ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2014 г. N 21-18-440
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 09.06.2003 N 230 О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ
В ряде медицинских организаций не выполняются требования приказа Минздрава России от 09.06.2003 N 230 (в редакции приказа Минздрава России от 19.12.2003 N 607) «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения…» (приложение 3), разработанного на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны». С целью совершенствования выполнения мероприятий по организации и ведению гражданской обороны и мобилизационной работы (далее — ГО и МР), в срок до 12 декабря 2014 года приведите численность и наименования должностей работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и МР, в соответствие с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 02.12.2004 N 724 и от 30.05.2013 N 457 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782», приказом МЧС России от 31.07.2006 N 440 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (в ред. приказа МЧС России от 11.09.2013 N 600), приложением 3 к приказу Минздрава России от 09.06.2003 N 230 (в ред. приказа Минздрава России от 19.12.2003 N 607), а также комментариями начальника Второго управления Минздрава России к упомянутым выше приказам Министерства (прилагаются). О выполнении доложите в Департамент здравоохранения города Москвы до 15 декабря 2014 года.
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
А.И.ХРИПУН
КОММЕНТАРИИ К ПРИКАЗАМ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 09.06.2003 N 230 И ОТ 19.12.2003 N 607
В целях совершенствования организации мобилизационной подготовки и ведения гражданской обороны на объектах здравоохранения Российской Федерации приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2003 N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» и от 19.12.2003 N 607 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава от 09.06.2003», в учреждениях здравоохранения вводится должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по медицинской части (по гражданской обороне и мобилизационной работе), замещаемая специалистом с высшим медицинским образованием или должность заместителя главного врача (директора, заведующего, начальника) по гражданской обороне и мобилизационной работе, замещаемая специалистом с высшим или средним профессиональным (не медицинским) образованием. При этом должность начальника штаба гражданской обороны в учреждениях здравоохранения исключается. Однако, понятие «штаб гражданской обороны», как нештатное функциональное образование на период выполнения задач гражданской обороны сохраняется. Новые штатные нормативы структурных подразделении (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (приложение N 3 к приказам) призваны повысить статус специалистов в этой области, их денежное содержание, заинтересованность в выполнении функциональных обязанностей. При определении числа работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы в каждом конкретном учреждении здравоохранения, имеющем стационар, следует учитывать не только число штатных должностей, но и число сметных коек в нем. Например: штатная численность работников учреждения здравоохранения с коечной мощностью 600 коек составляет 700 человек. В соответствии со штатными нормативами (п. 2 Приложения N 3 от 500 до 2000 человек) в учреждении вводится одна штатная должность заместителя главного врача по медицинской части (по гражданской обороне и мобилизационной работе) и 1-2 штатные должности специалистов гражданской обороны. Заместитель главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе организует ведение гражданской обороны, мобилизационную подготовку и обеспечивает постоянную готовность сил и средств учреждения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом заместитель главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе непосредственно руководит мобилизационной подготовкой в учреждении с выполнением функций мобилизационного органа. Один из специалистов гражданской обороны может быть назначен ответственным за ведение гражданской обороны на объекте. Другой специалист гражданской обороны решает вопросы выполнения мероприятий службы медицины катастроф. В лечебно-профилактических учреждениях, развертывающих в особый период стационар (отделение) для нетранспортабельных больных, вместо должности одного из специалистов гражданской обороны может быть введена штатная должность заведующего отделением. В структурных подразделениях, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и мобилизационной работы возможны и другие варианты распределения обязанностей между специалистами гражданской обороны по усмотрению руководителя учреждения в зависимости от объема задач гражданской обороны, службы медицины катастроф, наличия мобилизационного задания и его объема. Примерные функции структурных подразделений (работников): по мобилизационной подготовке:
1. Разрабатывают предложения по проведению мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки в учреждениях, направленных на выполнение установленных мобилизационных заданий. 2. Руководят мобилизационной подготовкой учреждений. 3. Организуют разработку мобилизационного плана и плана перевода учреждений на работу в условиях военного времени. 4. Осуществляют взаимодействие с мобилизационными подразделениями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по обеспечению выполнения мероприятий мобилизационных планов. 5. Определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке учреждений. 6. Разрабатывают предложения по организации и обеспечению устойчивого функционирования в период мобилизации и в военное время в учреждениях. 7. Осуществляют контроль за воинским учетом и бронированием на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в учреждениях и представляют отчетность по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 8. Организуют повышение квалификации специалистов по мобилизационной работе. 9. Организуют подготовку должностных лиц учреждений к работе в период мобилизации и в военное время. 10. Организуют проведение учений и тренировок по переводу учреждений на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов. 11. Контролируют выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке в учреждениях. 12. Подготавливают предложения по обеспечению сохранности и целевому использованию имущества мобилизационного назначения в случае форс-мажорных обстоятельств. 13. Обеспечивают режим секретности при проведении работ с документами, содержащими государственную тайну, а также иных сведений, содержащих служебную информацию, ограниченного распространения, в части касающейся мобилизационной подготовки. 14. Обеспечивают подготовку материалов по вопросам мобилизационной подготовки, выносимых на совещания и заседания постоянно действующих технических комиссий учреждений и осуществляют контроль за выполнением принятых решений. 15. Готовят доклад в вышестоящий орган управления здравоохранением о состоянии мобилизационной подготовки учреждения, о выполнении заданий в отчетном году, вносят предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки; по гражданской обороне:
1. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне. 2. Организуют создание и обеспечивают поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. 3. Организуют обучение работников учреждений способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 4. Обеспечивают создание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств. 5. Организуют планирование и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений в военное время. 6. Обеспечивают создание и поддержание в состоянии постоянной готовности служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны. 7. Организуют разработку и корректировку планов гражданской обороны учреждений. 8. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в дочерних и зависимых учреждениях (если они имеются). 9. Планируют эвакуационные мероприятия и организуют заблаговременную подготовку базы в загородной зоне. 10. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу учреждений в области гражданской обороны. 11. Ведут учет выполняемых мероприятий в области гражданской обороны. 12. Готовят предложения по мероприятиям гражданской обороны в мобилизационные планы учреждений. 13. Осуществляют контроль за состоянием защитных сооружений. 14. Планируют и организуют проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки. 15. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководящего состава. 16. Организуют оповещение работников учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения. 17. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководящего состава учреждений. 18. Планируют и обеспечивают руководство проведением аварийно-спасательных работ. 19. Планируют и организуют проведение командно-штабных учений (тренировок) и других учений по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов. 20. Осуществляют контроль выполнения принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны. 21. Представляют ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны в вышестоящие органы управления здравоохранением и территориальные органы МЧС России, вносят предложения по совершенствованию деятельности в области гражданской обороны; по службе медицины катастроф:
1. Принимают участие в разработке и корректировке планов медицинского обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планировании повседневной деятельности учреждения, планируют и организуют проведение в учреждении мероприятий по службе медицины катастроф. 2. Организуют и создают нештатные формирования службы медицины катастроф в количестве и по профилям, установленным решением территориального органа управления здравоохранением. 3. Организуют проведение мероприятий соответствующих режимов готовности к действиям формирований службы медицины катастроф при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 4. Организуют и обеспечивают постоянное эффективное функционирование дежурной службы, готовность систем связи и оповещения формирований службы медицины катастроф. 5. Осуществляют прогнозирование и оценку медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в районе расположения учреждения. 6. Осуществляют сбор, обобщение, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера при участии учреждения в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 7. Организуют и направляют медицинских работников на подготовку для повышения квалификации по вопросам службы медицины катастроф. 8. Контролируют создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, их хранение и обновление (освежение) для оснащения формирований службы медицины катастроф. 9. Проводят анализ и обобщают опыт учреждения по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в целях дальнейшего совершенствования этой работы.
Начальник Второго управления
Минздрава России
Ю.И.ПОГОДИН