непосредственный руководитель — должностное лицо, которое назначает работника на должность и освобождает его от нее; — наличие у работника подчиненных. При этом в разделе «Ответственность» необходимо оговорить ответственность данного работника не только за его собственные действия, но и за действия его подчиненных; — порядок замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и т.п.). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей, поскольку отсутствие четких указаний о должностных лицах, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, дезорганизует работу учреждения; — перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности (например, законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, СОП и др.). 2. Раздел «Задачи и обязанности работника» должностной инструкции должен содержать: — конкретные задачи или трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом и квалификационными требованиями, установленными Минздравом России <>, выполнение которых возлагается на работника; — должностные обязанности (трудовые действия). К примеру: осуществляет фармацевтическую экспертизу рецептов. 3. Раздел «Права работника» должностной инструкции должен содержать: — перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. Они должны быть конкретными и не противоречащими ТК РФ. 4. Раздел «Ответственность работника» должностной инструкции должен содержать: — ответственность работника как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав. В нем можно указать фразу: «Работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных должностной инструкцией». 5. Раздел «Требования к работнику» должностной инструкции должен содержать: — квалификационные требования к уровню образования и стажу работника, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами <>.
<*> Приказ Минздрава России от 08.10.15 N 707н (в ред. приказа Минздрава России от 15.06.17 N 328н) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»; приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.10 N 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.16 N 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»; приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.17 N 427н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик»; приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.17 N 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», постановление Правительства РФ от 22.12.11 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. ПП РФ от 04.07.17 N 791).
Противоречия в документах
Остановлюсь на сложном моменте — противоречиях в трактовке тех или иных понятий и требований. Одно из самых ярких противоречий в действующих документах — о стаже профессиональной деятельности для руководителя аптечной организации. Приказ N 541 — это квалификационный справочник для фармацевтических работников — определяет, что руководителем аптечной организации может быть специалист, имеющий стаж работы 5 лет. А в Положении о лицензировании фармдеятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ, — 3 года, и вновь принятый стандарт специалиста в области управления фармдеятельности — 2 года. Разные требования! Что делать? «Эмоции в сторону, мобилизуем ум». В этом случае действует правило — главнее в данном случае постановление Правительства РФ, значит и норма, указанная в нем, приоритетна, — 3 года. Если противоречат приказы одного ведомства, то в приоритете последний по дате выхода. Если встретите другие противоречия, то в помощь — письмо Минтруда России от 04.04.16 N 14-0/10/В-2253 «Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов». Согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты. В других случаях эти требования носят рекомендательный характер, приоритета профессионального стандарта перед другими нормативными актами нет.
Каких ошибок следует избегать при формировании должностных инструкций? — Формальный подход наблюдается, когда инструкция разрабатывается по устаревшим шаблонам и формам, без должного внимания к содержательной части профессионального стандарта. — Инструкция содержит большое количество трудночитаемого текста, многократно повторяющего положения ТК РФ, трудового договора работника. — В инструкцию переносится все содержание профессионального стандарта, не обращая внимания на конкретное локальное направление профессиональной деятельности. — Должностные инструкции разрабатываются бессистемно, процесс согласования не соблюдается, в связи с чем должностные обязанности отдельных сотрудников пересекаются, положения инструкций противоречат друг другу, имеют двойное толкование. — Нарушается порядок внесения изменений. Не соблюдается порядок изменения должностной инструкции в процессе трудовой деятельности работника: не предоставляется двухмесячный срок для ее ознакомления, отсутствуют подписи сторон, нарушается процедура ознакомления с инструкцией при переводе и перемещении работника, совместительстве.
Выводы по итогам анализа действующих нормативно-правовых документов Трудовые функции, выполняемые работником, должны быть обязательно отражены в трудовом договоре и/или должностной инструкции. Формулировки трудовых функций работника должны соответствовать действующим профессиональным стандартам. Содержание должностной инструкции фармацевтического работника должно соответствовать профессиональному стандарту и квалификационным характеристикам и требованиям, установленным Минздравом России. Для аптечных организаций наличие должностной инструкции является обязательным условием выполнения требований надлежащей аптечной практики. На аптечные организации, в случае установления факта занятия должностей специалистами без соблюдения установленных квалификационных требований и характеристик, может быть наложен штраф в соответствии со статьей 14.1. КоАП РФ до двухсот тысяч руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Фармацевтические специалисты должны занимать регламентированные профессиональными стандартами и приказами Минздрава России должности в строгом соответствии с квалификационными характеристиками и квалификационными требованиями.
А.ГОНЧАРОВА
Подписано в печать
28.09.2017
30.10.2017