«Фармацевтический вестник», 2013, N 26
ФАС И ПОБЕДНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
Федеральная антимонопольная служба России возбудила против Министерства здравоохранения дело о нарушении Закона о защите конкуренции, обвинив ведомство «в создании дискриминационных условий» для доступа на рынок жизненно важных лекарственных препаратов. В результате специалисты ФАС рассчитывают улучшить конкуренцию в группе инсулинов ультракороткого действия. Впрочем, эксперты рынка оценивают эту ситуацию, прежде всего как важную победу компании-владельца торговой марки.
В список «социальных» лекарственных препаратов (утвержден в 2006 г., последние изменения внесены в ноябре 2011 г.) до сих пор не включен инсулин глулизин Апидра (производитель Sanofi). Этот факт, по мнению специалистов ФАС, является прямым нарушением Закона о конкуренции. В сообщении ведомства говорится: «Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает обеспечение необходимыми лекарственными средствами федеральных льготников, в том числе инвалидов. Обеспечение такими лекарствами производится только в соответствии с перечнем, поэтому отсутствие какого-либо лекарства в нем означает, что оно государством не закупается и доступ к нему медицинских учреждений и, как следствие, самих пациентов ограничен». Как стало известно «ФВ», дело об «отверженном» препарате длится достаточно давно. Sanofi неоднократно обращалась с заявлениями о включении Апидры в Перечень лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России N 665. Однако препарат так и не попал в список. Официального объяснения по этому поводу компания также не дождалась. «Поскольку инсулин глулизин включен в действующие стандарты, лечащий врач имеет право назначать его только при соответствующих показаниях, исходя из тяжести и характера заболевания. Но, несмотря на это, фактически для медицинских учреждений, врачей, амбулаторных пациентов доступ к нему ограничен. Данного препарата нет в перечне, и, соответственно, субвенции из федерального бюджета на его закупки не выделяются», — пояснила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская. В настоящий момент в России зарегистрировано три препарата инсулина ультракороткого действия: инсулин глулизин Апидра (Sanofi), инсулин аспарт НовоРапид (Novo Nordisk) и инсулин лизпро Хумалог (Eli Lilly). По данным IMS health, НовоРапид сохраняет за собой лидирующую позицию: объем его продаж среди препаратов этой группы за пять месяцев (январь-май) текущего года составил 61,8%, прирост за аналогичный период прошлого года достиг 23%. Второе место за Хумалогом: объем продаж за пять месяцев (январь-май) текущего года составил 35,2%, прирост — 28%. Замыкает тройку Апидра с объемом продаж всего лишь 3% и отрицательным показателем прироста: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем реализации препарата упал на 1%.
Таблица. Рейтинг инсулинов ультракороткого действия в 2012-2013 гг.
Рейтинг Корпорация Торговая Доля рынка, % Прирост продаж марка (руб.), % январь-май январь-май 2012 г./ январь-май 2013 г. 2012 г. 2013 г. 1 NOVO NORDISK Новорапид 62,3 61,8 23 2 ELI LILLY Хумалог 34,0 35,2 28 3 SANOFI Апидра 3,8 3,0 -1
Источник: IMS Health
Оба препарата-конкурента, в отличие от Апидры, включены в перечень «социальных» лекарственных средств, что и послужило основанием считать Минздрав нарушителем антимонопольного законодательства, поскольку продукты не имеют возможности конкурировать на равных. «Отказ в рассмотрении заявлений и включении препарата в перечень приводит к созданию дискриминационных условий в части установления отличных от других производителей препаратов инсулина условий продажи инсулина глулизин на торгах за счет средств федерального бюджета для обеспечения инвалидов, больных сахарным диабетом, в рамках государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. А также ограничивает выбор производителей инсулинов», — считают в ФАС. Это не единственный прецедент, связанный с обвинениями в адрес Минздрава в нарушении закона о конкуренции. В прошлом году Минздравсоцразвития РФ отказалось выдать российской фармкомпании BIOCAD разрешение на ввоз незарегистрированных дженериков препаратов иматиниб и анастрозол, которые используются для лечения онкологических заболеваний. Тогда ФАС признала ведомство виновным в нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. По мнению экспертов, рынок инсулинов вообще крайне монополизирован и внимание ФАС к этому сегменту вполне оправдано. «По сути, рынок поделен между тремя компаниями, — говорит эксперт Михаил Федоров. — На них приходится более 90% рынка в денежном эквиваленте. При этом доли первой тройки периодически незначительно меняются в силу разных конъюнктурных причин. Кардинальных изменений на рынке не происходит, несмотря на появление «российского» инсулина компаний «Фармстандарт» и «Медсинтез» — доли этих компаний минимальны и практически не меняются». Впрочем, г-н Федоров обращает внимание на тот факт, что текущие претензии ФАС носят исключительно локальный характер, они глобально не меняют ситуацию с конкуренций в сфере препаратов инсулина и вряд ли делают их доступнее для государства как потребителя. «В данном случае скорее можно говорить о локальной победе Sanofi в том сегменте, где их позиции со своим ЛС были относительно слабыми — препарат на рынке уже порядка 6 лет, а доля в соответствующей группе мизерная. Так что это маленькая победа для ФАС и важное достижение для Sanofi», — резюмирует эксперт. Сама Sanofi свой успех комментировать не спешит. Вице-президент, руководитель Евразийского региона Sanofi, генеральный директор «Санофи Россия» Патрик Аганян сообщил «ФВ», что в компании знают о деле, возбужденном ФАС против Минздрава, но оценивать действия и решения регуляторных органов не считают возможным. «Сегодня Апидра — единственный аналог инсулина ультракороткого действия, производимый в России. Апидра — один из лидирующих брендов в мире в категории ультракоротких инсулинов. В 2012 г. продажи данного препарата в мире составили более 230 млн. евро», — подчеркнул Патрик Аганян. На момент подписания материала в печать комментарий от представителей Минздрава получить не удалось. Неизвестно также, будет ли ведомство обжаловать решение ФАС. Если нет, то, как скоро будут внесены соответствующие поправки в соответствующий перечень?
О.БАРАНОВА
Подписано в печать
22.08.2013