«Менеджер здравоохранения», 2011, N 7
ВВЕДЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
От редакции:
Одной из непростых задач, которые приходится решать в рамках региональных программ модернизации здравоохранения, является введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Надеемся, данный материал окажется полезным для органов управления здравоохранением и непосредственно для учреждений.
Шеф-редактор
Н.Г.КУРАКОВА
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Пункт 10 «Правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85, устанавливает следующее. Средства на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи предоставляются страховым медицинским организациям (при их отсутствии на территории субъекта Российской Федерации — непосредственно медицинским организациям) при наличии заключенных страховыми медицинскими организациями (при их отсутствии — территориальным фондом) и медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в которых предусматриваются: а) мероприятия, осуществляемые медицинской организацией за счет средств, полученных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе: — предоставление стационарной и амбулаторной медицинской помощи с учетом внедрения стандартов ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи; — обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь; — введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь; б) условия использования средств, полученных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе: — направление не менее 70% указанных средств на оплату труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь; — направление не более 30% указанных средств на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», принятым в соответствии с частью 8 статьи 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», установлено следующее: 1. В рамках реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: а) обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь; б) предоставление амбулаторной медицинской помощи, в том числе врачами-специалистами, в соответствии со стандартами ее оказания, включая обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий; в) введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. 2. Перечень мероприятий, проводимых по указанным в пункте 1 Постановления направлениям, с указанием медицинских организаций, участвующих в их реализации, индикаторы реализации данных мероприятий включаются в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации. 3. Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 4. Отчетность о реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи осуществляется в рамках отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, порядок и форма которой устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 5. Контроль за реализацией мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. 6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего Постановления, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 60 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало Приказ от 21 февраля 2011 года N 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». Данным приказом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения рекомендовано определить: а) минимальные значения показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, с учетом численности, плотности и возрастно-полового состава населения, уровня и структуры заболеваемости и смертности, географических и иных особенностей; б) дополнительные показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. В Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 145н приведены «Показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». Они включают в себя следующие положения: 1. Для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее — врач-специалист), используются следующие показатели: а) процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста, исходя из функции врачебной должности; б) процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом; в) процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом; г) процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара от общего числа направленных в стационар; д) процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций; е) процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа направленных в стационар; ж) процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар; з) отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации; и) процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы. 2. Для оценки качества работы специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, используются следующие показатели: а) отсутствие случаев нарушения установленных санитарных правил и норм; б) отсутствие осложнений при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации; в) отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации. В связи с вышесказанным отметим следующее. Методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Соответственно учреждениям здравоохранения необходимо дождаться соответствующих документов, принятых на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации. Учитывая, что с момента издания приказа Минздравсоцразвития России прошло уже полгода, при отсутствии указанного нормативного документа целесообразно обратиться по этому поводу в соответствующие органы с официальным запросом. Одновременно имеет смысл разработать проекты собственных внутриучрежденческих (локальных) нормативных актов, посвященных вопросам оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и оплаты их труда. В случае отсутствия соответствующих нормативных документов субъекта Российской Федерации можно принять внутриучрежденческие документы, которые должны быть скорректированы в случае принятия в последующем нормативных документов субъекта Российской Федерации. На наш взгляд, необходима разработка следующих документов: 1. Положения об ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. 2. Приказа по учреждению, которым утверждаются: 2.1. Положение об ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. 2.2. Перечень мероприятий, проводимых по предоставлении амбулаторной медицинской помощи с учетом внедрения стандартов ее оказания, включая: 2.2.1. Обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи. 2.2.2. Обеспечение укомплектованности медицинских организаций врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь. 2.2.3. Введение ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. 2.3. Показатели, используемые для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи». 2.4. Показатели, используемые для оценки качества работы специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. 3. Дополнительное соглашение к трудовому договору о повышении доступности амбулаторной медицинской помощи. Ниже приводятся возможные образцы соответствующих документов. Дадим небольшой комментарий.
Если изданными в рамках региональных программ модернизации нормативными документами не установлен конкретный порядок оплаты труда, учреждение самостоятельно решает, будет ли выплачиваться надбавка стимулирующего характера в случае, если не достигнуты установленные критерии оценки качества, в уменьшенном объеме или вообще не будет выплачиваться за соответствующих период. Надбавка стимулирующего характера к заработной плате включается в размер заработной платы, используемой для определения размера отпускных. Поэтому в учреждении должен быть предусмотрен резерв на эти цели.
ПОЛОЖЕНИЕ
об ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь
- Настоящее Положение о введении ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь (далее — Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» и от 15 февраля 2011 г. N 85 «Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи».
- Положение направлено на создание ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
- К врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, на которых распространяется действие настоящего Положения, относятся: — врач-… — врач-…
- К специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, на которых распространяется действие настоящего Положения, относятся: — медсестра врача-… — медсестра врача-…
- Для оценки качества работы специалистов с высшим медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (далее — врач-специалист), используются следующие показатели: а) процент выполнения нормативов объемов медицинской помощи на одну должность врача-специалиста, исходя из функции врачебной должности, — не менее 100%; б) процент выявленных на ранней стадии заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом, — не менее… %; в) процент выявленных запущенных заболеваний по профилю врача-специалиста от общего числа заболеваний, выявленных врачом-специалистом, — не более… %; г) процент случаев расхождения диагнозов при направлении в стационар и клинического диагноза стационара от общего числа направленных в стационар — не более… %; д) процент осложнений при проведении операций, лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации (для врачей-специалистов хирургического профиля), от общего числа проведенных операций, лечебно-диагностических манипуляций — не более…%; е) процент случаев несвоевременной госпитализации, приводящей к ухудшению состояния больного или развитию осложнений, по информации, представленной медицинской организацией, оказывающей стационарную медицинскую помощь, от общего числа направленных в стационар — не более… %; ж) процент случаев направления на плановую госпитализацию больных без предварительного обследования либо обследованных не в полном объеме в соответствии с установленными требованиями к предварительному обследованию от общего числа больных, направленных в стационар, — не более… %; з) отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации; и) процент случаев некачественного оформления медицинской документации от общего количества случаев оформленной медицинской документации на основании актов проведения внутриведомственной или вневедомственной экспертизы — не более… %.
- При достижении установленных показателей врачам-специалистам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, полагается надбавка стимулирующего характера к заработной плате в размере … рублей в месяц.
- Для оценки качества работы специалистов со средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, используются следующие показатели: а) отсутствие случаев нарушения установленных санитарных правил и норм; б) отсутствие осложнений при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированных в медицинской документации; в) отсутствие обоснованных жалоб пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации.
- При достижении установленных показателей специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, полагается надбавка стимулирующего характера к заработной плате в размере … рублей в месяц.
- Для оценки качества работы врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь по обеспечению повышения доступности амбулаторной медицинской помощи создается комиссия в составе ….
- Оплата труда в соответствии с настоящим Положением осуществляется на основании дополнительных соглашений к трудовому договору о повышении доступности амбулаторной медицинской помощи, заключаемых администрацией учреждения с работниками, на которых распространяется действие настоящего Положения (далее — Дополнительное соглашение).
- Дополнительное соглашение заключается с работниками, которые в настоящее время фактически выполняют соответствующие должностные обязанности.
- С медицинскими работниками, принимаемыми на работу, Дополнительное соглашение может быть заключено с любого числа каждого месяца. При этом следует учитывать, что медицинский работник фактически приступит к выполнению дополнительных трудовых функций с даты, предусмотренной в Дополнительном соглашении.
- Дополнительное соглашение может заключаться как с медицинскими работниками, с которыми трудовые договоры заключены на неопределенный срок, так и с работающими по срочным трудовым договорам (например, в случае принятия работника на должность взамен работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и т.д.).
- Если срок окончания действия трудового договора заканчивается ранее 31 декабря 2011 года, то сроком окончания действия Дополнительного соглашения устанавливается дата окончания действия срочного трудового договора.
- Дополнительное соглашение к трудовому договору о повышении доступности амбулаторной медицинской помощи заключается с медицинским работником, занимающим штатную должность в любом объеме (но не более установленного законодательством), в том числе с медицинскими работниками, занятыми на условиях совместительства или занятыми неполное рабочее время.
- С одним и тем же медицинским работником, занимающим несколько штатных должностей, может быть заключено несколько Дополнительных соглашений. При этом надбавка стимулирующего характера начисляется за фактически отработанное время.
- Для медицинских работников, которым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени при условии сохранения оплаты труда в полном объеме (инвалиды I и II групп, женщины, работающие в сельской местности, и т.д.), надбавки стимулирующего характера в случае отработки установленного законодательством сокращенного рабочего времени должны выплачиваться в полном объеме.
- Финансирование надбавок стимулирующего характера осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых на эти цели в соответствии с ________ (наименование нормативного акта).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ к трудовому договору о повышении доступности амбулаторной медицинской помощи
- Руководствуясь частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, стороны трудового договора, заключенного ________________
(дата)
между______________________________________________________________________
(учреждение здравоохранения)
в лице ___________________________________________________________________,
(наименование должности, Ф.И.О.)
именуемого в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и ________________
(наименование должности, Ф.И.О.) __________________________________________________________________________,
(наименование структурного подразделения учреждения)
именуемым в дальнейшем «Работник», заключили настоящее дополнительное соглашение к трудовому договору о нижеследующем.
2. В соответствии с настоящим дополнительным соглашением Работник обязан в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени принимать меры по обеспечению повышения доступности амбулаторной медицинской помощи.
3. При достижении значения показателей, используемых для оценки качества работы Работника в соответствии с приказом по учреждению ________________ (дата, номер, название и пункт приказа), Работодатель обязуется ежемесячно выплачивать Работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере, установленном Положением (наименование, дата принятия или утверждения Положения).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником по его вине возложенных на него настоящим дополнительным соглашением должностных обязанностей (выразившихся в том, что не достигнуты установленные показатели качества, имеются нарушения трудовой дисциплины), Работодатель вправе решить вопрос о приостановлении выплаты надбавки стимулирующего характера на определенный срок.
4. Срок действия настоящего соглашения: с «___» __________ 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
5. Действие настоящего дополнительного соглашения прекращается в связи с истечением срока, на который оно заключено, в связи с прекращением трудового договора или по соглашению сторон.
6. Адреса сторон и подписи:
Учреждение Работник ______________________________ ______________________________ (Ф.И.О., должность) (Ф.И.О.) ______________________________ Адрес: ______________________________ ______________________________
Консультирует д.э.н.
Ф.Н.КАДЫРОВ