Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.ttfoms.tomsk.ru по состоянию на 01.11.2012. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2011 г. N 822/30-5/и
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в работе «Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования», разработанные в целях реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
Председатель
А.В.ЮРИН
Приложение
Утверждаю
Председатель Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
А.В.ЮРИН
17 февраля 2011 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
I. Общие положения
- Настоящие Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» («Российская газета», N 274, 03.12.2010, «Российская газета», N 275, 06.12.2010 (уточнение), Собрание законодательства Российской Федерации, 06.12.2010, N 49, ст. 6422, «Парламентская газета», N 64, 10 — 16.12.2010) (далее — Федеральный закон) и Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» («Российская газета», N 20, 02.02.2011).
- Целью Методических указаний является обеспечение единых подходов к ведению реестров экспертов качества медицинской помощи, проводящих в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи но обязательному медицинскому страхованию экспертизу качества медицинской помощи.
II. Единый реестр экспертов качества медицинской помощи
3. В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 33 Федерального закона единый реестр экспертов качества медицинской помощи ведет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 4. Единый реестр экспертов качества медицинской помощи (далее — единый реестр) — совокупность электронных баз данных территориальных реестров экспертов качества медицинской помощи. 5. Единый реестр содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи, согласно части 25 Методических указаний. 6. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования отправляет в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования файл, содержащий сведения об экспертах качества медицинской помощи. Структура файла и состав показателей даны в приложении 6 к Методическим указаниям. 7. Доступ к единому реестру предоставляется Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным фондам обязательного медицинского страхования, страховым медицинским организациям.
III. Территориальный реестр
8. В соответствии с пунктом 9 части 7 статьи 34 Федерального закона территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (далее — территориальный реестр) ведет территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд). 9. Территориальный реестр — поименный список врачей-специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет, прошедших подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. 10. По письменному обращению в территориальный фонд сведения, включенные в электронную базу данных территориального реестра, могут быть предоставлены: органу управления здравоохранением субъекта Российской Федерации; Управлению Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации; медицинским организациям;
правоохранительным органам;
обществам защиты прав потребителей;
независимым экспертным организациям;
профессиональным медицинским ассоциациям; общественным объединениям специалистов медицинского профиля. 11. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по письменному обращению территориальные фонды предоставляют физическим и юридическим лицам информацию, содержащуюся в территориальном реестре: — о включении врача-специалиста в территориальный реестр; — об исключении эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра, дате принятия решения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации; — иную информацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
IV. Порядок формирования территориального реестра
12. Формирование и поддержание в актуальном состоянии территориальных реестров осуществляют территориальные фонды. Ответственность за несвоевременную верификацию информации об экспертах качества медицинской помощи несут директора территориальных фондов. 13. Актуализация информации в территориальном реестре осуществляется ежемесячно (до 5 числа месяца, следующего за отчетным). 14. Включение сведений об экспертах качества медицинской помощи в территориальный реестр осуществляется территориальным фондом на основании: а) ходатайства:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения; Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации; профессиональной медицинской ассоциации; общественного объединения специалистов медицинского профиля; медицинской организации;
страховой медицинской организации.
Форма ходатайства дана в приложении 1 к Методическим указаниям. б) заявления врача-специалиста по форме приложения 2 к Методическим указаниям. Включение экспертов качества медицинской помощи в территориальный реестр по ходатайству возможно только с учетом их письменного согласия, включающего согласие на использование персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации. 15. К заявлению врача-специалиста и ходатайству прилагаются копии следующих документов, заверенные нотариально или руководителем кадровой службы медицинской организации по месту трудовой деятельности врача-специалиста: основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; диплома о высшем медицинском образовании; сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста); свидетельства о присвоении высшей/первой квалификационной категории и/или диплома об ученой степени; свидетельства о подготовке по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. В случае включения сведений об эксперте качества медицинской помощи в территориальный реестр в соответствии с п. а) части 14 настоящего раздела к ходатайству о включении врача-специалиста в территориальный реестр прилагается заявление врача-специалиста (приложение 2 к Методическим указаниям). Ответственность за достоверность предоставленных сведений несет инициатор включения эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. 16. Решение о включении эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр (Приложение 3) принимается директором территориального фонда или уполномоченным им лицом из числа заместителей директора территориального фонда не позднее 30 календарных дней со дня подачи заявления врача-специалиста или ходатайства, и оформляется приказом по территориальному фонду. 17. Копия приказа направляется инициатору включения кандидатуры врача-специалиста в территориальный реестр и врачу-специалисту в срок не позднее 10 дней со дня принятия решения. Статус эксперта качества медицинской помощи врач-специалист приобретает с момента внесения в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. 18. Основаниями для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра являются: а) истечение срока (прекращение) действия документа (документов), являющегося (являющихся) основанием для включения эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр; б) обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, поступающие от организаторов и/или субъектов контроля; в) заявление эксперта качества медицинской помощи об исключении из территориального реестра. 19. Решение об исключении эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи (приложение 4 к Методическим указаниям) принимается директором территориального фонда и оформляется приказом. 20. Эксперты качества медицинской помощи, исключенные из территориального реестра по основаниям, указанным в п. б) части 18 настоящего раздела, не подлежат повторному включению в территориальные реестры.
V. Ведение базы данных территориального реестра
21. Информация, включенная в территориальный реестр, фиксируется на бумажном носителе и с использованием электронной базы данных. 22. Директор территориального фонда назначает ответственных исполнителей за ведение территориального реестра экспертов на бумажном носителе и техническую поддержку электронной базы данных. 23. Ведение территориального реестра на бумажном носителе осуществляется с использованием книг (журналов) регистрации с выделением разделов по врачебным специальностям. Листы книги (журнала) должны быть скреплены, пронумерованы, заверены подписью ответственного исполнителя. Сведения об эксперте качества медицинской помощи, вносимые в книгу (журнал) регистрации, включают: а) фамилию, имя, отчество;
б) дату рождения;
в) место работы по специальности;
г) должность по месту работы по специальности; д) специальность;
е) реквизиты:
— основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; — диплома о высшем медицинском образовании; — сертификата(ов) специалиста (свидетельства(в) об аккредитации специалиста); — свидетельства(в) о присвоении квалификационной категории; — диплома(ов) об ученой степени;
— свидетельства о подготовке по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования; ж) номер(а) контактных телефонов;
з) электронный адрес в сети «Интернет» (при наличии); и) СНИЛС специалиста.
24. Информация по каждому эксперту качества медицинской помощи заносится на отдельный лист соответствующего раздела. Записи ведутся в хронологическом порядке согласно поступлению документов. Каждому эксперту качества медицинской помощи присваивается и заносится в территориальный реестр идентификационный код. По предварительному согласованию с организатором экспертизы качества медицинской помощи эксперт качества медицинской помощи может вместо фамилии, имени, отчества указывать свой идентификационный код. 25. Электронная база данных территориального реестра, являющаяся сегментом единого реестра, включает персональные данные эксперта качества медицинской помощи по пунктам а) в) г), д), ж), з), и) части 23 настоящего раздела, а также содержит сведения о квалификационной категории, сертификате специалиста (включая сроки действия) и ученой степени специалиста (без указания реквизитов документов). Структура и формат сведений в файле, содержащем сведения об экспертах качества, направляемом для формирования единого реестра экспертов качества медицинской помощи, приведены в Приложении 6. 26. В случае утери, уничтожения или повреждения книг (журналов) регистрации территориального реестра восстановление осуществляется на основании копий документов, предоставляемых при включении врачей-специалистов в территориальный реестр, находящихся на хранении в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. В восстановленном территориальном реестре экспертов качества медицинской помощи делается запись о дате и условиях восстановления записи, которая заверяется подписью ответственного исполнителя.
VI. Условия труда и оплаты экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры
27. Оплата деятельности экспертов качества медицинской помощи — штатных сотрудников территориальных фондов или страховых медицинских организаций, участвующих в проведении экспертизы качества медицинской помощи, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 28. Эксперты качества медицинской помощи, не являющиеся штатными сотрудниками территориальных фондов и страховых медицинских организаций, привлекаются для выполнения работ по экспертизе качества медицинской помощи на условиях заключения гражданско-правовых договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Эксперт качества медицинской помощи не привлекается к экспертизе качества медицинской помощи в медицинской организации, с которой он состоит в трудовых или иных договорных отношениях. 29. Порядок и нормы оплаты труда экспертов качества медицинской помощи, не состоящих в штате территориальных фондов и страховых медицинских организаций, определяются приказом территориального фонда по согласованию с региональным объединением страховых медицинских организаций и органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 30. Расчет стоимости работ экспертов качества медицинской помощи осуществляется в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент проведения экспертизы качества медицинской помощи, вида медицинской документации, вида и сложности экспертизы качества медицинской помощи. а также квалификации эксперта качества медицинской помощи. Рекомендуемый расчет оплаты труда дан в Приложении 5 к Методическим указаниям. 31. Оплата труда эксперта качества медицинской помощи, включенного в территориальный реестр иного субъекта Российской Федерации, осуществляется по нормам, установленным территориальным фондом, включившим эксперта качества медицинской помощи в единый реестр.
Приложение 1
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
В ________________________ территориальный фонд обязательного медицинского страхования от _______________________ инициатор предложения Ходатайство о внесении врача-специалиста в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи
инициатор предложения
просит рассмотреть кандидатуру(ы) врача(ей)-специалиста(ов) для внесения в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по
название субъекта РФ
Краткие сведения о кандидате(ах)
N Ф.И.О. Квалифика- Место Занимаемая Контактный Специаль- п/п ционная работы по должность телефон(ы) ность(и) категория(и), специаль- по месту ученая ности работы по степень(и) специаль- ности
1.
Приложения:
- пакет(ы) документов в соответствии с частью 15 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования.
- заявление врача-специалиста по форме приложения 2 к Методическим указаниям о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования.
Подпись руководителя: Ф.И.О.
Дата:
Приложение 2
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
В _______________________________ территориальный фонд обязательного медицинского страхования от ______________________________ Ф.И.О., должность заявителя Заявление
Прошу рассмотреть мою кандидатуру для включения в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по ___________________________
субъект Российской Федерации по специальности ______________________________________________________
Представляю краткие сведения о себе: _____ (в т.ч. СНИЛС) ______________________________________________________
Контактная информация:
- номера контактных телефонов;
- электронный адрес в сети «Интернет» (при наличии).
Приложения:
- документы в соответствии с частью 15 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования.
- письменное согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» <*>.
Подпись Ф.И.О.
Дата
<*> Простая письменная форма.
Приложение 3
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
Решение территориального фонда обязательного медицинского страхования о внесении в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по _________________________________ (название субъекта РФ)
- Включить _______ Ф.И.О. ______________ в территориальный реестр эксперта качества медицинской помощи по ___________________ (название субъекта РФ) с присвоением персонального идентификационного номера __________ на основании предоставленных документов:
N Документ Вносимые данные
- Данные основного документа, серия, номер, кем и когда выдан удостоверяющего личность документ, место регистрации гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
- Организация, представившая полное название, юридический и кандидатуру врача-специалиста (при фактический адрес наличии ходатайства)
- Диплом о высшем медицинском Название специальности, серия и образовании номер, кем и когда выдан
- Свидетельство(а) об аккредитации кем и когда выданы, по какой или сертификат(ы) специалиста специальности, срок действия
- Документ, подтверждающий наличие название цикла, дата прохождения, подготовки по вопросам экспертной количество часов, кем и когда деятельности в сфере обязательного выдан документ медицинского страхования
- Документ(ы), подтверждающий(ие) Квалиф. категория, дата наличие квалификационной категории присвоения, номер документа,
полное название организации
- Документ(ы), подтверждающий(ие) ученая степень, когда и кем наличие ученой степени присвоена
- Выписка из трудовой книжки наименование организации,
являющейся местом работы по специальности, юр. и факт. адреса и телефоны; занимаемая должность
Приложение: документы в соответствии с частью 15 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи.
Подпись директора территориального фонда обязательного медицинского страхования
Дата
Приложение 4
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
Решение территориального фонда обязательного медицинского страхования об исключении эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи по _______________________________ (название субъекта РФ)
Исключить на основании части 18 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи _____ (указать необходимый подпункт)
Ф.И.О. ____________________________________________ из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи
по ____________________________________________________________________
(название субъекта РФ)
по специальности ______________________________________________________
с «__» _______________ 201__ г.
Приложение: документы, подтверждающие основание для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с частью 18 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи.
Подпись директора территориального фонда обязательного медицинского страхования
Дата
Приложение 5
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА СТОИМОСТИ РАБОТ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
- Расчет основной стоимости работ экспертов качества медицинской помощи осуществляется по формуле:
Рот = МРОТ x Ксэ x (Кдок + Кквал x Квэ), где:
Рот — стоимость работ эксперта качества медицинской помощи за одну экспертизу, выраженная в рублях; МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент проведения экспертизы качества медицинской помощи; Ксэ — коэффициент сложности экспертизы; Кдок — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с видом медицинской документации; Кквал — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с квалификацией эксперта качества медицинской помощи; Квэ — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с видом экспертизы. 2. Величина Кдок определяется видом медицинской документации, которая рассматривалась экспертом качества медицинской помощи при проведении экспертизы: Кдок равен 1, если рассматривалась основная медицинская документация: медицинская карта амбулаторного больного, карта вызова скорой медицинской помощи; Кдок равен 1,3, если рассматривались основная медицинская документация: медицинская карта стационарного больного, история развития ребенка, карта ведения родов и т.п.; Кдок равен 1,5, если наряду с основной рассматривалась дополнительная медицинская и учетно-отчетная документация. 3. При оценке квалификации эксперта качества медицинской помощи используются следующие значения коэффициентов: — I квалификационная категория — Кквал равен 1; — высшая квалификационная категория — Кквал равен 2; — кандидат медицинских наук — Кквал равен 3; — доктор медицинских наук — Кквал равен 4. При наличии у эксперта качества медицинской помощи нескольких квалификационных признаков значение коэффициента равно максимальному для данного эксперта. Если для выполнения тематической экспертизы качества медицинской помощи формируется группа экспертов, возможен расчет стоимости 1 случая экспертизы без учета квалификационных характеристик экспертов. 4. Категория сложности экспертного случая (Ксэ) определяется плательщиком экспертизы качества медицинской помощи с учетом мнения эксперта качества медицинской помощи и вида медицинской помощи (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, в дневном стационаре): — минимальная — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с квалификацией эксперта качества медицинской помощи (Кквал) — в интервале от 0,05 до 0,08; — средняя — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с квалификацией эксперта качества медицинской помощи (Кквал) — в интервале от 0,06 до 0,09; — максимальная — коэффициент, устанавливаемый в соответствии с квалификацией эксперта качества медицинской помощи (Кквал) — 0,1. 5. Коэффициенты, используемые при определении видов экспертизы качества медицинской помощи, приведены в таблице:
Вид экспертизы Значение коэффициента Плановая экспертиза качества медицинской помощи, в 0,5
т.ч.:
плановая экспертиза качества медицинской помощи методом случайной выборки
плановая тематическая экспертиза качества медицинской 0,8 помощи
Целевая экспертиза качества медицинской помощи, в 1 т.ч.:
Очная экспертиза качества медицинской помощи 1,1
6. С учетом территориальных особенностей субъекта Российской Федерации (удаленность территории, особые климатические условия и проч.) возможна корректировка окончательной стоимости работ экспертов качества медицинской помощи.
Приложение 6
к Методическим указаниям
о порядке ведения реестров
экспертов качества медицинской
помощи в сфере обязательного
медицинского страхования
СОСТАВ И СТРУКТУРА ФАЙЛА,
СОДЕРЖАЩЕГО СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСПЕРТАХ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Код Содержание Тип Раз- Обяз Наименование Дополнительная элемента элемента мер информация Корневой элемент expert zag S О Заголовок файла Информация о файле zap S ОМ Записи Передаваемые сведения Заголовок файла zag tf_okato T 5 О Код субъекта РФ Заполняется в по ОКАТО соответствии с Общероссийским классификатором административно- территориального деления (ОКАТО) Записи zap n_expert T 7 О Идентификационный Указывается номер в присвоенный территориальном реестровый номер: реестре экспертов первые 2-а символа - качества код ТФОМС; медицинской последующие 5-ть помощи символов - порядковый номер в реестровом журнале ТФОМС lichn S О Личная информация organ_cod T 13 О Организации, Предложения о представившие включении в кандидатуру территориальный эксперта качества реестр экспертов медицинской выбирается из списка помощи и указывается через запятую без пробела (номер): 1 - органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации; 2 - Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации; 3 - профессиональной медицинской ассоциации; 4 - общественного объединения специалистов медицинского профиля; 5 - медицинской организации; 6 - страховой медицинской организации; 7 - заявления врача- специалиста sertif S ОМ Сертификат Данные заполняются и специалиста хранятся по всем полученным сертификатам/ свидетельствам name_kat T 150 ОМ Квалификационная Данные заполняются и категория хранятся по всем полученным квалификационным категориям name_step T 150 УМ Название ученой Данные заполняются и степени хранятся по всем полученным ученым степеням. Не заполняется в случае отсутствия ученой степени rabota S О Информация о работе по специальности sluzh S О Служебная информация Личная информация lichn fam T 40 О Фамилия Фамилия, имя, отчество заполняется im T 40 О Имя с документа, удостоверяющего ot T 40 О Отчество личность. В случае отсутствия отчества в поле вносится значение "нет" SNILS T 14 О СНИЛС Эксперта Страховой номер индивидуального лицевого счета эксперта качества медицинское помощи в ПФР (СНИЛС) должен быть заполнен в соответствии с шаблоном 999-999-999 99, где 9 - любая десятичная цифра (обязательная), или заполнен значением ___-___-___ __, где "__" - символ пробела. Значения СНИЛС, заполненные в соответствии с шаблоном 999-999-999 99, должны быть ненулевыми phonel T 40 О Номер контактного Телефон (с кодом телефона эксперта города) качества медицинской помощи phone2 T 40 У Второй номер Телефон (с кодом контактного города). Заполняется телефона эксперта при указании качества экспертом качества медицинской медицинской помощи помощи второго номера контактного телефона e_mail T 50 У Адрес электронной Указывается в случае почты наличия Сертификат специалиста
sertif spec_names T 254 О Название
специальности, по которой выдан сертификат/ свидетельство date_k D О Срок действия сертификата/ свидетельства Информация о работе по специальности
rabota organ_name T 254 О Полное
наименование организации, являющейся местом работы по специальности dolgnost T 254 О Наименование занимаемой должности в организации, являющейся местом работы по специальности stazh N 2 О Стаж работы по Указывается полное специальности количество лет работы по специальности Служебная информации sluzh date_b D О Дата внесения данных об эксперте качества медицинской помощи в территориальный реестр date_e D У Дата исключения Заполняется в случае эксперта исключения эксперта качества качества медицинской медицинской помощи из помощи из территориального территориального реестра реестра name_e T 6 У Причина Выбирается номер из исключения списка и указывается эксперта качества через запятую медицинской без пробела: помощи из 1 - истечение срока территориального (прекращение) реестра действия документа (документов), являющегося (являющихся) основанием для включения в территориальный реестр; 2 - обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, поступающие от организаторов и/ или субъектов контроля; 5 - заявление эксперта качества медицинской помощи об исключении из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Заполняется при наличии данных в поле data_e date_red D О Дата последнего редактирования
Указания к заполнению:
N Наименование столбца Указания к заполнению
Код элемента Имя основного элемента, в который вложены описываемые подэлементы Содержание элемента Имя описываемого подэлемента Тип Тип, которому должно соответствовать передаваемое значение (содержимое элемента). Типы подэлементов соответствуют нижеописанным обозначениям: T - <текст>; N - <число>; D - <дата> в формате ДД-ММ-ГГГГ; S - <элемент>; составной элемент, описывается отдельно Размер Размер, которому должно соответствовать передаваемое значение (содержимое элемента) Обязательность В столбце "Обяз" указана обязательность содержимого элемента, один из символов - О, У, М. Символы имеют следующий смысл: О - обязательный подэлемент, который должен обязательно присутствовать в элементе; У - условно-обязательный подэлемент, присутствие которого обусловлено наличием некоторого условия. Условия определены в столбце "Дополнительная информация". При отсутствии не передается; М - символ, определяющий множественность данных, может добавляться к указанным выше символам Наименование Наименование подэлемента Дополнительная Указывается дополнительная информация, информация необходимая для заполнения
Территориальный фонд формирует файлы, содержащие сведения об экспертах качества медицинской помощи, в формате XML (кодовая страница Windows-1251). Имя файла имеет следующую структуру:
ETTYYMMNN, где
E — символ, указывающий на тип взаимодействия; TT — код ТФОМС из классификатора субъектов; YY — год отправки файла;
MM — месяц отправки файла;
NN — двузначный порядковый номер файла в данном месяце. Некоторые символы в файлах формата XML кодируются следующим образом:
Символ Способ кодирования
двойная кавычка («) "
одинарная кавычка (‘) '
левая угловая скобка («<") <
правая угловая скобка («>») >
амперсант («&») &
Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2011 г. N 792/21-и
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступлением обращений по вопросу установления кодов классификации доходов бюджетов в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях отражения субсидий Федерального фонда, предоставляемых на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения, сообщает следующее. Приложением N 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н, введены следующие коды доходов в целях учета в бюджетах территориальных фондов указанных выше субсидий:
Код Наименование кода поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента, подвида доходов, классификации операций сектора государственного управления 000 2 02 05811 09 0001 151 Субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений 000 2 02 05811 09 0002 151 Субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца 000 2 02 05811 09 0003 151 Субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи
Расходование целевых средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов на реализацию мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, осуществляется с отражением в бюджетной росписи расходов бюджетов территориальных фондов по подразделу 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера»: — на укрепление материально-технической базы по целевой статье 096 0100 «Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений», виду расходов 013 «Прочие расходы», (КОСГУ 251); — на внедрение современных информационных систем по целевой статье 096 0200 «Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца», виду расходов 013 «Прочие расходы», (КОСГУ 251); — на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи по целевой статье 096 0300 «Реализация программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи», виду расходов 013 «Прочие расходы», (КОСГУ 226).
Председатель
А.В.ЮРИН
«Менеджер здравоохранения», 2011, N 2
ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ
Повод — обнародование Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования представил для обсуждения проект «Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования», который должен быть утвержден к моменту вступления в юридическую силу нового Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Знакомство с проектом указанного нормативного акта ФОМС обнаруживает ряд существенных упущений и нареканий. В разделе «Понятия и термины» приводится определение дефекта медицинской помощи, которое отражает деградацию в управлении качеством медицинской помощи. Предыдущие определения дефекта медицинской помощи, оформленные в нормативных актах ФОМС, четко отражали революционные изменения системы управления качеством медицинской помощи. Первой «революцией» системы управления качеством медицинской помощи было определение, введенное Приказом Федерального фонда ОМС N 73 в 2000 году, где указывалось: «Медицинская помощь ненадлежащего качества — медицинская помощь, оказываемая медицинским работником со следующими негативными последствиями: — затруднена стабилизация заболевания или повышен риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания; — повышен риск возникновения нового патологического процесса; — неоптимальное использование ресурсов медицинского учреждения; — неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением». Революционность данного определения заключалась в том, что к ненадлежащему качеству медицинской помощи стали относить не только факты стабилизации заболевания или возникновения нового патологического процесса, а уже появление и повышение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса. При этом процессу экспертизы медицинской помощи придавался мощный профилактический посыл. Экспертом выявлено всего лишь повышение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, который не реализовался в таковое прогрессирование у данного конкретного пациента, но мог бы реализоваться у другого застрахованного лица. На основании такого решения эксперта, основанного на данном определении ненадлежащего качества медицинской помощи, выявляются причины повышения риска и принимаются управленческие решения по недопущению аналогичного повышения риска прогрессирования имеющегося заболевания или риска возникновения нового патологического процесса у другого пациента. Благодаря такому профилактическому подходу к системе управления качеством медицинской помощи своевременно и без ущерба жизни и здоровью пациентов, могут приниматься управленческие решения. Второй «революцией» в системе управления качеством медицинской помощи было определение дефекта оказания медицинской помощи, введенное Приказом Федерального фонда ОМС от 26.05.08 N 111: «- несоответствие медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством по обязательному медицинскому страхованию или условиям договора; — нарушение требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти; — нарушение обычаев делового оборота, обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения; — нарушение требований безопасности медицинской услуги; — несоответствие медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (медицинская услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью застрахованных (пациентов); — нарушение прав застрахованных;
— неоптимальный выбор технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, затрудняющая стабилизацию имеющегося у пациента заболевания; создание условий повышения риска для возникновения нового патологического процесса; нерациональное использование ресурсов медицинского учреждения); — нарушение правил оформления медицинской документации». В соответствии с этим нормативным актом к дефектам оказания медицинской помощи, наряду с очевидными дефектами, такими как несвоевременное оказание помощи, невыполнение требований нормативных актов, оказание помощи, не отвечающее требованиям безопасности медицинской услуги, относят и нарушение правил оформления медицинской документации. В этом и заключается революционность данного завоевания системы управления качеством. До введения данного определения все дефекты умозрительно делились на две группы: — собственно дефекты качества помощи, что рассматривается в качестве серьезного недостатка; — дефекты оформления медицинской документации, что рассматривается несущественным недостатком. Вступлением в силу приказа ФОМС N 111 в качестве медицинской помощи неразрывно соединялись в единое целое и форма, и содержание. Отныне нарушения в содержании и форме (оформлении) должны оцениваться как равнозначные дефекты качества. И в этом заложен глубокий смысл системы управления качеством, которое оценивается исключительно по данным медицинской документации, которая должна в полном объеме и абсолютно точно и достоверно отражать все медицинские мероприятия, действия, замыслы, описание и оценку событий, рисков, особенностей и условий оказания медицинской помощи, умозаключения и выводы. Без этого «формального» этапа невозможно оценить качество, поэтому форма (документация) и содержание (события и факты) неразрывны. Управление качеством невозможно без информационных потоков, то есть без обратной связи. Отсутствие или ненадлежащее ведение этой обратной связи (медицинской документации) прерывает оказание медицинской помощи надлежащего качества, так как искажает или уничтожает качество медицинской помощи. Необходимо отметить, что определение дефекта оказания медицинской помощи в редакции приказа ФОМС N 111 строго соответствует определению недостатка услуги, введенному преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей». Достоинством данного определения является полная прозрачность и всесторонность раскрытия понятия дефекта. Такая открытость, исчерпаемость и всесторонность демонстрируют участникам системы управления качеством (проверяемым и защищаемым в первую очередь) уважение по отношению к ним, а также возможность проверки выводов и заключений, а, следовательно, возможность составления претензии и обжалования, то есть соблюдение и уважение прав всех заинтересованных сторон. Только такой подход приводит экспертную деятельность к соблюдению требований, заложенных в законодательстве о государственной судебной экспертной деятельности, основанных на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники, возможности проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Это определение заложило в систему управления качеством медицинской помощи принципы демократии, цивилизованного рынка и либеральных отношений в противовес административно-командной системе управления. И вот на таком революционном подъеме системы управления качеством обнародован для обсуждения проект «Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования», где приводится следующее определение дефекта: «Дефектом медицинской помощи является: несоответствие предоставленной медицинской помощи потребностям застрахованного лица, современному уровню медицинской науки; невыполнение и/или неправильное выполнение медицинских технологий, порядков и/или стандартов медицинской помощи; отсутствие ожидаемого эффекта от лечения и/или прогрессирование имеющегося заболевания; возникновение нового заболевания; нерациональное использование ресурсов здравоохранения». Данное определение полностью ликвидирует ясность, всесторонность, полноту и соответствие уже принятым и действующим в РФ законам. Оно вносит запутанность и неоднозначность, предполагает волюнтаризм и плюрализм трактовок. Данное определение ставит массу вопросов, на которые отсутствуют ответы или ответы носят неоднозначный, дискуссионный характер, что при проведении экспертизы исключает исполнение принципов объективности, повторяемости и проверки. К примеру:
— Что такое «несоответствие предоставленной медицинской помощи потребностям застрахованного лица»? — Как оценить эти потребности?
— Как оценить это несоответствие помощи потребностям? — В каких нормативных актах и каким уполномоченным органом сформулированы данные потребности? — Что такое современный уровень медицинской науки? — В каких нормативных актах и каким уполномоченным органом сформулирован данный уровень науки? — При каких обстоятельствах и в каком порядке уровень признается современным или несовременным? — Что такое ожидаемый эффект от лечения, кто его оценивает, от лица кого (эксперта, пациента, работодателя) проводится такая оценка ожидания (субъект ожидания) и др.? Таким образом, предлагаемое к принятию определение не соответствует чаяниям и нуждам системы управления качеством медицинской помощи. Понятие дефекта медицинской помощи должно быть понятным, наиболее полным, ясным и прозрачным, только исполнение этих условий будет отвечать требованиям достоверности, объективности экспертизы, а также уважению и соблюдению прав и законных интересов участников ОМС и в первую очередь медицинских работников, чья деятельность подвергается экспертной оценке, а также пациентов, ради которых экспертная оценка осуществляется. С этой целью предлагаем вернуться к предыдущим нормативным актам ФОМС и изменить определение дефекта медицинской помощи в части приведения его в соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей», в части определения недостатка (дефекта) услуги. Дефект медицинской помощи — недостаток медицинской услуги (медицинской помощи), представляющий собой: — несоответствие медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством об охране здоровья и об обязательном медицинском страховании, или условиям договора; — нарушение требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти; — нарушение обычаев делового оборота и обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения; — нарушение требований безопасности медицинской услуги (необоснованный риск медицинского вмешательства, выполнение услуги без показаний или без учета противопоказаний, несоблюдение правил техники безопасности); — неоптимальный выбор технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, затрудняющая стабилизацию имеющегося у пациента заболевания; создание условий повышения риска прогрессирования имеющегося заболевания и создание условий повышения риска для возникновения нового патологического процесса; нерациональное использование ресурсов медицинского учреждения); — несоответствие медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (медицинская услуга) обычно оказывается; — нарушение прав застрахованных;
— нарушение правил оформления медицинской документации. Любопытно, что данное определение дефекта медицинской помощи не соответствует определению дефекта оказания медицинской помощи, размещенному на сайте Минздравсоцразвития РФ в рамках законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». В статье 1 проекта закона приводится определение: «Дефект оказания медицинской помощи — допущенное медицинской организацией нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, а равно иной ее недостаток независимо от вины такой медицинской организации и ее работников». Из такого определения дефекта возникают еще больше вопросов, чем ответов: — Что такое «нарушение качества»?
— Что такое «нарушение безопасности»?
— Что такое «иной недостаток»?
Таким образом, приводимое в законопроекте ключевое определение дефекта медицинской помощи не отвечает цели закона и превращает законопроект в беспредметный. Ни пациент, ни медицинский работник, ни эксперт не смогут сформулировать обоснованное суждение или заключение, не понимая выше приведенных составляющих термина «дефект». Разработчик закона, руководствуясь принципом «масло масляное», сообщил обществу и заинтересованным лицам, что дефект — это нарушение. Но медицинское учреждение (врача) интересует, в чем выражается таковое нарушение, чтобы его или предупредить, или застраховать. Пациента интересует, в чем выражается таковое нарушение, чтобы потребовать компенсацию. Эксперта волнует, в чем должно заключаться нарушение, чтобы вынести обоснованное заключение. Суд должен понимать составляющие нарушения, чтобы соотнести каждое из них с требованиями многочисленных законов и вынести справедливое, законное, правосудное решение. Определение дефекта оказания медицинской помощи должно быть сформулировано простым и ясным русским языком, юридически соответствующим уже действующим и примененным на практике нормам, прозрачным и понятным всем гражданам. Полагаю, требует существенной коррекции раздел XII «Экспертная деятельность в системе обязательного медицинского страхования». Коль скоро страховой компании навязывается эксперт качества медицинской помощи, который по условиям вносимых в законодательство об ОМС изменений должен быть обязательно одновременно работником системы здравоохранения (иначе он не сможет получить сертификат специалиста), то страховая компания не должна нести ответственность за заключения такового (в отсутствие независимости) эксперта, работающего и на систему здравоохранения. Поэтому необходимы следующие нормы: — «эксперт качества медицинской помощи несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее качество выполнения экспертизы качества медицинской помощи перед СМО, ТФОМС и застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданином»; — «страховая медицинская организация не несет ответственности за ненадлежащее качество экспертизы, выполненной экспертом качества медицинской помощи». Совершенно неприемлемой является норма об анонимности эксперта: «При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт имеет право на сохранение анонимности/конфиденциальности». В соответствии с нормой ч. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена обязанность: «2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги)». Наличие территориального реестра экспертов качества медицинской помощи, процедура внесения эксперта в территориальный реестр, критерии внесения и критерии исключения эксперта из территориального реестра, цели и задачи экспертизы, выполняемой экспертом, — это обстоятельства, имеющие существенное значение для выполнения экспертизы, исходя из характера экспертной услуги, ее оплаты по договору и удовлетворения законного интереса застрахованного лица в получении объективных, полных и достоверных ее результатов. В связи с этим анонимная экспертиза нарушает права и законные интересы всех участников системы ОМС, а самое главное — пациента, который вправе знать квалификацию и иные характеристики эксперта. В разделе VI «Порядок осуществления контроля территориальным фондом за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» вводится понятие «метаэкспертиза качества медицинской помощи — повторная экспертиза качества медицинской помощи, осуществляемая параллельно или последовательно с первой тем же методом другим экспертом до момента формирования окончательного заключения, выводов и рекомендаций, в целях принятия согласованного между экспертами заключения для повышения объективности оценки качества медицинской помощи». Однако оно не отвечает требованиям, предъявляемым к самой этой метаэкспертизе в этом же разделе: — метаэкспертиза качества медицинской помощи не является повторной экспертизой качества медицинской помощи, так как не получены результаты и не утверждено окончательное заключение (решение) по первичной экспертизе; — целью любой экспертизы является полное, достоверное и объективное заключение, которое не может быть достигнуто согласованными действиями экспертов первичной экспертизы и повторной экспертизы, так как указанное согласование, являясь, по существу, компромиссом, будет рассматриваться заинтересованным лицом (медицинская организация, пациент) как нарушение их прав и законных интересов в форме сговора, так как компромисс никогда не является повышением объективности оценки качества медицинской помощи. Порядком в качестве основания для исключения эксперта из реестра экспертов являются обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта, поступающие от организаторов и/или субъектов контроля. Считаем, что необходимо исключить данное основание, так как мера исключения из реестра эксперта вследствие «обоснованных неоднократных претензий к качеству работы эксперта, поступающих от организаторов и/или субъектов контроля», по существу, является: — попыткой осуществления давления (пожизненной дисквалификацией) на эксперта, что приведет к нарушению принципа объективности при выполнении экспертизы; — излишней мерой, так как СМО как участник системы ОМС должна иметь право выбора эксперта по своему усмотрению, которое и будет основано прежде всего на опыте работы и репутации эксперта (СМО не будет заключать договор с «неподходящими» по уровню знаний или этики экспертами). Примером несбалансированности прав является норма о том, что медицинская организация имеет право обратиться в независимые самостоятельные экспертные организации для проведения повторной экспертизы качества медицинской помощи, при этом оплата труда эксперта осуществляется за счет средств медицинской организации. При выявлении фактов полного или частичного несоответствия результатов экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией, медицинская организация вправе требовать возмещения затрат на проведение экспертизы от страховой медицинской организации в установленном законодательством порядке и признания мер, применяемых к медицинской организации, необоснованными. Необходимо исключить эту норму, как не соответствующую требованиям, предъявляемым к экспертам качества медицинской помощи, обязательным условием которых является включение в территориальный реестр. «Независимые самостоятельные экспертные организации» не имеют какого-либо нормирования в данном Порядке и не предусмотрены иным законодательством. Данная норма дает преференцию медицинской организации и ставит ее в неравное положение со страховыми медицинскими организациями и застрахованными лицами, не обладающими аналогичными правами. Одновременно данная норма дает преференцию «независимым самостоятельным экспертным организациям» и ставит эти организации в неравное положение с экспертами, деятельность которых нормирована и ограничена, в том числе возможностью «пожизненного» исключения из реестра экспертов. Требует конкретизации норма об уплате медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты предоставления медицинской помощи). Предлагаемая проектом конструкция, по существу, представляет собой блокирование применения штрафных санкций к медицинской организации, так как фактически создает заинтересованность медицинской организации исключительно в судебном (арбитражном) решении об уплате штрафа, что существенно увеличивает продолжительность рассмотрения вопроса и затраты страховщика при существующей массовости предъявления штрафных санкций. С целью упрощения процедуры необходимо ввести в договор между медицинской организацией и страховой медицинской организацией пункт, предусматривающий обязательную передачу полномочия медицинской организации по уплате штрафа страховой медицинской организации по удержанию данной суммы из текущего финансирования по прошествии 30 дней с момента принятия окончательного решения по результатам экспертизы.
Д.м.н., профессор, директор
Дирекции защиты прав застрахованных
и экспертизы качества медицинской
помощи ООО «Росгосстрах-Медицина»,
ответственный секретарь Общественного
совета по защите прав пациентов
при Росздравнадзоре, президент
НП «Национальное агентство
по безопасности пациентов
и независимой медицинской
экспертизе», г. Москва
А.А.СТАРЧЕНКО