По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 14.05.2007 N 01/4503-АБ. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
19 апреля 2007 г.
N 283
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080), и в целях дальнейшего совершенствования организации медико-санитарной помощи детям, приказываю: 1. Утвердить Критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового согласно приложению. 2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и местного самоуправления руководствоваться настоящим приказом при организации работы врачей-педиатров участковых. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И.Стародубова.
Министр
М.ЗУРАБОВ
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
от 19 апреля 2007 г. N 283
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО
- Основной целью введения критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового является оперативный анализ внутри лечебно-профилактического учреждения диагностической, лечебно-профилактической и организационной работы на педиатрическом участке для улучшения качества оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту и мониторинга состояния здоровья детей.
- Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-педиатра участкового являются: — история развития ребенка (учетная форма N 112/у); — паспорт врачебного участка (педиатрического) (учетная форма N 030/у-пед); — ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому (учетная форма N 039/у-02).
- По результатам проверки эффективности работы врачей-педиатров участковых составляется акт с выводами и конкретными предложениями по совершенствованию лечебно-диагностической и профилактической работы на педиатрическом участке и план работы по устранению выявленных в ходе проверки недостатков.
- Рекомендуется использовать следующие критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового: 4.1. Оценка профилактической работы врачей-педиатров участковых по следующим показателям: а) охват дородовыми патронажами беременных. Данный показатель рассчитывается путем умножения количества проведенных дородовых патронажей беременных на 100 и деления на количество подлежащих дородовым патронажам беременных; б) охват патронажем детей первого года жизни. Данный показатель рассчитывается путем умножения количества проведенных врачебных патронажей детей первого года жизни на 100 и деления на количество плановых врачебных патронажей детей первого года жизни; в) полнота охвата профилактическими осмотрами детей. Данный показатель рассчитывается путем умножения числа осмотренных детей во время профилактических осмотров на 100 и деления на число детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами должна составлять не менее 95% от общего числа детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам, в том числе на первом году жизни ребенка — 100% (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев жизни ребенка); г) полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. Полнота охвата профилактическими прививками детей должна составлять не менее 95% от общего числа детей подлежащих прививкам; д) удельный вес числа детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании. Удельный вес детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании, должен составлять в возрасте: — 3 месяцев — не менее 80%; — 6 месяцев — не менее 50%; — 9 месяцев — не менее 30%. 4.2. Оценка качества медицинской помощи детям на врачебном (педиатрическом) участке по следующим показателям: а) качество диспансерного наблюдения детей: — удельный вес детей, состоящих под диспансерным наблюдением в общем числе детей, прикрепленных к педиатрическому участку; — полнота охвата диспансерным наблюдением по нозологическим формам (должна составлять не менее 90% от общего числа детей, состоящих под диспансерном наблюдением); — удельный вес детей, снятых с диспансерного наблюдения по выздоровлению, должен составлять не менее 10% от общего числа детей, состоящих под диспансерным наблюдением; — удельный вес детей с улучшением состояния здоровья должен составлять не менее 10% от общего числа детей, состоящих под диспансерным наблюдением; — динамика численности детей-инвалидов; б) полнота охвата лечебно-профилактической помощью детей, состоящих под диспансерным наблюдением: — удельный вес детей, госпитализированных в плановом порядке, от общего числа детей, состоящих под диспансерным наблюдением и нуждающихся в плановой госпитализации; — удельный вес детей, направленных в плановом порядке в санаторно-курортные учреждения, от общего числа детей, состоящих под диспансерным наблюдением и нуждающихся в плановом санаторно-курортном лечении; — удельный вес детей, получивших противорецидивное лечение, от общего числа детей, состоящих под диспансерным наблюдением и нуждающихся в противорецидивном лечение; в) удельный вес количества выполненных индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов от общего числа детей-инвалидов; г) обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение правил выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг. 4.3. Оценка динамики заболеваемости детей: а) динамика показателя первичной заболеваемости у детей. Данный показатель рассчитывается путем умножения количества установленных впервые в отчетном периоде случаев первичной заболеваемости у детей на 100 и деления на число детей, прикрепленных к врачебному участку (педиатрическому); б) динамика показателя общей заболеваемости (распространенность) у детей. Данный показатель рассчитывается путем умножения количества установленных в отчетном периоде случаев общей заболеваемости (распространенности) у детей на 100 и деления на число детей, прикрепленных к врачебному участку (педиатрическому). Анализ в динамике уровней первичной и общей заболеваемости у детей по нозологическим формам заболеваний позволяет выявить дефекты в оказании медицинской помощи, негативно влияющие на диагностику, профилактику и лечение, и в дальнейшем планировать мероприятия по их устранению. 4.4. Анализ случаев смерти детей на дому, в том числе детей первого года жизни. 4.5. Анализ случаев досуточной летальности детей в стационаре, в том числе детей первого года жизни.
- При необходимости в учреждениях здравоохранения могут использоваться иные дополнительные критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового.
«Ремедиум», 2007, N 5
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ I)
В современных условиях в области управления качеством существует достаточно широкий спектр различных моделей. В этой связи предприятия, как правило, встают перед проблемой выбора. При этом решающее значение имеет мотивация руководства предприятия и уровень компетентности в данной области.
МОТИВАЦИЯ
Мотивация может определяться как внешними по отношению к предприятию, так и внутренними факторами, а также их сочетанием. Наиболее распространенной моделью управления качеством на предприятии является система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам ИСО серии 9000. В 2007 г. исполняется 20 лет с тех пор, как были разработаны и утверждены стандарты ИСО, и соответственно, анализ применения этих стандартов на предприятиях различных стран дает возможность выявить определенные тенденции в их распространении, определить достоинства и недостатки стандартов и рассмотреть перспективы их реализации. В Российской Федерации МС ИСО 9000 были приняты для их прямого использования в виде ГОСТ Р ИСО серии 9000. Первая гармонизированная версия была принята в 1988 г., последующие версии (1994 и 2000 г.) датированы 1996 и 2001 г. По содержанию ГОСТ Р ИСО серии 9000 полностью аутентичны оригинальным стандартам ISO серии 9000. В настоящее время МС ИСО серии 9000 получили достаточно широкое распространение на предприятиях, формирующих системы управления качеством. Вместе с тем исследование практики использования данных стандартов для формирования систем менеджмента качества на российских и зарубежных предприятиях показывает, что их применение далеко не всегда эффективно и зачастую не дает желаемых результатов. Анализируя подобную ситуацию, прежде всего, необходимо исследовать мотивы создания систем менеджмента качества на предприятиях. Эти мотивы, на наш взгляд, можно разделить на две группы, определяемые относительно предприятия внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относится мотивация на формирование предприятием конкурентных преимуществ на основе создания и сертификации системы менеджмента качества (СМК). В основном эта мотивация определяется возможностью получения сертификата на СМК, который в конечном итоге и обусловливает эти конкурентные преимущества. К внутренним факторам относится мотивация на мобилизацию внутренних резервов предприятия, связанных с совершенствованием системы управления, концентрацией усилий в области обеспечения качества продукции и на этой основе повышение прибыли и рост активов предприятия. Проведенное исследование мотивации создания и сертификации СМК на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 на отечественных и зарубежных предприятиях дает возможность выделить мотивы, которые ориентируют предприятие на создание и сертификацию СМК и рассмотреть возможные сценарии их реализации как с положительной, так и с отрицательной стороны (табл. 1).
Таблица 1
Мотивация создания и сертификации СМК на соответствие МС ИСО серии 9000 на предприятиях
Мотивация, определяемая внешними Мотивация, определяемая внутренними факторами факторами Мотивы Проявления Мотивы Проявления Позитивные Негативные Позитивные Негативные Сертификат Повышение Сертификат, Повышение Оптимизация В случае на СМК как деловой выданный качества сочетания формального обеспечение репутации органом по управления управленческих внедрения СМК гарантии предприятия. сертификации, на функций и мотив не качества После имеющим предприятии объема реализуется. сертификации отрицательный делегируемых Неоправданный системы имидж, полномочий, рост докумен- менеджмента негативно закрепление тооборота, качества воздействует ответственнос- бюрократии авторитетным на деловую ти по органом по репутацию процессам сертификации предприятия нередко повышается курс акций акционерных компаний Сертификат Получение Сертификат Снизить Сократить Рост на СМК как госзаказа может быть уровень затраты на себестоимости условие получен на брака и исправление продукции за получения формально поступающих брака и, счет затрат госзаказа созданную рекламаций соответствен- на создание и систему но, снизить сертификацию себестоимость СМК продукции Сертификат Получение Сертификат Рост активов Нематериальные Мотив на СМК лицензии может быть предприятия активы - за проявляется как условие получен на счет повышения косвенным получения формально стоимости образом, лицензии созданную торговой марки и его систему производителя. реализация Финансовые зависит от активы могут конкуренто- повышаться за способности счет предприятия и капитализации продукции дохода, вызванной ростом оборота
Как видно из представленных в таблице 1 данных, мотивом создания СМК на предприятии, определяемым внешними факторами, выступает получение сертификата. Последнее может рассматриваться как обязательное условие (условие получения госзаказа; лицензии; участия в тендере; отбора поставщиков; возможность страхования, кредитования сделок), так и добровольная акция предприятия (обеспечение гарантии качества, средство разрешения споров). Так, например, в России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг» в качестве обязательного условия получения предприятием заказа на изготовление продукции для государственных нужд является наличие сертификата на систему менеджмента качества. Формирование государственной системы обязательного лицензирования отдельных видов деятельности, производств, продукции и услуг (например, разработка и производство вооружения и военной техники, средств связи и других стратегически важных видов продукции) строится в зависимости от сертифицированной системы менеджмента качества. Наличие ее дает возможность предприятию принять участие в различных тендерах и других конкурсных размещениях заказов на поставки продукции. Например, в России поставки продукции для топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности и других отраслей осуществляются с учетом наличия СМК у поставщика. Начиная с 2001 г., при проведении тендеров среди подрядных организаций и конкурсов на предоставление земельных участков для строительства в Москве предпочтение отдается при прочих равных условиях организациям, внедрившим систему управления качеством. А с 2004 г. к участию в подрядных торгах по городскому заказу не допускаются строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе ГОСТ Р ИСО 9000. По оценкам специалистов и руководителей организаций, до 80% предприятий, сертифицировавших системы качества по требованиям стандартов ИСО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта, что в значительной мере связывается с их формальным подходом к внедрению и оценке системы качества при ее сертификации. Между тем существуют примеры позитивного опыта создания и сертификации СМК на соответствие МС ИСО серии 9000, внедряемой как внешнее условие. Так, получение предприятием субподрядов, как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто также зависит от наличия на предприятии системы менеджмента качества. Подобная практика характерна, например, для транснациональных компании, которые используют наличие сертификата ИСО 9000 на СМК в качестве критерия отбора поставщиков. Подобный подход наблюдается и в создании корпоративных систем менеджмента, формируемых ведущими транснациональными корпорациями. Можно говорить о сочетании мотиваций, определяемых внешними и внутренними факторами. С одной стороны, компания-собственник ставит обязательное условие — внедрение СМК, а с другой стороны — неформально подходит к данному процессу, т.к. основой является именно повышение качества управления на предприятии, снижение уровня брака и рекламаций, а в конечном итоге — рост активов предприятия. Однако эти мотивы могут быть реализованы и на основе других моделей управления качеством.
Д.э.н, проф.
Е.А.ГОРБАШКО
К.э.н, доцент
К.М.ТУМАНОВ
Подписано в печать
18.04.2007