Примечание.
В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу с 27 июля 2013 года. Текст документа
27 июля 2013 года N 652
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ПО ДОЛЖНОСТЯМ, УТВЕРЖДЕННЫЙ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 2007 Г. N 1374
- Внести в состав Государственного антинаркотического комитета по должностям, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5167; 2008, N 41, ст. 4653, 4655; N 50, ст. 5897; 2011, N 5, ст. 713; N 40, ст. 5527; N 43, ст. 6024; 2012, N 41, ст. 5581), следующие изменения: а) после слов «Министр экономического развития Российской Федерации» дополнить словами «Заместитель Министра обороны Российской Федерации»; б) слова «Директор ФМС России» заменить словами «Руководитель ФМС России».
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
27 июля 2013 года
N 652
Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 27.07.2013 N 652, вступили в силу с 27 июля 2013 года. Текст документа
18 октября 2007 года N 1374
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ
(в ред. Указов Президента РФ от 07.10.2008 N 1445, от 07.10.2008 N 1450, от 07.12.2008 N 1736, от 27.01.2011 N 97, от 28.09.2011 N 1255, от 19.10.2011 N 1390, от 30.09.2012 N 1331 от 27.07.2013 N 652)
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров постановляю: 1. Образовать Государственный антинаркотический комитет (далее — Комитет) для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации. (п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97) 2. Установить, что председателем Государственного антинаркотического комитета (далее — председатель Комитета) по должности является директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. 3. Образовать антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97) Руководителями антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. 4. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о Государственном антинаркотическом комитете; б) состав Государственного антинаркотического комитета по должностям; в) Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации; г) состав антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям. 5. Образовать в составе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков аппарат Государственного антинаркотического комитета для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комитета. 6. Установить, что:
а) регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации утверждается председателем Комитета; б) организационное обеспечение деятельности антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации; в) положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации; (пп. «в» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) г) методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации утверждаются Комитетом. (пп. «г» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) 7. Установить, что:
а) структура, штатная численность и порядок комплектования аппарата Комитета определяются директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в пределах штатной численности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; б) должности в аппарате Комитета подлежат замещению сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 8. Председателю Комитета:
а) в месячный срок утвердить персональный состав Комитета; б) в 2-месячный срок утвердить положение об аппарате Комитета; в) в 3-месячный срок утвердить регламент Комитета и регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации. 9. Правительству Российской Федерации:
а) в 2-месячный срок представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом; б) в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа; в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом. 10. Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков представить в пределах установленной компетенции предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом. 11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
18 октября 2007 года
N 1374
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 октября 2007 г. N 1374
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АНТИНАРКОТИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ
(в ред. Указов Президента РФ от 07.10.2008 N 1450, от 27.01.2011 N 97, от 19.10.2011 N 1390)
- Государственный антинаркотический комитет (далее — Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляющим мониторинг и оценку развития наркоситуации в Российской Федерации, а также подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. (п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97)
- Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
- Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.
- Основными задачами Комитета являются: а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области; (пп. «а» в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2011 N 1390) а.1) подготовка ежегодных докладов о наркоситуации в Российской Федерации и представление их Президенту Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным; (пп. «а.1» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; б.1) разработка концепций, стратегий, планов и иных документов стратегического планирования в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; (пп. «б.1» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) в) разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в этой области; г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации; г.1) мониторинг и оценка развития наркоситуации в Российской Федерации с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, подготовка предложений по улучшению наркоситуации в Российской Федерации; (пп. «г.1» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) д) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
- Для осуществления своих задач Комитет имеет право: а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений; б) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; в) создавать межведомственные рабочие группы для изучения вопросов, касающихся противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета; г) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, организаций и должностных лиц; д) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; е) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия).
- Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Государственного антинаркотического комитета (далее — председатель Комитета).
- Комитет осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым председателем Комитета.
- Заседания Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца. В случае необходимости по решению председателя Комитета могут проводиться внеочередные заседания Комитета. (в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 N 1450)
- Присутствие на заседании Комитета его членов обязательно. Члены Комитета не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае невозможности присутствия члена Комитета на заседании он обязан заблаговременно в письменной форме известить об этом председателя Комитета. В случае невозможности присутствия на заседании члена Комитета участие в заседании Комитета принимает лицо, исполняющее его обязанности (далее — лицо, исполняющее обязанности члена Комитета). Присутствие на заседании Комитета лица, исполняющего обязанности члена Комитета, обязательно. Члены Комитета и лица, исполняющие обязанности членов Комитета, обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. Заседание Комитета считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов или лиц, исполняющих обязанности членов Комитета. В зависимости от вопросов, рассматриваемых на заседаниях Комитета, к участию в них могут привлекаться иные лица. (п. 9 в ред. Указа Президента РФ от 19.10.2011 N 1390)
- Решение Комитета оформляется протоколом, который подписывается председателем Комитета. Для реализации решений Комитета могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке. В случае если указанные проекты были рассмотрены и одобрены на заседании Комитета, их согласование с органами государственной власти, представители которых присутствовали на заседании, при представлении проектов на рассмотрение в установленном порядке не требуется. Федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав Комитета, принимают акты (совместные акты) для реализации решений Комитета.
- Комитет имеет бланк со своим наименованием и эмблему.
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 октября 2007 г. N 1374
СОСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО
КОМИТЕТА ПО ДОЛЖНОСТЯМ
(в ред. Указов Президента РФ от 07.10.2008 N 1445, от 07.12.2008 N 1736, от 28.09.2011 N 1255, от 30.09.2012 N 1331, от 27.07.2013 N 652)
Директор ФСКН России (председатель Комитета) Министр здравоохранения Российской Федерации (заместитель председателя Комитета) Заместитель директора ФСКН России — руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета (заместитель председателя Комитета) Помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) Министр внутренних дел Российской Федерации Министр культуры Российской Федерации
Министр образования и науки Российской Федерации Министр промышленности и торговли Российской Федерации Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Министр сельского хозяйства Российской Федерации Министр спорта Российской Федерации
Министр транспорта Российской Федерации Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Министр экономического развития Российской Федерации Заместитель Министра обороны Российской Федерации Заместитель Министра финансов Российской Федерации Директор СВР России
Директор ФСБ России
Руководитель ФТС России
Руководитель ФМС России
Директор ФСИН России
Руководитель Росграницы
Руководитель Росздравнадзора
Руководитель Роскосмоса
Руководитель Роспечати
Руководитель Роспотребнадзора
Руководитель Россельхознадзора
Руководитель Росстата
Директор Росфинмониторинга
Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Представитель МИДа России (по согласованию)
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 октября 2007 г. N 1374
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97)
- Антинаркотическая комиссия в субъекте Российской Федерации (далее — комиссия) является органом, обеспечивающим координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим мониторинг и оценку развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97)
- Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, решениями Государственного антинаркотического комитета, а также настоящим Положением.
- Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Государственным антинаркотическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.
- Основными задачами комиссии являются: а) участие в формировании и реализации на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подготовка предложений председателю Государственного антинаркотического комитета по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области; (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97) а.1) подготовка ежегодных докладов о наркоситуации в субъекте Российской Федерации и о работе комиссии и представление их председателю Государственного антинаркотического комитета не позднее первого квартала года, следующего за отчетным; (пп. «а.1» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) б) координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также организация их взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями; в) разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности реализации региональных целевых программ в этой области; г) анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; д) сотрудничество с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе подготовка проектов соответствующих совместных решений; е) рассмотрение в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о дополнительных мерах социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, больных наркоманией; е.1) мониторинг и оценка развития наркоситуации в субъекте Российской Федерации с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, подготовка предложений по улучшению наркоситуации в субъекте Российской Федерации; (пп. «е.1» введен Указом Президента РФ от 27.01.2011 N 97) ж) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
- Для осуществления своих задач комиссия имеет право: а) принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений; б) вносить председателю Государственного антинаркотического комитета предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; в) рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований создавать антинаркотические комиссии в муниципальных образованиях; г) создавать рабочие группы для изучения вопросов, касающихся противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также для подготовки проектов соответствующих решений комиссии; д) запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке необходимые материалы и информацию от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, организаций и должностных лиц; е) привлекать для участия в работе комиссии должностных лиц и специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия).
- Комиссия осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым председателем Государственного антинаркотического комитета.
- Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости по решению председателя комиссии могут проводиться внеочередные заседания комиссии.
- Присутствие на заседании комиссии ее членов обязательно. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. Члены комиссии не вправе делегировать свои полномочия иным лицам. В случае невозможности присутствия члена комиссии на заседании он обязан заблаговременно известить об этом председателя комиссии. Лицо, исполняющее обязанности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти или иного должностного лица, являющегося членом комиссии, принимает участие в заседании комиссии с правом совещательного голоса. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. В зависимости от рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях комиссии могут привлекаться иные лица.
- Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии. Для реализации решений комиссии могут подготавливаться проекты нормативных актов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящие в состав комиссии, могут принимать акты (совместные акты) для реализации решений комиссии.
- Организационное обеспечение деятельности комиссии, в том числе по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации, осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председателем комиссии). (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97) В этих целях высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии) в пределах своей компетенции определяет структурное подразделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (аппарат комиссии) для организационного обеспечения деятельности комиссии, в том числе по осуществлению мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации, а также назначает должностное лицо (руководителя аппарата комиссии), ответственное за организацию этой работы. (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97)
- Основными задачами аппарата комиссии являются: а) разработка проекта плана работы комиссии; б) обеспечение подготовки и проведения заседаний комиссии; в) обеспечение контроля за исполнением решений комиссии; г) мониторинг наркоситуации, а также общественно-политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на развитие ситуации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выработка предложений по ее улучшению; (в ред. Указа Президента РФ от 27.01.2011 N 97) д) обеспечение взаимодействия комиссии с аппаратом Государственного антинаркотического комитета; е) организация и координация деятельности рабочих групп комиссии; ж) обеспечение деятельности комиссии по координации работы антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях; з) организация и ведение делопроизводства комиссии.
- Информационно-аналитическое обеспечение деятельности комиссии осуществляют в установленном порядке территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководители которых являются членами комиссии.
- Комиссия имеет бланк со своим наименованием.
Утвержден
Указом Президента
Российской Федерации
от 18 октября 2007 г. N 1374
СОСТАВ
АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии) Начальник территориального органа ФСКН России (заместитель председателя комиссии) Главный федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию) Начальник территориального органа МВД России Начальник территориального органа ФСБ России Начальники таможенных органов, регионом деятельности которых определена территория субъекта Российской Федерации Руководитель органа здравоохранения в субъекте Российской Федерации Руководитель органа образования в субъекте Российской Федерации <>
<> По решению председателя антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.
«Главный врач», 2013, N 8
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА <*>
<*> Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N 13-03-00132.
В статье рассматривается правовой статус лечащего врача, определены его основные права и обязанности. Особое внимание уделено возможности отказа от оказания медицинской помощи конкретному пациенту и правилам установления диагноза. Анализируются подзаконные акты, этические документы, рекомендации Международной организации труда.
Статья 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <> (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) закрепляет правовой статус лечащего врача. Закон определяет: лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача. Лечащий врач является центральной фигурой во взаимоотношениях «врач — пациент», поскольку именно он организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
<> Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
Анализ статьи 70 закона об основах охраны здоровья граждан позволяет придти к определенным выводам. Во-первых, лечащим врачом может быть только дипломированный специалист. Ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан специально закрепляли, что студент медицинского вуза не может быть лечащим врачом (хотя он проходит специальную практику во время обучения). Сейчас аналогичный запрет вытекает из логики содержания статьи 70 Закона об основах охраны здоровья граждан. Во-вторых, Закон не предъявляет требований к форме оказания медицинской помощи: лечащий врач может оказывать помощь в государственной, муниципальной или негосударственной медицинской организации, работая по трудовому договору, либо выступая индивидуальным предпринимателем. В любом случае лечащий врач несет персональную ответственность за качество и полноту оказываемой медицинской помощи. Закон об основах охраны здоровья граждан устанавливают альтернативу: лечащий врач назначается либо по выбору пациента, либо по выбору руководителя медицинской организации (ее подразделения). По общему правилу в случае выбора руководителя лечащий врач не может отказаться от пациента. Кодекс врачебной этики, одобренный III (XIX) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г., устанавливает: «Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным». Пациент же может требовать замены лечащего врача. В этом случае руководитель медицинской организации (ее подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача. Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. N 407н <>. Порядок закрепляет, что требование пациента оформляется в виде письменного заявления с указанием причины замены лечащего врача. После получения такого заявления руководитель медицинской организации в течение трех рабочих дней информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами. На основании данной информации пациент осуществляет выбор врача. Аналогичный порядок действует и при оказании специализированной медицинской помощи.
<> Российская газета. 2012. N 127. 6 июня.
Необходимо отметить, что сейчас расширены возможности отказа врача от пациента. Ранее действовавшие Основы об охране здоровья граждан закрепляли, что такой отказ возможен, когда пациент не соблюдал предписания или правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Сейчас вопрос отказа по инициативе врача должен быть лишь согласован с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации). Закон не предъявляет требований к мотивации отказа. В законе содержится специальное указание на отказ от проведения искусственного прерывания беременности (на этом настаивали представители религиозных конфессий), что согласуется с этическими принципами ВМА (пункт 6 Декларации ВМА об абортах, г. Осло, август 1970 закрепляет: «Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге»). Единственное основание, когда врач не может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, это если отказ непосредственно угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача. Выбору врача посвящена Рекомендация МОТ N 69 «О медицинском обслуживании» (принята 12 мая 1944 г. в Филадельфии), пункт 47 которой закрепляет: «Обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать среди врачей по общим болезням, находящихся в распоряжении данного учреждения и в пределах разумного расстояния от своего местожительства, врача, под наблюдением которого оно желает постоянно находиться (домашнего врача); оно должно иметь такое же право выбирать врача для своих детей. Эти принципы должны в равной мере применяться к выбору домашнего зубного врача». Данный принцип применяется при организации медицинского обслуживания через центры здравоохранения, а также распространяется при обслуживании домашним врачом. Причины смены врача могут быть различными. Рекомендация специально дополняет, что к таковым может относиться отсутствие личного контакта или доверия между врачом и пациентом. Необходимо учитывать, что согласно пункту 51 Рекомендации врач по общим болезням или зубной врач, сотрудничающие со службой, должны иметь право принимать в число своих пациентов или отказывать в этом, но они не могут ни набирать пациентов сверх установленного максимума, ни отказываться от пациентов, обращающихся к ним не по собственному выбору, а по беспристрастному назначению службы. Пункт 52 Рекомендации устанавливает, что, если домашний врач направляет к врачу-специалисту, то необходимо по мере возможности учитывать и пожелания больного, причем для предоставления требуемого больным ухода со стороны специалистов, но не по совету домашнего врача, должны быть приняты особые меры. Если больничный уход предоставляется в медицинском центре, в котором работает домашний врач или врач-специалист, то за больным должен ухаживать в больнице предпочтительно его собственный домашний врач или назначенный ему специалист. Повторим: лечащий врач является основным субъектом, ответственным за организацию медицинской помощи пациента. Именно лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей. Обратим внимание, что оценка данной необходимости осуществляется лечащим врачом самостоятельно, а приглашение для консультаций врачей-специалистов происходит по требованию пациента, когда лечащий врач не может отказать в реализации данного права. В то же время рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Закон подчеркивает, что при рекомендации пациенту лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока лечащий врач обязан информировать пациента о возможности получения им всего вышеперечисленного без взимания платы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом диалог между врачом и пациентом должен строиться на основе обсуждения возможных вариантов лечения, как за счет программ медицинского страхования, так и за счет дополнительных расходов самого пациента. Лечащий врач ответственен за установление диагноза (от греч. — распознавание). Словарь Брокгауза и Ефрона определяет диагноз как распознавание и определение болезни на основании местных изменений (диагноз анатомический), предполагаемых причин (диагноз этиологический) и наблюдаемых явлений (диагноз симптоматический). Учение о распознавании болезней называется диагностикой. В соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан диагноз — это медицинское заключение о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента. Диагноз должен основываться на всестороннем обследовании пациента и составляться с использованием медицинских терминов. Постановка диагноза — основной вопрос клинической медицины, поскольку от его решения зависит правильность лечения, его своевременность, тактика ведения больного, прогноз хода заболевания, его последствия. Неправильный диагноз влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью пациента, что может служить основанием для привлечения лечащего врача к юридической ответственности. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием. Соотношение нескольких болезней может в клиническом диагнозе определяться и такими понятиями, как «конкурирующие заболевания», «сочетанные заболевания», «фоновое заболевание». Конкурирующими являются взаимонезависимые заболевания, в одинаковой мере угрожающие жизни больного. К сочетанным относят заболевания, которые, взятые в отдельности, не угрожают жизни больного, но вследствие совокупности осложнений могут привести к летальному исходу. Фоновым считают заболевание, которое сыграло существенную роль в возникновении и неблагоприятном течении основного, рассматриваемого по отношению к фоновому как вторая болезнь <>. Диагноз вносится в различные медицинские документы, в частности, в историю болезни, эпикриз, карту больного и др.
<> См.: Малая медицинская энциклопедия. М., 1991-1996.
В зависимости от целей диагностики, а также характера обследуемого объекта и применяемых диагностических методов различают следующие основные виды диагноза: клинический (прижизненный), патологоанатомический, эпидемиологический и судебно-медицинский. Существуют различные классификации клинических диагнозов. По мнению В.X.Василенко (1985) необходимо различать следующие виды диагноза: — по методу построения: а) по аналогии, в) полный или синтетический, в) дифференциальный, г) путем наблюдения, д) по лечебному эффекту, е) по результату вредного действия лечения, ж) при операции. — по времени выявления: а) доклинический, б) ранний, в) поздний, г) ретроспективный, д) посмертный. — по степени обоснованности: а) предварительный, б) обоснованный или окончательный, в) гипотетический, «под вопросом», г) неполный, неопределенный, д) ошибочный, е) неустановленный, неизвестный <>.
<> Постовит В.А. Диагноз и диагностика в клинической медицине. Л., 1991.
Традиционно различают четыре компонента диагноза: а) морфологический б) функциональный, в) патогенетический, патофизиологический, г) этиологический. Этиологический компонент характеризует причины нозологической формы болезни. Патогенетический компонент характеризует особенности патогенеза болезни и ее осложнений. Морфологический компонент характеризует сущность и локализацию основных патологоанатомических изменений в органах и тканях при данном заболевании или его осложнениях. Функциональный компонент говорит о связанных с болезнью нарушениях важнейших физиологических функций, отражая в первую очередь количественную характеристику функциональной недостаточности по степеням, что имеет определенное значение для лечения, экспертизы трудоспособности больных и прогнозирования болезни <>.
<> Постовит В.А. Диагноз и диагностика в клинической медицине. Л., 1991.
В подходе к существу клинического диагноза выделяют «диагноз болезни» (диагноз болезни по принятой классификации болезней) и «диагноз больного» (диагноз болезни у конкретного больного с учетом всех его индивидуальных особенностей). Диагноз должен отвечать следующим требованиям: быть правильным, он должен быть четко и конкретно сформулированным, быть ранним и точным, должен отражать динамику развития основного заболевания и его осложнений, характер и этиологию болезни, локализацию патологического процесса, стадию, фазу или форму заболевания. Абсолютной истины, как и абсолютно достоверного диагноза, не существует, поэтому в каждый данный момент необходима такая степень точности диагноза, которая должна настолько точно отражать заболевание и состояние больного, чтобы явиться основанием для эффективных практических врачебных действий <>.
<> Постовит В.А. Диагноз и диагностика в клинической медицине. Л., 1991.
Закон устанавливает, что функции лечащего врача могут возлагаться на некоторых специалистов со средним медицинским образованием. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 г. N 252н <> установлен Порядок возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты.
<> Российская газета. 2012. N 100. 5 мая.
Данный Порядок закрепляет, что отдельные функции лечащего врача могут возлагаться: — при организации оказания первичной медико-санитарной помощи: а) на фельдшера фельдшерского здравпункта, фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, акушерку фельдшерско-акушерского пункта, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь; б) на фельдшера, акушерку медицинской организации — при неукомплектованности либо недостаточной укомплектованности медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь, или ее подразделений медицинскими работниками из числа врачей-терапевтов, врачей терапевтов-участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), а также в случае их временного отсутствия; — при организации оказания скорой медицинской помощи: а) на фельдшера фельдшерской бригады скорой медицинской помощи; б) на акушерку акушерской бригады скорой медицинской помощи. Отдельные функции лечащего врача возлагаются на фельдшера, акушерку приказом руководителя медицинской организации, в котором указываются, в том числе причины возложения на фельдшера, акушерку отдельных функций лечащего врача, перечень отдельных функций лечащего врача, возлагаемых на фельдшера, акушерку. Отдельные функции лечащего врача, возлагаемые на фельдшера, акушерку при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, определяются исходя из должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками врача-терапевта участкового, врача-терапевта участкового цехового врачебного участка, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), установленными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», а также с учетом положений иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача). Также отдельные функции лечащего врача, возлагаемые на фельдшера, акушерку бригады скорой медицинской помощи, определяются исходя из должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой врача скорой медицинской помощи, установленной вышеназванным Приказом от 23 июля 2010 г. N 541н, а также с учетом положений иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность врача скорой медицинской помощи. Функции лечащего врача по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, осуществляются фельдшером, акушеркой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о наркотических средствах и психотропных веществах, в том числе Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Освобождение фельдшера, акушерки от функций лечащего врача производится на основании приказа руководителя медицинской организации. Руководитель медицинской организации осуществляет контроль за исполнением фельдшером, акушеркой отдельных функций лечащего врача.
Заведующий кафедрой «Уголовное право»
Пензенского государственного
университета, д.ю.н.
Г.Б.РОМАНОВСКИЙ
Подписано в печать
26.07.2013