Примечание.
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.rosminzdrav.ru по состоянию на 22.11.2013. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
О ВОЗМОЖНОСТИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНИТАРНО-АВИАЦИОННОЙ ЭВАКУАЦИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ИЗ-ЗА РУБЕЖА ПРИ ОБРАЩЕНИИ В МИНЗДРАВ РОССИИ
По смыслу части 1 статьи 14 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что оплата медицинской помощи гражданину Российской Федерации при выезде из Российской Федерации осуществляется согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или заменяющим его документом, действительными для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации, либо при наличии гарантии физического или юридического лица, приглашающего гражданина Российской Федерации, возместить расходы на оказание медицинской помощи (лечение в медицинском учреждении) гражданину Российской Федерации. В случае, если отсутствуют перечисленные документы, расходы на оказание медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации несет сам гражданин. Кроме того, предоставление помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, регламентировано Положением о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 N 370. В настоящее время мероприятия с целью спасения жизни граждан, находящихся за рубежом, осуществляются в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Решение об осуществлении медицинской эвакуации гражданина принимается Правительством Российской Федерации при наличии согласованного решения Минздрава России, МЧС России, МИДа России, Минфина России. Таким образом, наиболее надежным способом получения российским гражданином бесплатной медицинской помощи за рубежом является страхование граждан, выезжающих за рубеж. С целью решения вопроса о возможности осуществления санитарно-авиационной эвакуации при обращении в Министерство здравоохранения Российской Федерации по вопросу осуществления медицинской эвакуации российских граждан из-за рубежа просим предоставлять следующие данные: 1. Сведения о фамилии, имени и отчестве (при наличии), гражданстве пациента и его постоянной или временной регистрации на территории Российской Федерации. 2. Наименование и адрес медицинской организации, в которой находится гражданин. 3. Сведения о наличии (отсутствии) у гражданина страхового полиса лица, выезжающего за рубеж. 4. Копии страхового полиса и акта о страховом случае (при наличии). 5. Сведения о причинах невозможности медицинской эвакуации за счет страховой организации или иных источников. 6. Сведения об обстоятельствах получения травмы или ухудшения состояния здоровья, включая копию медицинской документации с переводом на русский язык. 7. Сведения о возможности предъявления регресса после осуществления медицинской эвакуации. 8. Обоснование необходимости и неотложности медицинской эвакуации специальным транспортом (воздушным судном) и невозможности лечения за рубежом. 9. Иные существенные сведения, обосновывающие необходимость и неотложность медицинской эвакуации.
«Фармацевтический вестник», 2013, N 38
КОНКУРС НА ПАЦИЕНТА
Зарубежные клиники, оказывающие медпомощь гражданам РФ, ознакомятся с российскими тендерными процедурами
В середине ноября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, определившее правила заключения контрактов между Минздравом и иностранными организациями на лечение россиян за пределами Родины за счет федерального бюджета. Право обслуживать граждан РФ получат зарубежные клиники, прошедшие конкурс. Мнения представителей пациентских сообществ, к которым обратился «ФВ», разделились. Одни эксперты опасаются массового отправления россиян в страны третьего мира. Другие предполагают, что процедура выбора клиник, по сути, не изменится, поскольку основная масса зарубежных учреждений не будет заинтересована в столь близком знакомстве с отечественным законодательством.
Правила заключения контракта на лечение гражданина России за границей теперь будут регулироваться Постановлением Правительства РФ N 1011 от 11 ноября 2013 г. После вступления документа в силу, с 1 января 2014 г., контракт между Минздравом России и любой иностранной медицинской организацией будет заключаться согласно ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — т.е. путем проведения запроса предложений. В случае необходимости срочного медицинского вмешательства постановление допускает наличие единственного исполнителя услуг. Контракт должен содержать условия, соответствующие требованиям российского права и учитывающие нормы законодательства государства, на территории которого находится медицинская организация, оказывающая услуги. Его типовая форма утверждается Минздравом России. На сегодняшний день систему отправления российских пациентов за рубеж нельзя назвать отлаженной. Необходимо заключение профильного федерального медицинского центра, подтверждающее необходимость определенного лечения для пациента и невозможность предоставления таких услуг в России. Эксперты отмечают: вокруг системы получения подобного рода документов всегда разворачиваются серьезные дискуссии, поскольку, по большому счету, учреждение, которое их выдает, должно расписаться в своей беспомощности. Зарубежную клинику, куда поедет лечиться российский гражданин, выбирает Минздрав. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов и президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев отметил, что новое постановление приводит практику отправки российских граждан на лечение за рубеж в соответствие со вступающим в силу с 2014 г. ФЗ-44: «Теперь этот вопрос, как и многие другие в российском здравоохранении, будет решаться путем проведения конкурсных процедур. Если на конкурс выйдет единственный участник, с ним будет заключен контракт, а сам конкурс признают несостоявшимся». Однако такой подход эксперта не устраивает. Г-н Жулев полагает: ориентация на ценовой критерий грозит российским тяжелобольным пациентам перспективой оказаться в медицинских учреждениях стран третьего мира: «Мне это все напоминает ситуацию, сложившуюся сейчас на рынке лекарственных средств: действующее законодательство совершенно не учитывает особенности данной категории товаров. Невозможно все мерить только ценой». Эксперт уверен, что если у Минздрава не будет возможности указывать в конкурсном задании четкие требования к клинике, то никто не сможет быть уверен в качестве помощи, оказываемой гражданам России: «Необходимо будет запрашивать историю медицинского учреждения, показатели выполненных операций и т.д. Иначе все это превратится в профанацию». Отдельно Юрий Жулев отметил, что подобный подход лишает пациента какой-либо свободы действий: если его не устроит клиника, выигравшая конкурс, он останется без поддержки государства вообще. «Из плюсов я могу отметить возможность отправить больного на лечение за рубеж по экстренным показаниям без проведения конкурса», — резюмировал эксперт. В противовес коллеге президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский не видит повода для беспокойства, полагая, что правила, прописанные в постановлении, не будут работать на практике: «Очень сомневаюсь, что медицинские центры Европы и Америки будут участвовать в наших конкурсах, а потом еще и отвечать за предоставленные услуги. Однако в постановлении есть отсылка к статье, которая позволяет заключить договор с единственным участником. Я полагаю, именно таким образом и будет решаться вопрос, в какую страну и клинику поедет тот или иной пациент». Эксперт уверен: по сути, Минздрав оставит за собой право определять медицинские организации самостоятельно.
К.ЗАРИПОВА
Подписано в печать
21.11.2013