Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
4 апреля 2007 г.
N 2587-ВС
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрело обращение от 20.03.2007 N ШО-3/250 и сообщает следующее. Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» (далее — Федеральный закон) предусмотрено, что в 2007 году дополнительная бесплатная медицинская помощь, которая предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и оказывается в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Закон), предоставляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральным законом установлены финансовые средства на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в размере 34900250,5 тыс. руб., а также ст. 9 утвержден нормированный страховой запас Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в 2007 г., направляемый на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования, в сумме 6230331,8 тыс. руб. Порядок направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 102 «О порядке направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования». При этом финансовое обеспечение вышеназванных мероприятий осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в размере не более 378,75 рубля в месяц. Указанные средства рассчитаны исходя из численности получателей лекарственных средств, сохранивших за собой набор социальных услуг на 2007 год с учетом установленной стоимости набора социальных услуг в расчете на одного гражданина в месяц, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 727 «Об изменении суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги)», а также с учетом изменения стоимости набора социальных услуг с 01.04.2007, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 34 «Об изменении суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги)». С 08.04.2007 вступает в силу приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.03.2007 N 52 «О порядке направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов ОМС средств на осуществление завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году» (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2007, регистрационный N 9159), которым определен порядок направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 N 159 «О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами» и в целях выполнения мероприятий, направленных на реализацию обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», сформирована Комиссия по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (далее — Комиссия по ОНЛС), в которую включены представители Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, Росздрава и ФОМС. Председатель — Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.Зурабов. С 13.03.2007 проводятся оперативные заседания Комиссии по ОНЛС, на которые приглашены заместители губернаторов по вопросам социальной сферы и здравоохранения, руководители органа управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и фармацевтических организаций 88 субъектов Российской Федерации для доклада ситуации по ОНЛС и предложений по организации процесса ОНЛС по каждому конкретному региону. По итогам обсуждения оформляется протокол взаимодействия по устранению сложившейся ситуации, предусматривающий следующие оперативные меры: 1.1. устанавливаются конкретные сроки (не позднее 31 марта 2007 г.) составления заявок субъектов Российской Федерации на использование субсидий, предусмотренных на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 102 и определяются суммы заявок; 1.2. сроки поставок фармацевтическими организациями лекарственных средств (в течение двух недель) и их объем по каждому субъекту (не менее одномесячного запаса); 1.3. обязательства фармацевтических организаций выполнять заявку на поставку лекарственных средств в соответствии с заявленным ассортиментом, а при невозможности предоставлять информацию об этом в Росздравнадзор; 1.4. ежедневный мониторинг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению поставок с предоставлением информации в Минздравсоцразвития России; 1.5. предложения субъектов Российской Федерации по снижению торговых надбавок на лекарственные средства; оптимизацию товаропроводящей сети. 30 марта 2007 было проведено заседание Комиссии по ОНЛС по ситуации с обеспечением отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в Республике Тыва. Информируем также, что 17 марта 2007 года в Минздравсоцразвития России прошло заседание с представителями Росздравнадзора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и фармацевтическими организациями по выполнению обязательств, указанных в протоколах с субъектами по поставкам необходимых лекарственных средств. Росздравнадзору и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования дано указание о необходимости усиления контроля за осуществлением полномочий в сфере обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами. Руководителям фармацевтических организаций строго указано на необходимость осуществления надлежащего контроля за соблюдением выполнения обязательств, указанных в государственных Контрактах в части осуществления поставок лекарственных средств с предупреждением о несении ответственности в соответствии с действующим законодательством. С целью урегулирования завершения расчетов за 2006 год в соответствии с федеральным законом от 13 марта 2007 года N 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» выделено дополнительно из федерального бюджета 16 млрд. руб., а также постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 102 «О порядке направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» ФОМС направлены финансовые средства в размере 8,546 млрд. руб. Уточнен порядок направления средств, предназначенных для обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан. Денежные средства направлены в субъекты Российской Федерации пропорционально численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. По информации Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на I квартал 2007 года распределено средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами (по состоянию на 06.03.2007) в Республике Тыва в размере 25347,5 тыс. руб. В настоящее время, проблемные вопросы по обеспечению отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Тыва, необходимыми лекарственными средствами, Минздравсоцразвития России, Росздравнадзором и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования решаются.
Заместитель Министра
В.И.СТАРОДУБОВ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
2 апреля 2007 г.
N 2477-ВС
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860 «О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» направляет разъяснения по вопросам финансирования расходов, порядка и организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательских учреждениях в 2007 году. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 г. N 47 «О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.02.2007 г. N 8879) дополнительная диспансеризация проводится для граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, занимающихся деятельностью согласно кодам К 73; М 80; N 85.1-85.14; N 85.3; О 92 по классификации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенного в действие с 1 января 2003 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Дополнительной диспансеризации в 2007 году подлежат граждане, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, занимающихся деятельностью согласно указанным кодам по ОКВЭД, независимо от возраста, в том числе, граждане, прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году и взятые под диспансерное наблюдение в связи с выявленными заболеваниями. Первоочередному осмотру подлежат граждане, не прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году. Субсидии предоставляются территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) из средств фонда софинансирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) на финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан. Расчетная численность работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2007 году, в разрезе субъектов Российской Федерации определена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с методикой расчета численности, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 188 (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2006 года, регистрационный N 7614) и направлена в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ТФОМС совместным письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и ФОМС от 21 февраля 2007 г. N 1241-РХ/1213/26-2/И. Субсидии на дополнительную диспансеризацию работающих граждан предоставляются ТФОМС при наличии заключенных договоров о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 860, с учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальностям: «хирургия», «офтальмология», «эндокринология», «неврология», «урология», «акушерство и гинекология», «терапия», «рентгенология», «клиническая лабораторная диагностика», и функционирующими в системе обязательного медицинского страхования. При отсутствии у учреждения здравоохранения, обеспечивающего проведение дополнительной диспансеризации, лицензии на осуществление работ и услуг по оказанию медицинской помощи по отдельным специальностям, вопрос может быть урегулирован путем заключения гражданско-правового договора с учреждением здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление вида медицинской деятельности, которого нет у учреждения здравоохранения, обеспечивающего проведение дополнительной диспансеризации. При этом в данном договоре должны быть четко определены конкретные исполнители, осуществляющие проведение дополнительной диспансеризации по определенным специальностям. До момента полного оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой и оборудованием, маммографическое исследование молочных желез у женщин в 2007 году возможно заменить на ультразвуковое исследование, при необходимости с дальнейшим направлением на маммографию. ТФОМС ежемесячно представляет заявки на предоставление субсидий в порядке и по форме, которые установлены ФОМС (Приказ ФОМС от 15 марта 2007 г. N 48). Субсидии предоставляются ТФОМС ежемесячно, исходя из численности работающих граждан, в отношении которых проводится дополнительная диспансеризация в данном месяце, согласно плану проведения диспансеризации на 2007 год в субъекте Российской Федерации с помесячной разбивкой, установленному нормативными актами субъекта Российской Федерации, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина в 2007 году составляет 540 рублей. Средства на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан направляются ТФОМС учреждениям здравоохранения сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней и иных источников, а также сверх средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Перечисление субсидий осуществляется ФОМС с отдельного счета, открытого в установленном порядке в подразделении расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств ФОМС, ежемесячно, до 25-го числа, на отдельные счета ТФОМС, открытых для финансирования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации (письмо Центрального банка Российской Федерации от 16 марта 2006 года N 39-Т). Представление ТФОМС ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, отчетности об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации осуществляется по форме, утвержденной приказом ФОМС от 29 марта 2006 г. N 41. Учреждения здравоохранения ведут реестр счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан по форме и в порядке, утвержденными приказом ФОМС от 9 марта 2007 г. N 38. В случае невозможности открытия учреждением здравоохранения в установленном порядке отдельного счета для перечисления средств на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан, учет средств на оплату расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан следует осуществлять на счете, открытом учреждением здравоохранения по учету средств обязательного медицинского страхования, при этом необходимо вести раздельный аналитический учет по источникам поступлений. ТФОМС проводят медико-экономическую экспертизу представленных учреждениями здравоохранения счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, за счет средств полученных субсидий, в соответствии с порядком, принятым в системе обязательного медицинского страхования, производят их оплату ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан. В структуру норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации включены подстатьи 211 «Заработная плата» и 213 «Начисления на заработную плату» статьи 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» и статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» согласно бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 168н. В случае заключения договора между муниципальными или государственными учреждениями здравоохранения в структуру тарифа включается также подстатья 226 «Прочие услуги», на которую относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг в целях обеспечения собственных нужд. При прохождении диспансеризации на каждое посещение к врачам-специалистам заполняется «Талон амбулаторного пациента» (с отметками литерами «ДД»). Указанные посещения учитываются в «Дневнике учета врачебных посещений» в установленном порядке. По окончании отчетного периода (полгода, год) учреждение здравоохранения, проводившее дополнительную диспансеризацию на основании «Карты учета дополнительной диспансеризации», «Талона амбулаторного пациента» и прочей документации составляет отчет по форме N 12-Д-1 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан» и по форме N 12-Д-2 «Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан». Следует учесть, что на граждан, повторно прошедших дополнительную диспансеризацию заполняется все вышеперечисленные учетные формы, на которых в правом верхнем углу необходимо сделать отметку «повторно». При составлении отчета по форме N 12-Д-1 сведения о гражданах, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2007 году необходимо включить во все графы таблицы, при этом: — в графе 5 — «Число лиц, прошедших ДД» — число прошедших показать дробью: в числителе — число всех прошедших дополнительную диспансеризацию, в знаменателе — число, прошедших дополнительную диспансеризацию впервые (в 2007 году); — в графах с 6 по 14 показываются сведения только о гражданах, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2007 году, кроме графы 8 «III — группа состояния здоровья — всего нуждаются в дополнительном лечении, обследовании в амбулаторно-поликлинических условиях» — здесь показываются сведения обо всех гражданах, имеющих хронические заболевания (независимо от времени выявления);
- в графе 9 — «в том числе выявленные при ДД» — показывается число граждан, нуждающихся в дополнительном обследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, выявленных во время дополнительной диспансеризации в 2007 году. При составлении отчета по форме N 12-Д-2:
- в графе 4 — «заболевания ранее известные хронические» показываются все заболевания, имеющиеся у гражданина (ранее известные и впервые выявленные во время дополнительной диспансеризации в 2007 году);
- в графах с 5 по 10 показываются сведения о заболеваниях, выявленных при дополнительной диспансеризации в 2007 году;
- в графе 11 — «выявлено заболеваний в течение 6 месяцев после прохождения дополнительной диспансеризации» показываются заболевания, выявленные у гражданина через 6 месяцев после прохождения дополнительной диспансеризации, т.е. у прошедших в 2006 году. Заполненные отчеты направляются в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными сроками. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации представляет сводные отчеты по формам N 12-Д-1 и N 12-Д-2 по субъекту в целом в Минздравсоцразвития России в установленные им сроки.
Заместитель Министра
В.И.СТАРОДУБОВ