«Менеджер здравоохранения», 2012, N 2
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения. Как же можно на основе усредненных данных оценивать качество оказания медицинской помощи конкретному, а не «усредненному» пациенту? И насколько применимо использовать стандарты для оценки качества со стороны страховых организаций в системе ОМС? Тем более, что они еще не все приняты.
Ответ: Подобные вопросы звучат часто.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Основ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Пункт 3 статьи 101 Основ устанавливает, что данный пункт 4 статьи 10 Основ вступает в силу с 1 января 2013 года. Статья 37 Основ посвящена порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи. В соответствии с частью 1 данной статьи медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Часть 1 статьи 37 также вступает в силу с 1 января 2013 года (пункт 3 статьи 101 Основ). Часть 4 статьи 37 Основ устанавливает, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного, исходя из особенностей заболевания (состояния). Статья 64 Основ посвящена экспертизе качества медицинской помощи. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. В соответствии с частью 2 данной статьи критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данная часть 2 статьи 64 вступает в силу только с 1 января 2015 года (пункт 5 статьи 101 Основ). Казалось бы, это означает, что до 2015 года страховые организации в рамках ОМС не могут проводить экспертизу качества медицинской помощи на основе оценки выполнения стандартов. Однако это не так. Согласно части 3 статьи 64 Основ, экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. А в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230 (далее — Порядок). Как видим, хотя на систему обязательного медицинского страхования и распространяются общие положения Основ, касающиеся порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС определяется не Основами, а Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Тем не менее, вопросы остаются. Действительно, в соответствии с п. 21 Порядка экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся в клинической практике. А как проверять это соответствие, если сами критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, как было указано выше, вступят в силу только с 1 января 2015 года? Частично ответ на этот вопрос дает Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2011 г. N 14-3/10/2-11668, публикуемое в данном номере журнала. К поднятым вопросам наш журнал еще будет неоднократно возвращаться.
Д.э.н.
Ф.Н.КАДЫРОВ