Четверг, 14 августа 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Медицинское страхование

Статья. «Письмо в редакцию (по поводу статьи А.А.Старченко и соавторов «Правовая терминология в экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС»)» (В.А.Рыков) («Медицинское право», 2008, N 4)

07.06.2015
в Медицинское страхование

«Медицинское право», 2008, N 4

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
(ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.А.СТАРЧЕНКО И СОАВТОРОВ «ПРАВОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В ЭКСПЕРТИЗЕ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС» <>)


<> Старченко А.А. Правовая терминология в экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС // Медицинское право. 2008. N 1 (21). С. 14-19.

В целом в интересной и содержательной статье, на мой взгляд, имеется ряд спорных положений, требующих уточнений. Во-первых, в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Росздравнадзор), утвержденном Приказом МЗиСР от 31 декабря 2006 г. N 900, к ее полномочиям отнесен также контроль за производством независимой медицинской экспертизы, однако административные процедуры ее осуществления в данном Регламенте отсутствуют. Это, очевидно, обусловлено тем, что независимая медицинская экспертиза на основании Закона от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее — Основы) должна проводиться в соответствии с утвержденным Правительством РФ о ней Положением (ч. 3 ст. 53 Основ), которого до сих пор нет. Это означает, что для производства независимой медицинской экспертизы в настоящее время нет правовых оснований. С другой стороны, согласно ч. 1 ст. 53 Основ независимая медицинская экспертиза проводится только по двум исчерпывающим основаниям, предусмотренным ст.ст. 48 и 51 Основ, т.е. по заявлению граждан (членов семьи, близких родственников или законного представителя) при их несогласии с патолого-анатомическим заключением (ч. 5 ст. 48 Основ) или с заключением военно-врачебной комиссии о призыве граждан на военную службу (ч. 4 ст. 51 Основ). Следовательно, речь не может идти об экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС с помощью независимой медицинской экспертизы. Во-вторых, предлагаемое определение «медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь)» построено на отрицании, т.е. на исключении определенных негативных моментов (при этом приведено три негативных момента, а почему не больше?), тогда как по общему правилу определение предмета, процесса, связи и/или их сочетания должно включать только те положительные, т.е. качественно им присущие, характеристики, которые отражают их сущность и тем самым выделяют их из окружающей среды. В философском смысле «определение» — это логический прием, позволяющий отличать и отыскивать объект (см. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. 5-е изд. С. 342). А как же отыскать объект (предмет) «медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь)» по таким отрицательным характеристикам, как исключение негативных последствий в виде: «затрудняющих стабилизацию или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающих риск возникновения нового патологического процесса»; «приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения»; «вызывающих неудовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинским учреждением»? И почему страховщики считают эти отрицательные «сущностные» характеристики основными для определения качества оказания медицинской помощи? А если сам пациент так затянул свое обращение в ЛПУ (я уже не говорю о прямом повреждении здоровья самого пациента алкоголем, наркотиками и др.), что никакие медицинские мероприятия ему уже не в силах помочь, это тоже следует признавать некачественной медицинской помощью? Где же логика?! Если пойти по такому негативному принципу построения определений, то «болезнь можно определить как исключение здоровья», «смерть как исключение жизни», а «инфаркт миокарда как исключение функции участка миокарда» и т.д. И чем такие негативные определения могут помочь в выяснении их сущности, а также наметить меры для их лечения и устранения? На мой взгляд, положительными сущностными характеристиками качественной медицинской помощи являются: 1). своевременность установления правильного диагноза болезни; 2). своевременность и адекватность назначаемого лечения; 3). наличие времени и возможности для своевременного установления диагноза и назначения соответствующего лечения. Иными словами, качественная медицинская помощь есть помощь, оказываемая в полном соответствии со стандартами диагностики и лечения той или иной болезни, и не более. А каков будет результат лечения — зависит не только от медработников, но и от многих факторов, в том числе и от самого больного. В-третьих, федеральный перечень дефектов, в том числе дефектов оформления медицинской документации, не имеет официального утверждения (об этом прямо говорится в статье А.А.Старченко и соавт. «Реализация обязанности страховщика по контролю качества медицинской помощи в системе ОМС» // Здравоохранение. 2007. N 11. С. 57-67), хотя правила ведения документации общеизвестны. Однако ни в одном действующем нормативном документе нет требования об указании в заключительном клиническом и/или патолого-анатомическом диагнозах (ЗКД/ПАД) формулировки о нанесении вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи (этим занимается судебно-медицинская экспертиза в соответствии с Законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а не врачи-клиницисты и/или врачи-патологоанатомы). Приказом Росздравнадзора от 2 ноября 2005 г. N 2494-Пр/05 «О введении в работу системы добровольной сертификации процессов выполнения патоморфологических (патолого-анатомических) исследований и патолого-анатомических услуг» (далее — СДСПИ) утвержден Перечень основных ятрогенных заболеваний (процессов), которые при летальных исходах выставляются в качестве основного заболевания (первоначальной причины смерти по МКБ-10) и соответствующим образом кодируются по рубрикам 19 и 20 классов МКБ-10 (все они приводятся в данной статье). Поэтому согласно ч. 1 ст. 48 Основ врач, проводящий патолого-анатомическое вскрытие, обязан только установить причину смерти и диагноз заболевания, и не более (а есть вред или нет вреда — решать не нам). В-четвертых, конечно, лестно, что авторы данной статьи считают врачей-патологоанатомов «семи пядей во лбу», но с их предложением о необходимости в патолого-анатомическом эпикризе отражать все дефекты диагностики, лечения и обследования, а также дефекты ведения медицинской документации умершего больного превышает наши возможности (сейчас в медицине имеется несколько десятков специальностей, что подтверждается выдачей врачам соответствующих сертификатов специалиста, поэтому врач-патологоанатом не может «объять необъятное»). Совершенно не случайно в журнале «Архив патологии» (2007. N 6. С. 56-57) статьей главного патологоанатома Центрального федерального округа и Московской области проф. И.А.Казанцевой «О целесообразности выделения категорий расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов» открыта дискуссия, в которой автор предлагает отменить установление категорий расхождения диагнозов (РД) врачами-патологоанатомами после проведения вскрытия (Приложение 7 к Приказу МЗ СССР от 4 апреля 1983 г. N 375 «О дальнейшем совершенствовании патолого-анатомической службы в стране») и заменить их клинико-анатомическим анализом результатов вскрытия на комиссиях по исследованию летальных исходов (КИЛИ) и лечебно-контрольных комиссиях (ЛКК) с выяснением только объективных и субъективных причин РД. В настоящее время на врача-патологоанатома возложена несвойственная ему функция единолично устанавливать категории РД и решать вопрос об отнесении ятрогенных заболеваний (процессов, состояний) в ту или иную рубрику ПАД, ибо согласно действующему законодательству без согласия врача-патологоанатома нет правовой возможности для изменения и/или отмены ПАД (ведь даже после проведения независимой медицинской экспертизы по патолого-анатомическому заключению вопрос о ПАД окончательно решается лишь судом согласно ч. 5 ст. 53 Основ). Поэтому, если врач-патологоанатом устанавливает в ПАД 3-ю категорию РД («неправильная диагностика повлекла за собой ошибочную врачебную тактику, что сыграло решающую роль в смертельном исходе» — см. Приложение 7 к Приказу МЗ СССР от 4 апреля 1983 г. N 375 «О дальнейшем совершенствовании патолого-анатомической службы в стране»), то он тем самым признает и утверждает не только наличие дефекта оказания медицинской помощи, но и вину врача и ЛПУ. Скажите, зачем врачу-патологоанатому нужна такая «прокурорская» функция? И что, врач-патологоанатом не может добросовестно ошибиться в определении категории РД и затем безучастно наблюдать, как врач-клиницист годами доказывает в суде свою невиновность по гражданскому иску, т.е. доказывает то, что ошибка в диагнозе произошла в результате добросовестного заблуждения? (Давыдовский И.В. Врачебные ошибки // Сов. медицина. 1941. Т. 65. В. 3. С. 3-10). И это несмотря на то, что врач, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры надлежащего исполнения обязательства согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ, т.е. предпринял все меры для установления правильного диагноза и назначения адекватного лечения болезни. Следует принять во внимание и то, что уже появились так называемые пациенты-сутяги, которые, пользуясь неясностями и противоречиями в медицинском законодательстве, умышленно вчиняют гражданские иски ЛПУ (медработникам) по поводу оказанной, по их мнению, некачественной медицинской помощи. Однако доказать у таких пациентов-сутяг намерение (т.е. умысел) причинения вреда ЛПУ, что бы свидетельствовало о превышении ими пределов осуществления своих гражданских прав (ст. 10 ГК РФ), практически невозможно. Вот и ходят врачи-клиницисты по судам, вместо того чтобы заниматься своей профессиональной работой! Учитывая, что процент РД ЗКД и ПАД пока относится к официальным критериям оценки качества оказания медицинской помощи в ЛПУ, ретивые медицинские администраторы разного уровня любыми путями стараются «снизить» процент РД и нередко используют этот процент РД в качестве административной «дубинки» против врачей-клиницистов (лишение надбавок, премий, совместительств, дежурств и т.д.). Иными словами, процент РД в настоящее время используется лишь как один из критериев системы контроля качества оказания медицинской помощи, а не в создании системы управления качеством (понятно же, что качество не возникает в результате контроля, а создается на каждом этапе оказания медицинской помощи). Поэтому получается, что чем больше процент РД, тем хуже качество оказания медпомощи, хотя всем же понятно, что процент РД впрямую зависит от множества факторов, не подвластных ЛПУ (профиль ЛПУ, специфика производства медицинской помощи, контингент пациентов и т.д.). А раз процент РД пока является критерием лишь только контроля качества медицинской помощи, то страховые медицинские организации (СМО) используют этот процент как инструмент финансового «наказания» ЛПУ, не очень стараясь разбираться в причинах возникновения РД (да и что там разбираться, раз есть РД, то нужно, а главное, можно уменьшить оплату ЛПУ за уже оказанную помощь без нарушения законодательства). И последнее. Раз законодателем поручено СМО осуществлять контроль качества оказания медицинской помощи в ЛПУ, то им и следует самим заниматься этим контролем, а не вчинять врачам-патологоанатомам несвойственные им функции контроля, тем более патолого-анатомические организации не работают в системе ОМС. P.S. Сходные предложения опубликованы в статье А.А.Старченко и соавт. «Реализация обязанности страховщика по контролю качества медицинской помощи в системе ОМС» (Здравоохранение. 2007. N 11. С. 57-67), правда, в этой работе федеральный перечень дефектов был представлен в виде проекта.

Доктор медицинских наук,
профессор, заведующий кафедрой
общей клинической патологии
ГОУ ДПО «Новокузнецкий ГИУВ»,
г. Новокузнецк
В.А.РЫКОВ
Подписано в печать
27.08.2008


Пред.

Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 N 10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 N 1100 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 921»

След.

ФФОМС от 27.11.2007 N 9027/30-2/и «О результатах деятельности медицинских учреждений в системе ОМС Российской Федерации в 1 полугодии 2007 года» Федеральный закон от 23.11.2007 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Федеральный закон от 23.11.2007 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» Приказ Минздрава МО, МОФОМС от 23.11.2007 N 330/229 «О внесении дополнений в совместный приказ от 11.11.05 N 330/128» Приказ Минздрава МО, МОФОМС от 23.11.2007 N 329/228 «О внесении дополнений в совместный приказ от 11.11.05 N 330/128» Минздравсоцразвития России от 13.11.2007 N 15-4/2187-09

СвязанныеСообщения

Медицинское страхование

Закон Московской области от 27.12.2017 N 254/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 N 27/40-П) Закон Московской области от 07.12.2016 N 148/2016-ОЗ (ред. от 27.12.2017) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят постановлением Мособлдумы от 24.11.2016 N 12/8-П) (вместе с «Перечнем главных администраторов доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области», «Перечнем главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области») <Письмо> Минздрава России N 11-7/10/2-8949, ФФОМС N 15217/26-2/и от 25.12.2017 «О внесении изменений в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования»

02.02.2018
Медицинское страхование

<Письмо> Минздрава России N 11-7/10/2-8080, ФФОМС N 13572/26-2/и от 21.11.2017 (ред. от 25.12.2017) «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» Постановление Правительства МО от 19.12.2017 N 1079/46 «О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»

02.02.2018
Медицинское страхование

Приказ Минздрава России от 14.12.2017 N 1004н «Об утверждении доли заработной платы в структуре среднего норматива финансовых затрат на единицу объема высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также формы представления органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, информации о показателях объема высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, установленных для государственных учреждений в государственном задании, на год, предшествующий году, на который рассчитывается субсидия» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2018 N 49629)

02.02.2018
След.

Приказ Минздрава МО, МОФОМС от 09.11.2007 N 313/218 "О внесении изменений и дополнений в приказ N 191/141 от 29.12 2001 года"

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Ackerman Surgical Pathology Ackerman Surgical Pathology 342 ₽
  • Carpenter Neurophysiology 4thED 2002 Carpenter Neurophysiology 4thED 2002 342 ₽
  • Malamed’s Local Anesthesia Administration Malamed's Local Anesthesia Administration 342 ₽
  • Surgery — Scientific Principles and Practice Surgery - Scientific Principles and Practice 342 ₽

Товары

  • Medical Books 22 Medical Books 22 342 ₽
  • Anatomy of Female Pelvis Anatomy of Female Pelvis 342 ₽
  • Medical Imaging and Radiology Books 10 DVD Medical Imaging and Radiology Books 10 DVD 684 ₽
  • Anterior Instability Repair in Shoulder Arthroscopy Anterior Instability Repair in Shoulder Arthroscopy 342 ₽
  • Minimaly INvasive Acromioclavicular joint Reconstruction Minimaly INvasive Acromioclavicular joint Reconstruction 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Ученые нашли способ снизить отторжение имплантатов организмом
  • Врач получила почти шесть лет условного срока и двухгодичный запрет работать в медицине за выписку «липовых» больничных на 80 тыс
  • Министры здравоохранения России и Кыргызстана утвердили план действий по развитию двустороннего сотрудничества
  • В преддверии осени расширен выбор препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ
  • В Госдуме предложили оплачивать пациентам платные медуслуги, если бесплатные по ОМС были им недоступны
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version