«Hi+Med. Высокие технологии в медицине», 2015, N 6
ОТ СЕРТИФИКАЦИИ К АККРЕДИТАЦИИ: РИСКИ ДЛЯ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР ЧАСТНЫХ МЕДОРГАНИЗАЦИЙ
С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 69 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно ч. 1 которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь специалисты, получившие свидетельство об аккредитации. Что изменится в работе врачей и медсестер в частных клиниках, каковы будут правила аккредитации, ее процедура, и допустят ли к работе сотрудников, имеющих сертификат, срок действия которого не истек, рассказал к.э.н., член правления СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Дмитрий Александрович Борисов.
Что изменится со вступлением в силу статьи 69 N 323-ФЗ? — В настоящее время одним из лицензионных требований к частным медорганизациям является наличие у врачей и медсестер сертификата специалиста. Согласно положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением правительства N 291 от 16.04.2012 года, невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением, которое, в свою очередь, может повлечь административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Вступление же в силу 1 января 2016 года статьи 69 N 323-ФЗ повлечет, во-первых, изменение положения о лицензировании медицинской деятельности, во-вторых, издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют. В то же время сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока (часть 2 статьи 100 закона N 323-ФЗ). Данная правовая неопределенность порождает определенные риски.
- Насколько я понимаю, «частников» сегодня интересуют два главных вопроса: будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 года специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек, и какова будет процедура аккредитации?
- Да. И по имеющейся информации, введение обязательной аккредитации медицинских работников Минздрав России определил в качестве одного из основных направлений развития национальной системы здравоохранения. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования), профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра. Председатель совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН П.В.Глыбочко, а также руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения РФ И.Н.Каграманяна и директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Т.В.Семеновой дали разъяснения: первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов.
- А на кого будет возложено общее руководство процессом?
- Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическим сопровождением будут заниматься экспертно-методические центры. В структуру системы аккредитации также войдут 12 окружных центров аккредитации. В частности, И.Н.Каграманян рассказал, что главная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени — определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
- Кем же будет проводиться аккредитация?
- Предположительно ее будут осуществлять уполномоченные центры — вузы системы Минздрава. Поскольку аккредитацию специалист может получить только после окончания медицинского вуза (часть 3 статьи 69 N 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), то у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права. В настоящее время согласно пункту 3 приложения 1 к приказу Минздрава России N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» от 29 ноября 2012 года сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. То есть все образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях.
- Как в общем обстояла и обстоит ситуация с госаккредитацией образовательных учреждений?
- Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ ДПО проводилась незаконно, поскольку отсутствовали федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в том числе тогдашнее Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей. После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов — на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты.
- Какую позицию заняли в данном вопросе Министерство образования и науки и Федеральная антимонопольная служба?
- Рособрнадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о ДПО на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития N 705н признавались документы исключительно государственного образца. ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них ДПО. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 годах между Рособрнадзором и ФАС с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом N 705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ N 705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 года N 66н.
- На этом конфликт был исчерпан?
- Нет, история с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ N 982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно документу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.
- Представители частной медицины как-то отреагировали, приняли меры для защиты своих интересов?
- В апреле 2013 года эксперты Национального союза подготовили заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздрав внес в него изменения, согласно которым негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются. Еще раз подчеркну, что в первоначальной редакции приказа N 982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к более пагубным последствиям.
- Сколько специалистов должны пройти аккредитацию?
- Давайте посчитаем. В настоящее время в РФ около 650 тысяч врачей и 1 миллион 500 тысяч среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов в среднем за год данную процедуру необходимо будет пройти 130 ООО врачей и 300 ООО медсестер — не многовато ли для уполномоченных центров? С другой стороны, такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам работодателей.
- Работодатель обязан содействовать работнику в прохождении аккредитации?
- В соответствии с абзацем 4 статьи 196 Трудового кодекса работодатель обязан организовать получение ДПО работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством. В соответствии со статьей 187 ТК при направлении работника для получения ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для получения ДПО с отрывом от работы в другую местность, оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
- Поясните, пожалуйста, так аккредитация относится к дополнительному образованию или нет?
- Действительно, компенсации предусмотрены в случае получения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников получение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания. Вызывает настороженность высказывание первого заместителя министра здравоохранения И.Н.Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
- Какими все-таки будут процедура, механизм аккредитации?
- Пунктом 2 приказа N 982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и отдельно — по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна — врачам связывают, если не сказать — выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием.
- Что нужно сделать для успешного разрешения спорных и сомнительных моментов?
- Во-первых, внести изменения в положение о лицензировании в части лицензионных требований — наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа должны в равной степени предоставлять допуск к медицинской деятельности. Во-вторых, сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также аккредитации специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам. И, в-третьих, обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощью разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.
Редакционный материал