Данный документ носит рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях. В соответствии с Трудовым кодексом РФ системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2003 г. N 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет: Утвердить Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
Утверждены
Постановлением
Минтруда России
от 22 декабря 2003 г. N 86
НОРМАТИВЫ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ
I. Общая часть
- Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов (далее — Нормативы численности работников) разработаны федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Министерства труда и социального развития Российской Федерации» совместно с Департаментом по вопросам социальной защиты Минтруда России.
- Нормативы численности работников рекомендуются для определения численности работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания «Психоневрологический интернат», а также для применения иными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги лицам, страдающим психическими хроническими заболеваниями: геронтопсихиатрическими центрами, создаваемыми в целях социального обслуживания престарелых граждан; реабилитационными центрами, создаваемыми в целях социального обслуживания инвалидов молодого возраста (инвалидов I и II группы от 18 до 35 лет) (далее — Учреждения).
- Нормативы численности работников не подлежат применению геронтологическими центрами общетерапевтического профиля.
- В Нормативах численности работников применяются наименования должностей, специальностей и профессий, предусмотренные квалификационными справочниками, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей служащих.
- Руководитель Учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право вводить в штатное расписание отдельных структурных подразделений Учреждения дополнительные должности служащих и профессии рабочих. Введение дополнительных должностей служащих и профессий рабочих, не предусмотренных настоящими Нормативами численности работников, допускается при наличии экономического обоснования целесообразности введения дополнительной должности служащего или профессии рабочего.
- При организации труда работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов рекомендуется использовать Нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, утвержденные Постановлением Минтруда России от 15 февраля 2002 г. N 13, в части организации труда работников.
II. Нормативная часть
7. Норматив численности работников, осуществляющих общее руководство Учреждением:
Наименование должности Норматив численности (чел.)
Руководитель (директор) 1 — на Учреждение
Заместитель руководителя 1 — на Учреждение с количеством (директора) по общим вопросам коек более 150
Заместитель руководителя 1 — на Учреждение с количеством (директора) по медицинской части коек более 150
Главная медицинская сестра 1 - на Учреждение с количеством коек более 600
Примечания. 1. Работа по организации охраны труда, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению электрохозяйства может быть возложена на заместителя руководителя (директора) по общим вопросам. 2. Работа по гражданской обороне может быть возложена на заместителя руководителя (директора) по медицинской части. 3. Должность инженера по охране труда устанавливается в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 14.
8. Норматив численности работников, осуществляющих правовое обслуживание Учреждения:
Наименование должности Норматив численности (чел.)
Юрисконсульт 1 - на Учреждение с количеством коек до 300; 2 - на Учреждение с количеством коек более 300
9. Норматив численности работников, осуществляющих бухгалтерский учет и финансово-экономическую деятельность Учреждения:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 100 3 101-200 4 201-500 6 801-800 7 801-1000 9 Более 1000 10
Примечания. 1. Должности главного бухгалтера и кассира вводятся в каждом Учреждении. 2. В Учреждении, которому рекомендуется до 3 должностей работников, осуществляющих бухгалтерский учет и финансово-экономическую деятельность, исходя из конкретных условий работы, помимо должностей главного бухгалтера и кассира, может вводиться должность бухгалтера или экономиста по финансовой работе. 3. В Учреждении, которому рекомендуется до 4 должностей работников, осуществляющих бухгалтерский учет и финансово-экономическую деятельность, помимо должностей главного бухгалтера и кассира, могут вводиться должности бухгалтера и экономиста по финансовой работе.
10. Норматив численности работников, осуществляющих делопроизводство в Учреждении: в Учреждении с количеством коек более 100, исходя из конкретных условий работы Учреждения, рекомендуется устанавливать должность секретаря-стенографистки или секретаря-машинистки либо делопроизводителя. 11. Норматив численности работников, осуществляющих материально-техническое снабжение Учреждения:
Количество Норматив численности (чел.) плановых коек наименование должности
заведую- заведующий кладов- агент экспе- итого щий скла- складом щик по дитор дом (ма- (продоволь- снаб- териаль- ственным) жению ным) До 200 1 1 - 1 - 3 201-300 1 1 1 1 1 5 301-600 1 1 2 1 1 6 601-900 1 1 2 2 1 7 901-1100 1 1 3 2 1 8
12. Норматив численности работников, осуществляющих комплектование и учет кадров Учреждения:
Наименование должности Норматив численности (чел.)
Специалист по кадрам и (или) 1 — на Учреждение с количеством
инспектор по кадрам коек до 100; 2 - на Учреждение с количеством коек от 100 до 500; 3 - на Учреждение с количеством коек более 500
13. Норматив численности работников, осуществляющих ремонтно-техническое и энергетическое обслуживание Учреждения:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 300 4 301-500 6 501-750 8 751-1100 9
Примечания. 1. Ремонтно-техническое и энергетическое обслуживание Учреждения, исходя из конкретных условий работы Учреждения, могут осуществлять: инженер (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения и энергоснабжения); техник (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения и энергоснабжения); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; слесарь-сантехник; слесарь по обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования; машинист (кочегар) котельной; телефонист местной телефонной связи; рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. 2. Должности инженеров и техников (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения и энергоснабжения) вводятся в штатное расписание Учреждения в соответствии с межотраслевыми и отраслевыми нормами и нормативами по труду. 3. Профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесаря-сантехника, слесаря по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования вводятся в штатное расписание Учреждения в зависимости от объема работ. 4. Профессия машиниста (кочегара) котельной вводится в штатное расписание Учреждения при отсутствии централизованного отопления. 5. Профессия рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводится в штатное расписание Учреждения взамен профессий рабочих (истопника, каменщика, кровельщика, маляра, штукатура, полотера, плотника, столяра, монтажника внутренних санитарно-технических систем и оборудования, стеклопротирщика, электромонтера) в случаях, когда по нормативам численности работников, предусмотренным по каждой профессии, не могут быть установлены отдельные должности по указанным профессиям. 6. Профессия телефониста местной телефонной связи в штатное расписание Учреждения вводится из расчета 1 чел. на коммутатор в смену.
14. Норматив численности работников, осуществляющих социально-трудовую реабилитацию и культурно-массовое обслуживание в Учреждении:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 150 3 151-200 4 201-300 5 301-600 6 601-1100 7
Примечания. 1. Исходя из конкретных условий осуществления работы по социально-трудовой реабилитации обслуживаемых в Учреждении граждан и культурно-массовой работы могут быть установлены должности: специалиста по социальной работе, воспитателя, инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий, психолога, библиотекаря, культорганизатора и профессия киномеханика. 2. Должность специалиста по социальной работе рекомендуется устанавливать из расчета: 1 чел. на количество коек в Учреждении до 300; 2 чел. на количество коек в Учреждении свыше 300. 3. Должность воспитателя для молодых инвалидов рекомендуется устанавливать из расчета 4 штатные единицы на группу из 25 человек обслуживаемых граждан. При наличии нескольких групп молодых инвалидов и соответственно нескольких должностей воспитателей может устанавливаться должность старшего воспитателя и должность психолога. 4. Должность инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий рекомендуется устанавливать на 10 человек обслуживаемых граждан, которым по медицинским показаниям разрешена трудотерапия. В Учреждении с количеством коек более 300, при наличии лечебно-производственной мастерской, рекомендуется устанавливать должность заведующего мастерской. 5. Должность библиотекаря рекомендуется устанавливать из расчета: 0,5 чел. на количество коек в Учреждении до 300; 1 чел. на количество коек в Учреждении свыше 300. 6. Профессия киномеханика устанавливается в Учреждении при наличии в нем действующей киноустановки для демонстрации фильмов. 7. Должность культорганизатора устанавливается из расчета 1 чел. на количество плановых коек в Учреждении 1000.
15. Норматив численности работников, осуществляющих организацию питания в Учреждении:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 100 8 101-200 10 201-250 11 251-300 13 301-350 14 351-400 15 401-450 16 451-500 18 501-550 19 551-600 22 601-650 23 651-700 25 701-750 27 751-800 28 801-850 30 851-900 32 901-950 34 951-1000 36 1001-1050 38 1051-1100 40
Примечание. Для организации питания граждан, проживающих в Учреждении, устанавливаются следующие должности служащих и профессии рабочих: заведующий столовой, шеф-повар, повар, официант, изготовитель пищевых полуфабрикатов, мойщик посуды, кухонный рабочий. При наличии двух и более пищеблоков расчет норматива численности работников осуществляется для каждого пищеблока раздельно.
16. Норматив численности работников, осуществляющих транспортно-погрузочные работы в Учреждении: в Учреждении с количеством коек до 200 транспортно-погрузочные работы осуществляют 2 человека. Примечание. Профессия водителя автомобиля устанавливается при наличии в Учреждении автомобиля любого типа (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, санитарный автомобиль). Профессия водителя для осуществления работ на санитарном автомобиле устанавливается из расчета 1 чел. на смену. Для выполнения работ по погрузке, разгрузке, перемещению грузов устанавливается профессия подсобного рабочего.
17. Норматив численности работников, осуществляющих бытовое обслуживание в Учреждении:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 100 4 101-200 5 201-250 6 251-300 7 301-350 8 351-400 10 401-450 11 451-500 12 501-550 13,5 551-600 15 601-650 16 651-700 17,5 701-750 18,5 751-800 20 801-850 21 851-900 22,5 901-950 24 951-1000 25 1001-1050 26 1051-1100 28
Примечание. Бытовое обслуживание граждан в Учреждении могут осуществлять следующие должности служащих и профессии рабочих: заведующий прачечной, машинист по стирке и ремонту спецодежды, кастелянша, обувщик по ремонту обуви, парикмахер, швея.
18. Норматив численности работников, занятых обслуживанием и содержанием зданий и территорий Учреждения:
Количество плановых Норматив численности (чел.) коек До 100 7 101-150 8 151-200 9 201-250 10 251-300 11 301-350 12 351-400 13 401-450 14,5 451-500 15 501-550 16 551-600 17,5 601-650 18 651-700 19 701-750 20 751-800 22 801-850 23 851-900 24 901-950 25 951-1000 26,5 1001-1050 27 1051-1100 28
Примечания. 1. Обслуживание и содержание зданий и территорий могут осуществлять: комендант, пожарный, гардеробщик, сторож (вахтер), лифтер, истопник, маляр, столяр, уборщик производственных и служебных помещений, садовник, дворник, охранник. 2. Профессия гардеробщика устанавливается при наличии в Учреждении гардероба из расчета: 1 чел. в Учреждении с количеством коек от 150 до 250, 2 чел. с количеством коек от 251 до 650, 3 чел. с количеством коек от 651 до 1000, 4 чел. с количеством коек от 1001 до 1100, но не менее 1 человека на смену. 3. Профессия лифтера устанавливается из расчета 1 чел. на один лифт. Норматив численности по профессии лифтера может быть скорректирован с учетом имеющихся в Учреждении пассажирских и грузовых лифтов и с учетом режима работы Учреждения. 4. Профессия истопника устанавливается при наличии печей на отопительный сезон. 5. Численность уборщиков служебных и культурно-бытовых помещений устанавливается в соответствии с Нормативами времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 29 декабря 1990 г. N 469. 6. Численность уборщиков территории устанавливается в соответствии с Нормами обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 38. 7. Для охраны Учреждения с количеством коек до 200 устанавливается пост охраны, с количеством коек более 200 — 2 поста охраны.
19. Нормативы численности работников, занятых медицинским обслуживанием в Учреждении:
Наименование должности Норматив численности (чел.)
1 2
Врачи-специалисты из расчета
Врач-терапевт 1 — на 200 коек
Врач-психиатр 1 — на 50 коек
Врач-невропатолог 1 — на 200 коек
Врач-окулист 1 — на 400 коек
Врач-лор 1 - на Учреждение с количеством коек от 600 Врач-хирург 1 - на Учреждение с количеством коек от 600 Заведующий медицинским 1 - на 200 коек (за счет общего отделением числа врачебных ставок с доплатой за заведование отделением) Средний медицинский персонал из расчета Фельдшер 1 - на 200 коек; 1 - на каждые 200 коек в Учрежде- нии с количеством коек более 200 Зубной врач 1 - на Учреждение с количеством коек более 100, при наличии оборудованного кабинета
Старшая медицинская сестра 1 — на отделение Учреждения отделения
Медицинская сестра 1 - на 15 коек (при необходимости вместо должности медицинской сестры может вводиться должность фельдшера)
Медицинская сестра отделения 1 — на 10 коек для лиц, страдающих психическими и хроническими заболеваниями и находящихся на постельном режиме
Медицинская сестра 1 — на 150 коек процедурной
Медицинская сестра 1 круглосуточный пост на 50 коек
Медицинская сестра кабинета 1 — на 150 коек (при наличии
физиотерапии кабинета физиотерапевтического оборудования) Инструктор по ЛФК Численность устанавливается исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы, но не менее 1 на Учреждение
Медицинская сестра по массажу 1 — на 100 коек
Медицинская сестра по 1 - на Учреждение с количеством диетпитанию коек от 200 Заведующий аптекой <*> 1 - на Учреждение с количеством коек от 200 Рецептор-контролер 1 - на 1000 коек Ассистент 1 - на 400 коек Химик-аналитик 1 - на 1000 коек Фасовщик аптеки 1 - на 500 коек Санитарка аптеки 1 - на Учреждение с количеством коек от 200 Лаборант 1 - на Учреждение Дезинфектор 1 - на Учреждение с количеством коек от 150 Младший медицинский персонал Сестра-хозяйка 1 - на отделение
Младшая медсестра по уходу за 1 — на 10 коек больными
Санитарка палатная 1 круглосуточный пост на 25 коек
Санитарка-буфетчица 1 - на 50 коек; 1 - на 25 коек в отделении для лиц, страдающих психическими и хроническими заболеваниями и находящихся на постельном режиме Санитарка-ваннщица 1 - на 50 коек Санитарка-сопровождающая 1 - на 30 коек Санитарка-уборщица 1 - на 30 коек
<*> Аптека является структурным подразделением Учреждения.
Вопрос: Просим дать разъяснения по организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) по реализации лекарственных препаратов населению и ответить на следующие вопросы: 1. На основании каких документов возможно осуществление указанной деятельности. 2. Как должен быть оформлен документ аптечным учреждением о передаче на реализацию лекарственных препаратов в ФАП. 3. Как оформляются аптечным учреждением трудовые взаимоотношения, в т.ч. оплата труда с сотрудником ФАП. 4. Возможно ли привлечение к реализации лекарственных препаратов при ФАП сотрудника аптеки или внештатного фарм. работника. 5. Возможна ли реализация лекарств при ФАП без применения кассового аппарата. Существуют ли другие формы лекарственного обеспечения отдаленных и малочисленных населенных пунктов. Возможно ли осуществление выездной торговли аптечным учреждением, имеющим действующую лицензию на фарм. деятельность.
Ответ: В настоящее время не существует никаких нормативных документов, специальным образом регламентирующих порядок реализации лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах (далее ФАП). В соответствии с п. 1 «Порядка отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях/организациях», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 23.08.99 г. N 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» (в ред. от 16.05.2003) «Реализация лекарственных средств больному может осуществляться также через аптечный пункт при фельдшерско-акушерском пункте заведующим этим ФАП». Согласно ст. 32 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30.06.2003) «Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями». Выездная торговля лекарственными средствами действующим законодательством России не разрешена. Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство позволяет реализацию лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах только через открытые при них аптечные пункты. При этом «Штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов», утвержденные Приказом Минздрава СССР от 26.09.78 г. N 900 (в ред. от 30.05.86 г.) специальных должностей фармацевта или провизора в ФАП не предусматривают. С учетом Приказа Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» из изложенного выше можно сделать вывод, что заведующий ФАП может по совместительству занимать должность заведующего аптечным пунктом, открытого при ФАП аптечным учреждением. Организация работы аптечного пункта при ФАП осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (в ред. от 23.09.2003). При этом должны соблюдаться требования по минимальным нормативам площадей аптечных пунктов (таблица 7 Приложения) с учетом того, что аптечные пункты, расположенные в ЛПУ могут иметь административно-хозяйственные и санитарно-бытовые помещения, совмещенные с соответствующими помещениями ФАП (при этом их площади должны соответствовать указанным в таблице 7 нормативам). Производственные помещения аптечного пункта должны иметь площадь не менее 20 кв. м. Очевидно, что требования Приказа Минздрава РФ N 80 применительно к аптечным пунктам ФАП являются неоправданно завышенными, однако, решить этот вопрос может только Минздрав России, а на это рассчитывать в ближайшем будущем, по-видимому, не приходится. Вероятно, руководству Минздрава РФ безразлична судьба более чем 43 тысяч российских ФАП и находящихся на попечении этих ФАП более 20 миллионов российских граждан. В заключение отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» наличные денежные расчеты при продаже в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах могут осуществляться без применения контрольно-кассовой техники.
Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
20.12.2003