МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 11 ноября 2015 г. N 1665
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях совершенствования профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских кадров государственных учреждений здравоохранения Московской области, приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения Московской области на 2015-2018 годы.
Министр
Н.В.СУСЛОНОВА
Утверждено
приказом
Министерства здравоохранения
Московской области
от 11 ноября 2015 г. N 1665
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Обоснование задачи
Эффективное развитие системы здравоохранения в Московской области в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских кадров, как главного ресурса здравоохранения. Основная цель кадровой политики в здравоохранении на период до 2018 года состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом здравоохранения, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных управленческих и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить здравоохранение медицинскими кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению. Реализация кадровой политики в здравоохранении будет осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям: — формирование оптимальной численности и структуры кадров; — совершенствование дополнительной профессиональной подготовки кадров; — управление кадровыми ресурсами здравоохранения. Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, их рационального размещения и эффективного использования должно соответствовать основным стратегическим направлениями развития здравоохранения Московской области. Особенности обеспечения кадрами здравоохранения Московской области предопределяет необходимость формирования дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы, в интересах функционирования отрасли. По состоянию на 1 января 2015 года в государственных учреждениях здравоохранения Московской области (далее — учреждения здравоохранения) работают 22538 врачей и 47325 средних медицинских работников. В 2014 году — второй год подряд — продолжилось увеличение числа медицинских кадров: врачей — на 692 человек (на 3,2%);
средних медицинских работников — на 1533 человек (на 3,3%). На работу в учреждения здравоохранения Московской области в 2014 году принято 684 медицинских работника (223 врача и 461 средний медицинский работник), ранее работавших в гор. Москве. Число врачей, убывших в 2014 году за пределы системы учреждений здравоохранения Московской области, уменьшилось на 38,6%, средних медработников — на 57,3%. Улучшился показатель обеспеченности населения медицинскими кадрами в расчете на 10 тысяч человек: врачами — с 31,0 в 2013 году до 31,6 в 2014 году; средними медработниками — с 65,0 в 2013 году до 66,3 в 2014 году. Улучшились показатели обеспеченности населения врачами клинических специальностей, а также медицинскими кадрами сельского населения. Соотношение врачей и средних медицинских работников составило 1:2,1. Увеличилось число врачей акушеров-гинекологов, врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей клинической лабораторной диагностики, врачей-неврологов, врачей-неонатологов, врачей-офтальмологов, врачей-педиатров, врачей участковых (терапевтов и педиатров), врачей-хирургов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей-рентгенологов, врачей-онкологов, врачей других специальностей). Увеличилось число медицинских сестер, участковых медсестер, акушерок, средних медработников службы скорой медицинской помощи. Коэффициент совместительства медицинских работников снизился с 1,56 в 2013 году до 1,55 в 2014 году. Дефицит врачебных кадров уменьшился с 42,3% в 2013 году до 41,9% в 2014 году (16250 единиц), в том числе: в амбулаторно-поликлинических учреждениях — 39,8% (8526 чел.); в стационарных учреждениях — 45,9% (6257 чел.); в службе скорой медицинской помощи — 60% (1334 чел.); врачей участковых терапевтов — 37% (1009 чел.); врачей участковых педиатров — 26% (417 чел.). В 2014 году удалось преодолеть сложившуюся в последние пять лет тенденцию нарастания дефицита средних медицинских работников — дефицит средних медработников уменьшился на 70 единиц и составил 39,8% от потребности (31277 единиц). При достижении рекомендуемого уровня коэффициента совместительства медицинских работников не выше 1,3 расчетная потребность в медицинских кадрах уменьшится до 7299 врачей и 13138 средних медицинских работников.
Врачи-специалисты
Дефицит врачей по итогам 2014 года
Дефицит врачей (человек)
Дефицит врачей (%)
Дефицит врачей ВСЕГО
16250
41,9%
В том числе:
врач-анестезиолог-реаниматолог
1012
53,3%
врач-неонатолог
150
41%
врач-терапевт
1934
40,9%
в т.ч. врач-терапевт участковый
1009
37%
врач-педиатр
1671
43,5%
в т.ч. врач-педиатр участковый
417
26%
врач клинической лабораторной диагностики 926
60%
врач функциональной диагностики
541
60%
врач-рентгенолог
576
51,3%
врач-физиотерапевт
231
51,8%
врач-фтизиатр
239
48,8%
врач психиатр-нарколог
257
48,9%
врач-оториноларинголог
282
44%
врач-травматолог-ортопед
393
42%
врач ультразвуковой диагностики
420
39,4%
врач-психиатр
306
36,7%
врач-невролог
429
35,7%
врач-онколог
137
35%
врач-офтальмолог
266
33,8%
врач-хирург
548
36,4%
врач — акушер-гинеколог
621
28,3%
врач общей практики (семейный врач)
113
26%
врач сердечно-сосудистый хирург
16
31%
Средние медицинские работники
Дефицит СМР по итогам 2014 года
Дефицит СМР (человек)
Дефицит СМР (%)
Дефицит средних медработников ВСЕГО
31277
39,8%
В том числе:
акушерки;
562
25%
медицинские сестры (всего)
19497
35,6%
из них:
- участковые врачей-терапевтов 1375 41,8%
- участковые врачей-педиатров 591 31,3%
- врачей общей практики 159 28% заведующий фельдшерско-акушерским пунктом 56 12%
С учетом совместительства число вакантных должностей на 1 января 2015 года составило: — врачей — 3995 должностей;
— средних медработников — 5439 должностей. Несмотря на достигнутый высокий прирост физических лиц врачебных и средних медицинских кадров, опережающий рост штатной численности в сочетании с высокой долей работающих медицинских работников пенсионного возраста (врачей — 30,9%, средних медицинских работников — 25,2%) создают предпосылки для дальнейшего увеличения имеющегося дефицита.
Основные направления привлечения медицинских кадров на работу в учреждения здравоохранения Московской области и закрепления медицинских кадров на рабочих местах
Основными направлениями привлечения медицинских кадров на работу в учреждения здравоохранения в Московскую область и закрепления их на рабочих местах являются: 1. Проведение работы по целевой подготовке врачебных кадров в высших медицинских учебных заведениях. 2. Подготовка средних медицинских работников в средних медицинских учебных заведениях Московской области. 3. Послевузовская подготовка врачебных кадров в клинической интернатуре и клинической ординатуре (для осуществления завершения профессиональной подготовки и допуска к медицинской деятельности). 4. Привлечение на работу медицинских кадров отдельных специальностей. 5. Закрепление медицинских кадров на рабочих местах за счет улучшения их социально-экономического положения. 6. Повышение квалификационного уровня медицинских кадров на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования. 7. Совершенствование управления кадровыми ресурсами здравоохранения.
- Проведение работы по целевой подготовке врачебных кадров в высших медицинских учебных заведениях
На протяжении более 20 лет Министерство здравоохранения Московской области (далее — Министерство) проводит работу по целевой подготовке врачебных кадров в высших медицинских учебных заведениях (далее — ВУЗы). В настоящее время Министерство осуществляет сотрудничество по вопросам целевой подготовки врачебных кадров для Московской области с шестью высшими медицинскими учебными заведениями: — с 1992 года — Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И.Пирогова (РНИМУ им. Н.И.Пирогова); — с 1992 года — Тверским государственным медицинским Университетом (Тверской ГМУ); — с 1994 года — Ивановской государственной медицинской академией (Ивановская ГМА); — с 2003 года — Московским государственным медико-стоматологическим университетом им. А.И.Евдокимова (МГМСУ им. А.И.Евдокимова); — с 2004 года — Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М.Сеченова (ПМГМУ им. И.М.Сеченова); — с 2004 года — Ярославской государственной медицинской академией (Ярославская ГМА); — с 2012 года — Рязанским государственным медицинским университетом им. И.П.Павлова (Рязанский ГМУ им. И.П.Павлова). В 2005 году Правительством Московской области было принято решение о целевой подготовке врачей за счет средств бюджета Московской области, в соответствии с которым в МГМСУ им. А.И.Евдокимова создан Московский областной медицинский факультет, на котором в настоящее время продолжают обучаться 34 студента. В настоящее время в рамках целевой подготовки в вышеуказанных медицинских ВУЗах осуществляется подготовка более 1200 студентов по пяти специальностям («лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «фармация», «медицинская биохимия»). По инициативе Министерства число мест целевого приема в медицинские ВУЗы, выделяемых Министерством здравоохранения Российской Федерации для Московской области, увеличилось со 124 в 2011 году до 393 в 2015 году (в 3,2 раза). За период 2011-2015 годов для поступления на 1148 мест целевого приема в медицинские ВУЗы Министерство выдало целевые направления 5150 абитуриентам, по итогам вступительных экзаменов за этот период времени по целевым направлениям поступило на учебу 1113 студентов. Проведенная профориентационная работа среди выпускников общеобразовательных и средних специальных учебных учреждений позволила увеличить число желающих поступить в медицинские ВУЗы с 615 человек в 2011 году до 1205 в 2015 году. На проведение предварительной профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных учреждениях направлено создание медико-биологических классов (медицинских классов) под курацией медицинских ВУЗов. В настоящее время такие классы функционируют в 9 муниципальных образованиях Московской области:
N
Наименование муниципального образования Наименование образовательного учреждения Наименование медицинского ВУЗа
Количество выпускников медицинских классов в 2015 году 1
Воскресенский м/р
МБОУ «СОШ N 4»
РНИМУ
им. Н.И.Пирогова
20 чел.
2
Луховицкий м/р
МОУ «Луховицкая СОШ N 9»
Рязанский ГМУ
им. И.П.Павлова
6 чел.
3
Жуковский г/о
МОУ «СОШ N 8»
ПМГМУ
им. И.М.Сеченова
25 чел.
4
Мытищинский м/р
МБОУ «Лицей N 23»
ПМГМУ
им. И.М.Сеченова
32 чел.
5
Пушкинский м/р
МБОУ «СОШ N 8 с углубленным изучением отдельных предметов в г. Пушкино» РНИМУ
им. Н.И.Пирогова
21 чел.
б
Сергиево-Посадский м/р
МБОУ «Лицей N 24 им. Героя Советского Союза А.В.Корявина» РНИМУ
им. Н.И.Пирогова
24 чел.
7
Сергиево-Посадский м/р
ФРОСКОП МОУ Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б.Ольбинского Ярославская ГМА
30 чел.
8
Химки г/о
МБОУ «Лицей N 11» г. Химки
ПМГМУ
им. И.М.Сеченова
27 чел.
9
Красногорский м/р
МБОУ «Лицей N 1» пос. Нахабино Красногорского района ПМГМУ
им. И.М.Сеченова
25 чел.
Сотрудничество с высшими медицинскими учебными заведениями по организации целевой подготовки кадров с высшим медицинским и фармацевтическим образованием для Московской области продолжится. При этом основное внимание будет обращено отбору абитуриентов из числа профессионально ориентированных выпускников школ, организации медицинских классов в общеобразовательных школах. В настоящее время наиболее важным является решение двух основных задач: — обеспечение системы контроля на всем протяжении обучения в медицинском ВУЗе; — обеспечение возвращения выпускников, обучавшихся по целевым направлениям, в направлявшие их на учебу учреждения здравоохранения. Министерство продолжит осуществлять мониторинг состояния успеваемости студентов, обучающихся по целевым направлениям. Взаимодействие с медицинскими ВУЗами обеспечивает семестровый учет успеваемости, а также изменение прохождения образовательной программы в связи с болезнью, семейными обстоятельствами, прекращением обучения по различным причинам. Министерство продолжит участвовать в работе комиссий медицинских ВУЗов по трудоустройству выпускников, проведении торжественных мероприятий, связанных с посвящением в студенты и выдачей дипломов. В целях воздействия на уровень возвращаемости в Московскую область выпускников медицинских ВУЗов, направленных Министерством на учебу по целевым направлениям, с 2003 года оформление целевых направлений осуществляется только при наличии заключенного абитуриентом договора о последующей обязательной работе по полученной специальности с руководителями учреждений здравоохранения. В настоящее время заключаемый договор предусматривает обязательство работодателя о направлении выпускника ВУЗа на послевузовскую подготовку по конкретной специальности, предоставлении места трудоустройства по ее завершении, предоставлении мер социальной поддержки, а также обязательство выпускника получить послевузовскую подготовку и отработать не менее трех лет по полученной специальности в соответствии с заключенным договором. В целях повышения интереса выпускников в трудоустройстве в учреждениях здравоохранения Московской области продолжится расширение перечня баз практической подготовки студентов (медицинских ВУЗов и средних медицинских учебных заведений). Задача восполнения врачебных кадров за счет выпускников медицинских ВУЗов остается основополагающей для улучшения сложившейся кадровой ситуации. Отмена государственного распределения, даже с учетом частичной компенсации его договорной подготовкой специалистов, негативно повлияла на ситуацию с укомплектованностью медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, особенно в сельской местности. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о законодательном урегулировании трудоустройства выпускников медицинских ВУЗов в регионы, гарантирующие прибывающим специалистам решение социальных вопросов: предоставление жилой площади, выплату единовременной материальной помощи на проезд и обустройство, дополнительные выплаты к заработной плате особо востребованным специалистам и другое. Возможность установления таких мер социальной поддержки должна быть законодательно обоснована, равно как и обязанность специалистов отработать определенное количество времени данном регионе.
2. Подготовка средних медицинских работников в средних медицинских учебных заведениях Московской области
Основным источником пополнения учреждений здравоохранения Московской области специалистами среднего звена являются государственных образовательные учреждения среднего профессионального образования Московской области, подведомственные Министерству. Подготовка средних медицинских работников в 5 медицинских колледжах Московской области осуществляется по 7 специальностям среднего профессионального образования, относящимся к группе «Здравоохранение». В 2013 году открыта дополнительная подготовка специалистов по наиболее дефицитной специальности «Лабораторная диагностика» в Орехово-Зуевском медицинском колледже и Серпуховском медицинском училище. В медицинских колледжах обучается 6250 студентов, в том числе 4888 студентов (78%) — за счет средств бюджета Московской области. В соответствии с программными мероприятиями контрольные цифры приема увеличены в 2013 году с 1350 до 1500 человек, в 2014 году — до 1560 человек, в 2015 году — до 1575 человек. В 2015 году обучение за счет средств бюджета Московской области в медицинских колледжах Московской области завершили 1047 студентов, 56% из которых приступили к работе в учреждениях Московской области. Одним из важнейших вопросов обеспечения средними медицинскими кадрами учреждений здравоохранения является решение вопроса о допуске специалистов, окончивших обучение в медицинских колледжах Московской области, к работе на должностях, требующих дополнительной профессиональной подготовки. В соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утверждены приказом Минздравом Российской Федерации от 29.11.2012 N 982н. Сертификаты выдаются в соответствии с Номенклатурами специальностей, утвержденными Минздравом Российской Федерации. Согласно квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, выданные выпускникам сертификаты не дают им права занимать должности, требующие дополнительного профессионального образования и получения сертификата по соответствующей специальности:
Должность
Программа дополнительного профессионального образования Сертификат специалиста
Фельдшер скорой медицинской помощи
Скорая и неотложная помощь — усовершенствование 216 часов Скорая и неотложная помощь
Медицинская сестра врача общей практики (семейного врача) Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению — специализация 216 часов Общая практика
Операционная медицинская сестра
Операционное сестринское дело — специализация 216 часов Операционное дело
Медицинская сестра палат и отделений новорожденных Сестринский уход за новорожденным — специализация 216 часов Сестринское дело в педиатрии
Медицинская сестра детских соматических отделений Сестринская помощь детям — специализация 216 часов Сестринское дело в педиатрии
Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержден приказом Минздравом Российской Федерации от 05.06.1998 N 186. В соответствии с действующим законодательством к освоению дополнительных профессиональных программ с 1 сентября 2013 года допускаются лица, получающие среднее профессиональное образование. В связи с этим в 2015 году медицинские колледжи Московской области включили в образовательные программы проведение для студентов выпускных групп дополнительного профессионального образования в форме додипломной подготовки с учетом потребностей медицинских учреждений Московской области. Указанная дополнительная додипломная подготовка будет осуществляться на основе заключенных договоров студентов с учреждениями здравоохранения о последующей работе на должностях, требующих наличие сертификата о дополнительной профессиональной подготовке.
Наименование основной специальности профессиональной подготовки в соответствии с выдаваемым сертификатом специалиста Наименование дополнительной специальности профессиональной подготовки в соответствии с сертификатом специалиста, выдаваемым но результатам дополнительной доднпломной подготовке Лечебное дело
Скорая и неотложная помощь
Акушерское дело
Акушерское дело
Сестринское дело
Сестринское дело в педиатрии
Сестринское дело
Сестринское дело в педиатрии
Операционное дело
Общая практика
3. Послевузовская подготовка врачебных кадров в клинической интернатуре и клинической ординатуре (для осуществления завершения профессиональной подготовки и допуска к медицинской деятельности)
Послевузовская подготовка врачебных кадров в клинической интернатуре и клинической ординатуре (для осуществления завершения профессиональной подготовки и допуска к медицинской деятельности) осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Московской области. Министерством формируется потребность в послевузовской подготовке на основе фактически поданных заявок из учреждений здравоохранения московской области по конкретным специальностям подготовки. На основе сформированной потребности в подготовке специалистов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (как на текущий год, так и на перспективный период) Минздрав Российской Федерации ежегодно в установленном порядке выделяет квоту целевых мест для целевой подготовки врачей Московской области. Министерство с 2014 года осуществляет формирование автоматизированного отчета о комплектования выделенных целевых мест для Московской области на специально созданном портале Минздрава Российской Федерации. Вопросы взаимодействия Министерства с медицинскими Вузами в ходе оформления выпускников, в том числе обучавшихся в рамках целевого приема, для прохождения клинической интернатуры полностью отработаны в 2010 году. Выпускники прибывают в медицинские ВУЗы для прохождения клинической интернатуры по направлениям Министерства, в которых уже определена в соответствии с запросами учреждений здравоохранения Московской области конкретная специальность подготовки. Для получения послевузовской подготовки в интернатуре и ординатуре в 2015 году за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области направлено 290 врачей (по плану — 265). Для работы в учреждениях здравоохранения Московской области после окончания целевой клинической интернатуры и ординатуры прибыли 170 врачей, подготовленных по направлениям Московской области (всего до конца года ожидается 245 врачей). В Московской области послевузовская профессиональная подготовка в клинической интернатуре и клинической ординатуре осуществляется за счет средств бюджета Московской области на имеющихся областных базах подготовки: на факультете усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского и в МОНИИАГ. За период 2013-2015 годов для получения послевузовского профессионального образования на этих базах за счет средств бюджета Московской области было направлено 326 врачей. Министерство уделяет особое внимание к вопросам трудоустройства врачей после завершения ими послевузовской профессиональной подготовки в соответствии с полученной специальностью и квалификацией. Комплектование клинической интернатуры и клинической ординатуры проводится на основе обязательного заключения договора между врачом и направляющим его на учебу учреждением здравоохранения. Врачи, завершающие послевузовскую подготовку, получают оформленное Министерством направление на работу в учреждение здравоохранения Московской, области. Обеспечено взаимодействие с медицинскими ВУЗами о выдаче врачам вместе с сертификатами специалистов и документами об окончании послевузовской подготовки направлений Министерства для трудоустройства на работу в учреждения здравоохранения Московской области. Это сотрудничество будет продолжено в целях повышения возвратности специалистов на работу в учреждения, с которыми они заключали соответствующие договоры.
4. Привлечение на работу медицинских кадров отдельных специальностей
Привлечение на работу в учреждения здравоохранения Московской области врачей отдельных специальностей за счет установления особых социальных преференций в краткосрочном периоде может решить вопрос о восполнении учреждений здравоохранения Московской области специалистами наиболее востребованных специальностей. 4.1. Привлечении врачей в учреждения сферы охраны материнства и детства, в том числе в новые перинатальные центры. Принятие Правительством Московской области постановления от 21.08.2012 N 1015/31, в соответствии с которым с 01.09.2012 осуществлено повышение заработной платы в размере 100% должностного оклада врачам-неонатологам, врачам-анестезиологам-реаниматологам и медицинским сестрам отделений новорожденных и палат интенсивной терапии для новорожденных позволило увеличить по итогам 2014 года число врачей-неонатологов на 25,3% по сравнению с 2011 годом. В 2016 году в Московской области планируется открытие трех перинатальных центров в гг. Коломна, Наро-Фоминск, Щелково. На 2014-2016 годы Министерством запланирована целевая подготовка врачей Московской области в целевой клинической интернатуре и целевой клинической ординатуре для специалистов, которые планируются для работы в перинатальных центрах:
Наименование специальности
2014
2015
2016
ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
Федеральные организации
ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
Федеральные организации
ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
Федеральные организации
Интернатура
Акушерство и гинекология
3
7
3
7
3
7
Анестезиология-реаниматология
13
2
10
13
Неонатология
2
2
2
3
2
5
Ординатура
Акушерство и гинекология
10
1
10
10
1
Анестезиология-реаниматология
6
6
4
Неонатология
2
3
3
4.2. Привлечение врачей в сельские учреждения здравоохранения. С 2012 года в Московской области реализуется выполнение ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» о привлечении на работу врачей в сельские учреждения здравоохранения (с 2013 года — и в рабочие поселки) с выплатой единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей. С 2013 года указанные выплаты осуществляются за счет 50-процентного софинансирования из средств бюджета Московской области. В результате реализации данного Федерального закона на работу в сельские учреждения здравоохранения 32-х муниципальных образований в 2012-2014 годах привлечено 347 врачей, в 2015 году — 112. Всего в 2015 году планируется привлечь 200 врачей, для чего в бюджете Московской области предусмотрено 100 млн. рублей. Специалистам, работающих и имеющих место жительства в сельских населенных пунктах, установлены дополнительные меры социальной поддержки: — должностные оклады повышены на 25%;
— медицинские и фармацевтические работники и члены их семей освобождаются от оплаты жилья и коммунальных услуг, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, — от оплаты за топливо и транспортные услуги по его доставке. На территории Московской области реализовывалась долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов», в рамках которой обеспечивались жильем молодые семьи и молодые специалисты, работающие или изъявившие желание работать в социальной сфере сельской местности, в том числе в здравоохранении. В соответствии с данной программой за период 2008-2012 годы жильем обеспечены 72 врача учреждений здравоохранения в сельской местности. В 2012 году утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы», предусматривающая продолжение проведения указанной деятельности. В целях привлечения и закрепления медицинских кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности целесообразно рассмотреть вопрос: — выделения медицинским работникам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; — оснащения отдаленных учреждений (офисов врачей общей практики, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) автомобильным транспортом либо обеспечения материальной компенсации расходов при эксплуатации в рабочих целях личного транспорта; — о единовременной денежной компенсации в размере 300 тысяч рублей медицинским работникам, прибывающим для работы, при условии обязательного срока работы в данном учреждении не менее трех лет. 4.3. Привлечение врачей обшей практики (семейных врачей) и среднего персонала, работающего с ними. В соответствии с перспективными планами деятельности предусматривается дальнейшая реорганизация первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики (семейной медицины). Комплектование врачами офисов врачебной практики в 2014 и последующих годах предусматривается за счет двух источников: А). Подготовки имеющихся врачебных кадров по специальности «врач общей практики (семейный врач)». Основное число врачей общей практики готовится на факультете усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского (далее — ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского) за счет средств бюджета Московской области. В 2011-2014 годах подготовлено 325 врачей общей практики, в том числе 306 (94% ) — за счет средств бюджета Московской области. В 2013-2015 годах на ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского предусмотрена ежегодная подготовка 97 врачей общей практики, в том числе: — 32 — на циклах профессиональной переподготовки; — 45 — на циклах сертификационного усовершенствования; — 2 — на циклах тематического усовершенствования. Б). Привлечение на работу врачей из других муниципальных образований Московской области, из других субъектов Российской Федерации. В этих целях Министерство разработало проект Правил проведения отбора специалистов для комплектования вакантных должностей врачей по наиболее востребованным специальностям, в государственных учреждениях здравоохранения Московской области с предоставлением жилой площади (приложение N 1). Подготовка медицинских сестер, работающих с врачами общей практики, полностью осуществляется в медицинских колледжах и училищах Московской области за счет средств бюджета Московской области. В 2011-2014 годах подготовлено 327 специалистов.
5. Закрепление медицинских кадров на рабочих местах за счет улучшения их социально-экономического положения
Одним из важнейших направлений деятельности, влияющих на сохранение и успешное восполнение медицинских кадров, является дальнейшее улучшение социально-экономического положения и уровня жизни работников здравоохранения. Закрепление медицинских кадров на рабочих местах в учреждениях здравоохранения Московской. области предусматривает решение вопросов улучшения социально-экономического положения: 5.1. Повышение уровня оплаты труда.
В целях привлечения на работу в учреждения здравоохранения Московской области медицинских работников Правительством Московской области приняты меры по повышению заработной платы работников здравоохранения и предусмотрено поэтапное повышение заработной платы медицинских работников в 2013-2018 годах, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики». Правительством Московской области принято постановление от 25.03.2013 N 207/10 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения Московской области», в соответствии с которым планируется рост заработной платы медицинского персонала по отношению к средней заработной плате по Московской области в том числе: — врачей до 200% — к 2018 году,
— среднего персонала до 100% — к 2018 году, — младшего медицинского персонала до 100% — к 2018 году. С 1 июля 2015 года размер ежемесячной доплаты в течение трех лет к заработной плате молодым специалистам (врачам и средним медработникам), впервые принятым на работу по полученной специальности в учреждения здравоохранения Московской области в год окончания обучения, увеличен с 1000 до 3000 рублей. 5.2. Улучшение жилищных условий.
В целях улучшения социально-экономического положения в 2014 году для работников здравоохранения администрациями муниципальных образований Московской области выделено 445 единиц жилой площади, в первом полугодии 2015 года — 201 единица жилой площади. По состоянию на 01.07.2015 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 722 врача И 988 средних медработников государственных учреждений. В целях развития системы здравоохранения Московской области, привлечения высококвалифицированных врачей, повышения доступности и качества оказываемой населению Московской области медицинской помощи предлагается выделение жилой площади на условиях льготного ипотечного кредитования по принципу, соответствующему уровням оказания медицинской помощи: I уровень — выделение администрациями муниципальных образований жилой площади для врачей первичного звена здравоохранения (в первую очередь терапевтов и педиатров), а также земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. II уровень — выделение жилой площади для врачей консультативно-диагностических центров на условиях 50%-ного софинансирования за счет средств бюджета Московской области и средств муниципальных бюджетов. III уровень — выделение жилой площади для врачей, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь за счет средств бюджета Московской области. Привлечение врачей планируется осуществить на основе широкого информирования медицинской общественности посредством размещения информации: — на официальном сайте Правительства Московской области; — на официальном сайте Министерства здравоохранения Московской области; — при содействии Врачебной палаты Российской Федерации и Некоммерческого партнерства «Врачебная палата Московской области»; — в социальных сетях;
— на специализированных сайтах поиска вакантных должностей (hh и другие); — в газете «Медицинская газета».
Отбор врачей для работы в Московской области на условиях льготного ипотечного кредитования предполагается осуществлять в соответствии с разработанным проектом Правил проведения отбора специалистов для комплектования вакантных должностей врачей по наиболее востребованным специальностям в государственных учреждениях здравоохранения Московской области с предоставлением жилой площади (приложения N 1, N 2). 5.3. Улучшение социально-экономического положения медицинских работников, достигших признанных обществом успехов в профессиональной деятельности. В Московской области выстроена система проведения мероприятий, направленных на повышение престижа профессии медицинского работника. Ежегодно проводятся: — областной конкурс «Лучший по профессии» среди медицинских сестер (братьев) учреждений здравоохранения Московской области; — в соответствии с планом мероприятий Правительства Московской области по подготовке и проведению Праздника труда — областной конкурс «Лучший по профессии» среди средних медицинских работников по отдельным специальностям; — конкурс «Лучший врач Московской области»; — областная Олимпиада выпускников медицинских колледжей и училищ Московской области по специальности «Сестринское дело». Врачи Московской области ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе «Лучший врач» и занимают призовые места. За успехи в своей трудовой деятельности в 2014 году государственными и областными наградами, почетными грамотами и благодарностями разного уровня поощрены 1882 работника здравоохранения. В 2015 году впервые победители областных конкурсов среди врачей и средних медработников (28 человек) получили денежные премии в размере 150 и 80 тысяч рублей.
6. Повышение квалификационного уровня медицинских кадров на основе дальнейшего развития системы совершенствования непрерывного образования
Качество квалификационного уровня кадров, их профессиональной подготовки и переподготовки играет особую роль в условиях модернизации и структурного реформирования здравоохранения. В основу стратегии развития системы дополнительного профессионального образования заложена необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом структурной перестройки здравоохранения, его потребности в конкретных специалистах. Объемы последипломной подготовки кадров формируются на основе соответствующих заказов учреждений здравоохранения. Порядок повышения квалификации, переподготовки и стажировки медицинских и фармацевтических работников установлен приказом Минздрава Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». Повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» и квалификационными характеристиками, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н. Последипломная подготовка осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области. Министерство ежегодно формирует заявки на обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских работников с учетом прогнозной потребности в специалистах здравоохранения на последующие годы. Сформированные заявки подаются Министерством в Минздрав Российской Федерации в разрезе специальностей и баз подготовки. Базами последипломной подготовки специалистов Московской области за счет средств федерального бюджета являются: — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова; — Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова; — Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова; — Российская медицинская академия последипломного образования; — Тверской государственный медицинский университет. Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно удовлетворяет в полном объеме заявки Министерства. В течение 2014 года дополнительную профессиональную подготовку по программам общего и тематического усовершенствования, а также профессиональной переподготовки и специализации получили 7923 врача и 9181 средний медицинский работник, что составило от общего числа работающих специалистов данных категорий 35,2% и 19,4%. Подавляющая часть медицинских работников обучается на имеющихся в Московской области учебных базах. 70,7% (5601) врачей и 87% (7997) средних медицинских работников, подготовленных в 2014 году, обучались на факультете усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского (далее — ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского) и в 11 отделениях повышения квалификации средних медицинских работников в медицинских колледжах Московской области. За счет бюджета Московской области на ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского и в учебных заведениях Московской области подготовлено 79% (4420) врачей и 86% (6904) средних медработников от общего числа подготовленных здесь в течение года специалистов данных категорий. На 2015 год предусмотрено выделение финансовых средств из бюджета Московской области для дополнительной профессиональной подготовки 4431 врача и 6415 средних медицинских работников на областных учебных базах, а также послевузовской подготовки 120 врачей на базе ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского (60 — в клинической интернатуре, 60 — в клинической ординатуре). За 9 месяцев 2015 года прошли обучение 1138 врачей на федеральных базах и за счет средств бюджета Московской области — 2738 врачей на базе ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского и 3945 средних медицинских работников — в медицинских колледжах Московской области. Практическая подготовка медицинских работников осуществляется в учреждениях здравоохранения московской области, с которыми в установленном порядке заключены договоры образовательными учреждениями. ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского имеет 23 базы практической подготовки слушателей в учреждениях здравоохранения Московской области, медицинские колледжи — более 100 баз практической подготовки студентов и слушателей в учреждениях здравоохранения Московской области. В Московской области имеется 12 учреждений здравоохранения, имеющие статус «клинические», в соответствии с договорами с медицинскими ВУЗами и учреждениями дополнительного профессионального образования медицинских работников. В этих учреждениях осуществляется прохождение практики студентов, а также практическая подготовка врачей-интернов, врачей-ординаторов и слушателей циклов дополнительного профессионального образования.
N
Наименование клинического учреждения здравоохранения Московской области Наименование образовательного медицинского учреждения, с которым осуществляется взаимодействие 1.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская городская клиническая больница» Российская медицинская академия последипломного образования, МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
2.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская городская клиническая больница N 3» МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
3.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Жуковская городская клиническая больница» МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
4.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Мытищинская городская клиническая больница» МГМСУ им. А.И.Евдокимова
5.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Истринская районная клиническая больница» МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
6.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Московской области «Химкинская центральная клиническая больница» Российский университет Дружбы народов,
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова,
Российская медицинская академия последипломного образования, МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского 7.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Ступинская центральная районная клиническая больница» МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
8.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Видновская районная клиническая больница» Государственная классическая академия имени Маймонида, МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
9.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Московской области «Центральная городская клиническая больница г. Реутов» Первый МГМУ им. И.М.Сеченова
10.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского» МГМСУ им. А.И. Евдокимова,
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
11.
Государственное автономное учреждение здравоохранения Московской области «Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации» МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского
12.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Центральная клиническая психиатрическая больница» Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, МГМСУ им. А.И.Евдокимова
С 2011 года в деятельность ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского начали внедряться симуляционные технологии обучения слушателей. С 2014 года все виды, формы и средства симуляционного обучения на ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского объединены в единую структуру — Московский областной симуляционный тренинг-центр, созданный с учетом приказов Минздрава Российской Федерации и рекомендаций Российского общества симуляционного обучения в медицине. Начиная с момента организации симуляционного учебного центра в нем прошли обучение более 1500 медицинских работников. Подготовка специалистов службы родовспоможения и детства в Московской области ведется на кафедре акушерства и гинекологии с курсом неонатологии ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского. Кафедра оснащена современными электронными манекенами-тренажерами. Это позволило в 2012 году организовать на базе ГБУЗ Московской области «Московский областной перинатальный центр» областной симуляционный центр обучения врачей-акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов и среднего медицинского персонала медицинских учреждений области навыкам реанимации новорожденных и детей раннего возраста жизни. В Московском областном симуляционном тренинг-центре ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского проведено обучение по следующим направлениям:
Наименование программы подготовки
Категория слушателей
Число слушателей, прошедших обучение в симуляционном центре «Первая помощь» (базовые мануальные навыки оказания неотложной помощи) Руководители, заместители руководителей по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, врачи различных специальностей 658 чел.
«Скорая медицинская помощь при острой травме»; «Сердечно-легочная реанимация»
врачи и фельдшера скорой медицинской помощи 363 чел.
«Трудные дыхательные пути»;
«Анестезиологическое обеспечение лапароскопических вмешательств» хирурги, анестезиологи-реаниматологи
145 чел.
«Эндохирургические операции»
хирурги
157 чел.
«Диагностика заболеваний глаз»;
«Неотложная оториноларингология»
112 чел.
«Общая врачебная практика»
врачи общей практики
138 чел.
«Первичная реанимационная помощь и интенсивная терапия в неонатологии» неонатологи
433 чел.
В Московских областных медицинских колледжах N 1 и N 2, являющихся основными базами повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием, практические занятия со слушателями проводятся в симуляционных кабинетах, оснащенных тренажерами и фантомами ведущих производителей (приложение N 3). В настоящее время для симуляционного обучения в колледжах оборудованы кабинеты «Медицины катастроф и основ реаниматологии», «Сестринского дела», «Сестринского дела в педиатрии», «Сестринского дела в хирургии», в которых обучающиеся отрабатывают выполнение основных манипуляций ухода за пациентами и оказания неотложной помощи в условиях имитации профессиональной деятельности. С 2014 года в симуляционных кабинетах медицинских колледжей проводятся занятия для слушателей отделений повышения квалификации по следующим направлениям:
Наименование программы подготовки
Категория слушателей (специальности подготовки) Число слушателей, прошедших обучение в симуляционных кабинетах «Стандарты практической деятельности медицинской сестры» «Сестринское дело»;
«Сестринское дело в педиатрии»;
«Анестезиология и реаниматология»;
«Общая практика»
2000 чел.
«Оказание медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях»; «Основы сердечно-легочной реанимации»
все специальности
4500 чел.
7. Совершенствование управления
кадровыми ресурсами здравоохранения
Организация управления кадровыми ресурсами здравоохранения в соответствии с принципами и требованиями современной теории научного управления человеческими ресурсами, а также на современном этапе является необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала здравоохранения Московской области с учетом особенностей комплектования его медицинскими кадрами. Постановлением Правительства Московской области от 16.09.2014 N 759/37 внесены изменения в Государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2018 годы, согласно которым комплекс мероприятий по обеспечению учреждений здравоохранения Московской области медицинскими кадрами выделен в отдельную подпрограмму N 7. Проведен комплекс мероприятий, связанных с передачей с 1 января 2015 года отдельных полномочий в сфере здравоохранения с муниципального уровня на уровень Московской области. В соответствии с поручением Губернатора Московской области А.Ю.Воробьева обеспечено привлечение на работу в Московскую область медицинских работников: к 1 сентября 2015 года по сравнению с началом года число врачей увеличилось на 800 человек, средних медицинских работников — на 1400 человек. Внедрение новых подходов к вопросам обеспечения медицинскими работниками учреждений здравоохранения требуют организации проведения мониторинга численности медицинских кадров по отдельным специальностям, углубленного учета их качественных признаков, формирования и ведения регистров отдельных категорий медицинских работников. В настоящее время Министерством создается в Медицинском информационно-аналитическом центре единая база всех медицинских и фармацевтических кадров учреждений здравоохранения Московской области по широкому спектру учетных признаков. Предусматривается дополнительное расширение учетных возможностей данной базы в целях мониторинга штатной численности, уровня заработной платы и социальных льгот, предоставляемых медицинским работникам. В целях снижения нагрузки на сотрудников кадровых служб учреждений здравоохранения в 2015 году запланировано обеспечение взаимодействие данной системы с имеющимися информационными программными продуктами по учету кадров в учреждениях здравоохранения Московской области для осуществления автоматической выгрузки имеющихся данных. Одновременно с этим, в целях повышения качества обработки персональных данных, расширения спектра учетных признаков, а также получения оперативной информации, связанной с численностью работников, необходимо рассмотреть вопрос о внедрении в практическую деятельность Министерства и подведомственных ему учреждений информационных систем при осуществлении деятельности, связанной с: 1) оформлением выпускников медицинских ВУЗов для прохождения интернатуры и учетом их трудоустройства после завершения обучения; 2) направлением врачей для обучения в целевую клиническую ординатуру и учетом их трудоустройства после завершения обучения; 3) оформлением целевых направлений для поступления в медицинские ВУЗы и учетом трудоустройства специалистов после завершения обучения; 4) организацией и учетом прохождения медицинской практики в учреждениях здравоохранения Московской области студентами высших и средних медицинских образовательных учреждений; 5) формированием реестра руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству; 6) формированием резерва лиц на выдвижение на руководящие должности в государственных учреждениях здравоохранения Московской области; 7) представлением работников здравоохранения к награждению государственными наградами, наградами Московской области, знаками отличия, ведомственными наградами; 8) трудоустройством и трудовой деятельностью работников Министерства, назначенных на должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Московской области; 9) аттестацией на квалификационные категории врачей и средних медицинских работников Московской области; 10) учетом имеющихся вакантных должностей врачей и средних медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Московской области. Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения напрямую зависит от поддержания высокого профессионального уровня руководящего состава, формирования резерва руководящих работников, обладающих необходимыми организационными навыками и современными знаниями в области управления. Для определения уровня теоретических знаний руководителей учреждений здравоохранения Министерство издало приказ от 02.09.2015 N 1228 «О мероприятиях по повышению квалификации руководителей государственных учреждений здравоохранения Московской области», в соответствии с которым с 14 сентября по 1 октября 2015 года проводится тестовый контроль знаний руководителей учреждений здравоохранения основных вопросов организации здравоохранения и общественного здоровья. После обобщения результатов тестового контроля знаний руководителей будут разработаны предложения по проведению дополнительных циклов лекций для руководителей на кафедре «Организация здравоохранения и общественное здоровье» ФУВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского. Предусматривается проведение тестового контроля знаний лиц, рекомендуемых для включения в резерв на выдвижение на руководящие должности в учреждениях здравоохранения с учетом результатов проведенного тестового контроля знаний руководителей. В настоящее время сформирован перечень 959 должностей в 333 учреждениях здравоохранения для подбора кандидатов на включение в резерв на выдвижение на данные должности. Подобрано 874 кандидата для включения в резерв. Министерство во исполнение поручения министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой формирует группу из 86 руководителей учреждений здравоохранения Московской области для обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования по финансово-экономической деятельности медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Обучение первой группы руководителей начнется 28 сентября 2015 года на базе МГМСУ им. А.И.Евдокимова. В дальнейшем такое обучение будет осуществляться Минздравом Российской Федерации на принципах непрерывного медицинского образования для разных категорий руководителей учреждений здравоохранения, что позволит сформировать современную модель управления медицинской организацией.
Приложение N 1
к Концепции обеспечения медицинскими
кадрами государственных учреждений
здравоохранения Московской области
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ ПО НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
- Общие положения
Правила проведения отбора специалистов для комплектования вакантных должностей врачей по наиболее востребованным специальностям в государственных учреждениях здравоохранения Московской области с предоставлением жилой площади (далее — Правила) определяют порядок проведения и критерии отбора специалистов с высшим профессиональным образованием для последующего комплектования вакантных должностей врачей по наиболее востребованным специальностям (далее — отбор специалистов) в государственных учреждениях здравоохранения Московской области (далее — учреждения здравоохранения) с предоставлением жилой площади: для данных специалистов. Предоставление жилой площади осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства по результатам произведенного отбора специалистов. Основными принципами проведения отбора специалистов являются гласность, открытость, «прозрачность» процедур, обеспечение равных возможностей для участия в нем врачей наиболее востребованных специальностей, изъявивших желание работать в учреждениях здравоохранения Московской области на условиях предоставления жилой площади.
2. Цели и задачи отбора специалистов
Целями и задачами отбора специалистов являются: — выявление наиболее профессионально подготовленных специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками врачей, работающих в учреждениях здравоохранения Московской области, а также в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации; — повышение уровня укомплектованности врачебными кадрами учреждений здравоохранения Московской области и обеспечение доступной своевременной и эффективной медицинской помощи для населения Московской области; — повышение активности органов и учреждений здравоохранения Московской области в реализации комплекса мер по привлечению на работу высококвалифицированных врачей и закреплении их на рабочих местах за счет улучшения их социально-экономического положения. — повышение престижа и авторитета профессии врача, признание обществом заслуг врачей в сохранении здоровья и спасении жизни человека, формирование эффективного трудового социально-активного потенциала в экономическом развитии Московской области.
3. Порядок проведения отбора специалистов
3.1. Настоящий порядок устанавливает процедуру проведения основных этапов отбора специалистов, требования к оформлению и представлению документов специалистами, изъявивших желание работать в учреждениях здравоохранения Московской области на условиях предоставления жилой площади (далее — специалисты). 3.2. Процедура отбора специалистов состоит из нескольких этапов: — первый этап — осуществляется учреждениями здравоохранения; — второй этап — осуществляется Комиссией по отбору специалистов Министерства здравоохранения Московской области (далее — Комиссия Министерства). 3.3. На всех этапах процедуры отбора специалистов осуществляется размещение соответствующей информации о потребности во врачах наиболее востребованных специальностей, требованиях к оформлению и представлению документов специалистами. 3.4. Перечень наиболее востребованных специальностей формируется учреждениями здравоохранения в соответствии с имеющейся реальной потребностью во врачебных кадрах. Сводный перечень наиболее востребованных специальностей формируется Министерством здравоохранения Московской области (далее — Министерство). Порядок формирования и актуализации перечня наиболее востребованных специальностей устанавливается Министерством. 3.5. В процедуре отбора имеют право принять участие специалисты, работающие в учреждениях здравоохранения Московской области, а также в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации, со стажем практической работы по имеющейся специальности не менее трех лет при условии наличия соответствующих документов, подтверждающих наличие уровня профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными требованиями к нему, установленными федеральным органом государственной власти в сфере здравоохранения. 3.6. Специалисты представляют в учреждения здравоохранения следующие документы: — копию диплома о высшем образовании;
— копию документов о получении послевузовской подготовке (интернатуре, ординатуре); — копии документов о дополнительной профессиональной подготовке (переподготовке, тематическом усовершенствовании знаний); — копию удостоверения о наличии квалификационной категории; — копию трудовой книжки;
— автобиографию и анкету с фотографией 4×6 см; — характеристику с места работы;
— сведения о научных и практических публикациях в медицинских изданиях специальностями, иные сведения, связанные с трудовой деятельностью (сведения о внедрении специалистом или при его непосредственном участии новых технологий профилактики, диагностики и лечения, рационализаторских предложениях, участии в конкурсах профессионального мастерства и т.д.). 3.7. Учреждения здравоохранения осуществляют учет обратившихся специалистов, проводят анализ представленных документов и представляют сведения о возможном трудоустройстве специалистов в Министерство. 3.8. Учреждения здравоохранения проводят контрольный анализ соответствия специалистов предъявляемым требованиям, обеспечивают ведение учета специалистов, получение дополнительных документов в целях решения вопроса о предоставлении служебной жилой площади и представляют необходимые сведения в Министерство для принятия решения об отборе специалиста.
4. Комиссия по отбору специалистов
Министерства здравоохранения Московской области и критерии отбора специалистов
4.1. Комиссия Министерства образуется локальным нормативным актом Министерства, которым также утверждается ее персональный состав. 4.2. В состав Комиссии Министерства входят: — министр здравоохранения Московской области; — уполномоченные министром здравоохранения Московской области заместители министра здравоохранения Московской области и руководители структурных подразделений Министерства; — представители структурных подразделений Министерства, осуществляющих работу по данному направлению; — руководители (представители) учреждений здравоохранения; — председатель Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (по согласованию); — представители профессиональных общественных организаций и медицинской общественности (по согласованию). 4.3. Комиссия Министерства организует учет представленных учреждениями здравоохранения документов специалистов. Перечень документов, подлежащих представлению в Комиссию Министерства утверждается локальных нормативным актом Министерства. 4.4. На заседании Комиссии Министерства коллегиально рассматриваются представленные документы специалистов и рекомендации учреждений здравоохранения с учетом реальной их потребности во врачах наиболее востребованных специальностей. В случае необходимости Комиссия Министерства может принять решение о необходимости проведения собеседования со специалистом. 4.5. Критерии отбора. При принятии решения Комиссия Министерства принимает во внимание следующие критерии отбора: — соответствие уровня профессиональной подготовки установленным требованиям; — наличие квалификационной категории по специальности; — стаж практической деятельности по специальности не менее трех лет; — возраст специалиста до 46 лет;
— результаты практической деятельности, основные показатели лечебной деятельности, спектр практических навыков; — наличие позитивных отзывов пациентов; — осуществление дополнительной научной деятельности, наличие публикаций в профессиональных и научно-популярных изданиях; — наличие наград, знаков отличий;
— наличие положительных характеристик и рекомендаций с указанием конкретных заслуг специалиста. 4.6. Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Комиссии Министерства, присутствующих на заседании, но не менее половины от ее состава. Принятое решение оформляется протоколом. 4.7. Выписка из решения Комиссии Министерства направляется в Жилищную комиссию Министерства строительного комплекса Московской области для утверждения кандидатов на вакантные должности врачей по наиболее востребованным специальностям с последующим предоставлением жилой площади.
Приложение N 2
к Концепции обеспечения медицинскими
кадрами государственных учреждений
здравоохранения Московской области
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О ВЫДЕЛЕНИИ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ НА УСЛОВИЯХ ЛЬГОТНОГО ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование муниципальных образований
Консультационно-диагностические центры (13) Детские консультационно-диагностические центры (17) Сосудистые центры и первичные сосудистые отделения (5) Перинатальные центры (3)
Родильные дома (7)
Станции скорой медицинской помощи (14)
Хирургический корпус Московского областного онкологического диспансера Московская областная детская больница
Фтизиатрические учреждения (10)
Психиатрические учреждения (3)
г/о Балашиха — 40
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр) 8
(2 онколога, радиолог, радиотерапевт,
рентгенолог,
врач ультразвуковой диагностики,
врач функциональной диагностики,
врач клинико-лабораторной диагностики)
3
фтизиатр
Волоколамский м/р — 5
2
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
3
фтизиатр
Дмитровский м/р — 44
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
г/о Долгопрудный — 11
7
(2 невролога,
1 нейрохирург,
2 эндоваскулярный диагност,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
г/о Домодедово — 51
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
7
(2 невролога,
1 нейрохирург,
2 эндоваскулярный диагност,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
г/о Жуковский — 18
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
Истринский м/р — 3
3
фтизиатр
Клинский м/р — 18
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
г/о Коломна — 53
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
7
(2 невролога,
1 нейрохирург,
2 эндоваскулярный диагност,
2 врача клинико-лабораторной диагностики) 12
(4 неонатолога,
4 анестезиолога-реаниматолога,
2 врача ультразвуковой диагностики,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
5
психиатр
г/о Королев — 25
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
Красногорский м/р — 47
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
Ленинский м/р — 44
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
Лотошинский м/р — 5
5
психиатр
Луховицкий м/р — 26
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
8
(2 невролога,
2 нейрохирурга,
2 эндоваскулярный диагност,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
Люберецкий м/р — 49
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
2
(2 врача скорой медицинской помощи)
3
фтизиатр
Можайский м/р — 2
2
(2 врача скорой медицинской помощи)
Мытищинский м/р — 36
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
3
(2 врача скорой медицинской помощи,
психиатр)
3
фтизиатр
Наро-Фоминский м/р — 58
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
12
(4 неонатолога,
4 анестезиолога-реаниматолога, 2 врача ультразвуковой диагностики, 2 врача клинико-лабораторной диагностики)
2
(2 врача скорой медицинской помощи)
Одинцовский м/р — 47
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
г/о Орехово-Зуево — 51
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
4
(акушер-гинеколог, анестезиолог-реаниматолог, 2 неонатолога)
3
фтизиатр
г/о Подольск — 21
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи,
психиатр)
Подольский м/р — 6
б
(кардиолог,
гастроэнтеролог,
невролог,
офтальмолог,
врач-ЛОР,
врач клинико-лабораторной диагностики)
Пушкинский м/р — 7
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
3
фтизиатр
Раменский м/р — 7
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
3
фтизиатр
г/о Реутов — 18
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
Сергиево-Посадский м/р — 48
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
4
(акушер-гинеколог,
анестезиолог-реаниматолог,
2 неонатолога)
Солнечногорский м/р — 44
26
(2 терапевта,
2 гастроэнтеролога,
2 пульмонолога,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 хирурга,
2 травматолога-ортопеда,
2 рентгенолога,
2 эндоскописта,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
Ступинский м/р — 10
7
(2 невролога,
1 нейрохирург,
2 эндоваскулярный диагност,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
г/о Химки — 3
3
(2 врача скорой медицинской помощи, психиатр)
Чеховский м/р — 5
5
психиатр
Щелковский м/р — 17
14
(6 неонатологов,
4 анестезиолога-реаниматолога,
2 врача ультразвуковой диагностики,
2 врача клинико-лабораторной диагностики)
3
фтизиатр
г/о Электросталь — 21
18
(2 педиатра,
2 кардиолога,
2 невролога,
2 ЛОР-врача,
2 офтальмолога,
2 рентгенолога,
2 хирурга,
2 врача клинико-лабораторной диагностики, 2 врача функциональной диагностики)
—
3
фтизиатр
Всего — 840
338
306
36
38
28
35
8
6
30
15
Приложение N 3
к Концепции обеспечения медицинскими
кадрами государственных учреждений
здравоохранения Московской области
ОБОРУДОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГ-ЦЕНТРА ФУВ МОНИКИ ИМ. М.Ф.ВЛАДИМИРСКОГО
N п/п
Название (состав) тренажера-симулятора
Предназначение тренажера-симулятора
1
«Оживленная Анна», набор манекенов с имитацией различных травм и повреждений Отработка приемов первой помощи медицинскими работниками всех специальностей 2
Симуляторы по устранению острой респираторной недостаточности, катетеризации периферических сосудов, проведению сердечно-легочной реанимации, остановке наружного кровотечения, наложению повязок и транспортных шин Отработка приемов экстренной медицинской помощи при острой травме, сердечно-легочной реанимации (анестезиологи-реаниматологи, врачи скорой медицинской помощи, врачи-интерны, врачи-ординаторы всех специальностей) 3
Набор приборов и аппаратуры, используемых в общей врачебной практике — офис врача ОВП Отработка приемов общей врачебной практики 4
Анестезиолого-реанимационный блок (дыхательная аппаратура, средства восстановления проходимости дыхательных путей, дефибрилляторы и др.) Отработка методик анестезиолого-реанимационного пособия при различных клинических случаях 5
Лапароскопический комплекс ЭЙДОС (г. Казань) Операционный модуль.
Отработка упражнений при проведении лапароскопических операций 6
Симулятор для отработки навыков ангиографии и эндоваскулярных операций ЭЙДОС (г. Казань) Отработка упражнений по эндоваскулярной хирургии 7
Неонатологический комплекс, состоящий из 7 модулей Отработка неонатологических навыков
Перечень фантомов, использующихся в медицинских колледжах Московской области для симуляционного обучения средних медицинских работников
N п/п
Наименование фантома:
Страна производитель
Манипуляции, отрабатываемые на фантоме
1
Модель по сестринскому уходу
Германия
манипуляции связанные с уходом за пациентом, инъекции и наложение повязок 2
Тренажер для внутрикожных инъекций W44097 Германия
внутрикожные инъекции
3
Тренажер для освоения навыков внутримышечных инъекций LF 00961U США
внутримышечные инъекции
4
Тренажер руки для внутривенных инъекций P50 США
внутривенные инъекции, взятие крови из вены, проведение инфузионно-трансфузионной терапии, гемотрансфузий 5
Учебная модель пролежней SB 46502
США
манипуляции по профилактике и лечению пролежней разных степеней б
Имитатор постановки клизмы WI53538
США
постановка разных видов клизм
7
Профессиональный реанимационный манекен-тренажер с устройством электронного контроля с выдвижной челюстью США
навыки оказания первой помощи, проведение сердечно-легочной реанимации 8
Тренажер для освоения навыков катетеризации мочевого пузыря LF 00855U США
катетеризация мочевого пузыря мужчины
9
Тренажер для освоения навыков катетеризации мочевого пузыря LF 00855U США
катетеризация мочевого пузыря женщины
10
Тренажер внутривенных инъекций W30501
США
внутривенные инъекции, взятие крови из вены 11
Учебный набор ран Deluxe PP00890
США
наложение повязок, первичная хирургическая обработка ран 12
Макет руки для освоения навыков наложения швов W44003 Германия
наложение и снятие швов, наложение повязок 13
Манекен-тренажер задыхающегося (верхний торс взрослого человека «ШОК») РР 01602 США
приемы оказания первой помощи при обструкции верхних дыхательных путей 14
Реанимационный манекен «ПДА-СТАТ»
США
навыки оказания первой помощи, проведение сердечно-легочной реанимации 15
Педиатрический манекен для сестринского ухода «Майк-Мишель», 5 лет SB22746 США
манипуляции по уходу за педиатрическим пациентом 16
Тренажер Simon
США
освоения навыков восстановления проходимости дыхательных путей 17
Аускультативный тренажер с виртуальным стетоскопом -интубация взрослый S315.300 США
интерактивная обучающая система с фиксированными точками для выслушивания тонов сердца и звуков легких 18
«Максим-III-01»
Россия
отработки навыков сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий и тестовыми режимами 19
«Анна»
Норвегия
отработки навыков сердечно-легочной реанимации 20
Тренажер для отработки приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении «лежа» и «стоя» Россия
отработки приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении «лежа» и «стоя» 21
Тренажер»Беби Анне» — детский тренажер-манекен Норвегия
отработки навыков сердечно-легочной реанимации 22
Аппарат дыхательный ручной АДР-МП-В (мешок Амбу) Россия
отработки навыков сердечно-легочной реанимации 23
Прибор для индикации эффективности непрямого массажа сердца Россия
отработки навыков непрямого массажа сердца 24
Учебный дефибриллятор PowerHearn AED
США
обучения основным навыкам оказания неотложной помощи с помощью дефибриллятора и правильного выполнения процедур дефибрилляции 25
Аппарат ингаляционного наркоза АНпСП-01-«ТНТ» Россия
отработки навыков ингаляций газами