«Медицинское право», 2003, N 1
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ
С целью установления исходного уровня правовой информированности проведено сравнительное социологическое исследование среди медицинского персонала и пациентов ЛПУ, а также экспертная оценка правовой грамотности медицинских работников сотрудниками правоохранительных органов. Результаты применены для совершенствования уровня информированности и правового обеспечения в лечебных учреждениях в 3 субъектах Российской Федерации.
В условиях развития медицинского страхования обозначился резкий рост случаев обращения пациентов в правоохранительные органы и территориальные общества защиты прав потребителей с претензиями к качеству оказания медицинской помощи. Стало очевидным, что медицина доступна для правовой регламентации, а медицинские учреждения быстро оказались в сфере правовой ответственности. Многие руководители их ощутили, что знание закона стало экономически выгодно, а правильное и своевременное применение законодательства позволяет медикам эффективно пользоваться своими правами при выполнении своего профессионального долга, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан. Оценка медицинской и юридической литературы привела нас к убеждению, что исследований, касающихся правовой обеспеченности учреждений здравоохранения, позволяющих разработать методику правового обучения медицинского персонала и внедрения правовой информации в медицинскую документацию, практически не существует. В качестве начального этапа работы по организации правового обеспечения в нашем госпитале ветеранов войн мы поставили задачу: оценить в комплексе уровень юридических знаний медицинского персонала и населения. Для углубленного изучения правовой информированности медицинских работников и пациентов была разработана программа и комплексная методика социально-гигиенического исследования, которое опиралось на методы экспертных оценок и организационного моделирования. На данном этапе работы проводился опрос пациентов, находящихся в учреждении здравоохранения (291 респондент). Анализировались такие факторы, как знание пациентами своих прав, источники этой информации, представления об обязанностях медицинского персонала по информированию больных, о мере ответственности медиков, об органах, контролирующих медицинскую деятельность и облеченных правом применять санкции за ненадлежащую медицинскую помощь. В исследовании также участвовали 3 группы респондентов из числа медицинского персонала: руководители ЛПУ — 52, их заместители по службам и врачебный персонал — 309. В состав экспертов вошли представители правоохранительных органов (60), которые, работая по специальным анкетам, высказали мнение о правовой подготовке медицинских работников, об их умении пользоваться законодательством в практической деятельности, о внедрении правовой информации в медицинскую документацию и ряду других ключевых моментов. Статистический анализ результатов проводился в информационно-аналитическом центре Новосибирского областного бюро судебно-медицинской экспертизы с помощью оригинальной программы «Анкета» и использованием лицензионных пакетов программ SAS, Statgraf, Excel 6.0. В анкетном опросе населения приняли участие 291 пациент, находившиеся в данный момент на лечении в ряде учреждений здравоохранения, при этом 84,7% составили жители г. Новосибирска, 15,3% — население Новосибирской области. Число мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, было примерно равным, составляя соответственно 48,3% и 51,7%. Респонденты не распределялись по возрасту, образованию, так как цель опроса сводилась к получению обобщенного мнения в ходе анкетирования от всех принимавших участие. Результаты оценки мнения пациентов дают возможность сделать следующие выводы: 1. Основным источником правового информирования населения являются средства массовой информации, а не информирование пациентов при оказании медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. 2. Отсутствует наглядная правовая информация для пациентов в учреждениях здравоохранения (стенды, доступная литература и другое). 3. С правами пациента их должен знакомить медицинский работник в лице лечащего врача. 4. Правовая информация с подписью пациента должна фиксироваться в медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта). 5. Знания населения о правах медицинских работников находятся на крайне низком уровне. 6. При нарушении прав пациенты с жалобами обращаются к руководителю лечебного учреждения. Резюмируя данные выводы, есть все основания говорить о том, что даже при низкой правовой культуре граждан процент гражданских исков среди опрошенных может составить 10,9%, т.е. каждый 9-й пациент потенциально может обратиться в суд. В число респондентов вошли главные врачи 31 областного учреждения, расположенного вне территории г. Новосибирска, и 21 городского лечебно-профилактического учреждения. Стаж работы руководителей: 2% — до 5 лет, 56,5% — до 10 лет, 41,5% — свыше 10 лет. Из них 98% руководителей имеют высшую категорию по социальной гигиене и организации здравоохранения. Медико-социологическая оценка проблем правового обеспечения показала, что руководители учреждений здравоохранения уровень своей подготовки по правовым вопросам оценивают: 66,6% — как средний, 31,5% — как низкий, только 1,9% — как высокий. По оценке руководителей, уровень правовой подготовки врачей в 79,2% является средним, в 18,9% — низким, в 1,9% — высоким. Анализ оценки руководителей подразделений медицинских служб показал, что уровень их правовой подготовки является высоким в 49,1% случаев, средний уровень характерен для 45,6%, низкий — для 5,3%. Руководители учреждений здравоохранения знакомы с документами, регламентирующими право и ответственность пациентов и медицинских работников в области охраны здоровья граждан, 46,5% — применяют на практике постановление «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», 42,6% — знают и применяют в работе «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 10,9% — знакомы с Законом «О защите прав потребителей». Наиболее приемлемыми формами подготовки большинство респондентов считают специальный курс на кафедрах усовершенствования врачей и средних медицинских работников — 46,7%, специальный курс в медицинских учебных заведениях — 40,2%, другие формы — 13,1%. При оценке периодичности переподготовки по правовым вопросам получены следующие данные: по 38,9% респондентов считают, что врач должен проходить обучение 1 раз в год и 1 раз в 5 лет, 22,2% — 1 раз в 3 года. Средние медработники должны изучить правовые вопросы 1 раз в 5 лет (48,1% респондентов), 1 раз в 3 года — 25%, 1 раз в год — 26,9%. Большинство руководителей уверены, что они должны проходить обучение не реже 1 раза в год — 65,5%, считают достаточным 1 раз в 5 лет — 18,2%, 1 раз в 3 года — 16,3%. Подавляющее число респондентов (94,3%) считают, что при аттестации медицинских работников на квалификационную категорию необходимо учитывать знание правовых вопросов в охране здоровья граждан, только 5,7% не видят в этом необходимости. За включение правовых вопросов в тестовые экзамены высказалось 78,8%, 21,2% — за обязательное собеседование по правовым вопросам во время аттестации. Все руководители считают необходимым правовое обучение медицинских работников в области охраны здоровья граждан, так как это способствует снижению числа профессиональных правонарушений — 20%, уменьшению предъявляемых пациентами материальных и моральных исков — 18,8%, повышению имиджа учреждения — 16,7%, улучшению организации помощи населению — 15,8%, улучшению морально-психологического климата в учреждении — 14,2%, повышению качества лечебно-диагностической помощи населению — 13,8%. В результате социологического опроса 94,3% респондентов признают необходимость наличия в штатном расписании учреждения юриста, специализирующегося в области охраны здоровья населения, 5,7% — не видят в этом необходимости. Почти все руководители — 98,1% испытывают недостаток в документах, регламентирующих правовые вопросы. Разрабатывать пакет документов по правовым вопросам для всех учреждений региона должны органы управления здравоохранением (55,3%), 39,5% уверены, что это прерогатива юридических организаций, 5,2% — готовы разрабатывать самостоятельно с утверждением в управлениях здравоохранения. Проведенный анализ мнений руководителей позволил сделать ряд выводов, подтверждающих необходимость правовой подготовки медицинских работников и актуальность правового обеспечения учреждений здравоохранения. 1. Уровень подготовки по правовым вопросам у руководителей — средний. 2. Состояние системы правовой подготовки медицинских работников в учреждениях здравоохранения следует считать неудовлетворительным. 3. Наиболее приемлемая форма подготовки — специальный курс на кафедрах усовершенствования врачей и средних медицинских работников. 4. Периодичность переподготовки по правовым вопросам: руководители и их заместители — 1 раз в год, врачи — 1 раз в 3 года, средний медицинский персонал — 1 раз в 5 лет. 5. При аттестации на квалификационную категорию необходимо учитывать знания в области медицинского права. Представляется, что разработку пакета документов по правовой регламентации в здравоохранении необходимо осуществлять юристу областного управления здравоохранения совместно с главными специалистами. Руководителям учреждений здравоохранения обязательно включить в штатное расписание должность юриста. Данные опроса заместителей руководителей и врачей ЛПУ (377 респондентов) в целом коррелировали с результатами опроса главных врачей. Так, при оценке своего уровня знакомства с законодательством 68,6% оценивает его как недостаточный, 23,1% как достаточный и 5,1% — вообще не знакомы. При этом всегда применяют основные нормативные акты в работе 49,4%, иногда — 35,9%, никогда — 2,6%. Опрос этой группы позволил сделать следующие выводы: 1. Уровень правовых знаний по вопросам Основ законодательства — недостаточный. 2. Уровень применения правовых знаний в практической деятельности — ниже среднего. 3. Использование правовой информации в медицинской документации — крайне редко. 4. Заключение договоров с пациентами на оказание платной медицинской услуги — ограниченно. 5. Не всегда соблюдается «врачебная тайна». 6. Отмечается неосведомленность об уголовной ответственности за профессиональные правонарушения. Наконец, весьма важным аналитическим моментом в оценке правовых знаний медицинских работников явилось мнение экспертов-сотрудников правоохранительных органов. Среди них преобладали судьи районных судов Новосибирской области, имеющие по роду своей деятельности контакты с медицинским персоналом при рассмотрении гражданских исков к ЛПУ. По мнению экспертов, медперсонал в основном не знаком (49,2%), либо знаком не в достаточной степени (42,6%) с законодательством об охране здоровья граждан. Эксперты также указали, что при рассмотрении ими гражданских дел в 60,7% случаев в медицинской документации отсутствовала необходимая правовая информация в сочетании с подписью пациента; 29,5% отметили, что подобная информация при наличии правильного оформления встречается иногда; 9,8% затруднились с ответом. Подавляющее число экспертов (95,1%) считают, что знание «Основ» врачам категорически необходимо, и только 4,9% затруднились ответить. Наиболее актуальной признана информация о согласии пациента на медицинское вмешательство и отказ от него — 18,2%, об оказании медицинской помощи без согласия пациента или его родственников — 18,0%, информация о состоянии здоровья пациента — 16,7%, о результатах обследования и лечения пациента — 16,7%, профессиональном риске и ответственности медицинских работников — 18,2%, общих юридических вопросах — 9,5%, других вопросах — 2,7%. По мнению 29% респондентов, знания по вопросам правового обеспечения при оказании медицинской помощи населению медицинские работники должны получать в учебном заведении медицинского профиля, 29% — указали на методические рекомендации, 10% — из специальной литературы, 8,1% — из нормативных документов органов управления здравоохранением, 23,9% — из материалов конференций, совещаний, семинаров. Определяя лиц, ответственных за правовую информированность персонала медицинских учреждений, эксперты не были единодушны, и мнения их разделились следующим образом: 23,1% — заместитель главного врача по правовым вопросам, 17,8% — руководитель ЛПУ, 15,5 — руководитель структурного подразделения, 12,1% — сам врач, 4,2% — юрист ЛПУ, 2,7% — орган управления здравоохранением. Анализ оценок, данных экспертами, привел к следующим выводам: 1. Уровень правовой грамотности медперсонала, по мнению юристов, ниже среднего. 2. В медицинской документации практически отсутствует необходимая по закону информация. 3. Наиболее важными с точки зрения исполнения закона являются сведения об информированном добровольном согласии пациента, об отказе от медицинского вмешательства, о степени профессионального риска при различных видах инвазивных вмешательств. 4. Большинство юристов считают, что правовые знания медперсонал должен получать в учебных заведениях медицинского профиля, а основным источником при этом должны быть методические рекомендации. 5. Преимущественным основанием для компенсации причиненного ущерба является моральный вред (54,2%), и это основание существенно превалирует над требованиями по компенсации имущественного ущерба (18,3%); другие (менее определенные) основания выдвигались истцами в 27,5% случаев. Изложенное демонстрирует, что назрела необходимость вводить в штатное расписание ЛПУ должности заместителей руководителя по правовым вопросам и готовить юристов для системы здравоохранения из числа медицинских работников как высшего, так и среднего звена. Медиков должно наконец обеспокоить, что пациенты в гораздо большей степени, чем медперсонал, знакомы со своими правами (45,7% опрошенных). Основными мероприятиями по улучшению правового обеспечения учреждений здравоохранения должны, по мнению сотрудников ЛПУ, стать: — разработка пакета документов по правовой регламентации медицинской деятельности; — обучение медперсонала избранным отраслям права; — включение вопросов из области права в тестовые экзамены при переаттестации; — обеспечение медицинской услуги в строгом правовом режиме. Изучение исходного уровня правовой информированности врачей и пациентов в регионе позволило нам в последующем разработать адекватную организационно-функциональную модель правового обеспечения для ЛПУ, которая получила внедрение в учреждениях Новосибирска, Барнаула, Омска.
Главный врач Новосибирского областного
госпиталя N 2 ветеранов войн, к.м.н.
Л.В.КАНУННИКОВА