Вопрос: Аптечная организация, имеющая сеть аптек (лицензия на фармацевтическую деятельность розничная торговля) приняла решение закрыть ряд аптек. При закрытии аптек Аптечная организация хочет реализовать имеющийся на остатках закрывающихся аптек товар через другие аптечные организации (иные юридические лица), передав данный товар по договору комиссии, поскольку реализация через оставшиеся в сети аптеки нерентабельна из-за их малочисленности. В данном случае аптечные организации, реализующие товар, получают от Аптечной организации, передающей товар комиссионное вознаграждение. 1) Подпадает ли данная деятельность под определение оптовой торговли и нужно ли в этом случае получение лицензии на оптовую торговлю? Если такая деятельность будет вестись, является ли это прямым нарушением законодательства о лицензировании розничной фармацевтической деятельности? Какими нормами это регулируется? 2) Если такая передача будет осуществлена как разовое действие в связи с закрытием аптеки, будет ли это также являться нарушением лицензионных требований? Каким образом, и в рамках какого договора в таком случае Аптека может реализовать свой товар? 3) Каким образом осуществляется ценообразование на товар, передаваемый по договору комиссии? Каким образом «приходуется» переданный комитентом товар у комиссионера?
Ответ: 1. В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечная организация это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Согласно части 1 статьи 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего, т.е. перехода права собственности на лекарственные средства при передаче товара от поставщика комиссионеру не происходит. Следовательно, комитент теряет право собственности на товар непосредственно при продаже его комиссионером населению. Согласно части 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары. Следовательно, при передаче товаров от комитента к комиссионеру реализации (и, соответственно, продажи) товаров не происходит, т.е. нет и собственно торговли. При этом аптека-комиссионер оказывает аптеке-комитенту услугу по реализации товара населению, тогда как, аптека-комитент, фактически, осуществляет розничную торговлю лекарствами населению, пользуясь услугами аптеки-комиссионера и выплачивая ей за данные услуги комиссионное вознаграждение. Таким образом, с формально-юридической точки зрения аптека-комитент не нарушает требований действующего законодательства в сфере обращения лекарственных средств. В то же время в силу наличия пробелов гражданского законодательства возможно предъявление претензии контрольно-разрешительных органов к аптеке по поводу оптовой торговли лекарственными средствами без соответствующей лицензии, т.е. незаконная предпринимательская деятельность. Санкции за осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии установлены статьями 14.1 и 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 171 Уголовного кодекса РФ. 2. Отметим, что статьей 14.1 КоАП РФ и статьей 171 УК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. В случае разовой передачи товара отсутствует основное квалифицирующее условие, характеризующее предпринимательскую деятельность — систематичность. То есть разовая операция не может быть признана предпринимательской деятельностью, и, соответственно, незаконной предпринимательской деятельностью. Поэтому в случае совершения разовой сделки к аптеке не могут быть применены штрафные санкции по указанным выше статьям КоАП РФ и УК РФ. Однако, статьей 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа: — на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; — на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; — на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Поэтому, по нашему мнению, существует вероятность, что даже разовое действие может привести к серьезным штрафным санкциям, если проверяющие органы посчитают, что аптека осуществляла оптовую торговлю лекарственными средствами без соответствующей лицензии. 3. В соответствии с «Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организаций», утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 08.11.2010), товар, полученный от комитента по договору комиссии и переданный комиссионеру для продажи, отражается в учете комиссионера на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» по цене, указанной в приемо-сдаточном акте. Что касается ценообразования на лекарственные средства, то с учетом вышесказанного при передаче товаров от комитента комиссионеру реализации товаров не происходит. Аптека-комиссионер просто оказывает комитенту услугу по реализации товара населению. Аптека-комиссионер продает лекарственные препараты по ценам, указанным в приемо-сдаточных актах, прилагаемых к договору комиссии, если в договоре комиссии не указано иное.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
20.11.2015