«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 11
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
С 2006 г. Правительство РФ финансирует из федерального бюджета национальный проект «Здоровье». В частности, решаются проблемы улучшения здоровья населения, модернизации системы здравоохранения и др. О том, какие цели и задачи стоят перед Правительством РФ и какие из них претворены в жизнь, говорится в данной статье.
Основные проблемы здравоохранения
Правительство РФ уделяет особое внимание совершенствованию системы здравоохранения, так как она в настоящее время не отвечает тем требованиям, которые к ней предъявляются. Ее модернизация является жизненно необходимым условием увеличения продолжительности жизни граждан, поскольку статистические данные свидетельствуют об увеличении смертности населения на сегодняшний день. Также вызывают опасения значительное снижение обеспечения высокоэффективной медицинской помощи гражданам РФ, неэффективное использование средств системы здравоохранения, задержка оплаты страховых взносов и др. Проблемы здравоохранения можно систематизировать и представить в виде: а). ограниченности государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также несбалансированности их с финансовыми ресурсами. Это приводит к тому, что увеличивается плата за оказание медицинской помощи в неконтролируемых формах, снижается доступность медицинской помощи для населения. В наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои населения; б). отсутствия существенного влияния сложившейся системы обязательного медицинского страхования на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Главными причинами неэффективного использования последних являются: — несвоевременное выполнение органами исполнительной власти субъектов РФ обязательств по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме; — неравенство регионов, связанное с различным уровнем финансирования здравоохранения, поскольку централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования; — недостаточное влияние деятельности страховых медицинских организаций на эффективность использования средств обязательного медицинского страхования, выразившееся в отсутствии действенных рычагов привлечения средств граждан и организаций в эту систему; в). неэффективного использования ресурсов в системе здравоохранения. Это выражается в том, что система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.
Модернизация системы здравоохранения
С учетом изложенного Правительством РФ предусмотрены основные направления модернизации системы здравоохранения. Основной целью ее модернизации является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. На достижение этой цели направлены следующие мероприятия реформы здравоохранения: 1. Законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. На государственном уровне установлены гарантируемые объемы оказания медицинской помощи населению, которые конкретизируются на основании стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основании субъекты РФ разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи. В случаях, если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом. Это предполагает принятие решения на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов оказания бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения. 2. Модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая: — упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию; — завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе; — перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций. Одним из основных условий достижения конкуренции является выбор застрахованными страховой медицинской организации; — укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере, не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования и ее стоимости. 3. Совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе: — обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В настоящее время материально — техническая база учреждений здравоохранения пополнилась новым оборудованием и современными системами связи, обновлен автопарк скорой помощи; — повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и прежде всего их использование при лечении детей. К 2008 г. планируется увеличить число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять уровень эффективности работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые центры в субъектах РФ, в том числе расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке; — перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи; — преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности; — обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи; — переход к новым методам оплаты труда медицинских работников. Эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, формированию ответственности граждан за состояние собственного здоровья, улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности. 4. Обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Для этого будут решены следующие задачи: — внедрение в практику здравоохранения эффективных механизмов финансирования лекарственного обеспечения населения, в первую очередь социально незащищенных категорий граждан; — внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного обеспечения граждан (лекарственное страхование); — совершенствование системы государственного регулирования цен на лекарственные средства; — совершенствование механизмов государственного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных регуляторных требований. Планируется разработать приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения граждан качественными, эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами. С целью соответствия международным требованиям планируется внести изменения в законодательство РФ по вопросам производства и реализации лекарственных средств. 5. Улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества медицинской помощи. Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения России при сложившейся социально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения. Поэтому планируемый комплекс мер по созданию эффективной системы охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья населения будет способствовать обеспечению единой государственной политики в этой области, сохранению и укреплению здоровья матери и ребенка, профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения путем: — расширения и интенсификации профилактической деятельности, включая всеобщую диспансеризацию детей; — расширения видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи; — внедрения высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей; — развития перинатальной помощи;
— осуществления системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья населения; — разработки и реализации мер по улучшению показателей здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов. 6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и благополучия человека. Одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население. Большое значение в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ уделяется осуществлению мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, недопущение распространения инфекционных болезней при занесении их на территорию страны. Для этого устанавливаются (с учетом степени риска причинения вреда) необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания человека, продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Кроме того, реализуется комплекс мер по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, укреплению здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта. 7. Повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения. С целью повышения качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования и конкурентоспособности российского диплома о высшем медицинском образовании, а также реализации первоочередных мероприятий, вытекающих из Болонских договоренностей, будет обеспечено завершение формирования системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с международными требованиями. Этому во многом будет способствовать совершенствование единой национальной системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования. Установление государственного заказа на подготовку кадров в области здравоохранения будет соответствовать дифференцированным нормативам потребности в них в различных видах медицинских услуг, учитывающим региональные особенности организации работы и размещения сети медицинских учреждений, демографическую ситуацию и динамику здоровья населения, а также необходимость возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы. 8. Создание на базе развития фармацевтики и биотехнологии принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, а также лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения. Радикальные инновации, способные конкурировать в мире, будут связаны с развитием биомедицинских исследований и применением биотехнологий для создания принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения. Предусматриваются развитие телемедицинских услуг, обеспечивающих возможность дистанционной диагностики, анализа данных результатов обследования, уточнения диагноза и консультирования, а также создание систем мониторинга состояния здоровья населения, включая паспорт здоровья, систем персонифицированного учета медицинских услуг на основании внедрения телекоммуникационных технологий. С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение здоровья населения, включающие развитие стандартизации в области здравоохранения, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации. Важным направлением, способствующим улучшению состояния здоровья населения, будет реализация мер, создающих условия для развития массовой физической культуры и спорта.
Основные этапы проекта «Здоровье»
В рамках национального проекта «Здоровье» в течение 2006 г. произведены определенные мероприятия. Они главным образом касаются увеличения суммы финансирования на: — закупку высокотехнологичного оборудования, развитие скорой помощи, ремонт и укрепление материально-технической базы муниципальных больниц и поликлиник; — увеличение оплаты труда работников учреждений здравоохранения; — оказание медицинской помощи гражданам РФ. Остановимся на некоторых из них.
1. С 1 января 2006 г. в соответствии с национальным проектом «Здоровье» женские консультации и акушерские отделения получают дополнительные денежные средства (сверх средств, выделенных по программе обязательного медицинского страхования) за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. Эти средства перечисляются на счета медучреждений региональными отделениями ФСС РФ по предъявленным талонам родовых сертификатов. По сути, родовой сертификат — это документальное подтверждение того, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (женские консультации и роддома) получили дополнительное финансирование на оказание помощи женщинам. Почему же выделенные средства по родовым сертификатам являются дополнительным источником финансирования? Поскольку в соответствии с п. 3 Правил N 852 <> средства на оплату услуг по родовым сертификатам не учитываются при выделении средств учреждениям из бюджетов всех уровней и иных источников, в том числе средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, поэтому для учреждений здравоохранения эти средства являются дополнительным источником финансирования. Пунктом 10 Правил N 852 установлен исчерпывающий перечень расходов, которые могут быть произведены за счет дополнительного финансирования. Так, эти средства могут быть направлены на оплату труда, приобретение медицинского оборудования и изделий медицинского назначения. Таким образом, Правительством РФ осуществлена значительная поддержка медицинских учреждений. То есть они получили возможность улучшить свою материально техническую базу и материальное благосостояние своих работников.
<> Правила финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утв. Постановлением Правительства от 30.12.2005 N 852.
2. Не остались без внимания и работники скорой медицинской помощи. Так, Правительством РФ предоставлены дополнительные ассигнования из федерального бюджета на 2006 г., предусмотренные для ФМБА России, на осуществление в текущем году денежных выплат работникам станций (отделений) скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА России. С 01.07.2006 данным категориям работников производятся ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах: — врачам — 5000 руб.;
— фельдшерам (акушеркам) — 3500 руб.;
— медицинским сестрам — 2500 руб.
Выплаты производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных в отдельных районах и местностях (Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 507 «О денежных выплатах в 2006 году врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства»). Увеличение оплаты труда этим категориям работников также повлияло на возросшую заинтересованность медицинских работников в трудоустройстве на перечисленные должности. 3. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи» установлены денежные выплаты в размере: — 10000 руб. в месяц для участкового врача-терапевта, участкового врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача); — 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участкового врача-терапевта, медицинской сестры участкового врача-педиатра, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты предоставляются с учетом этих коэффициентов. Это способствовало увеличению притока медицинских кадров на такие ответственные и трудные участки работы. 4. Во исполнение ст. 17 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» и Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 876 «О порядке финансового обеспечения в 2006 году расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации» с 01.10.2006 предусмотрена дополнительная диспансеризация граждан. Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2006 г. установлен в размере 500 руб. К дополнительной диспансеризации относятся: — осмотр врачами-специалистами: терапевтом (участковым врачом-терапевтом, врачом общей практики (семейным врачом)), эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужчин), акушером-гинекологом (для женщин); — проведение лабораторных и функциональных исследований: клинического анализа крови, клинического анализа мочи, исследования холестерина в крови, исследования уровня сахара в крови, электрокардиографии, флюорографии (один раз в год), маммографии (для женщин в возрасте 40-55 лет один раз в два года) или УЗИ молочной железы. 5. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам РФ предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, уха и сосцевидного отростка, системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях, а также при беременности, родах, в послеродовый период и при абортах. В рамках базовой программы осуществляются мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, включая проведение профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, в том числе здоровых детей, а также профилактика абортов.
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения
здравоохранения:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
А.СЕРГЕЕВА
Подписано в печать
26.10.2006