Документ признан подлежащим применению в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и).
Примечание.
При применении документа следует учитывать, что Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 с 1 января 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, установившим новое регулирование правоотношений по обязательному медицинскому страхованию. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2006 г. N 1253/30-1/и
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в работе Методические рекомендации «О порядке осуществления персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию».
Заместитель директора
Н.Б.КЛИМОВА
Приложение
Утверждаю
Директор Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
А.М.ТАРАНОВ
20 февраля 2006 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ ГРАЖДАНАМ, ЗАСТРАХОВАННЫМ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ
- Основные термины и определения
В Методических рекомендациях принята следующая терминология: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) — самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее на территории субъекта Российской Федерации государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации (далее — СМО, страховщики) — осуществляющие обязательное медицинское страхование юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации, формами собственности, обладающие необходимым уставным фондом, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) — медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные и лицензированные в установленном порядке. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отделения ПФР не являются самостоятельными юридическими лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации. СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники, содержащий предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР. ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.
2. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок формирования сведений по персонифицированному учету медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС, и последующего ее учета в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), страховых медицинских организациях (СМО), лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) в целях предоставления в 2006 году за счет средств фонда софинансирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 874 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования». Методические рекомендации регулируют отношения при оказании неработающим пенсионерам бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, определяют порядок, формы и сроки информационного взаимодействия ЛПУ, СМО, ТФОМС по учету медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам в системе ОМС. Методические рекомендации определяют порядок формирования реестров счетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам по ОМС, а также контроля объемов и сроков оказания медицинской помощи в ЛПУ, работающих в системе ОМС субъекта Российской Федерации. ЛПУ оказывают медицинскую помощь застрахованным по ОМС гражданам по территориальной программе ОМС, ведут персонифицированный первичный учет медицинской помощи в соответствии со статистическими формами (п. 3.1.) и в установленные сроки передают сведения об оказанной медицинской помощи в СМО, а также формируют и передают персонифицированные реестры об оказанной медицинской помощи. Взаимоотношения ЛПУ и СМО регламентируются договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, предусматривающим, в том числе, осуществление СМО медико-экономического контроля представленных ЛПУ сведений и передачу их в ТФОМС. Взаимоотношения ТФОМС и СМО регламентируются договором территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией и другими нормативными правовыми актами, регулирующими обязательное медицинское страхование. Обмен информацией между ТФОМС и территориальными отделениями ПФР о застрахованных неработающих пенсионерах регламентируется Порядком обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 874.
3. Перечень учетных и отчетных документов, используемых в ЛПУ и СМО:
3.1. Для учета медицинских услуг, оказанных гражданам, застрахованным по ОМС, в ЛПУ используются следующие формы учетной и отчетной документации: — талон амбулаторного пациента, форма 025-12/у, инструкция по заполнению талона амбулаторного пациента (утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»); — статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому, форма N 066/у-02 (утверждена Приказом Минздрава России от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации»). На основании информации, полученной в соответствии с учетными статистическими формами, составляются и направляются в СМО:
Примечание.
Приказ ФФОМС от 23.08.2000 N 70 утратил силу в связи с изданием Приказа ФФОМС от 27.11.2009 N 258. Приказом ФФОМС от 08.05.2009 N 97 утверждена новая форма реестра счета по оплате медицинских услуг, оказываемых в медицинских организациях.
— ежемесячно реестр счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях гражданам, застрахованным по ОМС (по форме реестра, предусмотренной в приложении к Приказу ФОМС от 23.08.2000 N 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования»); — ежемесячно счет-фактура;
— ежеквартально форма N 14-Ф (утверждена Приказом ФОМС от 23.03.2005 N 30 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения и порядка их заполнения»). Обмен информацией производится на бумажном носителе и в электронном виде. 3.2. В работе СМО используются следующие учетные и отчетные документы: — акт приема-передачи файлов-реестров счетов между Страховщиком и ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам, застрахованным по ОМС; — акт первичного технологического контроля файла-реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком; — акт медико-экономической экспертизы файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком; — акт отказов по результатам экспертного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества; — акт претензий;
— отчет СМО о деятельности медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, по оказанию медицинской помощи застрахованным по счетам ЛПУ, предъявленным к оплате; — отчет СМО о деятельности медицинских учреждений, работающих в системе ОМС по оказанию медицинской помощи застрахованным по счетам ЛПУ, подлежащим оплате (с учетом удержаний и доплат); — ежеквартально форма N 10 (утверждена Приказом ФОМС от 23.03.2005 N 30 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения и порядка их заполнения»). СМО ежемесячно принимает информацию от ЛПУ, проводит медико-экономическую экспертизу и возмещает расходы ЛПУ за оказанную медицинскую помощь по счетам, подлежащим оплате. Обмен информацией производится на бумажном носителе и в электронном виде.
4. Правила учета медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам в системе обязательного медицинского страхования
4.1. Учету и оплате из средств обязательного медицинского страхования подлежит медицинская помощь (медицинские услуги), оказанная застрахованным гражданам в ЛПУ, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. 4.2. Медицинская помощь учитывается по видам медицинской помощи, по профильным отделениям, профильным специальностям, врачам, отдельным медицинским услугам, законченным случаям лечения, включенным в территориальную программу ОМС. 4.3. При учете медицинской помощи используются статистические учетные формы, справочники, упомянутые в настоящих методических рекомендациях. 4.4. ЛПУ ведет учет медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС, применяя статистические учетные формы и инструкции к ним, в электронном виде, в течение отчетного периода (календарный месяц). 4.5. ЛПУ представляет Страховщику в сроки, определенные договором между Страховщиком и ЛПУ и графиком представления отчетов (но не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом): — реестр счетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком; — счет-фактуру за медицинскую помощь (медицинские услуги), оказанную гражданам, застрахованным по ОМС, в том числе на бумажном носителе. 4.6. Счета формируются на основе тарифов на медицинские услуги, действующих в отчетном периоде. 4.7. Передача указанных документов оформляется актом приема-передачи реестров счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком. 4.8. Страховщик проводит:
— первичный технологический контроль файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным Страховщиком (проверку полноты и корректности заполнения полей реестров счетов, определяет соответствие выставленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги их истинному объему, применения тарифов); — сверку данных предъявленного ЛПУ реестра счетов с регистром застрахованных граждан по ОМС Страховщиком. 4.9. По результатам технологического контроля оформляется акт первичного технологического контроля файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком. 4.10. Страховщик в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, проводит медико-экономическую экспертизу на соответствие договорным обязательствам файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком за отчетный период. 4.11. Страховщик вправе проводить повторную медико-экономическую экспертизу файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС. 4.12. Страховщик по результатам медико-экономической экспертизы файла реестра счетов медицинской помощи формирует запрос на предоставление первичных медицинских документов в соответствии с установленным порядком по проведению медико-экономической экспертизы медицинской помощи. 4.13. ЛПУ в течение 3 дней от даты получения запроса представляет Страховщику первичные медицинские документы для проведения медико-экономической экспертизы медицинских документов и организации экспертизы качества медицинской помощи. 4.14. Страховщик в сроки, согласованные с ЛПУ, проводит экспертизу первичной медицинской документации. По результатам медико-экономической экспертизы медицинских документов на каждый случай оформляется акт медико-экономической экспертизы. По результатам экспертизы качества медицинской помощи на каждый случай оформляется акт экспертной оценки качества лечения. 4.15. Страховщик формирует акт отказов по результатам технологического контроля, медико-экономической экспертизы файла реестра счетов медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС (текущей и повторной), медико-экономической экспертизы медицинских документов и экспертизы качества медицинской помощи и направляет в адрес ЛПУ. 4.16. ЛПУ в случае несогласия с результатами экспертного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества направляет в адрес Страховщика акт разногласий по результатам экспертного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества. 4.17. Сроки представления реестров счетов Страховщику могут быть изменены по согласованию сторон. 4.18. Порядок информационного взаимодействия Страховщика с территориальным фондом ОМС. 4.18.1. Страховщик в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, после проведения первичного технологического контроля, сверки с регистром застрахованного СМО населения и медико-экономической экспертизы реестров счетов направляет в адрес ТФОМС: — сводный (по всем медицинским учреждениям), сверенный с регистром застрахованного СМО населения файл реестров счетов, принятых к оплате; — сводный (по всем медицинским учреждениям) файл реестров счетов, подлежащих доплате (файл доплат) по результатам повторной экспертизы (повторной медико-экономической экспертизы реестров, медико-экономической экспертизы медицинских документов и экспертизы качества медицинской помощи по требованию ЛПУ); — акт приема-передачи реестров счетов между Страховщиком и ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам, застрахованным по ОМС; — отчеты об основных показателях деятельности ЛПУ, работающих в системе ОМС, по оказанию медицинской помощи застрахованным по счетам ЛПУ, предъявленным к оплате. — персонифицированный реестр индивидуальных лицевых счетов граждан, застрахованных СМО по ОМС по видам медицинской помощи и социальному статусу, по обращениям, по числу обратившихся помесячно с нарастающим итогом и реестр индивидуальных лицевых счетов неработающих пенсионеров, застрахованных по ОМС. По запросу ТФОМС представляются следующие документы: — сводный (по всем медицинским учреждениям) файл реестров счетов медицинских учреждений, не принятых к оплате (не подлежащих оплате). Файл отказов — 1 по результатам текущего контроля (технологического контроля и медико-экономической экспертизы реестров за отчетный период); — сводный (по всем медицинским учреждениям) файл реестров счетов, не подлежащих оплате, — 2. Файл отказов — 2 по результатам повторной медико-экономической экспертизы файла реестра счетов, медико-экономической экспертизы медицинских документов, экспертизы качества медицинской помощи за предыдущие периоды; — уведомление к счету за медицинскую помощь (медицинские услуги), оказанную в ЛПУ гражданам, застрахованным по ОМС Страховщиком; — акты первичного технологического контроля, медико-экономической экспертизы файлов реестров счетов, расчетные таблицы по результатам медико-экономической экспертизы медицинских документов и экспертизы качества медицинской помощи (копии); — акты отказов по результатам экспертного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества (копии); — отчет СМО об основных показателях деятельности ЛПУ, работающих в системе ОМС, по оказанию медицинской помощи застрахованным по счетам ЛПУ, подлежащим оплате (с учетом удержаний и доплат); — отчет СМО о финансировании учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, на оплату медицинских услуг за отчетный период. 4.19. ТФОМС использует полученную информацию для предоставления отчетных данных в ФОМС по установленным формам, разработке новых методологических подходов к оплате за медицинскую помощь (медицинские услуги), формирования тарифов на медицинскую помощь (медицинские услуги), осуществления контрольной функции за деятельностью Страховщиков. 4.20. Порядок информационного взаимодействия ЛПУ с территориальным фондом ОМС. 4.20.1. Лечебно-профилактические учреждения направляют в ТФОМС: — сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС медицинскими учреждениями за отчетный период по Ф-14 в электронном виде и на бумажном носителе; — отчет об использовании средств на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в порядке и по форме, установленным ФОМС; — акты претензий (для разрешения спорных вопросов). 4.21. ТФОМС осуществляет актуализацию справочников по мере изменения условий реализации территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации, поступления информации из ЛПУ и СМО, доводит информацию об изменениях и дополнениях в справочниках до всех ЛПУ и СМО с указанием сроков введения изменений; — формирует экспертную комиссию для урегулирования всех спорных вопросов с привлечением для работы в ней представителей территориального органа здравоохранения и всех участников ОМС субъекта Российской Федерации. 4.22. Обмен информацией между ТФОМС и территориальными отделениями ПФР о застрахованных неработающих пенсионерах регламентируется Порядком обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 874. 4.23. ТФОМС по акту приема-передачи передает СМО часть сводного регистра неработающих пенсионеров (по застрахованному Страховщиком населению), сверенную с территориальным органом ПФР, с добавленным реквизитом СНИЛС для ведения СМО индивидуальных лицевых счетов неработающих пенсионеров. 4.24. Страховые медицинские организации ежемесячно на основании данных реестров счетов, поступающих из лечебных учреждений за оказанную гражданам медицинскую помощь по ОМС, формируют реестры индивидуальных лицевых счетов граждан и неработающих пенсионеров, застрахованных по ОМС, в которые включаются сведения о видах, объемах и стоимости оказанных им медицинских услуг, и передают данные указанного реестра индивидуальных лицевых счетов в электронной форме по акту в ТФОМС вместе с сопроводительными документами на бумажном носителе.
5. Нормативные правовые акты
- Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 N 1499-1 (в редакции Законов РФ от 02.04.1993 N 4741-1, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
- Совместный Приказ Минздрава России и ФОМС от 24.10.1996 N 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».
- Приказ ФОМС от 23.08.2000 N 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную гражданам Российской Федерации за пределами территории страхования».
- Приказ Минздрава России от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
- Приказ Федерального фонда ОМС от 23.03.2005 N 30 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения и порядка их заполнения».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 874 «Об утверждении Правил предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования».
- Приказ ФОМС от 01.02.2006 N 13 «Об утверждении порядка предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования».
Вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года (статья 2 данного документа). Текст документа
18 февраля 2006 года N 27-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 7 И 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О БЮДЖЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2006 ГОД»
Принят
Государственной Думой
27 января 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
8 февраля 2006 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5584) следующие изменения: 1) часть 2 статьи 7 дополнить словами «и направлением части указанных средств на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона»; 2) часть 4 статьи 9 изложить в следующей редакции: «4. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.».
Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Положения части 2 статьи 7 и части 4 статьи 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
18 февраля 2006 года
N 27-ФЗ
Вступил в силу с 1 февраля 2006 года (пункт 2 данного документа). Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»
ПРИКАЗ
13 февраля 2006 г.
N 44/14
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МЗ МО И МОФОМС ОТ 16.01.2003 Г. N 12/6
В целях дальнейшего развития и совершенствования ОМС в части оптимизации тарифного регулирования оплаты медицинской помощи приказываем: 1. Внести следующие изменения и дополнения в Положение о тарифном регулировании оплаты медицинской помощи в системе ОМС граждан в Московской области, утвержденное приказом МЗ МО и МОФОМС от 16.01.2003 г. N 12/6: 1.1. Пункт 2.5. исключить.
1.2. Пункт 2.13. изложить в следующей редакции: «2.13. Формирование и оплата счетов-фактур за оказанную застрахованным гражданам стационарную медицинскую помощь осуществляется в следующем порядке: 2.13.1. В случае, если фактическая средняя длительность госпитализации в профильное отделение (на профильные койки) составляет 90% от средней длительности госпитализации, определенной Планом-заданием медицинского учреждения (по стационарной помощи) или меньше указанной величины, то при любом фактическом количестве пролеченных больных представленное количество койко-дней оплачивается в сумме, рассчитанной по полному тарифу за каждый койко-день, но не выше суммы, определенной текущим месячным планом медицинского учреждения (по стационарной помощи в целом). 2.13.2. В случае, если фактическая средняя длительность госпитализации в профильное отделение (на профильные койки) меньше определенной Планом-заданием медицинского учреждения, но не более чем на 10%, то при любом количестве пролеченных больных в целом по стационару представленное количество койко-дней оплачивается в следующем порядке: фактически представленное количество койко-дней до 90% (включительно) от объема, определенного текущим месячным планом, оплачивается по полному тарифу одного койко-дня (по факту); фактически представленное количество койко-дней свыше 90% до 100% (включительно) от объема, определенного текущим месячным планом, оплачивается полностью в пределах суммы, определенной текущим месячным планом (по стационарной помощи); фактически представленное количество койко-дней свыше 100% от объема, определенного текущим месячным планом (по стационарной помощи), дополнительно не оплачивается. 2.13.3. В случае, если фактическая средняя длительность госпитализации в профильное отделение (на профильные койки) превышает среднюю длительность госпитализации, определенную Планом-заданием медицинского учреждения (по стационарной помощи), то при любом фактическом количестве пролеченных в стационаре больных представленное количество койко-дней оплачивается в сумме, рассчитанной по полному тарифу за каждый койко-день, но не выше суммы, определенной текущим месячным планом (по стационарной помощи в целом).». 1.3. Из п. 2.15. исключить слова: «за межрегиональную помощь». 1.4. Пункт 4.2. исключить.
1.5. Из п. 4.4. исключить слова: «межрегиональной и». 2. Приказ вступает в силу с 01.02.2006 г. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Министерства здравоохранения Московской области Соколову И.Э. и заместителя исполнительного директора МОФОМС Слиденко Ю.В.
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
Исполнительный директор
МОФОМС
А.А.ЧЕРЕПОВА
«Фармацевтические ведомости», 2006, N 2
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ В РФ: ЧЕГО ЖДАТЬ В БУДУЩЕМ
Несовершенство системы ОМС привело к снижению доступности и качества медицинской помощи для населения страны.
15 декабря 2005 года Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение модернизации системы оказания медицинской помощи населению в Российской Федерации». С докладами выступили заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ В.И.Стародубов, председатель Комитета Совета Федерации Б.И.Шпигель, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ Р.У.Хабриев, директор Гематологического научного центра Российской академии медицинских наук А.И.Воробьев и др.
Среди актуальных проблем, требующих решения в ближайший период, были выделены: — рост смертности от предотвратимых причин, и ее омоложение; — бесконтрольный рост платных медицинских услуг и их недоступность для широких слоев граждан; — отсутствие каких-либо существенных изменений в амбулаторно-поликлиническом звене (доля профилактических посещений в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи составляет лишь 30%, с каждым годом этот показатель уменьшается); — неэффективность работы коечного фонда учреждений здравоохранения; — крайне тяжелая ситуация с оснащением лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием; — низкая заработная плата врачей, среднего и младшего медицинского персонала (средняя заработная плата в здравоохранении за первое полугодие 2005 года составила 5870 руб., в т.ч. среднего медицинского персонала — 2546 руб.); — продолжающаяся тенденция сокращающейся численности медицинского персонала в первичном звене, особенно в сельской местности; и т.д. Сохраняются негативные тенденции динамики основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения, обусловленные рядом факторов медико-социального характера. За последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19%, 15-17 лет — на 20%. Не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) признаны здоровыми. Продолжается рост частоты отдельных социально значимых болезней (наркомании, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем и др.), остается напряженной ситуация по выявлению новых случаев ВИЧ-инфекции. Растет инвалидизация населения. Декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, несовершенство действующей системы обязательного медицинского страхования, недостаточная хозяйственная самостоятельность бюджетных учреждений здравоохранения привели к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения страны. Принят бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год. По мнению участников слушаний, он впервые построен с учетом перспектив развития и представлен как составная часть трехлетнего финансового плана на 2006-2008 годы. Установлены выплаты субсидий медицинскому персоналу: сотрудникам фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, медсестрам скорой медицинской помощи. Эта сумма составляет 4,7 млрд. руб. Уже в начале февраля 2006 г. работники получат дополнительные выплаты, начисление за январь. Со второго полугодия 2006 г. начисления поступят врачам, фельдшерам и медсестрам сельских лечебных учреждений. С 1 мая заработная плата сотрудников здравоохранения должна возрасти не менее чем на 15%, а с 1 октября не менее чем на 11%. В 2006 г. расходы отрасли возрастут в среднем на 60%. Регулирования также требует вопрос государственных гарантий медицинской и лекарственной помощи гражданам. Впервые в Федеральный закон внесена статья, устанавливающая механизм финансирования приобретения диагностического оборудования для организации первичной медико-санитарной помощи, диагностических средств, препаратов для профилактики вирусных заболеваний, машин скорой медицинской помощи и реанимобилей. Сумма на эти расходы составит 26 млрд. руб. Федеральным и территориальным фондам медицинского страхования разрешено использовать средства, оставшиеся в результате неполного использования ассигнования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. «Основные направления развития здравоохранения на 2006-2010 годы», несмотря на бесспорную актуальность, не в полной мере конкретны, подкреплены экономическими расчетами и необходимыми нормативно-правовыми актами для обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью. Сохраняется проблема дальнейшего роста числа негосударственных образовательных учреждений при наличии сети медицинских вузов и факультетов, имеющих возможности выполнить социальный заказ государства. Требуют совершенствования образовательные программы и использование современных критериев оценки качества подготовки специалистов. Формирование кадрового состава отрасли по врачебным и сестринским специальностям происходит неравномерно. Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56%, при среднем возрасте врачей 52 года. Назрела необходимость разработки системы правовых норм создания и применения стандартов медицинской помощи как организационно-экономической основы функционирования единой системы здравоохранения Российской Федерации. Участники парламентских слушаний подтвердили актуальность и необходимость принятия мер по практической реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», основной целью которого должно стать существенное улучшение оказания медицинской помощи населению страны и, как следствие: — снижение смертности и увеличение продолжительности жизни людей; — обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи; — укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; — усиление профилактической направленности здравоохранения; — удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи; — решение вопросов обеспечения государственных гарантий медицинской и лекарственной помощи гражданам на всей территории страны, независимо от места их проживания; — совершенствование механизмов медицинского страхования и увеличение финансирования отрасли; — повышение статуса медицинского работника, заработной платы и страхование его профессиональной ответственности.
Редакционный материал