Вопрос: Просим разъяснить письмо ФАС от 19.09.2017 N ИА/64899/17 «О необходимости наличия у участников закупки лекарственных препаратов ЛП лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами». В составе ООО «Фармация» имеется производственная аптека с правом изготовления асептических препаратов, которая также может осуществлять розничную торговлю ЛП, отпуск ЛП для медицинского применения. Организация принимает участие в закупках, осуществляемых в рамках Федеральных законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ на поставку готовых ЛП и экстемпоральных ЛП для здравпунктов предприятий и ЛПУ города. Эти предприятия имеют лицензии на медицинскую деятельность и используют закупленные у нас ЛП для осуществления своей деятельности, т.е. не для продажи. На каком основании наша организация не может выступать в качестве участника закупки на поставку ЛП (готовых и экстемпоральных) лечебно-профилактическим учреждениям и здравпунктам предприятий, как утверждает ФАС?
Ответ: Возможность осуществления реализации аптечными организациями лекарственных средств юридическим лицам является спорной в связи с отсутствием четкого законодательного определения критериев, позволяющих относить такие операции к розничной торговле. В то же время пунктом 3.1 утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 «Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных» (в ред. от 26.02.2013) в явном виде предусмотрена возможность получения медицинскими организациями для обеспечения лечебно-диагностического процесса лекарственных препаратов из аптечной организации по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке. Право аптечных организаций на отпуск лекарственных препаратов по требованиям-накладным в медицинские организации в явном виде также предусмотрено Разделом III утвержденных Приказом Минздрава РФ от 11.07.2017 N 403н «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Кроме того, право на отпуск изготовленных аптекой лекарственных препаратов прямо предусмотрено утвержденными Приказом Минздрава РФ от 26.10.2015 N 751н «Правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Таким образом, по нашему мнению, аптечные организации вправе, ссылаясь на перечисленные выше нормативно-правовые акты, участвовать в тендерах на поставку лекарственных средств медицинским организациям в рамках лицензии на розничную торговлю. Тем не менее, в отношении участия аптечных организаций в закупках медицинскими организациями лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой РФ регулярно высказывается иная позиция, изложенная в Письмах ведомства от 23.10.2014 N АД/43043/14, от 21.06.2017 N ИА/41856-ПР/17 и от 19.09.2017 N ИА/64899/17. При этом позиция ФАС РФ поддержана Решением Верховного суда РФ от 05.12.2016 по делу N АКПИ16-1012. Как следует из материалов данного Решения ВС РФ, обжаловавший позицию ФАС РФ индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился и свой иск не поддержал, приведенные нами выше доводы в защиту своей позиции не приводил. Возможно именно поэтому Верховный суд РФ принял сторону Федеральной антимонопольной службы РФ. В любом случае, после того как Верховный суд РФ принял указанное Решение, участие аптечных организаций в закупках лекарственных препаратов медицинскими организациями государственной и муниципальной системы здравоохранения по нормам Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вряд ли возможно.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
28.11.2017