«Медицинский вестник», 2007, N 30
МИХАИЛ КУЗЬМЕНКО: ПРОФСОЮЗ НАСТАИВАЕТ…
Реализация интересов граждан напрямую зависит как от зрелости гражданского общества, так и от эффективности органов государственной власти. Но сегодня деятельность в России каждой из указанных сторон далека от совершенства, считает председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ, доктор медицинских наук Михаил Михайлович Кузьменко. Это, по его мнению, налагает дополнительную ответственность на профсоюзы — добровольные объединения людей на основе общности их интересов в сфере труда и за ее пределами. Профсоюзы являются, по сути, частью гражданского общества.
Профсоюзы крайне заинтересованы в утверждении в стране социально-экономической демократии. То есть такого общественного порядка, при котором работники имеют реальную возможность участвовать в определении условий своего труда и его оплаты, формировании экономической политики государства. Отношения в сфере труда противоречивы, и универсальных способов их решения еще не найдено. Но мировая практика уже отдала приоритет коллективно-договорному способу урегулирования на принципах социального диалога или социального партнерства. Социальное партнерство — своеобразный механизм учета государством интересов «парных» структур гражданского общества: профсоюзов и объединений работодателей. Становление его в России не может не быть процессом длительным и сложным, учитывающим общий и специфический опыт, черты, присущие как ряду отраслей, так и одной конкретной отрасли. В отличие от производственных отраслей в бюджетной сфере, в т.ч. и в здравоохранении, существовала сложная, многоуровневая система социального партнерства. Последние годы принесли ей столкновения с новыми реалиями. Это проведение в стране административной реформы и реализация Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и известного Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, разделение учреждений здравоохранения на федеральные, субъекта РФ и муниципальных образований (городского округа, муниципального района), установление их финансирования из соответствующих бюджетов, отказ государства в лице Минздравсоцразвития России быть стороной социального партнерства… Такие перемены крайне усложнили и без того непростую ситуацию. Рассмотрим обстановку в 2007 г. Профсоюзом и его организациями заключены или пролонгированы три соглашения на федеральном уровне: с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской академией медицинских наук. Действуют 467 региональных отраслевых соглашений, в 84% учреждений (организаций) здравоохранения заключены коллективные договоры. И если на федеральном уровне профсоюзом накоплен определенный опыт, выработаны навыки ведения коллективных переговоров и заключения соглашений, то ситуация, при которой самостоятельным носителем социальной политики стал субъект РФ, тем более муниципальное образование, — совершенно новое явление, отсутствовавшее до начала рыночных реформ. Профсоюзу и его организациям предстоит большая работа по адаптации к новым условиям. Сделаны первые шаги в этом направлении. Президиум ЦК профсоюза в марте 2007 г. одобрил Рекомендации о порядке участия организаций профсоюза в подготовке и заключении территориального отраслевого соглашения на уровне городского округа и муниципального района. Децентрализация системы здравоохранения, ее финансирование из бюджетов разного уровня привели к неравенству в оплате труда в разных регионах, неодинаково обеспеченных ресурсами, что в дальнейшем будет лишь усугубляться. В стране только полтора десятка субъектов Федерации являются донорами, остальные — депрессивные регионы. Дотации и субсидии из федерального бюджета не всегда покрывают недостаток средств. Еще тяжелее обстановка с наличием финансовых ресурсов в муниципальных образованиях, в ведении которых находится около двух третей от общего числа учреждений здравоохранения страны. Именно поэтому профсоюз настаивает на необходимости разработки федерального закона о совершенствовании оплаты труда в бюджетной сфере и постановления Правительства РФ, которыми будут определены единые механизмы дифференциации в уровнях оплаты, а также минимальные гарантированные государством размеры заработной платы. Эти основные принципы должны быть заложены в системе оплаты труда работников здравоохранения, которая сейчас разрабатывается Минздравсоцразвития России для учреждений федерального подчинения и впоследствии могла бы быть рекомендована к применению на других уровнях. Участвуя в деятельности рабочей группы при министерстве, профсоюз вносит предложения по ускорению этой работы, апробации новых систем в виде пилотных проектов для ряда территорий. К сегодняшним особенностям социального партнерства в здравоохранении, как и в других отраслях бюджетной сферы, относится и отсутствие отраслевых объединений работодателей в традиционном понимании этого термина. В качестве работодателя выступают государство, субъект РФ и муниципальное образование. Осуществление же социального партнерства возложено на их представителей (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления). А соглашения действуют в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, как известно, лишь в пределах взятых ими самими обязательств. Уже очевидно, что с вступлением в силу с 1 января 2009 г. в полном объеме 131-го Федерального закона организации отрасли будут испытывать трудности при реализации положения Трудового кодекса РФ (ст. 48), предусматривающего применение условий соглашений, наиболее благоприятных для работников, если в отношении их действует одновременно несколько соглашений. Все это неизбежно будет приводить к тому, что переговоры по поводу заключения соглашений, коллективных договоров станут жестче. Они будут отличаться бескомпромиссностью со стороны чиновников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, назначенных ими главных врачей организаций здравоохранения, особенно по вопросам, требующим дополнительных бюджетных средств (оплата, условия и охрана труда, дополнительные социальные гарантии). При нередком конформизме руководителей профорганизаций в отстаивании интересов работников власть одержит верх. А если они будут неуступчивыми, предложения попадут в протокол разногласий. Но ни то ни другое не может устроить работников, т.к. не обеспечивает улучшения их жизни. Какие же дополнительные усилия требуются профсоюзу и его организациям для адаптации профактивистов, членов профсоюза к складывающимся условиям функционирования системы здравоохранения в стране? Во-первых, необходимо сломать стереотипы старых представлений, что во всех трудностях виноваты верхи (хозяйствующие и профсоюзные). Сегодня благополучие работников на каждом уровне — федеральном, субъекта РФ, муниципальном, учреждения здравоохранения — зависит от стремления к его обеспечению и со стороны работодателей, и со стороны организаций профсоюза. Это выражается в эффективности переговорного процесса, поиске разумных компромиссов. Причем их интересы в отдельных вопросах будут неизбежно совпадать (например, в получении больших финансовых средств на здравоохранение при формировании бюджетов). Во-вторых, предстоит повысить уровень подготовки переговорщиков. Им надо уметь оценивать постоянно меняющуюся социально-экономическую обстановку, работать на упреждение нежелательных явлений. Возникает задача: дать им необходимые знания в области экономики, трудового права, финансовой работы, помочь в какой-то степени стать дипломатами. А это очень непростая работа, т.к. только 3% председателей первичных профорганизаций и лишь каждый третий председатель из имеющихся районных и городских организаций профсоюза работают на освобожденной основе. В-третьих, профсоюзным органам всех уровней необходимо своевременно и жестко реагировать на любые попытки давления со стороны работодателей на профсоюзных работников и активистов, игнорирования их прав, преследования за профсоюзную деятельность. Уместно коснуться деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Основными законодательно определенными целями РТК являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон социального партнерства — Правительства РФ, профсоюзов и работодателей. Однако в последнее время заметно все более «прохладное» отношение правительственной стороны к исполнению поручений комиссии. Причем это касается в первую очередь крупных, социально значимых вопросов. В результате из года в год не выполняется обязательство, предусматривающее проведение консультаций социальных партнеров по основным социальным параметрам прогноза и социальным направлениям федерального бюджета на ранних стадиях его разработки. Имеется в виду период до рассмотрения его характеристик на заседаниях Правительства РФ. Представление же правительственной стороной проекта федерального бюджета на рассмотрение РТК накануне его внесения в Государственную думу Федерального собрания РФ загоняет профсоюзы в цейтнот. В результате замечания и предложения, выработанные ими, или отклоняются, или вообще не рассматриваются — зачастую по формальным признакам (нарушение регламента Думы, процедур согласования, установленных «под себя» Правительством РФ, и т.д.). Такими приемами был «снят» вопрос о 20%-ном повышении заработной платы в бюджетной сфере с сентября 2007 г., выдвинутый Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы и Федерацией независимых профсоюзов России (вместо 15%, предусмотренных проектом федерального бюджета на 2007 г.). Аналогична судьба вопроса о низком, не устраивающем профсоюзы, размере индексации заработной платы бюджетников, заложенном в федеральный бюджет 2008 г. и на период до 2010 г. Хотя было очевидно, что навязанный бюджетный вариант ведет к «замораживанию» зарплаты и переходу большой части работников ряда отраслей в социально незащищенные категории. Столь неудовлетворительное функционирование РТК настоятельно требует внесения изменений в Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Нужны дополнения в него, направленные на обеспечение реального равенства прав и обязанностей сторон социального партнерства, более полного учета и реализации предложений, вносимых общероссийскими объединениями как профсоюзов, так и работодателей, с тем, чтобы в итоге закон не игнорировал важные структуры гражданского общества, выражающие интересы участников производственного процесса.
Редакционный материал
Подписано в печать
21.09.2007