Документ признан подлежащим применению в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и). Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2006 г. N 6615/40-3/и
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАЯВКИ ТФОМС НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ СТРАХОВОГО РЕЗЕРВА
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования во исполнение Приказа ФОМС от 31.12.2004 N 93 «Об утверждении Порядка формирования и использования средств страхового резерва из средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами» (в редакции Приказа ФОМС от 27.04.2005 N 45), а также в соответствии с Регламентом работы Комиссии ФОМС по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, утвержденным Приказом ФОМС от 31.05.2006 N 62, просит представить заявку на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами за счет средств страхового резерва ФОМС в случае недостаточности финансовых средств ТФОМС с приложением следующих документов: 1) сводной агрегированной информации, сформированной на основе персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан, и прошедших медико-экономическую экспертизу в ТФОМС за период январь-август 2006 года согласно Приложению 1; 2) выписки банка со счета по учету средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами (далее — Выписка банка); 3) информации о проведении медико-экономического контроля (МЭК) лекарственной помощи за период январь-август 2006 года согласно Приложению 2. Заявка представляется в ФОМС в срок до 15 октября 2006 года с сопроводительным письмом за подписью исполнительного директора ТФОМС. В случае предоставления вышеперечисленных документов не в полном объеме Заявка рассматриваться не будет. По вопросам, возникающим: — по Заявке и Выписке банка, обращаться в отдел организации финансирования льготного лекарственного обеспечения Финансово-экономического управления ФОМС — Гулиева Лариса Леонидовна, тел. 8 (499) 978-39-31; — по предоставлению информации о проведении медико-экономического контроля лекарственной помощи за январь-август 2006 года, обращаться в Управление организации лекарственного обеспечения ФОМС — Щетинина Рита Гатевна, тел. 8 (499) 978-70-28. Информация о проведении МЭК заполняется на корпоративном сайте ФОМС в разделе мониторинг — ДЛО, подразделе — информация МЭК и направляется строго на адрес электронной почты — [email protected] в формате Excel и по факсу 8 (495) 609-26-34 согласно прилагаемой форме; — по сводной агрегированной информации, сформированной на основе персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, обращаться в Управление информатизации системы ОМС ФОМС — Смирнова Светлана Андреевна, тел. 8 (499) 973-44-51, Арсенова Мария Николаевна, тел. 8 (499) 973-31-84. Информация передается по электронному адресу — [email protected] или в архивированном виде (rar-формат) на CD или DVD дисках.
Заместитель Директора
Д.Н.УСЕНКО
Приложение N 1
ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВОДНОЙ АГРЕГИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ, СФОРМИРОВАННОЙ НА ОСНОВЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ РЕЕСТРОВ РЕЦЕПТОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ОТПУЩЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН И ПРОШЕДШИХ ЭКСПЕРТИЗУ В ТФОМС
- Сводная агрегированная информация формируется на основе персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан по выставленным фармацевтическими организациями счетам, прошедшим экспертизу в ТФОМС и принятым к оплате (т.е. с учетом отказов) по состоянию на дату представления информации или на дату, которая определена Федеральным фондом ОМС (ФОМС) в запросе представления информации от ТФОМС. Информация должна представляться с указанием в сопроводительном письме периода дат поступления включенных в передаваемые данные счетов от фарморганизации в ТФОМС. Если в запросе ФОМС не указано иное, информация представляется за период с начала текущего года до даты последнего счета, принятого к оплате на момент представления информации в ФОМС.
- Формат представления сводной агрегированной информации определен Приказом ФОМС от 21.03.2006 N 38 (приложение 4.1, формат XML) со следующими изменениями: 2.1. Атрибут «ls» должен содержать не «Код МНН», а «Номенклатурный код лекарственного средства». 2.2. Необязательные атрибуты «RV» — количество выписанных рецептов за месяц и «SP» — оплаченная сумма по отпущенным ЛС (по дате платежки) — исключаются.
- До завершения перехода на XML-формат представления информации в соответствии с Приказом ФОМС от 21.03.2006 N 38 (до 01.10.2006) сводная агрегированная информация может представляться в следующем dbf-формате:
Номер Имя Тип Раз- Содержание поля мер
- <> C_OGRN Char 15 ОГРН ЛПУ
- <> PCODE Char 22 Код врача. ОГРН ЛПУ основного места
работы и через пробел табельный номер врача по основному месту работы
- <> KAT Char 3 Код категории гражданина, имеющего
право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (определяется согласно таблице 9 приложения к Порядку обмена информацией между отделениями Пенсионного фонда РФ и территориальными фондами ОМС — состав и форматы файлов обмена данными о гражданах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, между отделениями Пенсионного фонда России и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (версия 4.0))
- <
> YM Char 6 Отчетный год, месяц. Первые четырецифры — год, последние две цифры — месяц (по дате отпуска для полей 9-13, по дате платежки — для поля 14)
- <> DS Char 7 Код заболевания (по МКБ-10)
- NOMK_LS Num 13 Номенклатурный код лекарственного <>, средства <**>
- <> Y Num 4 Год рождения гражданина, указанного в
рецепте
- <
> W Char 1 Пол гражданина, указанного в рецепте(м/ж)
- R Num 9 Количество рецептов, по которым
отпущены лекарственные средства за отчетный месяц (по дате отпуска)
- N Num 10.3 Отпущенное количество упаковок
лекарственного средства за отчетный месяц (по дате отпуска)
- S Num 14.2 Сумма по отпущенным ЛС (по сведениям от
АУ или сумма по выставленным счетам — по сведениям ФО) за отчетный месяц (по дате отпуска)
- RD Num 6 Количество рецептов, по которым <***> отпущены лекарственные средства за
отчетный месяц (по дате отпуска), отпуск по которым был отложен на срок до 10 дней
- RDD Num 6 Количество рецептов, по которым <***> отпущены лекарственные средства за
отчетный месяц (по дате отпуска), отпуск по которым был отложен на срок более 10 дней
<> Совокупность полей (или ключ), по которой производится агрегирование базы данных персонифицированных реестров рецептов лекарственных средств, таким образом, что по записям персонифицированного реестра рецептов лекарственных средств, у которых значения ключа совпадают (т.е. совпадают значения во всех полях 1-8), соответствующие значения каждого из показателей (поля 9-14) суммируются. <*> Номенклатурный код лекарственного средства представляется в соответствии с кодировкой, принятой для справочника лекарственных средств в Методических рекомендациях по организации информационного взаимодействия между участниками лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденных Приказом ФОМС от 21.03.2006 N 38 (приложение 1, п. 8.8.1. «Перечень лекарственных средств» — Файл записей типа «ПЛС»). В случае отсутствия информации о номенклатурном коде лекарственного средства допускается заполнять данное поле кодом позиции перечня Росздравнадзора (приложение 1 Методических рекомендаций, код «C_PFS» в соответствии с пунктом 8.8.9. «Справочник зарегистрированных цен лекарственных средств» — Файл записей типа «ЦЛС»). В таком случае это должно быть отражено в сопроводительном письме и поле должно называться «C_PFS» вместо «NOMK_LS». Использование кодов Росздравнадзора обязательно. <***> Необязательные для заполнения поля, все остальные поля строго обязательны и должны иметь непустые значения.
4. В случае невозможности подготовки сводной агрегированной информации представляется соответствующая сводная первичная информация персонифицированных реестров в форматах, утвержденных Приказом ФОМС от 21.03.2006 N 38 (dbf- или XML-формат): 4.1. Сводный персонифицированный реестр рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан и оплаченных территориальными фондами ОМС фармацевтическим организациям (только файлы записей типа «Л»); 4.2. Данные регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде НСУ, только по гражданам, получившим ЛС и вошедшим в персонифицированный реестр рецептов ЛС, только по следующим полям: — СНИЛС (поле SS);
— пол (поле W);
— дата рождения (поле DR);
— код территории постоянной регистрации гражданина (поле OKATO_REG);
- коды категорий, по которым гражданину установлена ГСП (C_KAT1, C_KAT2);
- S_EDV. 5. Сводная агрегированная информация или сводная первичная информация не будет приниматься ФОМС в случае применения специфичных для территории номенклатурных кодов ЛС. ТФОМС необходимо осуществить перекодировку информации и ее представление в соответствии с установленным форматом. 6. Правила подготовки передаваемых файлов:
- архивирование файлов осуществляется с помощью winzip, winrar;
- в наименовании файлов применяются только латинские буквы;
- формат имени файлов: TTFNN.ext, где: TT — код региона по ОКАТО, 2 цифры; F — код типа файла, 1 латинская буква: «A» — сводная агрегированная информация, «L» — сводный персонифицированный реестр рецептов лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан, «P» — данные регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде НСУ, которым были отпущены ЛС; NN — номер фрагмента файла, указывается только в случае, если файл одного типа представляется несколькими фрагментами; ext — расширение файла («zip», «rar», «dbf», «xml»). Пример: «45A.rar» — «45» — ОКАТО Москвы; «A» — сводная агрегированная информация, файл архивирован winrar.
Приложение N 2
Информация о проведении медико-экономического контроля (МЭК) лекарственной помощи
январь-август 2006
Наименование ТФОМС ________________________________________
Раздел I
N Наименование показателей Примечания
- Число лиц, получающих лекарственные чел. данные регистра средства на последний
месяц отчетного периода
- Число лиц, получивших рецепты, — за отчетный всего период
2.1. Число лиц, получивших рецепты в
ЛПУ, в которых проведен МЭК
3. Количество ЛПУ, работающих по на последний ДЛО, - всего месяц отчетного периода 4. Количество ЛПУ, в которых проведен за отчетный МЭК период 5. Планируемое количество проверок ЛПУ без учета до конца года проведенных 6. Количество проведенных проверок - за отчетный всего период
6.1. плановых
6.2. внеплановых
6.3. повторных
7. Число врачей (фельдшеров), имеющих чел. на последний право выписки рецепта, - всего месяц отчетного периода (включенных в Справочник врачей) 8. Число врачей (фельдшеров), имеющих за отчетный право выписки рецепта в ЛПУ, в период которых осуществлен МЭК 9. Число врачей-экспертов - всего чел. на последний месяц отчетного периода
9.1. штатных
9.2. внештатных
9.2.1. страховых медицинских организаций
10. Количество затребованных шт. за отчетный медицинских карт период
10.1. из них не представлены
Раздел II
- Количество выписанных рецептов — за отчетный всего период
1.1. Количество выписанных рецептов в шт.
ЛПУ, в которых проведен МЭК
2. Количество проверенных выписанных шт. за отчетный рецептов в ЛПУ, в которых проведен период МЭК 2.1. Количество рецептов, в которых шт. выявлены дефекты, - всего
2.1.1. отсутствие записи в медицинской
карте о выписке рецепта
2.1.2. отсутствие обоснования назначения
ЛС (отметки о приеме, записи осмотра врача, диагноза и т.д.)
2.1.3. назначение 5 и более ЛС
одномоментно или 10 и более ЛС в месяц без решения ВК
2.1.4. выписка ЛС во время пребывания
больного на стационарном лечении
2.1.5. выписка ЛС лицам, не включенным в
Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь
2.1.6. выписка ЛС, не входящих в Перечень
ЛС
2.1.7. прочие дефекты <*>
Исполнительный директор ТФОМС _______________________
Ответственный исполнитель Ф.И.О. (тел.) ____________________
<*> В графе 2.1.7. указываются дефекты, не перечисленные в отчетной форме.
Вступил в силу с 1 августа 2006 года (пункт 2 данного документа) Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»
ПРИКАЗ
4 сентября 2006 г.
N 346/107
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ОТ 11.11.05 N 330/128
С целью дальнейшего развития и совершенствования ОМС в части упорядочения финансирования Общих врачебных практик (далее ОВП) и в соответствии с пунктом 6 решения Московской областной согласительной комиссии по определению тарифов на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан (Протокол от 17 августа 2005 года N 9) «Об утверждении подушевых нормативов финансирования ОВП, разных технологий функционирования» приказываю: 1. Дополнить перечень ОВП, финансируемых по подушевым нормативам двух типов, согласно приложению N 1. Приложение N 1 в следующей редакции прилагается. 2. Приказ вступает в силу с 01.08.2006 г. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Министерства здравоохранения Правительства Московской области Соколову И.Э. и заместителя исполнительного директора ГУ Московской области «Московский областной фонд обязательного медицинского страхования» Слиденко Ю.В.
Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
Исполнительный директор
ГУ Московской области
«Московского областного
фонда обязательного
медицинского страхования»
А.А.ЧЕРЕПОВА
Приложение N 1
к приказу МЗ МО и МО ФОМС
от 04.09.2006 г. N 346/107
ОТНЕСЕНИЕ ОВП К ТИПАМ ПОДУШЕВЫХ
НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
N Муниципальное Наименование ЛПУ п/п образование Тип "А" (интегрированный) 1. Ступинский район МУЗ "Малинская районная больница"
Примечание.
Фактически утратил силу в связи с принятием Генерального тарифного соглашения по реализации Московской областной программы ОМС от 26.12.2007.
Вступает в силу в соответствии с письмом МОФОМС от 04.10.2006 N 05-03-09/4187. Текст документа
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
1 сентября 2006 г.
К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ТАРИФНОМУ СОГЛАШЕНИЮ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ОМС
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) в лице исполнительного директора Череповой Анны Анатольевны, Министерство здравоохранения Правительства Московской области (далее — Минздрав) в лице министра здравоохранения Правительства Московской области Семенова Владимира Юрьевича, Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в лице председателя Домникова Анатолия Ивановича, Московское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация» в лице председателя правления Круглова Евгения Ефимовича, страховые медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования Московской области, в лице Мартьяновой Надежды Васильевны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Дополнительное соглашение об изменении редакции следующих разделов и пунктов Генерального тарифного соглашения по реализации Московской областной программы ОМС от 24.01.2005 (далее — ДС к ГТС).
2. Тарифы на медицинскую помощь в системе ОМС
2.5. Расходы медицинского учреждения:
Подпункт 2.5.1. вступил в силу с 1 сентября 2006 года (письмо МОФОМС от 04.10.2006 N 05-03-09/4187).
2.5.1. Связанные с организацией застрахованным медицинской помощи в рамках Плана-задания в других учреждениях и привлечением необходимых специалистов (консультантов), компенсируются за счет ОМС в рамках полученных средств.
Подпункт 2.5.2. вступил в силу с 1 сентября 2006 года (письмо МОФОМС от 04.10.2006 N 05-03-09/4187).
2.5.2. Связанные с организацией учета и отчетности в системе ОМС (по перечню и лимитам, определенным соответствующими нормативными документами Фонда), компенсируются за счет ОМС в рамках полученных средств.
Подпункт 2.5.3. вступает в силу после утверждения Порядка расходования средств ОМС на приобретение средств вычислительной техники (письмо МОФОМС от 04.10.2006 N 05-03-09/4187).
2.5.3. Связанные с приобретением средств вычислительной техники в рамках создания единого информационного пространства в системе ОМС Московской области (по перечню и лимитам, согласованным с Фондом), компенсируются за счет поступивших средств ОМС. При этом расходы средств ОМС, произведенные медицинским учреждением за отчетный квартал по статьям бюджетной классификации, не должны быть меньше 90% от расчетного значения одноименных статей бюджетной классификации, определенных и представленных в Протоколе стоимости плановых объемов медицинской помощи на соответствующий квартал. Для определения планового расчетного значения расходов по статьям бюджетной классификации используются действующие тарифы на медицинские услуги, структурированные по статьям затрат (в том числе в балльном выражении).
Подпункт 2.5.4. вступает в силу после внесения изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области и положения об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Московской области, утвержденных в установленном порядке (письмо МОФОМС от 04.10.2006 N 05-03-09/4187).
2.5.4. Связанные с формированием выплат стимулирующего характера, компенсируются в пределах полученных средств ОМС при условии, что расходы медицинского учреждения за счет средств ОМС за отчетный месяц не должны быть меньше 90% от одной третьей части расчетного значения одноименных статей, определенных для объемов медицинской помощи, зафиксированных в действующем квартальном Протоколе стоимости.
Юридические адреса сторон
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования: 102031, Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, дом 18. Министерство здравоохранения Московской области: 123056, г. Москва, Электрический пер., д. 8, стр. 1. Московский обком профсоюза работников здравоохранения: 117331, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 9, стр. 1. Московское областное отделение Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация»: 142800, Московская область, г. Ступино, ул. Чайковского, влад. 7.
От Правительства Московской области:
министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
От МОФОМС:
исполнительный директор
А.А.ЧЕРЕПОВА
От Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации: председатель
А.И.ДОМНИКОВ
От Московского областного отделения
Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация»:
председатель правления
Е.Е.КРУГЛОВ
От СМО:
Н.В.МАРТЬЯНОВА
«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 9
БЮДЖЕТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Медицинские организации, оказывающие услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), получают деньги от страховых компаний. При этом страховщики перечисляют не свои средства, а средства фондов ОМС. Процесс взаимодействия фондов обязательного медицинского страхования, страховых и медицинских организаций сложен и имеет ряд особенностей. В этой статье автор осветит следующие вопросы: как строятся взаимоотношения страховых и бюджетных медицинских учреждений при реализации программ ОМС? Как происходит процесс финансирования? Какие отчеты и куда должны представлять медицинские учреждения? На что следует обратить внимание при налогообложении доходов, получаемых при реализации программ ОМС?
Медицинские учреждения
как субъекты медицинского страхования
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1499-1) к субъектам медицинского страхования относит граждан, страхователей, страховые медицинские организации и медицинские учреждения. Страхователями при ОМС для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления; для работающего населения — организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Лицензия выдается в порядке, установленном Федеральной службой страхового надзора. При этом согласно п. 2 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, страховая медицинская организация вправе одновременно выполнять обязательное и добровольное медицинское страхование, но не может осуществлять иные виды страховой деятельности. На право заниматься каждым видом медицинского страхования выдается отдельная лицензия. Согласно ст. 2 Закона РФ N 1499-1 медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. При лицензировании медицинского учреждения выдается государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности. Лицензирование проводят лицензионные комиссии, создаваемые при органах государственного управления, городской и районной местной администрации из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений). Порядок и условия выдачи лицензий прописаны в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ, лицензионные требования, а также перечень документов, необходимых для получения лицензии, установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 <>.
<> От редакции. Подробнее о лицензировании медицинской деятельности читайте в статье Т.Николаевой «Лицензирование медицинской деятельности», опубликованной на с. 57 журнала «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, 2006.
Медицинские учреждения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Обязательным условием оказания медицинской помощи в системе медицинского страхования является наличие аккредитации, определяющей их соответствие установленным профессиональным стандартам. Согласно ст. 21 Закона РФ N 1499-1 аккредитацию медицинских учреждений проводят специальные аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций. Аккредитованному медицинскому учреждению советы министров республик в составе РФ, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также местная администрация выдают сертификат. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования. По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ ОМС.
Программа ОМС
Бюджетные медицинские учреждения предоставляют медицинскую и лекарственную помощь, оказываемую за счет средств фондов ОМС, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 22 Закона РФ N 1499-1 базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Советами Министров РФ. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе. Перечень услуг, оказываемых медицинскими учреждениями в рамках ОМС в 2006 г., приведен в Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 (далее — Программа). В частности, за счет средств ОМС оказывается амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при инфекционных и паразитарных заболеваниях, при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ и других заболеваниях, перечисленных в разд. III «Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» Программы. Также в рамках базовой программы осуществляются лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний, включая проведение профилактических прививок, осмотров и диспансерного наблюдения. Услуги, оказываемые в рамках амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, определены Номенклатурой работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Минздрава России от 26.07.2002 N 238. Обратите внимание: зачастую участие в территориальных программах ОМС предполагает открытие для этих целей бюджетными медицинскими учреждениями отдельных счетов.
Тарифы на медицинские услуги
Согласно п. 9 Типового договора <> оказываемые бюджетным медицинским учреждением услуги, предусмотренные территориальной программой ОМС, оплачиваются страховщиками по согласованным в установленном порядке тарифам. Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, советами министров республик в составе РФ, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и соответствовать уровню оказываемой медицинской помощи. Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе ОМС граждан были утверждены Приказом ФФОМС от 14.04.1994 N 16 (далее — Рекомендации по расчетам тарифов).
<> Приложение к Типовым правилам обязательного медицинского страхования граждан, утвержденное ФФОМС от 03.10.2003 N 3856/30-3/и.
Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы ОМС граждан. При этом под объектом установления тарифа понимается медицинская помощь, выраженная в объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страхованию, например годовая программа амбулаторного ведения пациента, лечение в стационаре, консультация и др. Тарифы утверждаются территориальными фондами ОМС и областными (краевыми, республиканскими) департаментами здравоохранения, кроме этого, они согласовываются с правлением соответствующих отделений Российской медицинской ассоциации и областными комитетами профсоюзов работников здравоохранения и затем используются для оплаты медицинских услуг, оказываемых по территориальной программе, финансируемой за счет фондов ОМС в соответствии с выбранным способом оплаты. При этом если руководствоваться Рекомендациями по расчетам тарифов, то в состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение территориальной программы ОМС, в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли, за исключением расходов на амортизацию и расходов, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются в соответствии с целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств фондов ОМС (п.п. 2.6., 2.7. Рекомендаций по расчету тарифов). Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению территориальной программы ОМС обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство). Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов осуществляются представителями участников программ ОМС в соответствии с Законом РФ N 1499-1 и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан. Временный порядок финансового взаимодействия утверждается территориальными фондами ОМС и в его рамках определяются подушевые нормативы финансирования территориальной программы ОМС. Тарифы контролируются ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами комиссии по согласованию тарифов. Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в соответствии с методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе ОМС граждан). Основные подходы к расчетам тарифов на медицинские услуги в системе ОМС установлены в разд. 3 Рекомендаций по расчетам тарифов. При разработке методики и проведении расчетов тарифов на медицинские и иные услуги в системе ОМС за базу принимается методика, изложенная в § 2 Методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги (Письмо Минздрава России от 01.09.1992 N 19-15/03), в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи. Для обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей на территории субъекта РФ используется единая для медицинских учреждений данной территории методика расчета тарифов. Она разрабатывается с учетом накопленного на территории субъекта РФ опыта расчетов, в соответствии с Рекомендациями по расчетам тарифов и утверждается комиссией по согласованию тарифов. Рекомендациями по расчетам тарифов предусмотрены два варианта возмещения расходов. При первом варианте в тарифы одновременно включают все возмещаемые по ОМС расходы. При этом компенсирующая сторона организует контроль рационального использования средств и структуры (соотношения) расходов, включенных в тариф. Во втором варианте расходы на медицинскую помощь делятся на условно-переменные и условно-постоянные. При таком разделении расходов с целью установления взаимосвязи между размерами расходов (по их видам) и объемами деятельности медицинского учреждения следует провести предварительный экономический анализ. Необходимость отнесения расходов к условно-переменным или условно-постоянным определяется степенью детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты (финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи (врачебная манипуляция, консультация и т.п.), тем больше необходимость в точном разделении расходов в зависимости от объемов деятельности. К условно-переменным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от объемов деятельности. В указанную группу расходов рекомендуется включать: — заработную плату персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, зависящим от выполнения объемов работы); — расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств; — расходы на питание больных.
При отсутствии возможности получения данных об условно-переменных расходах конкретного наименования на единицу оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы рекомендуется относить к условно-постоянным. К условно-постоянным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от продолжительности календарного периода и незначительно реагирует на изменение объемов деятельности: — заработная плата персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от объемов работ); — канцелярские и хозяйственные расходы; — приобретение оборудования и инвентаря; — приобретение мягкого инвентаря и обмундирования общего назначения; — расходы на спецпитание персонала, работающего в особых условиях труда; — командировочные расходы и т.д.
Такое разделение позволяет условно-переменные расходы включать в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать их (или авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов деятельности. Условно-постоянные расходы в этом случае возмещаются (или авансируются) без включения в тарифы за счет средств ОМС календарным способом (помесячно, поквартально). Методика расчета тарифов должна предусматривать порядок и правила индексации товаров, определенные тарифным соглашением. Индексация тарифов производится на основании территориальных показателей прироста средств обязательного медицинского страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной платы и данных об индексах цен Управления по статистике субъекта РФ.
Оформление взаимоотношений медицинских учреждений и страховых медицинских организаций
Общие требования к правилам ОМС граждан, в том числе вопросы взаимодействия страховых медицинских организаций и медицинских учреждений, установлены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными Федеральным фондом ОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и. Отношения между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией строятся на основе договора на предоставление медицинских услуг по ОМС. Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) — это соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь в определенном объеме и соответствующего качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования. В ст. 23 Закона РФ N 1499-1 перечислены основные пункты, которые должен содержать такой договор: — наименование сторон;
— численность застрахованных;
— виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг); — стоимость работ и порядок расчетов;
— порядок контроля качества медицинской помощи и использования страховых средств; — ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия. В целях организации контроля расходования средств на оплату необходимых лекарственных средств страховая медицинская организация передает в медицинское учреждение содержащиеся в федеральном регистре сведения о гражданах, имеющих право на получение социальных услуг. Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта РФ. Обязанностями медицинского учреждения являются ведение учета услуг, оказанных застрахованным лицам, и предоставление страховым медицинским организациям сведений по формам учета и отчетности, утвержденным в установленном порядке. Согласно п. 3.1. Методических рекомендаций <> для учета медицинских услуг, оказанных гражданам, застрахованным по ОМС, в медицинских учреждениях используются:
<> Методические рекомендации о порядке осуществления персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, утвержденные Письмом ФФОМС от 21.02.2006 N 1253/30-1/и.
- талон амбулаторного пациента (ф. 025-12/у) <>;
<
> Форма и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». - статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому (ф. N 066/у-02) <>.
<
> Форма и Инструкция по ее заполнения утверждены Приказом Минздрава России от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации».
Медицинские учреждения для отчета представляют в страховые организации следующие учетные регистры (п. 3.1. Методических рекомендаций): — реестр счетов по оплате медицинских услуг, оказанных в медицинских учреждениях гражданам, застрахованным по ОМС <> (ежемесячно);
<> Форма реестра приведена в Приложении к Приказу ФФОМС от 23.08.2000 N 70 «О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС граждан РФ, оказанную гражданам РФ за пределами территории страхования».
- счет-фактуру (ежемесячно);
- форму N 14-Ф <> (ежеквартально).
<
> Форма утверждена Приказом ФФОМС от 23.03.2005 N 30 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения и порядка их заполнения».
Кроме отчетов по форме N 14-Ф (квартальная) страховой медицинской организации представляются отчеты по форме N 14-мед (полугодовая). Данные отчетные формы утверждены Приказом ФФОМС от 27.06.2006 N 71. Например, в соответствии с условиями, предусмотренными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, лечебно-профилактические учреждения представляют счета за оказанные медицинские услуги до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. После проведения экспертизы в течение 15 дней счета направляются на оплату. Счета, представленные лечебно-профилактическими учреждениями позже установленного срока, оплачиваются в следующем месяце. Расчеты производятся путем оплаты страховой организацией счетов медицинского учреждения. В соответствии со ст. 27 Закона РФ N 1499-1 медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг, а также за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. Защита прав застрахованных лиц и контроль качества медицинской помощи осуществляются в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи, утверждаемым областным (краевым, республиканским) департаментом здравоохранения и территориальным фондом ОМС. Страховая медицинская организация осуществляет контроль медицинской помощи, предоставленной застрахованным гражданам по территориальной программе ОМС, а также контроль качества обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. Экспертизы качества медицинской помощи проводятся в медицинских учреждениях специалистами территориальных фондов ОМС (их районных филиалов), врачами-экспертами СМО или внештатными медицинскими экспертами, имеющими соответствующую квалификацию. При этом используется специальная методика такой экспертизы. Различаются плановые и целевые вневедомственные экспертизы качества медицинской помощи. Представители страховщика (врачи-эксперты) проверяют в медицинское учреждение в соответствии с графиком, утвержденным в страховой организации. О проверке медицинское учреждение предупреждают за несколько дней. При этом страховщик указывает, какие документы необходимо представить для проверки, в ходе которой выявляется соответствие записей в медицинских картах стационарных и амбулаторных больных тем данным, которые отразились в счетах, выставленных для оплаты страховым организациям. В случаях обнаружения расхождений в записях и других нарушений медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг. Если медицинское учреждение в десятидневный срок не оспорило заключение эксперта, сумма очередного платежа, перечисляемого страховщиком на счет медицинского учреждения, уменьшается. В случае если соглашение не достигнуто, споры, связанные с обоснованностью заключений вневедомственных экспертов о частичной или полной неоплате затрат медицинского учреждения по оказанию медицинских услуг, разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отражение расчетов со страховыми организациями
Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция N 25н). Средства, получаемые учреждениями в рамках программ ОМС от страховых организаций, отражаются в бюджетном учете как целевые средства учреждения. Однако медицинские услуги бюджетных учреждений, оказываемые в рамках программ ОМС, могут быть квалифицированы как возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), следовательно, учитываться они должны в порядке, установленном для средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При получении средств от медицинских страховых компаний, а не от внебюджетных фондов, их отражают в бюджетном учете с кодом вида дохода 2 — «приносящая доход деятельность». Расчеты с медицинскими страховыми организациями обычно осуществляются в два этапа: сначала перечисляется аванс на предстоящий месяц, а по окончании месяца производится полный расчет на основании фактических данных. Документом, подтверждающим стоимость реализованных платных медицинских услуг, является реестр, утверждаемый медицинской организацией и страховой компанией. Согласно п. 15 Типового договора в срок до определенного числа месяца, следующего за отчетным кварталом, страховая медицинская организация, осуществлявшая обязательное медицинское страхование, и медицинское учреждение производили окончательный расчет по оплате оказанных застрахованным лицам лечебно-профилактических услуг. В бухгалтерском учете составляют следующие проводки: — начислен доход за оказанную услугу по ОМС (после утверждения сторонами реестра оказанных услуг): Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»; — получены деньги на расчетный счет ОМС от страховой компании: Дебет счета 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета» Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг». От редакции. Подробнее о порядке отражения в налоговом и бюджетном учете операций по реализации программ ОМС читайте в статье И.Гарнова «Отражение операций, осуществляемых в рамках программ обязательного медицинского страхования», опубликованной в журнале «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, 2006.
Налогообложение
Поскольку оказываемые медицинскими учреждениями услуги в рамках программ ОМС рассматриваются как услуги от приносящей доход деятельности, учреждению необходимо, во-первых, получить разрешение на осуществление этого вида деятельности и, во-вторых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» вести раздельный учет затрат по производству и реализации платных услуг и расходов на мероприятия, предусмотренные сметами доходов и расходов.
Налоговая декларация
В части заполнения Декларации по налогу на прибыль <> рассмотрим составление листа 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (далее — Отчет). Он заполняется медицинскими учреждениями, получающими средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п.п. 1, 2 ст. 251 НК РФ. При этом в Отчет не включаются средства, выделенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
<> Приказ Минфина России от 07.02.2006 N 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».
Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения она выбирает соответствующие им наименования и коды из таблицы, приведенной в Приложении N 2 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, и переносит их соответственно в графы 2 и 3 Отчета. Средствам, получаемым организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, присвоен код 110. Имуществу (работам, услугам), полученному организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, от страховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий и используемому в установленном порядке, соответствует код 420. В Отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным средствам, срок использования которых не истек, а также по которым такой срок использования не установлен. При этом в графе 4 указывается дата поступления средств, имеющих срок использования, а в графе 5 — размер средств, срок использования которых в предыдущем налоговом периоде не истек, а также неиспользованных средств, не имеющих срока использования, отраженных в графе 8 Отчета за предыдущий налоговый период. Далее в нем приводятся данные о средствах, полученных в налоговом периоде, за который составляется Отчет. Указанные в графе 9 Отчета доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению, нарушив тем самым условия их получения (п. 14 ст. 250 НК РФ). Обратите внимание: не учитываются при определении налогооблагаемой базы только суммы, полученные в рамках ОМС, то есть от страховых организаций, которые осуществляют ОМС. Следовательно, указанная льгота не распространяется на средства, полученные медицинскими организациями в рамках добровольного медицинского страхования.
Редактор журнала
«Страховые организации:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Е.ДЖАБАЗЯН
Подписано в печать
28.08.2006